Автор: Увайсова Нину Гусейновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
«Здоровье сберегающие технологии в работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила
социальный педагог:
Увайсова Н.Г
Краснодар
2021 г
Статья на тему:
«Здоровьесберегающих технологий в работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Возникновение идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей
эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье
и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали
значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Как
говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто».
К сожалению, в настоящее время проблема состояния здоровья и физического
развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную
значимость.
Нервно-психические
и
соматические
заболевания,
а
также
различные функциональные расстройства ведут к
нарушениям моторного
развития детей и замедлению темпа их психического развития.
Состояние здоровья ребёнка относится к ведущим факторам, в значительной
мере определяющим его способность успешно справляться со всеми
требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в
детском
учреждении
и
семье.
Что
же
такое
здоровье,
рассмотрим
поподробнее.
По
уставу
всемирной
организации
здравоохранения,
«здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» .
По мнению Влаиля Петровича Казначеева здоровье – это процесс сохранения
и развития физиологических, биологических и психических функций,
оптимальной
трудовой
и
социальной
активности
при
максимальной
продолжительности
активной
творческой
жизни.
Автор
представляет
здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление,
совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать
продолжительную жизнь.
В частности, под здоровьем принято понимать комплексное, целостное,
динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации
генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической
среды. В таком понимании, здоровье – это способность человека к
оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности
жизни.
Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:
Физическое здоровье:
– текущее состояние функциональных возможностей органов и систем
организма;
совершенство
саморегуляции
в
организме,
гармония
физиологических процессов; способность противостоять внешним и
внутренним
отрицательным
факторам,
болезням
и
повреждениям;
максимальная адаптация к окружающей среде.
Психическое здоровье:
–
состояние
психической
сферы
и
общего
душевного
комфорта,
обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным
психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики,
соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая
умственная
работоспособность
–
один
из
основных
показателей
психического
здоровья
и
важный
индикатор
благоприятного
функционального состояния организма в целом.
Нравственное здоровье:
–
комплекс
моральных
ценностей,
установок
и
мотиваций,
характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и
мотивов поведения индивида в обществе.
Нравственное
здоровье
–
это
моральная
сила,
побуждающая
к
созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного
здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к
труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и
привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Достигается
нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными,
друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события
и составлять программу своих действий.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа
формирования личности. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное,
что
необходимо
сделать
нам,
педагогам
дошкольных
учреждений.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. В настоящее время в качестве одного из
приоритетных
направлений
педагогической
деятельности
выделяется
применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и
у разных авторов встречаются разные трактовки
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Вадим Олегович
Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования.
Цель
здоровьесберегающих
технологий –
обеспечить
ребенку
с
ограниченными
возможностями,
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Реабилитационные центры имеют большие потенциальные возможности для
формирования у детей здоровьесберегающей культуры,
навыков здорового
образа
жизни.
Это
связано
с
возможностью
поэтапной реализации поставленных
задач
с
учётом
возрастных
и
психологических возможностей детей.
Виды
здоровьесберегающих технологий в реабилитации–классификация
здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых
задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения
субъектов педагогического процесса в реабилитационном центре. В связи с
этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка; технология
здоровьесбережения и здоровьеобогащения
педагогов реабилитационного ценра;
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии валеологического просвещения родителей.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на
личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному
существованию, а значит здоровью.