Автор: Увайсова Нину Гусейновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Наименование материала: Родительская школа
Тема: «Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков самообслуживания».
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Родительская школа:
«Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков
самообслуживания».
Подготовил
социальный педагог:
Увайсова Н.Г
2021г.
«Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков
самообслуживания».
Пояснительная записка
Навык — это автоматизированный компонент сознательного действия
человека, который вырабатывается в процессе его выполнения.
Самообслуживание-обслуживание самого себя, удовлетворение своих
бытовых нужд, потребностей собственными силами
В
основу
этой
работы
входит
пошаговое
обучения
навыкам
самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что
она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями
развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме,
в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого
определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить
какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг,
которому
надо
ребенка
обучать.
Используется
система
поощрений
(внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые
занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка
уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту,
а затем — к инструкции.
Формы работы:
Индивидуальная (отрабатываются отдельные операции); групповая
(создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка:
поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу;
кроме того, работает механизм подражания).
Рассмотрим
методические
приемы
обучения
детей.
Основными
приемами
по
формированию
навыков
самообслуживания
являются
подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает
свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей
необходимо
закреплять,
стимулируя
их
устные
высказывания,
что
способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом
способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
Основным методическим приемом формирования навыков является
показ
выполнения
каждого
элементарного
действия
и их
последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового
действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого
движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет
активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении
данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо.
Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но
все это останется безрезультатным. Подробный показ и объяснение, как
выполнять
трудовые
задания
по
самообслуживанию,
в сочетании
с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать
необходимому способу действий, т. е. исполнительности.
В качестве
одного
из
средств
при
формировании
навыков
самообслуживания предлагается использовать бумажную куклу.
Форма проведения – родительская школа.
Цель: Повысить уровень знаний родителей в воспитании культурно –
гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей через
педагогическую технологию организации режимных моментов.
ЗАДАЧИ:
Формировать умения овладевать культурно - гигиеническими навыками, и
навыками самообслуживания;
Побуждать родителей воспитывать в детях самостоятельность;
Разработать методические рекомендации по воспитанию культурно -
гигиенических навыков у детей раннего возраста;
Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей
раннего возраста культурно -гигиенических навыков и навыков
самообслуживания;
Бумажная кукла — это распечатанная на бумаге двухмерная фигурка,
к которой прилагается комплект одежды (гардероб). Бумажная кукла как
дидактическое средство имеет большое преимущество по сравнению
с традиционными
наглядностями,
которые
обычно
используются
на
занятиях, таких, как карточки с изображениями одежды, благодаря своей
интерактивности. Бумажную куклу можно задействовать в разнообразных
дидактических играх, создавать проблемные ситуации, активизировать
знания детей по уже пройденным темам. Например: «Какое сейчас время
года? Посмотри, какая погода за окном. Давай оденем куклу на прогулку»,
«Кукла идет в школу. Что ей нужно одеть? Что ей нужно взять с собой?",
«Даша и Паша (имена кукол) разбросали вчера свою одежду. Помоги им
убраться. Где одежда Даши, а где — Паши? Помоги им одеться» и т. д. Еще
одним
очевидным
преимуществом
бумажной
куклы
является
ее
компактность.
Кукла
с огромным
гардеробом
и даже
собственным
«жилищем» не требует много места для хранения, ее можно хранить в папке
или коробке. Бумажная кукла имеет низкую себестоимость. Саму куклу и ее
гардероб можно изготовить самостоятельно и это не требует дорогих
материалов. Кроме того, бумажная кукла предоставляет бесконечные
возможности творчества. Можно создавать не только бесчисленные наряды,
но и самые разные аксессуары. В тетради, альбоме или на листе ватмана
можно создать целый особняк с мебелью, бытовой техникой, домашними
животными и т. д. Благодаря этому возможности использования бумажной
куклы существенно расширяются. Однако отсутствие навыков рисования
может значительно ограничить вас в творчестве. Хотя можно найти выход,
воспользовавшись ресурсами Интернета, вырезая подходящие платья или
предметы быта из журналов, научившись пользоваться графическими
редакторами. Разумеется, помимо достоинств, бумажная кукла обладает
и рядом недостатков. К самому существенному ее недостатку относится
недолговечность.
Но
этот
недостаток
можно
в значительной
степени
преодолеть, если куклу укрепить, наклеив на картон и защитить от
загрязнений с помощью прозрачного скотча, наклеенного на лицевую
сторону. Также куклу можно заламинировать. Кроме того, двухмерность
бумажной куклы накладывает ограничения на возможности игры с ней.
Использование бумажной куклы как дидактического средства диктует ряд
требований, которым должна отвечать не только кукла, но и ее гардероб. Во-
первых, даже если вы занимаетесь с детьми только одного пола, у вас
должны быть куклы, изображающие как девочку, так и мальчика. Иначе как
вы продемонстрируете своим ученикам, чем отличается женская одежда от
мужской? Во-вторых, куклы должны быть примерно одного возраста и этот
возраст должен примерно соответствовать возрасту ваших учеников. Так
детям будет легче соотнести куклу с самими собой, что облегчит им перенос
усвоенных
знаний
с кукольного
гардероба
на
реальную
одежду
на
последующих занятиях. В-третьих, необходимо следить, чтобы куклы не
были излишне стилизованными, пропорции их тел должны быть приближены
к реальным. Изображения кукол не должны быть перегружены деталями, так
как усложнение зрительного стимула негативно влияет на восприятие детей.
Исходя из этических соображений, считается, что куклы должны быть
изображены
в нижнем
белье.
Но
если
кукла
изображает
девочку
дошкольного или младшего школьного возраста, она может быть изображена
топлесс.
Считается целесообразным разделить гардероб куклы на основной,
который будет
использоваться,
прежде
всего,
в дидактических целях
и дополнительный, который будет пополняться, исходя из ваших желаний
и желаний ваших детей. Одежда, относящаяся к основному гардеробу, как
и изображение куклы, не должна быть перегружена деталями. У куклы-
мальчика основной гардероб должен включать все основные виды одежды,
как
и у
куклы-девочки.
На
мой
взгляд,
основной
гардероб
нужно
формировать, исходя, прежде всего, из принципа связи обучения с жизнью
и ориентироваться на одежду, которую носят ваши дети и видят на взрослых
в быту. Поэтому при формировании основного гардероба опираются на
следующую упрощенную классификацию одежды, обуви и головных уборов:
1. по полу: мужская, женская, универсальная;
2. по сезону: зимняя, летняя, демисезонная;
3. по способу применения: верхняя, легкая, нижняя, пляжная;
4. по
целевому
назначению:
повседневная,
домашняя,
спортивная,
праздничная, производственная, униформа;
5. по временному параметру: традиционная (национальная), современная;
6. отдельные
предметы
одежды:
майка,
трусы,
купальник,
плавки,
футболка, шорты, юбка, блузка, рубашка, кофта/свитер, брюки, платье,
пальто, куртка, шуба, варежки, шапка, панама/косынка/шляпа, туфли,
ботинки, сапоги, кроссовки/кеды, тапочки, носки, колготки. В основном
гардеробе должен быть представлен каждый вид одежды из данной
классификации.
Использование бумажной куклы позволит вам разнообразить ваши
игры,
повысить
мотивацию
воспитанников,
активизировать
их
познавательную деятельность.
Практическая работа:
1. Знакомство со способом изготовления бумажной куклы.
- Уважаемые родители мы с Вами будем создавать бумажных кукол. Для
этого нам необходимо заготовить картон, простой карандаш, ножницы,
фломастеры или цветные карандаши, цветную и белую бумагу для одежды, а
также многочисленные глянцевые журналы.
1.На листе картона обведите карандашом фигуру куклы. Так же используя
кальку, можно скопировать фигурку из любой книги или раскраски. Вы
можете сделать как куклу-девочку, так и куклу-мальчика.
2.Нарисуйте кукле лицо и прическу, сделайте контуры тела четкими. Одежду
рисовать не нужно – кукла будет заготовкой для будущих костюмов.
3.Готовую куклу вырежьте из картона ножницами.
4. Теперь настал момент делать одежду – нижнее белье можно нарисовать
прямо на кукле и раскрасить его.
5. Одежду можно придумать разнообразную от повседневной до
праздничных костюмов и т. д.
2. Дидактическая игра «Одень Лизу и Мишу по сезону»
Вывод: Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет
творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника
модельера. Не смотря на простоту изготовления, бумажные куклы могут дать
многое для развития ребёнка.
Во-первых, посредством игры с бумажной куклой можно изучать такие
темы, как «Мальчики и девочки», «Одежда для девочек и мальчиков»,
«Сезонная одежда», «Праздничная, нарядная одежда», «Одежда для спорта,
прогулок», «Обувь», «Головные уборы», «Исторические костюмы», «Одежда
разных народов», «Одежда для людей разных профессий», «Семья» и др.
Во-вторых, игра с ними прививает чувство вкуса, развивает фантазию, учит
аккуратному и бережному отношению к одежде.
В-третьих, с бумажными куклами можно придумать игру с любым сюжетом
(ведь можно нарисовать какой угодно персонаж, в любой одежде, с любым
выражением лица и т.д). И с помощью такой театральной игры можно
развивать ребёнка в эмоциональной сфере, социальной, бытовой и т.д.
В-четвертых, при игре с бумажными куклами активно развивается мелкая
моторика рук, ведь ребёнку нужно закрепить одежду на кукле при помощи
застёжек, а деткам постарше ещё и вырезать её, прежде чем начать игру.
Спасибо за внимание!