Напоминание

"Феномен музыкальной памяти и некоторые методы ее развития"


Автор: Кислякова Инга Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская школа искусств и народных ремесел"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Феномен музыкальной памяти и некоторые методы ее развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Преподаватель ДШИ Кислякова Инга Вениаминовна 23.03.2016 год
Методическое сообщение

«Феномен музыкальной памяти и некоторые методы ее развития»
К концу XIX века публичное исполнение наизусть сольной концертной программы стало эстетической нормой и, возможно, поэтому интерес к проблемам музыкальной памяти заметно возрос. Вокруг проблемы запоминания музыкального материала издавна ведутся дискуссии.. Литература для фортепиано представляет особые требования к памяти пианиста- более значительные и более сложные, чем литература для какого- либо инструмента так как сочинения насыщены сложной музыкальной тканью. Лишь орган может соперничать с ним. По своим возможностям фортепиано приближается к оркестру и как известно, никакой другой инструмент не заменяет оркестр лучше чем фортепиано. Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма, музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. Игра наизусть расширяет исполнительские возможности музыканта. Не случайно Р. Шуман считал, что « аккорд сыгранный как угодно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память. Цель данного методического сообщения- дать представление о феномене музыкальной памяти, а также рассмотреть некоторые методы ее развития
Что же такое музыкальная память?
Как она устроена, и для чего нужна? Сейчас мы вместе с вами попытаемся ответить на эти вопросы. Для начала нужно понять, что представляет из себя само понятие музыкальной памяти. Точно ли мы понимаем, о чем идет речь?
Музыкальная память
, впрочем как и любая память,- это способность двухфазная- запоминать и воспроизводить. В нашем случае при занятиях музыкой нам не только надо запоминать мелодии или целиком музыкальное произведение. Мы должны запомнить и воспроизвести их с максимальной точностью( спеть, сыграть, услышать внутренним слухом или даже записать нотами), и не только сразу, но и вспомнить их через какое-то, возможно длительное время. Многие великие композиторы и музыканты обладали феноменальной музыкальной памятью и без труда удерживали в своей голове огромное количество сложнейшей музыки..
Вот только один популярный пример: поразительная история о юном

Моцарте.
Побыв в церкви во время службы, он запомнил сложнейшее хоровое многоголосное произведение( мессу), личную собственность
папского хора, ноты которой были под строжайшей охраной в единственном экземпляре. Придя домой , Моцарт…. Записал их по памяти! Исключительной музыкальной памятью обладали И. Гофман, С. Рахманинов, А Тосканини , которые могли удержать в своей памяти огромный пласт музыкальной литературы. Но, то что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать большими усилиями.
Музыкальная память
является одной из самых малоисследованных и загадочных областей музыкальной психологии и педагогики. Но знания о том, как устроен определенный вид памяти, как он работает и как его можно развить, является очень важным. Как для преподавателей, так и для учеников.
Виды музыкальной памяти
Первым делом нужно разобрать виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыкантам. При запоминании музыкальной композиции используется эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая и логическая память. Каждый музыкант старается опираться на все виды памяти, но с акцентом на более удобный для него вид, в зависимости от индивидуальных предпочтений и особенностей. Проанализировать и понять, какие виды музыкальной памяти или их сочетания наиболее эффективны для нас или наших учащихся- очень полезно, и может повысить эффективность учебы и работы. 1. Зрительная память- благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные зрительные образы, и удерживаем их. Помните, как говорят?- мне надо увидеть, тогда я запомню! Очень многие просто запоминают клавиши, которые нужно нажать и играют произведение! 2. Слуховая память- при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки( речевые, музыкальные) и можем( или не можем ) их воспроизвести. Кто не замечал, что услышав песню, которая каждое утро играет в автобусе или автомобиле, можно спеть ее не выучивая специально. Эта память, как никому более важна музыкантам. 3. Двигательная (или моторная)- способность запоминать и воспроизводить различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту. Например: переехав в новую квартиру, рука будет по привычке тянуться к выключателю в ту сторону, где он был расположен в старой квартире. 4. Эмоциональная память- это наша способность запоминать чувственное состояние и воспроизводить его, при повторении какой-либо ситуации. Говорят, что музыка- это стенография чувств.
5. Логическая память( или смысловая)- это запоминание нами различных элементов, которые связаны между собой определенной смысловой цепочкой. Музыка- это не набор звуков, а структуированная, взаимосвязанная и точная система взаимоотношений звуков.. Если разобраться в ней, изучать отдельные элементы музыкального языка, то запоминать будет, на удивление гораздо легче и приятнее. Основными компонентами музыкальной памяти являются слуховая и двигательная память. Остальные виды являются вспомогательными. Выдающиеся музыкальные деятели и психологи, к примеру Д. Алексеев, Г. Цыпин, С. Савшинский считают, что музыкальная память по своей структуре комплексная. Необходимо, чтобы у пианиста были развиты хотя бы три вида памяти: Слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая, связанная с пониманием содержания произведения и двигательная- крайне важная для исполнителей- инструменталистов.  Развитию музыкальной памяти способствуют следующие факторы:- постоянное выучивание наизусть новых музыкальных произведений  Подключение к процессу заучивания разнообразных ассоциаций, к которым прибегает музыкант для нахождения большей выразительности исполнения. Например: ассоциирование музыкального материала с различными цветами, движениями, зрительными образами и т.д. Также существует практика записывания нотного текста на память.
Одним из требований к

выпускникам Высшей школы музыки в Париже являлось

требование записать по памяти отрывок из исполненных

произведений.
Музыкальная память как и все способности и психические функции поддается развитию и совершенствованию в процессе занятий и использовании определенных методик.
Методы развития музыкальной памяти по И. Гофману
Методика И. Гофмана на сегодняшний день представляет собой один из наиболее действенных путей запоминания музыкального произведения Основу данного метода составляют следующие этапы музыкальной памяти: 1. Работа с нотным текстом без инструмента Данный этап характеризуется ознакомлением и первичным разучиванием материала. Необходимо хорошо изучить нотный текст и
мысленно представить его звучание. Следует выявить и определить: настроение и идею произведения, особенности ра з в ит ия художественного образа, понимание авторского замысла и личного видения. 2. Работа за инструментом Осмысление художественного замысла произведения- основная цель первых проигрываний на инструменте. После этого начинается тщательная проработка - выявляются трудные места, опорные смысловые пункты. Сложные места прорабатываются в медленном темпе. 3. Работа без нотного текста наизусть Это этап закрепления музыкального произведения осуществляется в процессе воспроизведения его наизусть. Создание художественных или образных ассоциаций, которые активизируют эмоциональную память- это помогает надежнее усвоить материал. 4. Работа без музыкального инструмента и без нотного текста Данный этап является самым сложным. Надежное запоминание достигается путем чередования мысленного воспроизведения с игрой на инструменте. Повторение в уме стимулирует память слуховыми образами, усиливает эмоциональность игры, углубляет восприятие музыкального произведения. В вопросе развития музыкальной памяти очень важны разумные педагогические действия, направленные на правильное запоминание. Они способствуют успешному развитию общей и музыкальной памяти у учеников, что в свою очередь благоприятно сказывается на творческом и техническом росте. Дорогие педагоги не будьте слишком строги со своими учениками. Иногда они не могут сыграть наизусть, потому что они стесняются или боятся ошибиться. Это можно исправить, просто став другом для своих учеников.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!