Автор: Гринюк Кристина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦЭВ "Сударушка" г. Тарко-Сале
Населённый пункт: город Тарко-Сале
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Улыбка"
Раздел: дополнительное образование
МАСТЕР-КЛАСС
«Улыбка»
Цель: раскрытие творческих навыков и развитие эмоционального самовыражения
средствами вокального искусства.
Задачи:
Образовательные:
отрабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью,
музыкой, эмоциями и движениями;
способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;
формирование качеств, способствующих самоутверждению
личности:
самостоятельности и свободы, мышления, индивидуального восприятия музыкального
материала;
Воспитательные:
воспитание потребности в музицировании;
способствовать воспитанию интереса к различным видам искусства;
Развивающие:
развивать звуковысотный, ритмический, фонематический слух;
развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические навыки;
развить
социально-коммуникативные
качества:
общение,
соучастие,
контактность, доброжелательность, взаимоуважение, выдержку.
Материал и оборудование:
Компьютер или ноутбук и проекционный экран, колонки.
Ход мастер класса
Сказка «Улыбка»
В одной оранжевой стране, которая и сегодня расположена на берегу голубого
океана, однажды, из красного спелого арбуза выросло золотое кафе.
И жители оранжевой страны были сказочно-розово удивлены такому важному
событию в своей серобуромалиновой жизни. И хотя все сгорали от любопытства
посмотреть – что там внутри, они не решились зайти внутрь золотого кафе. И только к
вечеру, когда солнышко спряталось за верхушками дальнего леса, юная красавица по
имени УЛЫБКА вошла в зал этого сказочного заведения. И как только она коснулась
ворса шелковистого мягкого заморского ковра, откуда-то сверху зазвучала нежная и
ласкающая слух мелодия со сказочными трелями невиданных птиц.
УЛЫБКА устроилась в уютном уголке возле маленького столика совершенно
необычной формы и легким кивком головы подозвала своих друзей, которые вошли
следом за ней в зал и застыли от невиданной красоты на его пороге. Вся компания удобно
расположилась на мягких диванах нового кафе и официанты–невидимки стали приносить
на красочных блюдах вкуснейшие яства и угощать пришедших гостей.
УЛЫБКА и ее друзья были истинными гурманами и, смакуя каждый кусочек,
делились друг с другом своими впечатлениями об угощениях. Сказочно приятно текло
время отдыха и наслаждения. Звуки музыки очаровывали своей мелодичностью и,
казалось, что они окутывают все и всех спокойствием и умиротворенностью.
УЛЫБКА прикрыла глаза, чтобы еще больше раствориться в переливах мелодии
и стала ритмично покачиваться в такт музыке. Но вдруг повеяло каким-то серым холодом
со стороны двери. И все обернулись ко входу.
На пороге сказочного кафе стояло растрепанное существо, выискивая глазами
свободный столик. Наконец его взгляд остановился на одиноком столике в конце зала. И
роняя все на своем пути, громадный, сильно лохматый и очень грязнопахнущий СТРАХ
проследовал к намеченной цели. Он суетливо уселся за приглянувшийся ему столик, при
этом, с грохотом опрокинул стул и бесцеремонно высморкался в грязный платок.
Все гости замерли. Хорошее настроение куда-то улетучилось. И вечер уже не
казался таким нежно безоблачным.
СТРАХУ, как и всем гостям, официанты-невидимки стали подавать красочные
блюда с едой. Вначале они старательно красиво расставляли их на столе. Но вскоре вокруг
этого гостя образовалась какая-то неразбериха.
Дело в том, что СТРАХ совершенно не чувствовал вкуса еды. Он просто
проглатывал все целыми кусками. При этом почавкивал, почмокивал и похрюкивал,
громко запивая еду ароматными напитками. Какое-то время официантам некогда даже
было обслуживать других гостей, потому что СТРАХ молниеносно проглатывал всю
пищу и требовал новых порций.
СТРАХ ел все больше и больше и начал увеличиваться просто на глазах.
И вдруг, СТРАХ как-то неестественно дернулся и захрипел. Он подавился
очередным громадным куском пирога. Глаза его, и без того всегда громадные,
выпучились еще больше. Волосы вздыбились.
Все гости в кафе оцепенели от ужаса. Возможно, кто-то и хотел как-то помочь
СТРАХУ, но каждый боялся за себя. И в этот момент, неожиданно для всех, к СТРАХУ
спокойно подошла милая УЛЫБКА. Она мягко взяла СТРАХ за ледяную руку и нежно
погладила ее. СТРАХ от удивления прекратил расти. Затем УЛЫБКА сказала СТРАХУ
какие-то теплые слова. И СТРАХ успокоился и заметно уменьшился. И УЛЫБКА стала
понемножку поить СТРАХ целебным волшебным напитком. И тихонько приговаривала:
-Милый мой, успокойся и делай маленькие глотки.
И СТРАХ успокоился. УЛЫБКА предложила СТРАХУ попробовать красочно
украшенное фруктами блюдо с терпким южным ароматом, который разливался по всему
кафе.
И СТРАХ как-то странно противненько почавкал и выдал какое-то странное
вкусовое определение. Ведь прежде он даже не задумывался над тем, что еда может
отличаться по вкусу.
-Вдохни аромат блюда и почувствуй вкус каждой крошечной частички еды, и ты
вдохнешь в себя целебную энергию Природы.
И УЛЫБКА ласково и тепло погладила СТРАХ по голове. От такой неожиданно-
непривычной нежности СТРАХ закашлял, и застрявший кусок, наконец выскочил. И
СТРАХ мог теперь дышать полной грудью и от этого стал еще меньше.
-Жуй очень медленно и смакуй каждую частичку. Это так здорово есть со
вкусом! - нежно уговаривала СТРАХ УЛЫБКА.
И СТРАХ уже превратился в маленького мальчика-сорванца, у которого много
мальчишеских дел и ему просто некогда сесть и покушать. И УЛЫБКА удобно устроилась
рядышком с мальчишкой. Мягко взяла его за потеплевшую ладошку и спросила.
-Для чего тебе столько дел, что тебе не хватает времени даже на еду?
- Мне нужно все успеть сделать, чтобы меня все любили,- смущенно ответил
маленький СТРАХ.
- А ты знаешь того, кто тебя не любит?
-Нет.
-Так
кого
же
ты
стараешься
влюбить
в
себя?
-Тебя, прошептал маленький СТРАХ.
От такого нежного признания глаза УЛЫБКИ, и без того бездонные,
превратились в синие весенние озера.
Она нежно обняла мальчишку и сказала:
-Кушай медленно и со вкусом. Наслаждайся мельчайшим кусочком пищи,
дарованной тебе.
Потому что пища – это и еда в тарелке, это и книги, и ремесло, и вещи,
сделанные кем-то, и вся Природа, и Небо, и Звезды. И объять необъятное невозможно. Но
вкусить частицу от много ты можешь всегда. И я непременно нахожусь рядом с тем, кто
умеет наслаждаться разной пищей.
И еще долго о чем-то УЛЫБКА рассказывала мальчику. И они вместе вдыхали
ароматные запахи яств, пробовали на вкус разные коктейли, ритмично покачивались в
такт музыке. И совершенно забыли, сколько прошло время отдыха и наслаждения, потому
что оно текло сказочно приятно и совершенно спокойно и размеренно. И звуки музыки
очаровывали своей мелодичностью, и казалось, что они окутывают все и всех
спокойствием и удовольствием.
И
УЛЫБКА
открыла
глаза.
Вся
компания
ее
друзей,
по-прежнему
наслаждалась вечером.
И СТРАХ совершенно исчез. А перед УЛЫБКОЙ сидел ее давний друг
СМЕХ. Он весело рассказывал друзьям о том, как узнал, что в их замечательной
оранжевой стране, которая расположена до сих пор на берегу голубого океана, прямо на
рассвете из красного спелого арбуза выросло золотое кафе. В котором кроме еды, можно
всегда насладиться еще многими другими удовольствиями. И еще пообщаться с друзьями,
и послушать музыку, и почувствовать вкус жизни.
Светлана Сидорина
Вопросы к сказке
Какая бывает улыбка?
Какая музыка вызывает у вас улыбку и какую?
Пояснение: данное упражнение развивает музыкальный слух, образное мышление.
Какая из разученных вами ранее песен по характеру подойдет улыбке?
Пояснение: такое упражнение развивает мышление, активизирует память
учащихся. Присутствует взаимосвязь изобразительного искусства (образа улыбки) и
музыки (песня из репертуара).
Подул ветер, улыбка сорвалась с ваших губ и полетела далеко-далеко. Она попала в
сказочную страну. Жители этой страны целыми днями веселятся и танцуют. Улыбке
захотела спеть им свою чудесную песню, но, к сожалению, горожане не поняли ее язык.
Они общаются с помощью жестов и движений. По этому, улыбка решила им станцевать,
передать в своих движениях содержание песни.
(Пластическая импровизация под музыку)
Пояснение: подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку
проявить себя, придает уверенности, позитивно влияет на снятие мышечных зажимов.
Движение
под
музыку
обладает
положительным
влиянием
на
психику.
Психотерапевтическое
воздействие
основано
на
создании
особой
атмосферы
эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Подул легкий ветерок и отнес улыбку в соседний город, в котором живут одни
игрушки. Спела им свою песенку улыбка и игрушки пустились в пляс.
(Дети изображают движение игрушек под песню:
Деревянные человечки - двигают руками, ногами - на шарнирах;
Фарфоровые куклы – идут на носочках, руки как у балерин, боятся разбиться;
Марионетки, веревочные игрушки - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки
двигаются хаотично).
Пояснение: данное упражнение – пластическая импровизация, но с обозначенными
педагогом рамками.
Необходимым условием развития воображения, пластической
выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая
мышечная свобода. Интеграция музыки и пантомимы позволяет глубже и эмоциональнее
воспринять
произведения
искусства.
Музыка
развивает
образно-ассоциативное
мышление детей, творческое воображение.
Вновь поднялся ветер и отнес улыбку в страну, которую населяют великаны и
лилипуты. Сейчас мы понаблюдаем, как общаются в этой стране. Лилипуты разговариваю
тихо, а великаны – громко.
(Игра- повторялка «Божья коровка»)
Божья коровка сидит на травинке (тихо),
Мимо корова идет по тропинке (громко).
Божья коровка ей машет: «Здорово!» (тихо).
«Му!», - отвечает коровке корова (громко).
Пояснение: игра позитивно влияет на дикцию. Так же отрабатываются
динамические оттенки forte и piano (громко и тихо). Упражнение не требует длительной
подготовки, ведь учащиеся повторяют за педагогом.
А еще здесь живут два друга – Крикунчик и Певунчик. Крикунчик всегда кричал, а
Певунчик – пел. Однажды они заблудились в лесу.
- Давай попросим птиц, чтобы они нам помогли выбраться из леса. Ведь они
высоко летают и видят, где заканчивается лес,- предложил Певунчик.
- Давай. Сейчас я очень громко крикну и они услышат нас, - ответил Крикунчик.
И стал кричать мальчик, чтобы услышали его все птицы в лесу.
- Мальчик, мы тебя слышим, но не понимаем. Ты некрасиво разговариваешь, очень
грубо и резко, - ответили птицы. – А иначе ты не умеешь говорить?
- Нет, не умею. Что же нам делать?
- Давай я попробую, - сказал Певунчик.
И мальчик запел. Его песня напоминала трели соловья. Птицы все поняли и вывели
их из леса. По дороге Крикунчик попросил Певунчика, чтобы тот научил его петь.
Крикунчик пел иначе, не так тихо и нежно, как Певунчик, а громко, уверенно, но больше
не кричал.
Пояснение: рассказ нацеливает детей на правильную певческую установку.
Благодаря такого рода историям дети перестают форсировать звук.
Подул ветер и отнес улыбку в страну музыкальных инструментов. Сейчас мы с
вами будет разговаривать, как жители этой страны.
Фортепиано – Ша-пиа-пиа-но(↑, верхний регистр).
Скрипка – скрипа-скрипа-скрипа-ло(↓, нижний регистр).
Барабан – бара-бара-бара-бан(↓, нижний регистр).
Пояснение: игра подготавливает учащихся к многоголосному пению. При этом
внимание уделяется чистоте интонирования, ритму и дикции.
Подул ветер еще сильнее и отнес улыбку на полянку.
(Фонопедическое упражнение «Весенние голоса»)
Пригрело весенне солнышко
(дети поднимают руки вверх и поют звуки в
фальцетном регистре на звук «о», ведь солнышко круглое, как гласная «о» и живет высоко
в небе, поэтому используются звуки верхнего регистра голоса).
С пригорка побежал веселый ручеек
(дети «булькают» языком, элементы
артикуляционной гимнастики, изображают волны руками).
До краев он наполнил большую глубокую лужу (glissando вниз; ручеек бежал из
пригорка (с верху в низ), звук «у», с его помощью можно изображать как волны воды та и
штиль, руки делают движение с верху в центр).
Перелился ручеек через край и снова побежал (дети «булькают» языком, волны
руками).
Проснулись и выбрались из-под коры жучки («ж-ж-ж» тихо в низком регистре,
расправляют плечи, отряхиваются).
Букашки
(«з-з-з», верхний регистр, громче, изображают при помощь пальцев,
элементы пальчиковой гимнастики).
Мушки расправили свои крылышки и полетели в даль («тр-тр» в разных регистрах,
постепенно уменьшая силу звука, «улетают в даль», расправляют плечи).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация пения разных птиц).
Снег начал таять, зазвучала капель («кап-кап», разный ритмический рисунок).
Никогда еще улыбка не видела ничего подобного. Солнышко согрело ее своими
теплыми объятиями, она улыбнулась и полетела высоко в небо. Солнышко поймало ее и
нежно улыбнулось поляне. Но улыбка не покидает вас, она обещала вернутся. Улыбайтесь
почаще друг другу, ведь теперь вы знаете, какую огромную силу имеет улыбка.
Пояснение: в музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно
исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа,
ритма, тембра предлагаемого ему сюжета и музыки. Ребенок начинает осознавать
музыку через движение.
Так же, с целью мотивации ребенка и заинтересованности
дальнейшими
занятиями сказка не заканчивается, а продолжается на каждом занятии.
Посмотрите, ребята, как это все выглядело.
(Мультфильм «Песни весны» с 0.35 с.)
Обсуждение мультфильма.
Характер музыки. Кто исполняет (инструментальная, вокальная музыка, звуки
природы (птицы). Какое настроение подарила вам музыка? Хотелось ли вам танцевать под
эту музыку? Какими движениями можно сопровождать просмотр этого мультфильма? В
каких тонах (красках) изображена весна?
Выводы:
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем.
Таким образом, просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести
действие.
Китайская мудрость:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму.
Литература:
1.
Воинов И.И. Учить творчеству.- М.: Просвещение, 1988.- 105 с.
2.
Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 90с.
3.
Выготский Л.С. Психология искусства / Ред. М.Г. Ярошевского.- М.:
Педагогика, 1987.- 345с.
4.
Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.- М.:
Просвещение, 1990.- 98 с.
5.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. – 87с.
6.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.:
ВЛАДОС, 1997. – 384с.
7.
Пирадов А.В. Эстетическая культура личности.- М:Знание, 1978.- 35с.
8.
Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учебное
пособие / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
9.
Садаян Н. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией
младших школьников //Музыкальное воспитание в школе.- в.11.- М.: Музыка, 1976. – с.51
– 58.
10.
Черноиваненко
Н.
Формирование
творческих
способностей
младших
школьников в творческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А.
Апраксина.- в. 14.- М.: Музыка, 1979.- С.57 – 65.