Автор: Жулькина Марина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2 Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: д. Пристань 2,Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Птицы нашего края
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
Тема: «Птицы нашего края»
Программное содержание:
Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и
правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать
умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать
познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах.
Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры
«Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма
заданий, для паспорта птицы (совместно дети и родители).
Материал и оборудование:
магнитный плакат «Птицы нашего края» с магнитными фигурками птиц,
конверт, письмо от орнитолога, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги
формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные
карандаши, картинки с вариантами (по количеству детей).
Ход ООД:
1.Организационный момент.
2.Основная часть
Воспитатель загадывает детям загадку:
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
(Воспитатель включает аудиозапись птичьих голосов)
- Сегодня мы поговорим о птицах. А сейчас отгадайте ещё одну загадку:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто?
(Синичка)
- Правильно ребята синица. Покажите её.
(Воспитатель показывает на фигурки птиц на магнитной доске)
Синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая,
шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые
пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».
- Ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
- Чем питается?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
- Почему её так назвали?
Физкультминутка
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень,
-Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник "Синичкин
день". В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече
"зимних гостей" - птиц, остающихся на зимовку, - синиц, щеглов, снегирей,
соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том
числе и "синичкины лакомства": несоленое сало, нежареные семечки тыквы,
подсолнечника и арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным
приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода,
перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от
людей.
- Разместите птиц на плакате.
( Дети сажают синичку на сетку с салом, снегиря на ветку рябины, дятла
на ствол дерева, щегла в кормушку, поползня на пенёк. Уточняют, кто что
ест.
-Ребята, какие бывают кормушки? Из каких материалов можно сделать
кормушки? Куда можно повесить кормушки? А вешали ли вы кормушки?
Какой корм можно насыпать в кормушку? А вы видели, какие птицы
прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При
какой меньше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и
повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются
орнитологами. Один такой орнитолог прислал вам письмо.
Знакомство с письмом орнитолога
(Воспитатель достает конверт с письмом.)
-Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Я работаю орнитологом. В
нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем
крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего
края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на
кедровку. "Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми
орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями.
Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в
тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на
верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска. "
Воспитатель показывает детям паспорт на птичку "Кедровка". предлагает
оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо
знакомых детям).
Составление паспорта птиц
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц,
обитающих в данной местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет
паспорт птицы (птицы могут повторяться)
Воспитатель поочерёдно зачитывает задания.
Задание 1. "Вид птицы"
Ребёнку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
1 - зима в городе;
2 - пальма и летящие птички;
3 - лесной пейзаж.
Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится
птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица
- зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая -
лесной пейзаж.) Наклеить подходящую картинку под фотографией птицы.
Задание 2. "Чем питается птица".
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - конфеты;
2 - насекомые;
3 - семена растений.
Задание: определить, чем питается птица. Наклеить картинку с
правильным ответом.
Задание 3. "Чем покрыто тело птиц".
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - перья;
2 - чешуя;
3 - шерсть.
Задание:. Определить, чем покрыто тело птицы. Наклеить картинку с
правильным ответом.
Воспитатель предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются
птицы. Проводится игра "Совушка".
Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети - птицы, жуки,
бабочки. "Сова" влезает на дерево (садится на стульчик, а остальные дети
"летают", имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель
произносит "Ночь!" Играющие замирают на своих местах. Совушка "слетает"
со своего дерева и медленно "облетает" ребят. Того, кто пошевельнётся,
совушка уводит к своему дереву. Воспитатель произносит "День!", и совушка
"забирается на дерево". Игра повторяется 3-4 раза. Роль совушки дети
выполняют по очереди.
Задание 4. "Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?"
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - гнездо;
2 - коляска;
№ - будка.
Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё
потомство. Наклеить картинку с правильным ответом.
Задание 5." Какие цвета могут быть в окраске птицы?"
Ребёнку предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый,
жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый,
розовый.
Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать
круг соответствующего цвета.
3.Заключительная часть. Итог ООД.
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового узнали?
- Чему учились?