Напоминание

«Путешествие в сказку»


Автор: Лена Ишдавлетовна Клокова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - Д/С № 165" г. МАГНИТОГОРСК
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: «Путешествие в сказку»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 165» г. Магнитогорск

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Путешествие в сказку»

Состави

л: Клокова Л.И.

Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер

– класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»

Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.

Задачи:

1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и форм

использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в

развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Вступительное слово:

Один

из

видов

здоровье

сберегающих

коррекционных

технологий

является

сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который,

позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при

этом

самые

разные

задачи:

воспитательные,

образовательные

и

развивающие.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с

самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми

и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и

мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными

сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных,

оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод

развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе

каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи.

Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства

взаимопомощи

и

поддержки,

или

развитие

памяти,

расширение

эмоционально-

поведенческих реакций.

Актуальность:

О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам рассказать сказку о

сказкотерапии.

Сказка о сказкотерапии.

«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила

детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об

окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями

о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей,

внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в

их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны,

компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились

«крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий

компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя

заброшенной и никому не нужной

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела

осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей,

уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь

их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так

шли дни.

И никто не знал, как им помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько

подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с

самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в

тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся

радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы

позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»

Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах?

Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Может быть, сказки это и

«пустяки», и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к

светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и

взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить

лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда

человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В

зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.

Ее польза состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации

(сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.); расширяет знания

ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка духовно-

нравственными ценностями; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует

психофизическое и эмоциональное развитие. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или

взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а

затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

- народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание,

формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

- обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем

пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

- диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его

отношение к миру;

- психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи,

неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в

сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

- подбор героя (похожего на ребенка);

описание жизни героя;

- помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

- герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной

увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

- изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

- сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

-простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;

Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где

действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными

способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д. Нужно обязательно обсудить ее с

ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать

выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в

него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия

ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты

характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

Основная практическая часть.

Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое

имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой. Сейчас я

предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди

представить свою сказку. Почему вы ее полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в

ней запомнилось больше всего?

Задание № 1

Я предлагаю выйти 3 участникам.

Условия:

Первый сказочник (взрослый) начинает сказку одной фразой;

Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по

смыслу подходящую к предыдущим и так далее;

Сказка должна иметь логический конец;

Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)

Направленность: развитие произвольной памяти и внимания

развитие фантазии и воображения

развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)

развитие умения слушать

совершенствование навыков изобразительного творчества

Тема «Как еж выручил зайца»

Задание №2

Предлагаю Вашему вниманию «Лотос - закладка для книг» (сделанная в технике

оригами). (работают за столом 3-5 педагогов.)

Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру «Наоборот» по

сказке (развивает мышление, творческое воображение, детскую фантазию)

Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например, «Колобок», у которой

есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку наоборот.

Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):

- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?

- Возникали какие-либо трудности при составлении и обсуждении сказок?

-

Появилось

ли

у

Вас

желание

использовать

приёмы

сказкотерапии

в

своей

педагогической практике?



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!