Напоминание

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».


Автор: Увайсова Нину Гусейновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

«Здоровье сберегающие технологии в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила

социальный педагог:

Увайсова Н.Г

Краснодар

2021 г

Статья на тему:

«Здоровьесберегающих технологий в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Возникновение идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей

эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье

и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали

значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Как

говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто».

К сожалению, в настоящее время проблема состояния здоровья и физического

развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную

значимость.

Нервно-психические

и

соматические

заболевания,

а

также

различные функциональные расстройства ведут к

нарушениям моторного

развития детей и замедлению темпа их психического развития.

Состояние здоровья ребёнка относится к ведущим факторам, в значительной

мере определяющим его способность успешно справляться со всеми

требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в

детском

учреждении

и

семье.

Что

же

такое

здоровье,

рассмотрим

поподробнее.

По

уставу

всемирной

организации

здравоохранения,

«здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» .

По мнению Влаиля Петровича Казначеева здоровье – это процесс сохранения

и развития физиологических, биологических и психических функций,

оптимальной

трудовой

и

социальной

активности

при

максимальной

продолжительности

активной

творческой

жизни.

Автор

представляет

здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление,

совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать

продолжительную жизнь.

В частности, под здоровьем принято понимать комплексное, целостное,

динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации

генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической

среды. В таком понимании, здоровье – это способность человека к

оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности

жизни.

Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:

Физическое здоровье:

– текущее состояние функциональных возможностей органов и систем

организма;

совершенство

саморегуляции

в

организме,

гармония

физиологических процессов; способность противостоять внешним и

внутренним

отрицательным

факторам,

болезням

и

повреждениям;

максимальная адаптация к окружающей среде.

Психическое здоровье:

состояние

психической

сферы

и

общего

душевного

комфорта,

обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным

психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики,

соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая

умственная

работоспособность

один

из

основных

показателей

психического

здоровья

и

важный

индикатор

благоприятного

функционального состояния организма в целом.

Нравственное здоровье:

комплекс

моральных

ценностей,

установок

и

мотиваций,

характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и

мотивов поведения индивида в обществе.

Нравственное

здоровье

это

моральная

сила,

побуждающая

к

созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного

здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к

труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и

привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Достигается

нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными,

друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события

и составлять программу своих действий.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа

формирования личности. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное,

что

необходимо

сделать

нам,

педагогам

дошкольных

учреждений.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,

эмоциональным благополучием. В настоящее время в качестве одного из

приоритетных

направлений

педагогической

деятельности

выделяется

применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и

у разных авторов встречаются разные трактовки

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Вадим Олегович

Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов

образования.

Цель

здоровьесберегающих

технологий

обеспечить

ребенку

с

ограниченными

возможностями,

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Реабилитационные центры имеют большие потенциальные возможности для

формирования у детей здоровьесберегающей культуры,

навыков здорового

образа

жизни.

Это

связано

с

возможностью

поэтапной реализации поставленных

задач

с

учётом

возрастных

и

психологических возможностей детей.

Виды

здоровьесберегающих технологий в реабилитацииклассификация

здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых

задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения

субъектов педагогического процесса в реабилитационном центре. В связи с

этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка; технология

здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов реабилитационного ценра;

медико-профuлактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии валеологического просвещения родителей.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей

ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и

предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и

обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на

личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному

существованию, а значит здоровью.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!