Автор: Соболева Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ" №17
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Презентация для учителей математики
Тема: "Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Развитие мотивации
к учебной деятельности
на уроках математики.
Докладчик: Соболева
Докладчик: Соболева
Наталья Николаевна,
Наталья Николаевна,
учитель математики МБОУ № 17,
учитель математики МБОУ № 17,
•
Через усвоение учащимися
общественного смысла учения;
•
Через саму деятельность учения
школьника, которая должна чем-то
заинтересовать его.
Развитие мотивов учения:
Развитие мотивов учения:
МОТИВЫ УЧЕНИЯ
МОТИВЫ УЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКИ И
ПЕРВОКЛАССНИКИ
ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ ВООБЩЕ
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗРОСЛОСТИ
МЛАДШИЕ
ШКОЛЬНИКИ
СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ (ВЫПОЛНЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ УЧИТЕЛЯ), ОТМЕТКИ,
ПРЕСТИЖНЫЙ МОТИВ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МОТИВ (ОЧЕНЬ РЕДКО)
СРЕДНИЕ КЛАССЫ
ИНТЕРЕС К ОПРЕДЛЕННОМУ ПРЕДМЕТУ НА
ФОНЕ ОБЩЕГО СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К
УЧЕНИЮ, МОТИВ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ
(«ТАК НАДО»), МОТИВ ПОЛУЧЕНИЮ
ХОРОШЕЙ ОТМЕТКИ И ИЗБЕГАНИЯ ПЛОХОЙ
ОТМЕТКИ, ПОЗНАНИЕ СЕБЯ,
УВАЖЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ (ЗАНЯТЬ
ЖЕЛАЕМОЕ МЕСТО В КОЛЛЕКТИВЕ)
СТАРШИЕ КЛАССЫ МОТИВ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ, ВНУТРЕННИЙ
МОТИВ
Условия, вызывающие
Условия, вызывающие
интерес школьника к учебной
интерес школьника к учебной
деятельности.
деятельности.
Способ
раскрытия
учебного
материала.
Организация работы над предметом
малыми группами.
Отношения между мотивом и целями.
Проблемность обучения.
Содержание обучения.
Формирование мотивов
Формирование мотивов
учебной деятельности
учебной деятельности
Словесные методы.
Наглядные и практические методы.
Репродуктивные и поисковые методы.
Индивидуальные
и
дедуктивные
методы.
Методы
самостоятельной
учебной
работы или работы под руководством
учителя.
Используя одну схему, можно описать
Используя одну схему, можно описать
решение различных задач
решение различных задач
(5 класс):
(5 класс):
Расстояние между двумя туристами, идущими
навстречу друг другу, равно 36 км. Скорость
одного туриста - 4 км/ч, а другого 5 км/ч. Через
сколько часов они встретятся?
Первый рабочий изготавливает 27 деталей в
день, а второй – 33 детали в день. За сколько
дней они изготовят 300 деталей?
Прежде чем смело к задачам идти,
Прежде чем смело к задачам идти,
тему из букв ты сумей собери.
тему из букв ты сумей собери.
562 – (233+162) Е
(612+276) – 412 У
713 + (87+189) О
682 – (364 + 282) И
65+431+35+ 69 Н
177-78 П
86+ 44 Р
314 – 204 Щ
476
99
130
989
110
167
600
36
167
Клоун, чтобы посмешить публику, рассказал
одну историю о том, как он ходил на рыбалку.
В этой истории он все перепутал.
Найдите все ошибки, допущенные клоуном в
рассказе, и дайте правильный ответ.
«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал
плотно, выпил 1 кммолока. Потом отправился
на озеро. Расстояние до него немалое, 5
градусов. Утром было прохладно, температура
всего 10 часов тепла. Поэтому я шел
быстро, со скоростью 6 метров. Пришел,
закинул удочку, не прошло и 20 сантиметров,
как я поймал первую рыбку. Большущую –
длиной 50 минут и весом 3 км/ч.
Отличная получилась уха!»
Задача.
Задача.
«Я встал пораньше, в 4 кг утра.
Позавтракал плотно, выпил 1 км
молока. Потом отправился на озеро,
Расстояние до него немалое, 5
градусов.
Утром было прохладно, температура
всего 10 часов тепла. Поэтому
я шел быстро, со скоростью
6 метров. Пришел, закинул удочку,
не прошло и 20 сантиметров,
как я поймал первую рыбку.
Большущую – длиной 50 минут
и весом 3 км/ч.
Отличная получилась уха!»
ч
километров
литр
градусов
км/ч
минут
сантиметров
кг
84 + 26 +44 + 116
Вычислите, укажите правильный
ответ
270
150
300
320
290
100
180
330
280
260
310
400
Проверь правильность выполнения
действий. Отметь неправильные решения,
исправь их:
+
+
+
+
+
Проверь, все ли неравенства верные.
Исправь ошибки :
Проверь, правильно ли
решены уравнения.
Исправь ошибки, если
они есть.
2.
Укажи, какой способ
решения проще:
или
или
8
30
8
100
8
30
100
7
1
7
200
7
1
200
8
130
8
30
100
7
199
7
1
200
Не решая уравнение
определи, чему равен х.
8
5
5
7
5
)
7
(
х
2
х
5
х
8
х
Не верно!
Подумай!
Молодец!
Не решая уравнение
определи, чему равен х.
15
3
)
5
(
3
х
х
1
х
1
;
0
х
х
любое
х
Ответ неполный!
Ответ неполный!
Правильно!
3
5
8
25
4
10
10
6
Составь выражение по рисунку и
найди его значение при условии, что:
4
10
10
6
25
Составь выражение по рисунку и
найди его значение при условии, что:
Кошка сядет так, что её хвостик
будет возле передних лапок
350
Задачка для тех, кто любит животных
Ещё в XVII столетии монахи августинского
монастыря святого Бернара в Швейцарских
Альпах разводили огромных сторожевых
собак. Эти собаки прославили себя и своих
хозяев тем, что во время снежных бурь они
находили и спасали заблудившихся,
замерзающих, обессилевших путников. Один
только легендарный пёс Барри, живший в
монастыре в начале XIX века, за 10 лет
спас от верной смерти 40 человек.
Определить породу этой собаки ты
сможешь, если выполнишь задание…
1175 + 88 + 12 + 3825 =
1053 – 471 + 2704 =
887 – 514 + 107 =
1344 – 505 – 224 =
22302 + 629 – 1062 =
8794 + 771 + 206 =
Найди значения выражений и первую цифру
получившегося числа замени соответствующей
буквой, а эти буквы запиши в «окошечки»
лабиринта.
1175 + 88 + 12 + 3825 =
1053 – 471 + 2704 =
887 – 514 + 107 =
1344 – 505 – 224 =
22302 + 629 – 1062 =
8794 + 771 + 206 =
3
4
9
4
5
9
6
2
9
Составь задачу по рисунку и реши её,
используя выражение.
62 км/ч
38 км/ч
3 ч
?
Решите уравнение:
х – 134 = 68.
Ключ к этому уравнению
х = 68 + 134,
х = 202.
Ответ: 202.
х –
2
= 3
.
поэтому
х
находим так :
Очевидно, что х = 5,
х = 3 + 2.
Решим уравнение:
12 + (х + 34) = 83
слагаемое
неизвестное слагаемое
сумма
х + 34
83
12
I
34 + х
71
Реши уравнения. Вместо букв впиши
числа, которые являются корнями
уравнений, записанных по вертикали, и по
горизонтали.
47
28
32
7
Заполни клеточки квадрата так, чтобы в
каждой строчке, столбике и по диагонали
были одинаковые суммы чисел.
315
477 261 45
Вместо звёздочек поставь цифры,
чтобы получилось верное равенство
Кроссворд
По горизонтали:
2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м
2
. 6.
Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10.
Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой
числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи
числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали:
1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с
= ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра
равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8.
Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное.
14. Третий разряд любого класса.
Д
Д
ЙНИК
ЙНИК
ЧА
ЧА
А
А
Д
Д
ЗА
ЗА
А
А
C
C
КО
КО
ЛОБ
ЛОБ
Т=Й
Т=Й
,,
е
е
Я=А
Я=А
ОК
ОК
М
М
Я
Я
Ч
Ч
Е
Е
В
В
С
С
КИ
КИ
Т
Т
А
А
Й
Й
,
Параллелепипед
В некотором царстве, некотором государстве жил: король по
имени Параллелепипед со своею королевой
–
Площадью. И
было у них три дочери, одна краше другой. Звали их Высота,
Ширина и Длина.
Однажды вышли принцессы погулять в королевском лесу, да
и заблудились. Начали они кликать свою матушку, но это
было бесполезно. Далеко забрели девушки. Вдруг одна из
сестер Высота, сказала:
“
Вы
–
Ширина и Длина
–
должны
найти произведение между своим ростом, и тогда посмотрим,
что из этого получится
”
.
Так они и сделали. В тот же миг появилась рядом с ними их
матушка
–
Площадь.
С тех пор люди умножают ширину на длину и получают
площадь.
А
если
площадь
и
на
высоту
умножить,
то
получится объём прямоугольного параллелепипеда.
Приемы, которые повышают
Приемы, которые повышают
мотивацию обучения:
мотивацию обучения:
Связь изучаемого с жизнью.
Зрительные ассоциации.
Поиск дополнительной информации с помощью
библиографических справочников, словарей,
энциклопедий, Интернета.
Проведение уроков – практикумов на
компьютере.
Привлечение занимательных приемов,
парадоксов, интеллектуальные разминки,
логические задания, ребусы, математические
квадраты, кроссворды.
Использование игровых ситуаций
◦
Использование
художественной
литературы:
загадки, пословицы, стихи о математических
терминах или о великих математиках.
◦
Создание психологического климата карточки
–
информаторы,
карточки
с
образцами
решения.
◦
Использование творческих домашних заданий,
в т. ч. с использованием компьютера.
y
x
2
2
2
3
2
3
2
2
1
-1
+ 2
+ 2
cos
cos
x
x
y
y
т
3
3
3
3
x
x
y
y
O
O
IV
IV
0
312
tg
0
Определите знак:
Определите знак:
0
90
0
180
0
270
x
x
y
y
O
O
II
II
)
2
cos(
sin
Формулы приведения
Формулы приведения
З
н
а
к
З
н
а
к
?
?
–
–
2
2
3
угол
острый
-
3
3
3
3
2
3
- 1
-
3
-
3
3
-
3
-
2
-
6
-
4
4
6
-
3
2
-
2
2
-
1
2
-
1
2
-
2
2
-
3
2
3
2
2
2
3
2
2
2
3
4
5
4
4
3
5
6
7
6
1
2
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ КРУГ
Ось косинусов
Ось синусов
2
3
2
2
0
1
2
+
Ось тангенсов
3
3
1
3
- 1
3
3
-
3
-
Ось
котангенсов
-
3
3
3
3
2
3
- 1
-
3
-
3
3
-
3
-
2
-
6
-
4
4
6
-
3
2
-
2
2
-
1
2
-
1
2
-
2
2
-
3
2
3
2
2
2
3
2
2
2
3
4
5
4
4
3
5
6
7
6
1
2
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ КРУГ
Ось косинусов
Ось синусов
2
3
2
2
0
1
2
+
Ось тангенсов
3
3
1
3
- 1
3
3
-
3
-
Ось
котангенсов
11
6
-
7
6
7
4
-
5
3
11
4
-
3
3
3
3
2
3
- 1
-
3
-
3
3
-
3
-
2
-
6
-
4
4
6
-
3
2
-
2
2
-
1
2
-
1
2
-
2
2
-
3
2
3
2
2
2
3
2
2
2
3
4
5
4
4
3
5
6
7
6
1
2
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ КРУГ
Ось косинусов
Ось синусов
2
3
2
2
0
1
2
+
Ось тангенсов
3
3
1
3
- 1
3
3
-
3
-
Ось
котангенсов
-
3
4
СПАСИБО ЗА
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
ВНИМАНИЕ!