Напоминание

Дидактическое обеспечение темы: «Формирование правил пожарной безопасности у дошкольников 4-5 лет» в свободном речевом общении на утреннем сборе.


Авторы: Яковлева Ольга Анатольевна, Кораблева Юлия Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: старший воспитатель
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: "Утро радостных встреч"
Тема: Дидактическое обеспечение темы: «Формирование правил пожарной безопасности у дошкольников 4-5 лет» в свободном речевом общении на утреннем сборе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода

МАДОУ «Детский сад № 83»

г. Великого Новгорода

Дидактическое обеспечение темы:

«Формирование правил пожарной безопасности у дошкольников 4-

5 лет» в свободном речевом общении на утреннем сборе.

Автор-составитель:

Старшие воспитатели

МАДОУ «Детский сад № 83»

Кораблёва Юлия Геннадьевна

Яковлева Ольга Анатольевна

Возраст обучающихся 4-6 лет

Великий Новгород

2022 г.

Аннотация инновационного проекта

Название инновационного проекта

«Формирование правил пожарной безопасности у дошкольников 4-5 лет» в

свободном речевом общении на утреннем сборе.

Вид инновационного проекта

Дидактическое обеспечение работы по формированию у дошкольников правил

пожарной безопасности у дошкольников 4-5 лет» в свободном речевом общении на

утреннем сборе.

Область применения (предметная область, направление деятельности)

Данное дидактическое обеспечение отражает интеграцию таких образовательных

областей

как

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое

развитие»

может

применяться

как

в

совместной

со

взрослым,

так

и

в

самостоятельной детской деятельности.

Категория обучающихся (воспитанников)

Дети среднего возраста (4-5 лет),

Планируемые результаты реализации инновационного проекта

Содержание данного дидактического обеспечения включает в себя совокупность

мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной

безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально

значимой направленности, начиная со среднего возраста. Целенаправленная работа

по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с

огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения

их последствий. Чем раньше ребенок изучит основные принципы самозащиты и

осознает ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Фамилия, имя, отчество автора (авторского коллектива)

Кораблёва Юлия Геннадьевна, Яковлева Ольга Анатольевна

Образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад № 83»

Занимаемая должность

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Стаж педагогической работы

Кораблёва Юлия Геннадьевна - 20 лет,

Яковлева Ольга Анатольевна – 17 лет

Пояснительная записка

Современный мир полон опасностей природного, техногенного, социального характера.

От этих опасностей не застрахован никто. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за

детей, которым во время чрезвычайных ситуаций свойственна пассивно-оборонительная

реакция. Одним из видов чрезвычайной опасности являются пожары. По данным

статистики, более 60 % пострадавших от пожаров - дети, более половины из них –

дошкольники. Очевидной является причина такого положения – дети просто не знают

правил пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно

прячутся в укромный уголок, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать,

они не знают номера «01». Все это особенно остро ставит задачу воспитания у

дошкольников навыков безопасного поведения в быту, обучения адекватным действиям

при пожаре. Особую роль в этом призваны сыграть дошкольные образовательные

учреждения.

Особую роль в этом призваны сыграть дошкольные образовательные учреждения.

Работа по формированию у дошкольников знаний о правилах пожарной безопасности

ведется целенаправленно и системно. Она базируется на программах по

здоровьесбережению: «Будь здоров!» (авт.: И.А. Бочарова, Т.В. Плотникова и др.);

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» и «Безопасность» (авт.: Н.Н.

Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребёнок может

проявить свою речевую активность, расширять свои знания о борьбе с огнем,

сформировать правила пожарной безопасности, является общение в ходе утреннего

сбора как важного режимного момента.

Основными задачами утреннего сбора являются:

- установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе

через свободное общение со сверстниками;

- развитие самостоятельности, самоорганизации.

В ходе свободного общения дети могут высказываться и выслушивать друг друга,

получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по

своему желанию. Утренний сбор для дошкольников – это, прежде всего возможность

несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о

чём думаешь, что чувствуешь. Педагогам утренний сбор даёт возможность создать

атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства

взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований,

предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить

межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать

совместную созидательную деятельность.

Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса с

детьми, мы выделяем в нём несколько основных этапов.

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с

приветствия, в котором педагог и остальные дети выражают чувство радости от встречи

или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают

комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.

Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого

являются «Добрые дела и поступки», дети и взрослые делятся, какие наиболее интересные

события произошли в их жизни.

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе

проводятся игры, чтение, беседы, решение проблемных ситуаций и пр.

Ежедневные новости – четвёртый этап утреннего сбора – настраивает детей на

активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа

педагог или ребёнок сообщает воспитанникам информацию:

- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

- плане деятельности на текущий день (чем будут заниматься, что делать и т.д.);

- особом событии – дне рождения одного (или нескольких воспитанников).

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и

развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам

речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их

словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность,

эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил

поведения, появляется уверенность в том, что их понимают , любят и принимают такими,

какие они есть.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима

пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на

весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в

целом.

«Огонь – друг, огонь - враг» (утренний сбор №1)

Задачи: создать

радостное

настроение,

воспитывать

взаимное

уважение,

развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, настроить детей

на

совместную

деятельность,

развивать

связную

речь

ребенка.

Д

ать

представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но

и вред, сформировать чувство опасности огня; Воспитывать осторожность в

обращении с опасными предметами систематизировать знания об опасных

предметах, знания номера телефона пожарной охраны;

Активный словарь: газовая плита, кузнецы, сварщики, вечны

й

, бенгальский

огонь.

1. Организационный момент

Приветствие:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Мы все за руки возьмемся (беремся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаемся широко, соседу и слева и справа)

Дети сидят полукругом.

2. Обмен мнениями

В: Ребятишки, Хоте поиграть в игру? Я буду бросать вам мяч, и называть

предметы, а вы должны назвать их «одним» словом….

стол, стул, шкаф, трюмо - ……..

шарф, пальто, куртка, брюки - ………

сапоги, кроссовки, ботинки, чешки - …..

огурец, помидор, баклажан, кабачок - ……

банан, апельсин, яблоко, груша - ……. (ответы детей)

мячик, пирамидка, кукла, машина, лопатка, ведерко - …… (это игрушки)

В: А спички можно назвать игрушкой? (ответы детей). Как вы думаете, для чего

нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костер - ответы детей).

Что появляется, когда зажигаем спички? (огонь). Огонь – давний друг человека.

Давайте подумаем, мы с вами сможем обойтись без огня? (он нам нужен при

приготовлении пищи, при работе кузнецов, сварщиков).

В: Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы, согреться

в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду.

В: Нам без доброго огня,

Обойтись нельзя и дня,

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя,

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

В: Ребятишки, в каждом доме есть огонь. А где его можно взять? (ответы

детей). А вы знаете, огонь бывает разный: большой и маленький, полезный и

опасный.

В: Да, огонь бывает разный,

Бледно – желтый, ярко – красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый огонь злой!

А какие ещё слова можно подобрать к слову огонь? (ответы детей). А ещё огонь

бывает: ярким, сигнальным, красным, зеленым, священным, сильным,

разноцветным, желтым, вечным

,

бенгальским, открытым. Ребята, а что значит

«вечный» огонь? (ответы детей). Вечный огонь – это памятник павшим в

Великой Отечественной войне воинам. Вечный огонь устроен так, что его не

должны потушить ни снег, ни ливень, ни ветер. Огонь никогда не гаснет, как не

гаснет память о наших погибших солдатах. К вечному огню люди приносят

цветы. Огонь не гаснет из- за газа. Газ к нему поступает по трубе. Точно так же,

как к нам домой.

3. Групповая деятельность.

В: Ребятишки, скажите, а вам можно самим пользоваться спичками, зажигалкой,

электроприборами? Почему? (ответы детей). А как такие предметы можно

назвать…. – ОПАСНЫЕ!!!! А какие ещё предметы можно назвать опасными?

Почему? Давайте представим, что мы попали в дом, где царит полный

беспорядок. Давайте наведем порядок, и все опасные предметы разложим по

местам.

Задание. Предложить детям найти среди изображений разрезного материала

такие, в которых сгруппированы потенциально опасные предметы, и вырезать

их, а затем подобрать для них подходящие места для хранения и наклеить.

В: Ребята, почему именно эти предметы вы разместили именно таким образом?

(в случае неверного решения объяснить ребенку причину) Давайте мы вывесим

наш плакат в приемную, чтобы и родители не забывали где нужно хранить

«опасные» вещи.

Ежедневные новости и планирование деятельности на день.

«Огонь – друг, огонь - враг» (утренний сбор №2)

Задачи: создать радостное настроение, воспитывать взаимное уважение,

развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, настроить детей

на совместную деятельность, развивать связную речь ребенка. Воспитывать

осторожность в обращении с опасными предметами систематизировать знания

об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны;

Активный словарь: розетки, электроприборы, спички, пожар, огнетушитель,

1. Организационный момент

Приветствие:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Мы все за руки возьмемся (беремся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаемся широко, соседу и слева и справа)

Дети сидят полукругом.

2. Обмен информацией

В: Сегодня к нам в гости пришла кошка Мурка. Посмотрите на неё, мне кажется

она, чем-то расстроена…. И как мне показалось, нуждается в нашей помощи.

Что же с ней произошло? (произношу задумчиво). Мурка, что с тобой

случилось? (подношу к уху, Мурка «шепчет» на ухо)…

Ребята, у Мурки случилась большая беда. Мурка играла со спичками, искорка

попала на ковер, и все загорелось. Вот так её дом сгорел…..

В: Бедная наша Мурка. Ребята, скажите, а что Мурка делала не так? (ответы

детей).

Давайте мы с вами поиграем…. ???????? Мурка повторяй за нами….

Ши – ши – ши – загорелись камыши,

Ши - ши – ши - побежали малыши,

Ши - ши – ши - ты пожар туши,

Туши, тушим, мы пожар потушим.

3.

Групповая деятельность.

В: Ребята, а из-за чего может еще начаться пожар? (ответы детей). Не надо еще

забывать, что рядом с нами есть много предметов, приборов (электроприборы) с

которыми нужно обращаться внимательно, аккуратно. Сейчас я загадаю вам

загадки об электроприборах и узнаю, какие электроприборы вы знаете.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки … ( утюг)

К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю,

И пятна, и грязь с порошком отстираю,

Хорошую баню устрою белью,

Хозяйка оценит работу мою! … (стиральная машина)

Берегитесь, пыль и мусор,

Живо с вами разберусь я.

И не прячьтесь по углам,

Все равно найду вас там! … (пылесос)

В кухне главная она,

Словно воздух нам нужна.

Может жарить, может печь,

Щи и вкусный борщ сварить,

Может чайник вскипятить! … (электроплита)

В: Молодцы!!! Я вижу, вы знаете электроприборы. Они очень полезные и

облегчают жизнь человеку. А чем опасны электроприборы? (если

электроприбор неисправен или им неправильно пользоваться может случиться

пожар). Ребята, а как же правильно поступать? Что бы не было беды (ответы

детей) …

Не трогать и не включать самим электроприборы, если вдруг что- то

случится немедленно сказать взрослым)

В:

Физкультминутка

Спички опасны, /Дети грозят пальчиком./

Их только тронь -

Сразу появиться /Поднимают руки вверх, шевелят/

Яркий огонь! пальчиками,/

Сначала маленький, /Руки перед собой./

А потом большой, большой! /Руки вверх, шевелят пальчиками./

Подул ветерок, раз - раз. /Дуют./

И огонь погас. /Опускают руки./

В: Сегодня мы с вами закрепили много правил поведения с огнем, сейчас

проверим, какие вы внимательные, предлагаю поиграть в игру «Это я, это я, это

все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы должны хором ответить: «Это

я, это я, это все мои друзья!»

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?.....

- Кто из вас, заметив дым, закричит «Пожар, горим!»…..

- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем? ……

- Кто от маленькой сестрички, незаметно прячет спички?......

- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том……

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает? ……

4.Планирование на день, неделю…

«Чтобы с пожаром бороться умело,

Нужно всем знать пожарное дело»

(утренний сбор №3)

Задачи: закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей

человеку тушить пожар; углубить и систематизировать знания детей о причинах

возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», научить звонить в

пожарную часть по телефону; закреплять знания детей о правилах пожарной

безопасности.

Активный словарь: пожарный щит, пожарная машина, огнетушитель, шланг,

насос

1. Организационный момент

Приветствие:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Мы все за руки возьмемся (беремся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаемся широко, соседу и слева и справа)

Дети сидят полукругом.

2. Обмен информацией

В: Ребятишки, что сегодня было, пока я шла на работу!!! Я слышала сирену!

Что это могло быть? Давайте и вы послушайте, может, вы догадаетесь….

(включаю вой пожарной машины). Как вы думаете что это? (ответы детей). А

как вы догадались? А в каких случаях вызывают пожарную машину? (ответы

детей). А почему она так называется? (ответы детей), а какое ещё слово

образованно от слова «Пожар» (ответы детей – пожарный, пожарная часть). По

какому номеру? (ответы детей)

Знает каждый гражданин,

Это номер "01".

Если к вам пришла беда -

Позвони скорей сюда.

А если нету телефона.

Позови людей с балкона.

В: Давайте попробуем набрать этот номер на телефоне (набор цифр 01 на

телефоне). Что мы должны сказать дежурному (ответы детей, если

затрудняются помочь – мы должны назвать адрес).

В:

«Пожарная машина» – эта машина специального назначения. Она всегда

красного цвета. А почему? (ответы детей, чтобы её было видно издалека).

Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть

потушить огонь и спасти людей!. В пожарной машине всегда находятся

огнетушитель, в котором находится особая пена. Специальные шланги,

которые называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на

высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает

складная лестница. Имеется лопата. Когда машина едет по дороге её не только

видно, но и слышно сирену. А как звучит серена? (У-у-у, у-у-у). Как вы думаете,

почему она так громко звучит? (Ответы детей)

.

В: Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали

пожарной машине дорогу.

Мчится красная машина,

Всё быстрей, быстрей вперёд!

Командир сидит в кабине,

И секундам счёт ведёт.

- Поднажми ещё немножко, -

Он шофёру говорит, -

Видишь, в пламени окошко?

Это дом жилой горит.

Может, там остались дети,

Люди ждут с надеждой нас…

- Ясно всё, - шофёр ответил,

Дав машине полный газ.

К. Оленев.

Вед: Посмотрите, у вас на столе, на подносе лежат картинка, она разрезана на

части. Попробуйте соединить ее. Если вы будете внимательными, то у вас

получится картинка (выполняют). Что у вас получилось? (пожарная машина)

Вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы

сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Будьте внимательны, думайте

о безопасности! Соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная

машина никогда не приезжала к вашему дому!!!!

4.Планирование на день, неделю…



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!