Автор: Пагнуева Татьяна Федоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ АО "Каргопольский педколледж"
Населённый пункт: г.Каргополь, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Традиционные методы обучения в педагогической практике
Раздел: среднее профессиональное
Т.Ф. Пагнуева
педагогики и психологии,
ГБПОУ АО Каргопольский педколледж
Архангельской области.
Традиционные методы обучения в педагогической практике
При подготовке к уроку перед учителем должен решить целый ряд
вопросов, в том числе о том, как донести учебный материал до сознания
учащихся, как сделать процесс обучения наиболее продуктивным, как
вызвать наибольшую познавательную активность учащихся, какие способы
обучения выбрать, чтобы учащимся было интересно на уроке. В поиске
ответов на эти и другие вопросы учитель ищет методы обучения, так как
именно от правильности выбора методов обучения во многом зависит
эффективность процесса обучения. С позиции И.П.Подласого, метод-
сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной
целью и конечным результатом, и его роль является определяющей.
Само слово «метод»-греческого происхождения, переводится как путь к
чему-либо. «Метод обучения - способ совместной деятельности учителя и
учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и
навыками, на развитие учащихся и воспитание».
Единой классификации методов обучения не существует, однако, можно
рассмотреть некоторые походы к их классификации, в основу которых
положен определённый признак.
1.Классификация методов обучения по назначению (М.А.Данилов,
Б.Е.Есипов) включает следующие методы:
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- творческая деятельность;
- закрепление;
- проверка знаний, умений и навыков.
2.Классификация методов по степени проявления поискового характера
деятельности (Ю. К. Бабанский) включает три большие группы методов:
- методы стимулирования и мотивации учения ;
- методы стимулирования учебно - познавательной деятельности;
- методы контроля за эффективностью учебно - познавательной
деятельности.
3.По основной дидактической цели (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников)
классификация методов включает две группы :
- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний.
4.По степени самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин)
определено пять типов методов обучения:
- объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично- поисковый;
- исследовательский.
5.По источнику знаний (традиционная) классификация имеет три группы
методов:
- словесные методы;
- практические методы;
- наглядные методы.
Предметом нашего исследования являются словесные методы обучения.
Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов
обучения. В истории педагогики были периоды, когда они являлись почти
единственным
способом
передачи
знаний.
Прогрессивные
педагоги
прошлого - Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др.- выступали против
абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их
практическими и наглядными методами. В настоящее время их нередко
называют устаревшими и «неактивными». К оценке этой группы методов
надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший
срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися
учебную проблему, указать пути решения. С помощью слова учитель
активизирует воображение, память, чувства учащихся.
В то же время
применение словесных методов требует от учителя владения словом на
уровне мастерства и знания ряда методических требований.
Традиционно в группу словесных методов обучения включают
следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с
книгой. Рассмотрим их.
Рассказ- метод повествовательного изложения содержания изучаемого
материала
учителем;
монологическое
изложение
учебного
материала,
применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и
эмоционального преподнесения знаний.
Этот метод применяется на всех этапах обучения.
Выделяют три основных вида рассказа как метода обучения:
- рассказ- вступление (назначение: подготовить учащихся к восприятию
нового учебного материала, вызвать интерес к новой теме);
- рассказ- изложение
(назначение: раскрыть содержание нового
материала);
- рассказ- заключение
(назначение: подвести итог сделанному,
изученному, обобщить, сделать выводы).
К рассказу применяется ряд требований:
- содержание рассказа должно быть направлено на достижение задач
урока, содержать достоверные научно проверенные факты, быть доступным,
включать достаточное число примеров;
- по структуре рассказ должен включать начало, развитие событий,
кульминацию, финал;
- изложение рассказа требует безукоризненной, грамотной речи, передачи
личностного
отношения,
яркости
рассказа,
убедительности,
логики,
достаточной краткости.
Объяснение- это словесное истолкование закономерностей,
существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений;
словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных
положений излагаемого материала.
К применению этого метода чаще всего прибегают при изучении
теоретического материала различных основ наук.
Требования к объяснению:
- чёткая постановка цели, познавательной задачи перед учащимися;
- тщательный отбор фактического материала;
- определение стиля рассуждения ( анализ, синтез, дедукция, индукция);
- научность содержания, изложения, организации учения и учебной
деятельности);
- соответствие глубины объяснения уровню развития учащихся;
- получение обратной связи;
- речь учителя должна быть грамотной, понятной, уверенной,
убедительной;
- формулировка выводов;
- закрепление материала.
Беседа – вопросно - ответный метод обучения, который применяется на
всех этапах процесса обучения; диалогический метод обучения, при котором
учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов
побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоенный.
Этот метод имеет широкое назначение: применяется для сообщения
новых знаний, закрепления, повторения и систематизации изученного, для
контроля усвоения материала, для установления связи нового материала с
изученным, установления межпредметных связей, проведения инструктажа
и организации поисковой деятельности.
. В зависимости от конкретных задач, содержания, уровня творческой
познавательной деятельности учащихся и места беседы в уроке выделяют
несколько видов беседы:
- вводная беседа ( назначение: подготовить учащихся к восприятию нового
материала );
- сообщающая беседа (назначение: сообщение новых знаний с опорой на
имеющиеся знания и опыт учащихся);
- воспроизводящая
беседа
(назначение: повторение, систематизация
имеющихся знаний, контроль).
По форме беседа может быть индивидуальной, групповой, фронтальной.
К проведению беседы предъявляются требования:
- формулировка вопросов должна быть чёткой, ясной;
- недопустимы вопросы на угадывание или ответ «да-нет»;
- задаваться вопросы должны в логической последовательности;
- вопрос должен будить мысль ребёнка (побуждать анализировать,
сравнивать, сопоставлять, припоминать и т.д.;
- от детей требовать полных ответов, учить отвечать аргументировано,
ясно, доказательно;
- при фронтальной беседе- вопрос задаётся всему классу, выдерживается
пауза для подготовки к ответу, потом вызываются ученики для ответа;
- каждый ответ выслушивается внимательно, ошибки предоставляется
возможность исправить самому ученику, потом –дополнения учащихся и
учителя.
Лекция - монологический способ изложения объёмного материала, она
отличается от других словесных методов обучения более строгой структурой,
логикой
изложения
материала,
обилием
сообщаемой
информации,
системным характером освещения знаний. Это достаточно сложный метод,
поэтому вводится лекция в школе постепенно, применяется только в старших
классах. Достоинство лекции в том, что она позволяет экономить время и
изучить при этом большой объём материала. В дидактике разработаны
условия эффективности школьной лекции. Рассмотрим их:
- составление учителем детального плана лекции;
- сообщение учащимся плана, целью и задачами лекции;
- логически стройное, последовательное изложение материала по всем
пунктам плана;
- краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
- логические связи между частями;
- живость, эмоциональность изложения;
- включение примеров, сравнений, фактов;
- контакт с аудиторией, управление мыслительной деятельностью;
- оптимальный темп изложения;
- обеспечение возможности делать записи, задиктовка важнейших
положений;
- использование средств наглядности, облегчающих восприятие материала;
- сочетание лекций с практическими и другими занятиями.
Дискуссия
- словесный метод обучения, в ходе которого учащиеся
приучаются
аргументировать,
доказывать,
обосновывать
свою
точку
зрения.Учебная дискуссия стимулирует познавательный интерес учащихся,
развивает, воспитывает.
Важнейшие
условия
применения
дискуссии
на
уроке:
предварительная подготовка учащихся ( без знаний по теме дискуссия
беспредметна,
бесполезна);
приучение
детей
к
аргументации,
доказательствам, обоснованиям своей точки зрения; развитие у учащихся
умений ясно, точно излагать свои мысли.
Дискуссия обогащает содержание уже известного учащимся материала,
помогает его упорядочить и закрепить. Полезны дискуссии и воспитательном
плане. С их помощью легко диагностировать особенности характера,
темперамента,
памяти,
мышления,
исправлять
недостатки
поведения,
общения.
Работа с книгой - важнейший метод обучения, используется в
педагогической практике как метод получения новых знаний и как метод
закрепления, выработки умений и навыков. Главное достоинство этого
метода состоит в том, что ученик может многократно обрабатывать
информацию в нужном ему темпе и в удобное время.
Умение работать с книгой формируется в течение многих лет. Ученик
должен овладеть общеучебными умениями: свободно читать и понимать
прочитанное, выделять главное, пересказывать прочитанное (подробно,
кратко, сжато, выборочно), составить план. В начальных классах работа с
книгой осуществляется главным образом под руководством учителя, а в
старших классах- учатся работать самостоятельно и осваивают более
сложные
вид
работы
с
текстом:
конспектирование,
цитирование,
реферирование, составление библиографии, аннотирование, рецензирование,
составление тезисов, оформление структурированного плана. Учащиеся
осваивают
приёмы
работы
с
учебником,
справочной
литературой,
энциклопедиями, словарями, таблицами, специальной научно- технической и
периодической литературой.
Основные дидактические требования при организации работы с книгой:
- знакомить с учебником по предмету, раскрывая его особенности,
обозначения, структуру;
- обеспечивать планируемую работу достаточным числом книг;
- отбирать посильный для учащихся материал;
- всякую работу с книгой начинать с обстоятельного вступительного
объяснения учителя;
- в процессе выполнения работы по заданию учителю необходимо
наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не
получается, помогать преодолевать трудности;
- работа с книгой ни в коем случае не должна занимать весь урок, она
должна сочетаться с другими методами обучения.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов
обучения. Учитель находится в ситуации постоянного выбора методов
обучения. Выбор методов не может быть произвольным. Данной проблеме
посвящен ряд исследований, в частности, Ю. К. Бабанский исследовал
иерархию факторов, влияющих на выбор методов обучения. Среди них
можно выделить шесть общих условий, определяющих выбор методов
обучения:
- закономерности и принципы обучения;
- содержание и методы науки вообще и предмета, темы в частности;
- цели и задачи обучения;
- учебные возможности школьников;
- внешние условия;
- возможности учителей.
В выборе методов обучения
вполне уместен субъективизм учителя,
выбирая излюбленные методы, многие педагоги добиваются высоких
результатов за счёт мастерства и увлечённости делом.
Список литературы
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса:
(методические основы) / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение,1984.- 192с.
2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие / Т.А.Ильина. -
М.: Просвещение, 1984.- 496с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. Колледжей /
Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. –
640с.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.
высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – 3-е изд., испр. И
доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2
кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1999. – Кн.1: Общие
основы. Процесс обучения. – 576 с.
6. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В.
Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.