Автор: Лена Ишдавлетовна Клокова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - Д/С № 165" г. МАГНИТОГОРСК
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: «Путешествие в сказку»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 165» г. Магнитогорск
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Путешествие в сказку»
Состави
л: Клокова Л.И.
Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер
– класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»
Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.
Задачи:
1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и форм
использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников;
2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в
развитии в деятельности с детьми;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Вступительное слово:
Один
из
видов
здоровье
сберегающих
коррекционных
технологий
является
сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который,
позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при
этом
самые
разные
задачи:
воспитательные,
образовательные
и
развивающие.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с
самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми
и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и
мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными
сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных,
оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод
развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе
каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи.
Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства
взаимопомощи
и
поддержки,
или
развитие
памяти,
расширение
эмоционально-
поведенческих реакций.
Актуальность:
О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам рассказать сказку о
сказкотерапии.
Сказка о сказкотерапии.
«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила
детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об
окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями
о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей,
внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в
их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны,
компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились
«крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий
компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя
заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела
осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей,
уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь
их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так
шли дни.
И никто не знал, как им помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько
подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с
самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в
тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся
радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы
позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»
Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах?
Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Может быть, сказки это и
«пустяки», и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к
светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и
взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить
лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда
человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В
зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации
(сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.); расширяет знания
ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка духовно-
нравственными ценностями; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует
психофизическое и эмоциональное развитие. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или
взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а
затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
- народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание,
формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
- обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем
пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
- диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его
отношение к миру;
- психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи,
неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в
сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
- подбор героя (похожего на ребенка);
описание жизни героя;
- помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
- герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной
увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
- изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
- сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
-простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;
Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где
действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными
способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д. Нужно обязательно обсудить ее с
ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать
выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в
него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия
ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты
характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
Основная практическая часть.
Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое
имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой. Сейчас я
предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди
представить свою сказку. Почему вы ее полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в
ней запомнилось больше всего?
Задание № 1
Я предлагаю выйти 3 участникам.
Условия:
Первый сказочник (взрослый) начинает сказку одной фразой;
Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по
смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
Сказка должна иметь логический конец;
Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)
Направленность: развитие произвольной памяти и внимания
развитие фантазии и воображения
развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
развитие умения слушать
совершенствование навыков изобразительного творчества
Тема «Как еж выручил зайца»
Задание №2
Предлагаю Вашему вниманию «Лотос - закладка для книг» (сделанная в технике
оригами). (работают за столом 3-5 педагогов.)
Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру «Наоборот» по
сказке (развивает мышление, творческое воображение, детскую фантазию)
Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например, «Колобок», у которой
есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку наоборот.
Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):
- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?
- Возникали какие-либо трудности при составлении и обсуждении сказок?
-
Появилось
ли
у
Вас
желание
использовать
приёмы
сказкотерапии
в
своей
педагогической практике?