Напоминание

Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.


Автор: Петроченко Тамара Гавриловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: г. колпашево
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Раздел: среднее образование





Назад





Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №4» г. Колпашево Петроченко Тамара Гавриловна Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей (7 и 8 вид). Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Если раньше дети с ОВЗ обучались в основном в специальных коррекционных образовательных учреждениях (С(К)ОУ), то теперь дети с менее тяжёлыми нарушениями не имеющие инвалидности приходят в массовую школу. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С.Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России. К концу XX столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется принцип интегрированного подхода - предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение. В последние годы в России увеличилось количество поступающих детей с ОВЗ в общие образовательные учреждения, поэтому появилась потребность в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование – образование детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в едином образовательном пространстве. Инклюзивное образование практикуется в странах Европы с 70-х годов прошлого века. С введением ФГОС в нашей стране провозглашается приоритет интересов ребёнка с ОВЗ.
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. 3. Декларация о правах инвалидов. 4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. 5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 6. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006г., ст. 24. 7. Постановление правительства РФ от 17 марта 2011 года «О государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015г.г.» 8. Закон РФ «Об образовании». Ст.2, п. 16 раскрыто определение ребёнка с ОВЗ), ст.79 (организация процесса обучения ребёнка с ОВЗ), ст. 67, п. 3 (мы обязаны обучать ребёнка, проживающего на нашей территории). 9. ФЗ «О социальной защите инвалидов». 10. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007г. № 120 (ред. От 02.07.2013г.). 11. Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения о С(К) ОУ от 12 марта 1997г. 12. Постановление правительства от 31 июля 1998г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи». 13. О национальной доктрине образования в РФ. 14. Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». 15. Концепция реформирования системы специального образования от 9 февраля 1999г. 16. Письмо Минобрнауки РФ от 16 апреля 2012 г. «Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ». 17. Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008г. 18. Приказ Минобрнауки от октября 2009г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования», от 17 декабря 2010г. «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» (18.2.4. – программа коррекционной работы). 19. Приказ Минобрнауки от 20 сентября 2013г. «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии». Дети с ОВЗ – дети, имеющие значительные отклонения в психическом или физическом развитии, препятствующие образовательному процессу. Значительность полагает, что образование в обычных образовательных условиях либо затруднено, либо невозможно. Исторически сложилось семь категорий детей с ОВЗ, которые в свою очередь делятся на несколько групп:
I. Дети с нарушениями слуха.
Группы: 1) не слышащие (в общении с самим ребёнком или с родителями категорически нельзя употреблять слово «глухой»). Эти дети не слышат от рождения, пользуются языком жестов; 2) слабослышащие (частичное нарушение, медицинский термин – «тугоухость»); 3) потерявшие слух, или позднооглохшие в результате травм. У них сохранная речь.
II. Дети с нарушениями зрения.
Группы: 1) незрячие (эти дети в начальном звене не могут обучаться в массовой школе, так как у них особая методика обучения чтению методикой Брайля, в основном звене могут прийти в школу); 2) слабовидящие; 3) с заболеваниями глаз (косоглазие, амбиопия и др.);
III. Дети с нарушениями интеллекта.
По признаку стойкости нарушения тоже делятся на две группы: 1) Нарушение, которое носит нестойкий характер – задержка психического развития – это дети с трудностями в обучении. 2) Нарушение, которое носит стойкий характер – умственная отсталость или олигофрения. Степени олигофрении:
- лёгкая – дебильность (от слова слабый, хилый); - средняя – имбицильность (не могущий без опоры); - тяжёлая – идиотия (не реагирующий, сам по себе).
IV. Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Группы: 1) тяжёлая форма заикания; логофобия (страх перед речью); 2) алалия – отсутствие речи; 3) афазия – распад речи (ранее говорил, в потом перестал: это связано с инсультом, травмой); 4) ринолалия – носовой оттенок речи (ребёнок рождается с волчьим нёбом). Сейчас оперируют таких детей вовремя, нужна работа с логопедом на ранних стадиях, причём довольно длительная; 5) дизартрия – нарушение мышц языка (при церебральном параличе); И другие нарушения речи, их достаточно много.
V. Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группы: 1) детский церебральный паралич (ДЦП); 2) последствия полиомиелита (сейчас их не так много, как раньше вследствие вакцинации); 3) с врождёнными и приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (травмы, отсутствие или недоразвитие конечностей и др.).
VI.

Дети

с

тяжёлыми

нарушениями

эмоционально-волевой

сферы

(ЭВС),

т.е.

психоэмоциональными нарушениями:
1) ранний детский аутизм, проявляется к 2-3 годам (замкнутость, отказ от общения. До 1,5 лет ребёнок должен себя проявить, т.е. откликаться эмоционально на обращение. Причины: - вирусная природа; - генетическая природа (шизофрения); - отсутствие эмоционального общения матери с ребёнком так называемая «мама – холодильник»; 2) нарушение поведения – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – не способны концентрировать своё поведение.
VII. Дети со сложными нарушениями – 2 и более нарушения одновременно.
Есть дети с ОВЗ, имеющие инвалидность, и есть инвалиды, не относящиеся к детям с ОВЗ. Инвалидность – термин медицинский, он даётся медиками вследствие соматических заболеваний. Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — т е л о ) — теле сное заболевание, в противоположность психическому заболеванию . Для детей с ОВЗ должны быть разработаны коррекционные программы. Потребности этих детей могут быть реализованы в особых образовательных условиях. Что это такое, особые образовательные условия?
Особые образовательные условия:
1. Специально организованная среда жизнедеятельности – безбаръерность, доступность к получению образования, доступность в самообслуживании (в первую очередь понижение порогов, обозначение лестничных пролётов – первая и последняя ступенька должны быть окрашены в жёлтый цвет и много других). 2. Наличие учебно-методического комплекса для получения образования: - учебный план; - учебная программа; - комплект учебников и рабочих тетрадей; - наглядные пособия и т.д. 3. Психолого-педагогическое сопровождение, т.е. диагностика, консультирование, самое главное – коррекционная работа специалистами: дефектологами, логопедами, специальными психологами, социальными педагогами. Все учителя, работающие с детьми с ОВЗ (и в начальном звене, и в основном) должны пройти повышение квалификации в количестве 72 часов в рамках инклюзивного образования.

Рассмотрим виды С(К)ОУ
(классификация отличается от рассмотренных выше категорий детей с ОВЗ): I вида: для неслышащих детей. Основная задача – формирование речи. II вида: для слабослышащих и позднооглохших детей. Основная задача – не потерять речь, которая была. III вида: для незрячих детей. Научить читать. IV вида: для слабовидящих детей. V вида: для детей с тяжёлыми нарушениями речи. VI вида: для детей с тяжёлыми нарушениями ОДА. VII вида: для детей с ЗПР. VIII вида: для умственно отсталых детей. Выбор учебных программ определяется видом коррекционной школы. В школах с первого по седьмой вид реализуются цензовые программы (ценз – образовательный уровень). Означает приравненность к массовому образованию с выдачей документа. Отличие: увеличенные сроки обучения, ГИА и ЕГЭ в щадящем режиме. При наличии в школе детей, которым рекомендовано обучение по программе 8-го вида, в лицензию школы вносится программа 8-го вида. По окончании школы ребёнку выдаётся не справка, а документ об окончании школы 8-го вида. В школах 8-го вида за 9 лет обучения дети получают нецензовое образование и профессию (нецензовые – не приравнены к массовым). С 5 по 9 класс отводится от 6 до 12 уроков профессионального труда еженедельно. В этих школах нет ГИА, дети сдают экзамен по профессиональному труду. В учебных планах не должно быть химии, физики, иностранного языка (это является грубым нарушением). В это время можно организовать уроки технологии или занятия со специалистами. Для умственно отсталых детей разрабатываются программы социального или средового адаптирования. Для детей с ОВЗ предусмотрена индивидуализированная форма обучения, т.е. программа разработана конкретно на ребёнка с ОВЗ. Индивидуальная форма обучения – усвоение массовой программы в индивидуальных условиях. Если есть необходимость в помощи в самообслуживании детей с ОВЗ в школе вводится должность тьютора. При наличии 6 и более детей с ОВЗ – в школе полагается 0,5 ставки методиста по инклюзивному образованию, 0,5 ставки психолога, ставка дефектолога, ставка тьютора, логопеда (если есть необходимость). Если в школе специалистов нет, приглашаются на договорных началах. Как выявить ребёнка с ОВЗ 7-го и 8-го вида (если родители самостоятельно не прошли комиссию и не принесли документов)? Школьный ПМП консилиум проводит обширную диагностику ребёнка с трудностями в обучении и направляет на ПМПК. Д о с и х п о р основной функцией ПМП комиссии было помещение ребёнка в специализированную школу. Сейчас ПМПК дают рекомендации по дальнейшей работе с этим ребёнком, его образовательному маршруту. Эти рекомендации должны лечь в основу коррекционной работы с ребёнком с ОВЗ. Общие и специальные требования к условиям обучения детей с ОВЗ. 1. Логотека. 2. Группа кратковременного пребывания. Здесь происходит первичная адаптация ребёнка к условиям ОУ. 3. Инклюзивная группа, группа комбинированной направленности. 4. Психолого-медико-педагогический консилиум. Психолого-медико-педагогическая комиссия – юридическая организация, а консилиум – структурная организация в учреждении. Задача консилиума – разработка индивидуализированной программы междисциплинарного сопровождения ребёнка.
Коррекционная программа является инструментом для получения лицензии на ведение инклюзивного образования (составляется только для детей с тяжёлыми нарушениями, которые значительно затрудняют обучение (для инвалидов по соматическим заболеваниям не нужно ). Во ФГОСе прописаны основные структурные компоненты коррекционной работы (начальное звено). Программа составляется на 1 год. Программа содержит работу со всеми пятью объектами образовательного процесса ребёнка с ОВЗ. Вот некоторые основные аспекты работы с детьми ОВЗ, которые необходимо учитывать при формировании соответствующей программы и создании оптимальных условий для развития детей с ОВЗ.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!