Напоминание

«Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков самообслуживания».


Автор: Увайсова Нину Гусейновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Наименование материала: Родительская школа
Тема: «Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков самообслуживания».
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Родительская школа:

«Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков

самообслуживания».

Подготовил

социальный педагог:

Увайсова Н.Г

2021г.

«Использование бумажной куклы для формирования у детей с ОВЗ навыков

самообслуживания».

Пояснительная записка

Навык — это автоматизированный компонент сознательного действия

человека, который вырабатывается в процессе его выполнения.

Самообслуживание-обслуживание самого себя, удовлетворение своих

бытовых нужд, потребностей собственными силами

В

основу

этой

работы

входит

пошаговое

обучения

навыкам

самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что

она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями

развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме,

в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого

определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить

какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг,

которому

надо

ребенка

обучать.

Используется

система

поощрений

(внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые

занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка

уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту,

а затем — к инструкции.

Формы работы:

Индивидуальная (отрабатываются отдельные операции); групповая

(создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка:

поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу;

кроме того, работает механизм подражания).

Рассмотрим

методические

приемы

обучения

детей.

Основными

приемами

по

формированию

навыков

самообслуживания

являются

подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает

свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей

необходимо

закреплять,

стимулируя

их

устные

высказывания,

что

способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом

способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.

Основным методическим приемом формирования навыков является

показ

выполнения

каждого

элементарного

действия

и их

последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового

действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого

движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет

активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении

данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо.

Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но

все это останется безрезультатным. Подробный показ и объяснение, как

выполнять

трудовые

задания

по

самообслуживанию,

в сочетании

с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать

необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

В качестве

одного

из

средств

при

формировании

навыков

самообслуживания предлагается использовать бумажную куклу.

Форма проведения – родительская школа.

Цель: Повысить уровень знаний родителей в воспитании культурно –

гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей через

педагогическую технологию организации режимных моментов.

ЗАДАЧИ:

Формировать умения овладевать культурно - гигиеническими навыками, и

навыками самообслуживания;

Побуждать родителей воспитывать в детях самостоятельность;

Разработать методические рекомендации по воспитанию культурно -

гигиенических навыков у детей раннего возраста;

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей

раннего возраста культурно -гигиенических навыков и навыков

самообслуживания;

Бумажная кукла — это распечатанная на бумаге двухмерная фигурка,

к которой прилагается комплект одежды (гардероб). Бумажная кукла как

дидактическое средство имеет большое преимущество по сравнению

с традиционными

наглядностями,

которые

обычно

используются

на

занятиях, таких, как карточки с изображениями одежды, благодаря своей

интерактивности. Бумажную куклу можно задействовать в разнообразных

дидактических играх, создавать проблемные ситуации, активизировать

знания детей по уже пройденным темам. Например: «Какое сейчас время

года? Посмотри, какая погода за окном. Давай оденем куклу на прогулку»,

«Кукла идет в школу. Что ей нужно одеть? Что ей нужно взять с собой?",

«Даша и Паша (имена кукол) разбросали вчера свою одежду. Помоги им

убраться. Где одежда Даши, а где — Паши? Помоги им одеться» и т. д. Еще

одним

очевидным

преимуществом

бумажной

куклы

является

ее

компактность.

Кукла

с огромным

гардеробом

и даже

собственным

«жилищем» не требует много места для хранения, ее можно хранить в папке

или коробке. Бумажная кукла имеет низкую себестоимость. Саму куклу и ее

гардероб можно изготовить самостоятельно и это не требует дорогих

материалов. Кроме того, бумажная кукла предоставляет бесконечные

возможности творчества. Можно создавать не только бесчисленные наряды,

но и самые разные аксессуары. В тетради, альбоме или на листе ватмана

можно создать целый особняк с мебелью, бытовой техникой, домашними

животными и т. д. Благодаря этому возможности использования бумажной

куклы существенно расширяются. Однако отсутствие навыков рисования

может значительно ограничить вас в творчестве. Хотя можно найти выход,

воспользовавшись ресурсами Интернета, вырезая подходящие платья или

предметы быта из журналов, научившись пользоваться графическими

редакторами. Разумеется, помимо достоинств, бумажная кукла обладает

и рядом недостатков. К самому существенному ее недостатку относится

недолговечность.

Но

этот

недостаток

можно

в значительной

степени

преодолеть, если куклу укрепить, наклеив на картон и защитить от

загрязнений с помощью прозрачного скотча, наклеенного на лицевую

сторону. Также куклу можно заламинировать. Кроме того, двухмерность

бумажной куклы накладывает ограничения на возможности игры с ней.

Использование бумажной куклы как дидактического средства диктует ряд

требований, которым должна отвечать не только кукла, но и ее гардероб. Во-

первых, даже если вы занимаетесь с детьми только одного пола, у вас

должны быть куклы, изображающие как девочку, так и мальчика. Иначе как

вы продемонстрируете своим ученикам, чем отличается женская одежда от

мужской? Во-вторых, куклы должны быть примерно одного возраста и этот

возраст должен примерно соответствовать возрасту ваших учеников. Так

детям будет легче соотнести куклу с самими собой, что облегчит им перенос

усвоенных

знаний

с кукольного

гардероба

на

реальную

одежду

на

последующих занятиях. В-третьих, необходимо следить, чтобы куклы не

были излишне стилизованными, пропорции их тел должны быть приближены

к реальным. Изображения кукол не должны быть перегружены деталями, так

как усложнение зрительного стимула негативно влияет на восприятие детей.

Исходя из этических соображений, считается, что куклы должны быть

изображены

в нижнем

белье.

Но

если

кукла

изображает

девочку

дошкольного или младшего школьного возраста, она может быть изображена

топлесс.

Считается целесообразным разделить гардероб куклы на основной,

который будет

использоваться,

прежде

всего,

в дидактических целях

и дополнительный, который будет пополняться, исходя из ваших желаний

и желаний ваших детей. Одежда, относящаяся к основному гардеробу, как

и изображение куклы, не должна быть перегружена деталями. У куклы-

мальчика основной гардероб должен включать все основные виды одежды,

как

и у

куклы-девочки.

На

мой

взгляд,

основной

гардероб

нужно

формировать, исходя, прежде всего, из принципа связи обучения с жизнью

и ориентироваться на одежду, которую носят ваши дети и видят на взрослых

в быту. Поэтому при формировании основного гардероба опираются на

следующую упрощенную классификацию одежды, обуви и головных уборов:

1. по полу: мужская, женская, универсальная;

2. по сезону: зимняя, летняя, демисезонная;

3. по способу применения: верхняя, легкая, нижняя, пляжная;

4. по

целевому

назначению:

повседневная,

домашняя,

спортивная,

праздничная, производственная, униформа;

5. по временному параметру: традиционная (национальная), современная;

6. отдельные

предметы

одежды:

майка,

трусы,

купальник,

плавки,

футболка, шорты, юбка, блузка, рубашка, кофта/свитер, брюки, платье,

пальто, куртка, шуба, варежки, шапка, панама/косынка/шляпа, туфли,

ботинки, сапоги, кроссовки/кеды, тапочки, носки, колготки. В основном

гардеробе должен быть представлен каждый вид одежды из данной

классификации.

Использование бумажной куклы позволит вам разнообразить ваши

игры,

повысить

мотивацию

воспитанников,

активизировать

их

познавательную деятельность.

Практическая работа:

1. Знакомство со способом изготовления бумажной куклы.

- Уважаемые родители мы с Вами будем создавать бумажных кукол. Для

этого нам необходимо заготовить картон, простой карандаш, ножницы,

фломастеры или цветные карандаши, цветную и белую бумагу для одежды, а

также многочисленные глянцевые журналы.

1.На листе картона обведите карандашом фигуру куклы. Так же используя

кальку, можно скопировать фигурку из любой книги или раскраски. Вы

можете сделать как куклу-девочку, так и куклу-мальчика.

2.Нарисуйте кукле лицо и прическу, сделайте контуры тела четкими. Одежду

рисовать не нужно – кукла будет заготовкой для будущих костюмов.

3.Готовую куклу вырежьте из картона ножницами.

4. Теперь настал момент делать одежду – нижнее белье можно нарисовать

прямо на кукле и раскрасить его.

5. Одежду можно придумать разнообразную от повседневной до

праздничных костюмов и т. д.

2. Дидактическая игра «Одень Лизу и Мишу по сезону»

Вывод: Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет

творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника

модельера. Не смотря на простоту изготовления, бумажные куклы могут дать

многое для развития ребёнка.

Во-первых, посредством игры с бумажной куклой можно изучать такие

темы, как «Мальчики и девочки», «Одежда для девочек и мальчиков»,

«Сезонная одежда», «Праздничная, нарядная одежда», «Одежда для спорта,

прогулок», «Обувь», «Головные уборы», «Исторические костюмы», «Одежда

разных народов», «Одежда для людей разных профессий», «Семья» и др.

Во-вторых, игра с ними прививает чувство вкуса, развивает фантазию, учит

аккуратному и бережному отношению к одежде.

В-третьих, с бумажными куклами можно придумать игру с любым сюжетом

(ведь можно нарисовать какой угодно персонаж, в любой одежде, с любым

выражением лица и т.д). И с помощью такой театральной игры можно

развивать ребёнка в эмоциональной сфере, социальной, бытовой и т.д.

В-четвертых, при игре с бумажными куклами активно развивается мелкая

моторика рук, ведь ребёнку нужно закрепить одежду на кукле при помощи

застёжек, а деткам постарше ещё и вырезать её, прежде чем начать игру.

Спасибо за внимание!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!