Напоминание

"Жизненное пространство аутичного ребенка"


Автор: Галиева Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 "Солнышко" комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область, Верхняя Салда
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: "Жизненное пространство аутичного ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жизненное пространство

аутичного ребенка

Жизненное

пространство

аутичного

ребенка

требует

особой

заботы и

специальной организации.

Он очень pаним,

и это делает его беззащитным

перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается,

приобретает особую,

терапевтическую значимость.

По степени удаленности

от

места,

где

ребенок

(дошкольник)

находится

большую часть

жизни,

пространство подразделяется так:

детская комната,

квартира,

ближайшая к

дому

территория.

По

виду

деятельности

ребенка

пространство

можно

условно разграничить на бытовое -

все,

что касается усвоения навыков

повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое -

место

для

разнообразных

игр,

учебное

-

место

для

специальных

развивающих занятий,

и ближайшее социальное окружение:

лестничная

клетка, детская площадка, улица, общественные учреждения.

Детская комната должна

стать для ребенка "крепостью",

комфортным местом,

в

котором он чувствовал бы себя в безопасности и,

если возникнет необходимость,

имел бы

возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а

также выполнения ряда необходимых условий:

-

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ:

детская комната должна быть оборудована с учетом того,

что ребенок будет здесь бегать,

прыгать,

кувыркаться,

карабкаться по мебели и т.д.

Поскольку у ребенка с синдромом

раннего детского аутизма часто отсутствует "чувство края", а в состоянии аффекта он может

перестать

контролировать

свои

движения

и

действия;

необходимо обставить

детскую

комнату устойчивой мебелью без острых углов.

- ВТОРОЕ УСЛОВИЕ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА

Оформите комнату в приятных, неярких тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не

режущим глаза.

- ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ - НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Поскольку детская комната-это место,

где ребенок играет и учится,

она требует содержательного

наполнения.

Так,

в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку

нужны разнообразные

игрушки:

конструкторы;

матрешки,

пирамидки,

вкладыши;

звучащие

игрушки; игры для развития мелкой моторики - мозаики,

деревянные бусы,

игры со шнурками;

развивающие

настольно-печатные игры,

лото,

домино;

игрушки для сюжетно-ролевых игр -

куклы,

мягкие

и резиновые

игрушки,

машинки,

домик,

посудка,

мебель,

детские

книжки;

материал для творчества, спортивный инвентарь.

-

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ - ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок.

Все предметы,

вещи и игрушки должны иметь свое место.

Например,

возле дивана стоит коробка с пластмассовыми

кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски.

Вещи в шкафу лучше раскладывать на те же места - так легче приучать ребенка к самостоятельности.

Порядок

в

окружающем мире

предметов

важен для

любого ребенка,

но

для

аутичного,

с

его

стереотипностью поведения,

необходимое

условие

жизни.

Однако

избегайте

раз

и

навсегда

установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте

на стене его рисунки,

выберите вместе с ним новые занавески,

купите и повесьте на стену картину.

Если ребенок сопротивляется малейшим переменам,

отложите их,

но обязательно попытайтесь вновь.

Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя:

заранее обсудите с

ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его

активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Аутичному ребенку необходимо помочь осознать пространство квартиры,

предназначение ванной

комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей.

Для этого следует постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты,

объясняя смысл

происходящего: "Мы сейчас с прогулки вернулись - руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы

руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло - как приятно пахнет.

Во-вторых,

необходимо

вовлекать

ребенка

в

работу

по

дому.

Пусть

ребенок

участвует

в

приготовлении обеда - бросит овощи в суп,

натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить

его вытереть полотенцем чашки,

разложить посуду и приборы по полкам;

предложить ему

расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т.д.

Не бойтесь этого.

Дети прекрасно будут выполнять ваши просьбы,

если вы будете настойчивы.

Если у ребенка что то не получилось, не огорчайтесь, на завтра повторите, ту же просьбу.

Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.

Никто лучше близких не знает,

что ребенок в состоянии выполнить и что ему

нравится.

Не

забывайте,

что здесь главное

не

качество выполнения работы,

а

участие в выполнении домашних обязанностей.

Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней

работы.

Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем - позвольте ребенку

засыпать порошок в стиральную машину,

капнуть на губку средство для мытья

посуды, порезать хлеб к обеду.

И

эти

несложные

действия

станут

точкой

отсчета

на

пути

ребенка

к

самостоятельности.

Ближайшее социальное окружение

Под "ближайшим социальным окружением" подразумевается территория за пределами квартиры:

-

на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями;

-

на детской площадке - контакты с детьми;

-

магазине - общение с продавцом и покупателями и т.д.

Кроме

возможностей общения,

"ближайшее

социальное

окружение"-это территория,

где

ребенок

знакомится с окружающим миром - миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается "на вражеской территории",

зачастую остро ощущая враждебность

окружающего мира. Необходимо помочь ему шаг за шагом

осваивать пространство вокруг,

постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивны. негативные

Дальние прогулки

Дальние прогулки необходимы, но могут быть тяжелы для аутичного ребенка, а порой и вовсе

невозможны. Удаляясь от знакомых "мест обитания", ребенок теряет уверенность и оказывается во

власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию - ребенок начинает

плакать, мечется с криками "Не хочешь!", тянет за руку, просит вернуться. В этом случае ребенку

надо дать возможность успокоиться. Действуйте по ситуации; остановитесь ненадолго, поглядите с

ребенком по сторонам, поговорите, а затем идите дальше или вернитесь домой. Сложнее

оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые

негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него вредно, может затормозить его развитие.

Поэтому родители, решившиеся "выйти в свет", должны чутко следить за состоянием ребенка, за

его настроением. Дальние прогулки нужны, но необходимо соблюдать следующие правила:

1.

Осваивайте пространство постепенно.

Это значит,

что поход в театр возможен

только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.

2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В

данном случае лучше постараться обойтись без

сюрпризов,

которые могут испугать

аутичного

ребенка,

поэтому

расскажите

ему

подробно,

что

его

ждет.

Вспомните

мультфильм, покажите подходящую картинку.

3.

Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом.

Для начала можно проехать на автобусе всего

одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В

дальнейшем предпринимайте недалекие поездки;

хорошо,

когда цель поездки понятна ребенку:

"На этом автобусе

поедем в магазин за карандашами.

Надо будет проехать три остановки.

Давай вместе их считать".

Можно взять с

собой любимую игрушку:

что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться.

Попутно объясняйте

ребенку правила поведения в транспорте:

"Держись за поручень,

а то сейчас автобус будет поворачивать,

можно

упасть",

"Надо оплатить проезд:

вот компостер - вставим талончики и нажмем на ручку.

Смотри,

какие дырочки

получились". То же касается и поездок в легковом автомобиле.

4.

Места для посещения выбирайте осторожно.

Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше

людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.

5.

Посещая новые места,

где находятся незнакомые люди -

кружок рисования,

бассейн,

-

поначалу приводите

ребенка не надолго,

дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке,

к детскому коллективу,

к новым

взрослым.

Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми,- огромный труд для

него.

Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка,

дает ему неоценимый

опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.

6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в

любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, - найдите более тихое место, где можно

передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой - не противьтесь.

Это

значит,

что

на

сегодня

он

уже

получил

достаточное

количество

впечатлений.

Не

настаивайте

ни

в

коем

случае,

избегайте

давления,

иначе

в следующий раз ребенок будет бояться отправиться с вами в путешествие.

7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали.

Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте

картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-

следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение

окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь

Пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых махеровых ниток

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу не единой петли

Я свяжу тебе жизнь

Где узором по краю молитвы

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от душы подарю

Где я нити беру?

Никогда, никому не признаюсь

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою...



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!