Напоминание

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.А.Пушкина


Автор: Веркеева Людмила Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бельковская СОШ"
Населённый пункт: Брянская область,Почепский район,с.Бельково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.А.Пушкина
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы. 5 класс.

Учитель – Веркеева Л.М.

МБОУ «Бельковская СОШ»

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла

на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать,

обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на

распознавание истинной красоты.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно

бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к

сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

2. Слово учителя.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному

творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей

няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами

познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами

работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы

будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же

это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих

слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование

данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования

терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны

надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды,

страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг

человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь

живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются

противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре,

но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой

царевне и семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно

разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных

героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-

Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных

героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше

положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к

положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй

части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и

Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста

определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в

два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

слайда на экране):

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее

соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем

она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая

уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается

им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,

что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем.

Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит

добро, и все ей помогают.

2. Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и

анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна

молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста

молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а

царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции,

когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей

красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель:

- На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы

объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли

это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает

свою невесту.

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы

помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто

рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием

грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не

живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В

сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра

со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на

добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь

мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же

завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя

добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки

выучите наизусть.

6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и

анализ рисунков ребят.

Выставление и комментирование отметок.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!