Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Автор: Петроченко Тамара Гавриловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4" Населённый пункт: г. колпашево Наименование материала: Статья Тема: Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении. Раздел: среднее образование
Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Подготовила педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ №4» г. Колпашево
Петроченко Тамара Гавриловна
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых,
препятствует
освоению
образовательных
программ
вне
специальных
условий
обучения
и
воспитания. Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в
физическом и (или) психическом развитии.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально
развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с
необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при
специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до
детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в
целом, но и в каждой входящей в нее категории детей (7 и 8 вид).
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Если раньше дети с ОВЗ
обучались в основном в специальных коррекционных образовательных учреждениях (С(К)ОУ), то
теперь дети с менее тяжёлыми нарушениями не имеющие инвалидности приходят в массовую школу.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой
ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным
развитием.
Он
указывал,
что
при
всех
достоинствах
наша
специальная
школа
отличается
тем
основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно
отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все
приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в
настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного
мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм.
Поэтому Л.С.Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются
его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем.
Таким
образом,
Л.С.
Выготский
одним
из
первых
обосновал
идею
интегрированного
обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и
только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
К концу XX столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии,
Италии,
скандинавских
странах)
направление
детей
в
специальные
(коррекционные)
образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже
использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется
принцип интегрированного подхода - предоставление детям с проблемами в развитии возможности
обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. При этом им создаются дополнительные
условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение.
В последние годы в России увеличилось количество поступающих детей с ОВЗ в общие
образовательные учреждения, поэтому появилась потребность в инклюзивном образовании.
Инклюзивное образование – образование детей с ОВЗ и их нормально развивающихся
сверстников в едином образовательном пространстве. Инклюзивное образование практикуется в
странах Европы с 70-х годов прошлого века. С введением ФГОС в нашей стране провозглашается
приоритет интересов ребёнка с ОВЗ.
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц.
3. Декларация о правах инвалидов.
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере
образования лиц с особыми потребностями.
6. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006г., ст. 24.
7. Постановление правительства РФ от 17 марта 2011 года «О государственной программе
«Доступная среда» на 2011-2015г.г.»
8. Закон РФ «Об образовании». Ст.2, п. 16 раскрыто определение ребёнка с ОВЗ), ст.79
(организация
процесса
обучения
ребёнка
с
ОВЗ),
ст.
67,
п.
3
(мы
обязаны
обучать
ребёнка,
проживающего на нашей территории).
9. ФЗ «О социальной защите инвалидов».
10. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах
с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007г. № 120 (ред. От 02.07.2013г.).
11. Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения о С(К) ОУ от 12
марта 1997г.
12. Постановление правительства от 31 июля 1998г. «Об утверждении типового положения об
образовательном
учреждении
для
детей,
нуждающихся
в
психолого-педагогической
и
медико-
социальной помощи».
13. О национальной доктрине образования в РФ.
14. Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы».
15. Концепция реформирования системы специального образования от 9 февраля 1999г.
16. Письмо Минобрнауки РФ от 16 апреля 2012 г. «Концепция интегрированного обучения лиц
с ОВЗ».
17. Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008г.
18. Приказ Минобрнауки от октября 2009г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего
образования», от 17 декабря 2010г. «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» (18.2.4. –
программа коррекционной работы).
19. Приказ Минобрнауки от 20 сентября 2013г. «Об утверждении Положения о психолого-
медико-педагогической комиссии».
Дети
с
ОВЗ
–
дети,
имеющие значительные отклонения
в
психическом
или
физическом
развитии, препятствующие образовательному процессу. Значительность полагает, что образование в
обычных образовательных условиях либо затруднено, либо невозможно.
Исторически сложилось семь категорий детей с ОВЗ, которые в свою очередь делятся на
несколько групп:
I. Дети с нарушениями слуха.
Группы:
1) не слышащие (в общении с самим ребёнком или с родителями категорически нельзя
употреблять слово «глухой»). Эти дети не слышат от рождения, пользуются языком жестов;
2) слабослышащие (частичное нарушение, медицинский термин – «тугоухость»);
3) потерявшие слух, или позднооглохшие в результате травм. У них сохранная речь.
II. Дети с нарушениями зрения.
Группы:
1) незрячие (эти дети в начальном звене не могут обучаться в массовой школе, так как у них
особая методика обучения чтению методикой Брайля, в основном звене могут прийти в школу);
2) слабовидящие;
3) с заболеваниями глаз (косоглазие, амбиопия и др.);
III. Дети с нарушениями интеллекта.
По признаку стойкости нарушения тоже делятся на две группы:
1) Нарушение, которое носит нестойкий характер – задержка психического развития – это
дети с трудностями в обучении.
2) Нарушение, которое носит стойкий характер – умственная отсталость или олигофрения.
Степени олигофрении:
- лёгкая – дебильность (от слова слабый, хилый);
- средняя – имбицильность (не могущий без опоры);
- тяжёлая – идиотия (не реагирующий, сам по себе).
IV. Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Группы:
1) тяжёлая форма заикания; логофобия (страх перед речью);
2) алалия – отсутствие речи;
3) афазия – распад речи (ранее говорил, в потом перестал: это связано с инсультом, травмой);
4) ринолалия –
носовой
оттенок
речи
(ребёнок
рождается
с
волчьим
нёбом).
Сейчас
оперируют таких детей вовремя, нужна работа с логопедом на ранних стадиях, причём довольно
длительная;
5) дизартрия – нарушение мышц языка (при церебральном параличе);
И другие нарушения речи, их достаточно много.
V. Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группы:
1) детский церебральный паралич (ДЦП);
2) последствия полиомиелита (сейчас их не так много, как раньше вследствие вакцинации);
3) с врождёнными и приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)
(травмы, отсутствие или недоразвитие конечностей и др.).
VI.
Дети
с
тяжёлыми
нарушениями
эмоционально-волевой
сферы
(ЭВС),
т.е.
психоэмоциональными нарушениями:
1) ранний детский аутизм, проявляется к 2-3 годам
(замкнутость, отказ от общения. До 1,5 лет ребёнок должен себя проявить, т.е. откликаться
эмоционально на обращение. Причины:
- вирусная природа;
- генетическая природа (шизофрения);
-
отсутствие
эмоционального
общения
матери
с
ребёнком
так
называемая
«мама
–
холодильник»;
2) нарушение поведения – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – не
способны концентрировать своё поведение.
VII. Дети со сложными нарушениями – 2 и более нарушения одновременно.
Есть дети с ОВЗ, имеющие инвалидность, и есть инвалиды, не относящиеся к детям с ОВЗ.
Инвалидность
–
термин
медицинский,
он
даётся
медиками
вследствие
соматических
заболеваний.
Соматическое
заболевание (от др.-греч. σῶμα —
т е л о ) —
теле сное
заболевание,
в
противоположность психическому заболеванию
.
Для детей с ОВЗ должны быть разработаны коррекционные программы. Потребности этих
детей
могут
быть
реализованы
в
особых
образовательных
условиях.
Что
это
такое,
особые
образовательные условия?
Особые образовательные условия:
1. Специально организованная среда жизнедеятельности – безбаръерность, доступность к
получению образования, доступность в самообслуживании (в первую очередь понижение порогов,
обозначение лестничных пролётов – первая и последняя ступенька должны быть окрашены в жёлтый
цвет и много других).
2. Наличие учебно-методического комплекса для получения образования:
- учебный план;
- учебная программа;
- комплект учебников и рабочих тетрадей;
- наглядные пособия и т.д.
3.
Психолого-педагогическое
сопровождение,
т.е.
диагностика,
консультирование,
самое
главное
– коррекционная
работа специалистами:
дефектологами,
логопедами,
специальными
психологами, социальными педагогами.
Все учителя, работающие с детьми с ОВЗ (и в начальном звене, и в основном) должны пройти
повышение квалификации в количестве 72 часов в рамках инклюзивного образования.
Рассмотрим виды С(К)ОУ (классификация отличается от рассмотренных выше категорий
детей с ОВЗ):
I вида: для неслышащих детей. Основная задача – формирование речи.
II вида: для слабослышащих и позднооглохших детей. Основная задача – не потерять речь,
которая была.
III вида: для незрячих детей. Научить читать.
IV вида: для слабовидящих детей.
V вида: для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
VI вида: для детей с тяжёлыми нарушениями ОДА.
VII вида: для детей с ЗПР.
VIII вида: для умственно отсталых детей.
Выбор учебных программ определяется видом коррекционной школы.
В
школах
с
первого
по
седьмой
вид
реализуются цензовые
программы (ценз
–
образовательный уровень). Означает приравненность к массовому образованию с выдачей документа.
Отличие: увеличенные сроки обучения, ГИА и ЕГЭ в щадящем режиме.
При наличии в школе детей, которым рекомендовано обучение по программе 8-го вида, в
лицензию школы вносится программа 8-го вида. По окончании школы ребёнку выдаётся не справка,
а документ об окончании школы 8-го вида.
В
школах
8-го
вида
за
9
лет
обучения
дети
получают нецензовое
образование
и
профессию (нецензовые – не приравнены к массовым). С 5 по 9 класс отводится от 6 до 12 уроков
профессионального труда еженедельно.
В этих школах нет ГИА, дети сдают экзамен по профессиональному труду. В учебных планах
не должно быть химии, физики, иностранного языка (это является грубым нарушением). В это время
можно организовать уроки технологии или занятия со специалистами.
Для
умственно
отсталых
детей
разрабатываются
программы социального
или
средового
адаптирования.
Для
детей
с
ОВЗ
предусмотрена индивидуализированная форма
обучения,
т.е.
программа
разработана конкретно на ребёнка с ОВЗ.
Индивидуальная форма
обучения
–
усвоение
массовой
программы
в
индивидуальных
условиях.
Если есть необходимость в помощи в самообслуживании детей с ОВЗ в школе вводится
должность тьютора. При наличии 6 и более детей с ОВЗ – в школе полагается 0,5 ставки методиста
по инклюзивному образованию, 0,5 ставки психолога, ставка дефектолога, ставка тьютора, логопеда
(если есть необходимость). Если в школе специалистов нет, приглашаются на договорных началах.
Как выявить ребёнка с ОВЗ 7-го и 8-го вида (если родители самостоятельно не прошли
комиссию и не принесли документов)?
Школьный
ПМП
консилиум
проводит
обширную
диагностику
ребёнка
с
трудностями
в
обучении и направляет на ПМПК.
Д о
с и х
п о р основной
функцией
ПМП
комиссии было
помещение
ребёнка
в
специализированную
школу.
Сейчас
ПМПК
дают
рекомендации по
дальнейшей
работе
с
этим
ребёнком, его образовательному маршруту. Эти рекомендации должны лечь в основу коррекционной
работы с ребёнком с ОВЗ.
Общие и специальные требования к условиям обучения детей с ОВЗ.
1. Логотека.
2. Группа кратковременного пребывания. Здесь происходит первичная адаптация ребёнка к
условиям ОУ.
3. Инклюзивная группа, группа комбинированной направленности.
4. Психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогическая
комиссия
–
юридическая
организация,
а
консилиум
–
структурная организация в учреждении. Задача консилиума – разработка индивидуализированной
программы междисциплинарного сопровождения ребёнка.
Коррекционная
программа
является
инструментом
для
получения
лицензии
на
ведение
инклюзивного
образования
(составляется
только
для
детей
с
тяжёлыми
нарушениями,
которые
значительно затрудняют обучение (для инвалидов по соматическим заболеваниям не нужно ).
Во ФГОСе прописаны основные структурные компоненты коррекционной работы (начальное
звено). Программа составляется на 1 год. Программа содержит работу со всеми пятью объектами
образовательного процесса ребёнка с ОВЗ.
Вот некоторые основные аспекты работы с детьми ОВЗ, которые необходимо учитывать при
формировании соответствующей программы и создании оптимальных условий для развития детей с
ОВЗ.