Автор: Дурнова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: г. Татарска Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Обеспечение деятельностного подхода в обучении русскому языку, внедрение инновационного педагогического опыта при подготовке выпускников к ГИА"
Раздел: среднее образование
«Практические советы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
Совсем немного осталось времени до государственной итоговой
аттестации. На мой взгляд, важно делиться тем, что является эффективным.
Именно поэтому я обозначила тему своего доклада «Практические советы,
ресурсы, приёмы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку».
Считаю, что главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы
ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его
позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр.
Свое выступление я построила, ориентируясь на МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года. Охватить все задания нам не
удастся, поэтому остановлюсь на западающих моментах.
В 2022 году задания ЕГЭ остались неизменными. По-прежнему 27
заданий, на выполнение которых отводится 3,5 часа (210 минут).
__Хотелось бы напомнить Вам о впервые появившемся пояснении в
демоверсии 21 года.
При ознакомлении с проектами документов, определяющих структуру
и содержание КИМ, следует понимать, что в проекте демонстрационного
варианта представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие
всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции
варианта экзаменационной работы;
Общая основа задания с точки зрения проверяемых знаний и умений
остается прежней.
Все задания КИМ ЕГЭ по русскому языку подразделены на модули-блоки:
Модуль «Анализ текста. Содержание текста, главная информация, типы
речи, значение слов, средства связи предложений» (задания 1, 2, 22 – 25)
Блок «Главная информация по тексту» (задание 1)
Блок «Средства связи предложений в тексте» (задание 2)
Блок «Смысловая и композиционная целостность текста (содержание текста):
найти высказывание, соответствующее содержанию текста» (задание 22)
Блок «Функционально-смысловые типы речи» (задание 23)
Блок
«Лексические
понятия:
антонимы,
синонимы,
омонимы,
фразеологизмы, группы слов по происхождению и употреблению» (задание
24)
Блок «Средства связи предложений в тексте (найти часть речи) (задание 25)
Модуль «Лексика» (задания 3, 5, 6)
Блок «Лексическое значение слова» (задание 3)
Блок «Лексические нормы (паронимы)» (задание 5)
Блок «Лексические нормы (устранение речевой избыточности)» (задание 6)
Модуль «Орфоэпия» (задание 4)
Блок «Постановка ударения» (задание 4)
Задания в каждом модуле-блоке отрабатываю по плану: теория- алгоритм-
практика.
1
Результаты выполненных заданий модуля-блока заносятся в специальную
тетрадь.
По окончании работы с модулем провожу анализ и выявляю
пробелы.
На следующем слайде формы и методы работы :
Я не буду останавливаться на нормативной базе, предлагаю рассмотреть
особенности некоторых заданий ЕГЭ по русскому 1 части.
Первое задание ЕГЭ по русскому языку связано с приведенным в нем
небольшим текстом и направлено на проверку умения учащихся выявлять
ключевую
информацию,
содержащуюся
в
нем,
путем
выбора
двух
правильных ответов из пяти вариантов. В общем, это упражнение не кажется
сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки. Для того
чтобы их избежать, предлагаю использовать следующий алгоритм действий.
Следует помнить, что необязательно предложения будут основаны на
синтаксической синонимии.
Алгоритм выполнения задания:
1.
Внимательно
и
вдумчиво
прочитаем
предлагаемый
текст.
Определяем тему текста.
2.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы.
3.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем
союзы.
4.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную
мысль (идею) текста.
5.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты
ответов, в которых предложена информация, вообще не встречающаяся
в тексте, сразу исключаем.
6.
Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с
предложенным
текстом
содержание,
одну
и
ту
же тему
текста и основную мысль, различаясь лишь речевым оформлением.
Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет
друг друга.
Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому
Текст -
речевая
единица,
характеризующаяся
набором
предложений,
связанных между собой по смыслу и грамматически.
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль.
Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный
читателю.
Тема текста - то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.
Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки
препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку
текста.
Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.
Выполняем
2
Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных
является
естественный
отбор
–
процесс,
устраняющий
менее
приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным
организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те
представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то
есть приспособленными к конкретным условиям обитания. <…> они имеют
больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация,
содержащаяся
в
тексте.
Запишите
номера
этих
предложений.
1.Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а
отбирающим фактором – деятельность человека.
2. В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное
потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным
условиям обитания.
3. Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания,
имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и
оставить после себя полноценное потомство.
4. Процесс непрекращающейся борьбы за существование в потомстве
животных из поколения в поколение - признаки, полезные для человека.
5. Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и
оставляют потомство только те животные, наследственные признаки
которых полезны для человека.
Алгоритм выполнения:
1.
Внимательно
и
вдумчиво
прочитаем
предлагаемый
текст. Тема
текста – естественный отбор.
2.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы:
Следствием
непрекращающейся борьбы
за
существование в
мире
животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее
приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным
организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те
представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными,
то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. <…> они
имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
1.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем
союзы: тире указывает на определение понятия естественного отбора,
кроме того, в тексте есть пояснительная конструкция.
2.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную
мысль (идею) текста: «В природе решающим фактором жизни или
смерти
животных
является естественный
отбор – процесс, в
котором выживают только
те
виды,
которые
лучше
всего приспособлены к окружающим условиям и способные дать
здоровое потомство». Обращаем внимание на то, что ключевые слова
и фразы практически совпадают с исходным текстом.
3
3.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1, 4 и
5 не подходят, так как в тексте вообще ничего не говорится о человеке
– ни о его деятельности, ни о пользе животных для него.
4.
Следовательно, правильные ответы 2 и 3. Они содержат в себе
ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному
сообщается об одном и том же.
Ответ: 2,3.
Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения
учеников верно использовать различные средства связи предложений текста.
Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании
№1. Но следует помнить, что союзное слово - это не только относительные
местоимения, но и местоименные наречия.
Местом пропуска может быть не только стык предложений, но и стык
частей сложного предложения, даже стык слов в словосочетании, например,
если нужно подобрать производный предлог.
Учитывая это, я подбираю для детей дидактический материал с разными
вариантами формулировки заданий.
Акцентирую внимание на то, что ответом может быть как слово, так и
словосочетание, например, запишите вводное слово или словосочетание
слов.
Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
1.
Повторение одного и того же слова – лексический повтор.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые.
В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми
соснами по берегам.
1.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не
таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между
собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и
опытному - первый признак талантливости.
1.
Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
1.
Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
1.
Описательные обороты. Так называется устное выражение или
письменное высказывание, употребленное вместо конкретного слова.
При этом предмет не называется прямо. То, что речь идет именно о
нем, дают понять изображения с характерными для этого предмета
признаками, которые дает описательный оборот. Примеры: река -
пресная артерия, снежинки - зимние мошки, весна - пора пробуждения.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область
со столицей.
4
Грамматические средства связи:
1.
Личные местоимения.
А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
1.
Указательные местоимения (такой, тот, этот)
Над
посёлком
плыло
тёмное
небо
с
яркими,
иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
1.
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению
нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в
нём. Так он и делал.
1.
Союзы (обычно сочинительные), союзные слова.
За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
1.
Частицы
В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
1.
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и
др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и,
шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом,
общество было довольно гадко.
В задании 3 концентрируем внимание детей на пометы или примеры,
если они имеются.
Задание 4, 5 здесь работаем со словниками 2021 года. Где это найти?
Сайт ФИПИ-навигатор подготовки – навигатор самостоятельной подготовки
к ЕГЭ.
В задании 6 не забываем донести до детей о 2-ух формулировках:
Исправь лексическую ошибку, исключив лишнее слово или же заменив
неверно употребленное слово…
В заданиях 7-8 повторяем род , им и род падежи имён существительных
Шампунь, аэрозоль, повидло-повторить род!
В 8 задании повторяем количественные и собирательные числительные.
Не забываем, что 4 предложения остаются вне ответа. Зачастую варианты без
ошибок соотносимы с правильными вариантами…Повторяем несклоняемые
существительные! Аббревиатуры…
При выполнении задания 9 – это поиск безударной, проверяемой и
непроверяемой гласной в корне. Важно научить детей, в первую очередь,
видеть слова с чередованием. Слова-исключения типа росток, отрасль также
являются словами с чередованием. Список таких слов ограничен, поэтому
действуем методом исключения.
В 10-12 заданиях 2-4 ответа (ни 1, ни 5)
В задании 15 необходимо варьировать задания, предлагать задания на
одну букву н и на две нн. Один ответ одна цифра может быть в ответе..и
вполне в ответе могут быть все цифры.
5
В задании 18 может быть как одно, так и 2 предложения. Они могут
быть связаны, а могут быть и не связаны. Не забываем предлагать для
анализа поэтические тексты!
В задании 21 тренируем тире, двоеточие, запятая, запятые.. одно тире и
несколько тире (когда приложение выделяется с двух сторон)
В задании 22-23 заданиях всегда 2 или 3 ответа.
Формулировка
задания
22:
какие
предложения
соответствуют
содержанию, но возможно… и не соответствуют
В 23 какие из утверждений могут быть верными или ошибочными…
Поэтому необходимо предлагать разные вариации заданий и научить
детей внимательно читать задания. На уроках дети прочитывают задание про
себя, а затем воспроизводят вслух
В задании 26 список 9 терминов неповторим. В последнее время
вернулись метонимия, литота, ирония.. Следует объяснять детям, что все
термины делятся на 4 группы:
Тропы (ирония
Лексич средства (фразеологизм
Синтаксич средства (вопросит предложения
Приёмы (анафора, лексич повтор
Что я использую и рекомендую своим ученикам для эффективной
подготовки к экзамену:
1)
открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ
2)
Сайт Рустьюторс , где можно найти всю теорию для самостоятельной
подготовки к ЕГЭ, а также алгоритмы к каждому заданию.
3)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
4)
1. Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить
не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.
2.
Быстрее
всего
запоминается
ударение
в
словах,
если
их
произносить.
3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте
записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.
4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
Портал направлен на определенные темы и задания, которые берутся из
«Федерального института педагогических измерений»
Решу ЕГЭ- для меня это самый удобный сайт в плане нарешивания тестов.
Во-вторых, все разбито "по полочкам", что позволяет ученику лучше
вникнуть в суть экзамена, а значит лучше к нему подготовиться и написать
на высший балл.
Ещё одним условием успешной сдачи экзамена – это система работы с 5-11
класс.
Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, с 5-
го класса. При этом нельзя отказываться от традиционных форм.
8-9 классы.
6
При изучении тем можно использовать следующие приемы и методы:
устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего
характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом.
В 9 классе нужно особое внимание уделять комплексному анализу текста.
Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы
подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении
продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются
на практике и будут проанализированы.
Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится
эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия
приобретают систематический характер.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью», - так сказал Л.Н. Толстой. И с ним нельзя не согласиться. А
результаты
ЕГЭ
наших
учеников
по
русскому
языку
станут
тому
подтверждением.
7