Напоминание

Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ


Автор: Василенко Светлана Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 "Эрудит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №77 «ЭРУДИТ»
Педагогический проект
Развитие зрительно-

пространственного восприятия у

детей

с задержкой психического развития

с использованием ИКТ

Василенко Светланы Анатольевны,

учителя-дефектолога

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2014
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт проекта ………………………………………………………………….. Пояснительная записка ………………………………………………………….. 1. Обоснование необходимости проекта …………………………………… 2. Цель и задачи проекта …………………………………………………….. 3. Ожидаемые результаты …………………………………………………… 4. Содержание проекта ………………………………………………………. 5. Ресурсы ……………………………………………………………………. 6. Партнеры …………………………………………………………………... 7. Целевая аудитория ………………………………………………………… 8. Оценка эффективности реализации проекта …………………………….. 9. Перспективы развития ……………………………………………………. Список литературы ………………………………………………………………. 3 4 5 11 12 12 21 23 23 24 26 27 2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема

проекта
Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ
Автор

проекта
Василенко Светлана Анатольевна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №77 «Эрудит»
Организация

исполнител

ь
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №77 «Эрудит» (далее – МБДОУ ДСКВ №77)
Целевые

группы
12 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Сроки

реализации
2 года
Цель
Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием ИКТ
Задачи
1. Выявить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 2. Создать комплекс интерактивных компьютерных игр и презентаций, направленных на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Апробировать и внедрить методы коррекционного воздействия с применением тематических презентаций и интерактивных компьютерных игр по преодолению нарушений у детей с ЗПР зрительно-пространственного восприятия. 4. Оценить эффективность включения специализированных тематических презентаций и компьютерных игр на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Краткое

содержание

проекта
Настоящий педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность, в котором раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития с использованием ИКТ. Данный педагогический проект ориентирует педагога на развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Ожидаемые

результаты
1. разработаны и апробированы на практике методы коррекционного воздействия с применением тематических презентаций и интерактивных компьютерных игр по преодолению нарушений у детей с ЗПР зрительно-пространственного восприятия; 2. уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития повысится на 27%; 3. создан комплекс интерактивных компьютерных игр и презентаций, направленных на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 4. включение специализированных тематических презентаций и компьютерных игр повысит эффективность развития зрительно-пространственного восприятия у детей 3
с задержкой психического развития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека». Б. Г. Ананьев Настоящий педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность, в котором раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития с использованием ИКТ. Представленный проект четко структурирован, прослеживается сценарий всей деятельности учителя-дефектолога, имеются лаконичные выводы и умозаключения резюмирующего характера, содержательно и ёмко раскрыты методологические и концептуальные основы проекта, детально представлен механизм и план его реализации, дан полный всесторонний анализ ресурсного обеспечения, доказательно аргументирована педагогическая и психологическая целесообразность инновационного опыта работы. Данный педагогический проект ориентирует педагога на развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. 4

1.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. В рамках модернизации образования сама жизнь по ставила перед практиками несколько задач, в том числе о возможности применения компьютерных технологий для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в психическом и физическом развитии. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с задержкой психического развития являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала. Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. У детей с задержкой психиче ского развития н ед о с т аточ н а я целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, соответствует общепсихологической оценке детей, которые «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Недостатки восприятия связаны с несформированностью аналитико-синтетической деятельности в 5
зрительной системе, особенно когда в зрительном восприятии участвует двигательный анализатор. Поэтому наиболее значительное отставание наблюдается в пространственном восприятии, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений. Недостаточность зрительно–моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности. Дети с ЗПР, у которых наблюдаются проблемы межсенсорного взаимодействия, в том числе зрительно – двигательных координаций, обращают на себя внимание, как в учебной деятельности, так и в быту. Данной проблемой занимались Е.Д. Хомская, Л.И. Переслени, Т.А. Власова, С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова и др. Но эта тема разработана недостаточно. Осуще ствление квалифицированной коррекции данного в и д а отклоняющегося развития в ранние сроки с использованием ИКТ осложняется отсутствием научно-методического и дидактического обеспечения коррекционно- развивающего процесса. Настоящий педагогический проект основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, выявившем
противоречия
между имеющимся положением коррекционной системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Учитывая выше изложенные факты, возникла идея поиска новых форм и методов развития зрительно-пространственного восприятия у детей с ЗПР. Результатом работы стало создание данного проекта.
Новизна
п е д а г о г и ч е с ко г о п р о е к т а с о с т о и т в п р и м е н е н и и специализированных электронных образовательных ресурсов в коррекционном процессе и дает возможность:  удовлетворить особые образовательные потребности детей, имеющих нарушения развития зрительно-пространственного восприятия; 6
 сформировать у детей необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию;  обеспечить построение коррекционного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра), максимальную индивидуализацию коррекционного воздействия с учетом индивидуальных особенностей структуры зрительно-пространственного восприятия, психофизического развития, зоны ближайшего развития и особых образовательных потребностей;  привнести эффект наглядности в занятие, повышая мотивационную активность, способствуя более тесной взаимосвязи учителя-дефектолога и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем- дефектологом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциона льная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Принципы,
обеспечивающие реализацию проекта Доступности и индивидуальности. Подбираемые компьютерные технологии должны быть понятны и доступны каждому ребёнку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и первоначальный сенсорный опыт. Последовательности и систематичности. Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности. Связи с жизненным опытом. Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о схеме собственного тела, ориентировке в окружающем пространстве, ориентировке в двумерном пространстве. 7
Повторности. Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий. Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо всё усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать опыт. Наглядности. Компьютерные развивающие игры, презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребёнка живой интерес, что способствует хорошей результативности.
Практическая значимость педагогического проекта
заключается в том, что данная система работы может использоваться не только с детьми с ЗПР, но и с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья. Реализация проекта осуществлялась через непо средственную коррекционную работу с детьми, просветительскую работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (педагоги, родители/законные представители), создание информационно-развивающей предметно- пространственной среды. В проекте определены организационно-педагогические особенности образовательного процесса в ДОУ, разработаны: дидактическое и методическое обеспечение реализации проекта, отобраны и разработаны компьютерные игровые презентации и игры по развитию зрительно-пространственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, составлено перспективное планирование по развитию зрительно-пространственного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
проекта продиктована необходимостью поиска наиболее эффективных путей и методов работы учителя-дефектолога, включая в 8
коррекционный процесс современные технологии и достижения науки, так как компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность на развитие восприятия. Изучая данную проблему, провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию зрительно-пространственного восприятия в своей группе. В процессе обследования выявила уровень сформированности развития зрительно- пространственного восприятия, по следующим показателям:
1.
Представления о схеме собственного тела;
2.
Ориентировка в окружающем пространстве (относительно собственного тела);
3.
Ориентировка в двумерном пространстве (на листе бумаги);
4.
Формирование умений понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения. 2 53 45 высокий средний низкий 9
Таблица 1
Данные педагогического обследования по развитию зрительно-

пространственного восприятия детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

на начало учебного года

Показатели

Результаты
(начало года)
Высокий

Средний

Низкий

1.
Представления о схеме собственного тела; 8 % 47% 45%
2.
Ориентировка в окружающем пространстве (относительно собственного тела); 0 % 77% 23%
3.
Ориентировка в двумерном пространстве (на листе бумаги); 0 % 65% 35%
4.
Формирование умений понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения. 0 % 23 % 77 %
Средний показатель:

2 %

53 %

45 %

Уровни оценки:
высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл Результаты обследования показали, что у детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень развития зрительно-пространственного восприятия. Высокий уровень составил – 2 %; Средний – 53 % Низкий – 45 % В связи с этим мною были определены цель и задачи моей работы: 2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
10

Цель

проекта
заключается в развитии зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием ИКТ.
Задачи проекта:

1.
Выявить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.
Создать комплекс интерактивных компьютерных игр и презентаций, направленных на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.
Апробировать и внедрить методы коррекционного воздействия с применением тематических презентаций и интерактивных компьютерных игр по преодолению нарушений у детей с ЗПР зрительно-пространственного восприятия.
4.
Оценить эффективность включения специализированных тематических презентаций и компьютерных игр на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Объект:
процесс формирования зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Предмет:
педагогические технологии, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с ЗПР с использованием ИКТ.
3.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11
Положительным результатом освоения данного проекта является:  развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)  осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной  способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.  хорошая ориентировка в пространстве, позволяющая своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни (сигналы светофора, поток движущихся машин, подземные переходы).
4.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, определила, что коррекционную работу с такими детьми необходимо начинать с развития самого элементарного уровня – пространственных представлений. В формировании чувственной основы пространственной ориентировки особая роль принадлежит ощущениям и сигналам, поступающим от мышечно- суставного аппарата. А кинестетические сигналы, идущие от ведущей руки, придают окружающему пространству известную асимметричность. Нечеткая латеральная организация у детей с ЗПР препятствует полноценному развитию у них ориентировки в пространстве. Поэтому одной из первостепенных задач коррекционной работы является обогащение чувственного и двигательного опыта ребенка, опыта предметно- 12
практической деятельности и на этой основе формирование представлений о схеме собственного тела и окружающем пространстве. По мере практического освоения ребенком пространства следует включать и словесные обозначения пространственных отношений, изучение пространственной терминологии. Процесс коррекционного обучения организован так, чтобы неоднократно возвращаться к уже изученным темам, систематически закрепляя пройденное на различном дидактическом материале.
План реализации проекта

Этапы реализации

проекта

Задачи

Формы реализации
I этап подготовительный (сентябрь2010 – апрель 2011г)  И з у ч и т ь п с и х о л о г о - педагогическую и методиче скую литературу по данной теме;  Разработать мониторинг и подобрать диагностический инструментарий;  Разработать и апробировать индивидуальную диагностическую карту по развитию зрительно- пространственного восприятия;  Разработать перспективный план работы с детьми с ЗПР по развитию зрительно-пространственного восприятия;  Подготовить консультативный материал для работы с родителями; О т б о р п с и х о л о г о - педагогической, методической литературы; Диагностический инструментарий; Бланк диагностической карты; Перспективный план; Консультации для родителей; II этап диагностический (сентябрь 2011 – октябрь 2011г.)  Выявить уровень развития зрительно-пространственных представлений детей у детей с ЗПР посредством диагностического обследования; Педагогический мониторинг уровня развития зрительно- пространственного восприятия у детей с ЗПР III этап основной (ноябрь 2011 – март 2013г.) ☼ Разработать учебно- методический комплекс:  дидактические игры и пособия на развитие зрительно-пространственного восприятия;  компьютерных тематических презентаций;  компьютерных игр на развитие зрительно-пространственного восприятия; ☼ Коррекционно-развивающая р а б от а с д е т ь ми п о р а з в и т и ю зрительно-пространственного Оснащение коррекционного педагогического проце сса тематическими презентациями, демонстрационными т а б л и ц а м и , игровым занимательным материалом, в том числе и для работы с интерактивной доской; Работа с детьми с ЗПР по развитию зрительно- пространственного восприятия в соответствии с 13
восприятия с использованием ИКТ и Технологии «БОС-здоровье»; ☼ Ознакомление родителей с приемами руководства играми с занимательным материалом д л я развития зрительно-пространственного восприятия; ☼ Б е с е д ы , к о н с у л ь т а ц и и с родителями по данному направлению; перспективным планом; Мероприятия: «День открытых дверей» просмотр фрагментов занятия интегрированного занятия по р а з в и т и ю з р и т е л ь н о - пространственного восприятия с использованием ИКТ и Технологии «БОС- здоровье»; С е м и н а р - п р а кт и кум д л я р о д и т е л е й « П о л е з н ы е компьютерные игры» IV этап итоговый (апрель 2013 – май 2013 г.) ☼ Итоговый мониторинг развития зрительно-пространственного восприятия; ☼ В н е с е н и е п о п р а в о к в р а з р а б о т а н н ы й к о м п л е к с интерактивных компьютерных игр и презентаций в случае выявления нерешённых проблем; Итоговый мониторинг развития зрительно- пространственного восприятия у детей с ЗПР; Создан комплекс  интерактивных компьютерных презентаций в соответствии с лексическими темами,  интерактивных компьютерных игр: «Овощи», «Фрукты и ягоды», «Домашние животные» и т.д. Н а
диагностическом

этапе
у детей с задержкой психического развития выявилась несформированность или недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия. Дети с трудом ориентировались в схеме собственного тела, в схеме тела стоящего напротив, путались в определении направлений в пространстве. Трудность для детей представляла также ориентировка на листе бумаги. Дети неверно понимали и употребляли предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения. Результаты обследования фиксировались в индивидуальной диагностической карте (см. Приложение) Коррекционная работа проводилась в следующей последовательности: 
Подготовительная работа
 развитие восприятия формы,  развитие восприятия величины,  развитие восприятия цвета,  развитие положения тела в пространстве. 14

Формирование представлений о схеме собственного тела:

Цель:
актуализация процесса самовыделения ребёнка из окружающей среды и развитие осознанного восприятия собственного тела.
Задачи:
 развивать представления о пространственном расположении частей тела по вертикальной оси (вверх, сверху; вниз, снизу),  развивать представления о передней и задней сторонах тела (перед, спереди; зад, сзади)  развивать представления о правой и левой сторонах тела (правый, справа; левый, слева) учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений. (Я задумала часть лица, она находится над … . Задания сначала дает взрослый, потом придумываю и выполняют сами дети.) Освоение ребенком «схемы собственного тела» подкрепляются различными маркерами, которые помогают ему убедиться, о существовании понятий верх и низ (потолок, небо - пол, трава), перед – зад (пуговицы на рубашке - капюшон), правая и левая стороны (цветная ниточка или резинка на одной руке). Первоначально формирование пространственных ориентировок связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше – ниже, спереди – сзади, справа – слева). Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала отрабатываются упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Дети учатся быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»). Используются приемы, предлагаемые И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик. Например, игры-имитации: Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса. 15
На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец, комар улетает, и медвежонок чешет спинку. Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой. После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых – левых, верхних – нижних, передних – задних частей его тела, закрепляется исполь- зование этих слов в самостоятельной речи детей. 
Развитие ориентировки в окружающем пространстве:

Цель:
развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства.
Задачи:
 закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;  учить располагать объекты по отношению к собственному телу (спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева);  знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив;  вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга (выше-ниже, сверху-снизу, над-под, перед-за, справа-слева);  развивать представления о внешних признаках предметов (выше-ниже, шире-уже, короче-длиннее, самый длинный, самый высокий и т.д.) Освоение внешнего пространства начинается с сознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя переходим к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это учит детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. В дальнейшем у детей закрепляются представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где право. 16
Ребенок должен постоянно проговаривать свои ощущения и направления движения. После сопряженной с действием речи дети учатся планирующим высказы- ваниям: что я сейчас буду делать. Потом ребенок учится комментировать направления движения других детей, а позже рассказывать о пространственных отношениях по представлениям, не видя предметов (описать расположение мебели в своей комнате; расположение комнат в своей квартире). 
Развитие ориентировки в двумерном пространстве:

Ц е л ь :
формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов.
Задачи
- учить детей:  ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);  осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу.);  располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;  вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;  копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизонтальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур; Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу. Анализ фигур, направленный на развитие умения находить одинаковые и неодинаковые в пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на осознанное восприятие отношений предметов в пространстве. От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода 17
рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков). Также развивается такое умение, как вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Сначала ребенок овладе- вает ориентацией в линейной последовательности предметного ряда. Затем, предлагаются задания на определение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка (назови первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? Покажите число 2. Какое число стоит слева от 2? Больше или меньше оно, чем 2? Назовите соседа числа 2 слева). 
Формирование умений понимать и употреблять в речи предлоги,

обозначающие пространственные отношения:

Задачи:
учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира в следующем порядке: формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи; дифференцировать предлоги: в-из, за-перед, над-под, над-на, к-от, из-за, из-под. Освоение детьми предлогов обозначающих пространственные отношения, начинается с понимания, уточнения, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги. Для систематизации работы по данному направлению мною была изучена психолого-педагогическая литература, разработан мониторинг и подобран диагностический инструментарий к нему. Все полученные результаты диагностики фиксируются в разработанной мною индивидуальной диагностической карте. На основе анализа результатов разработан перспективный план по развитию зрительно- пространственного восприятия у детей с ЗПР (см. Приложение) 18

Методическое сопровождение проекта:
 комплекс интерактивных компьютерных игр и презентаций, направленных на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;  консультативный материал для родителей;  консультативный материал для педагогов ДОУ.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:

На уровне детей:
 дыхательная гимнастика с использованием инновационной образовательной технологии «БОС-здоровье»;  индивидуальная работа;  тематические презентации;  компьютерные игры на развитие зрительно-пространственного восприятия;  учебные электронные пособия из серии «Учимся и оздоравливаемся»;
На уровне родителей:
 выступления на родительских собраниях;  анкетирование;  беседы о значимости развития зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития;  консультации;  участие родителей в детских праздниках, досугах, развлечениях.
На уровне педагогов:
 выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО учителей-дефектологов;  консультации для педагогов;  мастер-класс для педагогов детского сада. В соответствии с педагогическими условиями с детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры, мультимедийные 19
игры презентации, которые были мной специально подобраны, модифицированы и разработаны. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.
5.

РЕСУРСЫ

1. Информационные:
 педагогический мониторинг проводится два раза в год;  участие в: городском методическом объединение учителей-дефектологов « И с п о л ь з о в а н и е т е х н о л о г и й Б О С (п р о гр а мма « У чи мс я и 20
оздоравливаемся»). Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога с педагогом кабинета БОС»; научно-практической конференции «Образование без границ»; XIII международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образование»; общероссийском конкурсе «Инновационные технологии в процессе преподавания»;  обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий для педагогов ДОУ, выступления на педагогических советах, семинарах ДОУ, на сайте ДОУ, публикации на социальном сайте работников образования
2. Программно-методические:
изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме; совершенствование системы работы по развитию з р и т е л ь н о - пространственного восприятия с использованием ИКТ; разработка мониторинга и подбор диагностического инструментария; разработка индивидуальной диагностической карты по развитию зрительно- пространственного восприятия; разработка перспективный план работы с детьми с ЗПР по развитию зрительно-пространственного восприятия; создание компьютерных тематические презентации; разработка компьютерных игр на развитие зрительно-пространственного восприятия; создание консультаций для педагогов и родителей по вопросам развития зрительно-пространственного восприятия; совместное проведение родительских собраний, праздников и развлечений с активным привлечением и участием родителей. систематизация дидактических игр, игровых обучающих ситуаций; корректировка содержания диагностического инструментария; 21

3. Материально-технические:
- кабинет дефектолога, соответствующий современным санитарно- гигиеническими методическим требованиям. На базе кабинета создан компьютерно- игровой комплекс (КИК), который представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав КИК входят: - персональный компьютер (ноутбук, звуковые колонки, компьютерная мышь); интерактивная доска, мульти-медиапроектор, позволяющие использовать КИК не только для индивидуальной, подгрупповой, но и для фронтальной работы; - комплекты дидактических и игровых материалов для каждого раздела в содержании коррекционной работы (игрушки, картинки, карточки, настольные дидактические игры, книги, таблицы, схемы); - настенные и индивидуальные зеркала; мебель, соответствующая ростовым показателям детей (компьютерный стол, стул, подставка для ног). Все оборудование КИК соответствует с анит арно-гигиениче ским, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого- педагогическим требованиям. Компьютерно-игровой комплекс органически вписывается в общую систему коррекционной работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.
6.

ПАРТНЕРЫ
Партнеры Предмет отношений Учитель- дефектолог – руководитель проекта Разработка, реализация, руководство проектом. Воспитанники Мотивационная готовность к активной деятельности на коррекционных занятиях. Осваивают предлагаемый материал, направленный на развитие зрительно-про странственного во сприятия, с п о с о б с т ву ю щ и й формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечивающий социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Воспитатели Создают условия, помогающие развитию собственного «Я» ребёнка. Участвуют в коррекционном процессе по развитию зрительно- пространственного восприятия. Родители Коррекционный процесс немыслим без системного, осмысленного взаимодействия с семьей. 22
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка. Взаимодействие учителя-дефектолога и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в развитии ребенка. Психолог Психологическое сопровождение (диагностика и консультирование) всех участников образовательных отношений
7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющие нарушения зрительно-пространственного восприятия, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы и их родители (законные представители), воспитатели данной группы.
8.. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации данного педагогического проекта. С целью выявления эффективности проведенной системы работы по развитию зрительно- пространственного восприятия, я провела итоговый педагогический мониторинг на конец учебного года, где использовался тот же материал для обследования уровня развития восприятия детей старшего дошкольного возраста. Таблица № 2
Сводные результаты педагогического обследования по развитию зрительно-

пространственного восприятия детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Показатели

Результаты

Начало года

Конец года
23

Высоки

й

Средний

Низкий

Высоки

й

Средний

Низкий

1.
Представления о схеме собственного тела; 8 % 47 % 45 % 92 % 8 % 0 %
2.
Ориентировка в окружающем пространстве (относительно собственного тела); 0 % 77 % 23 % 33 % 67 % 0 %
3.
Ориентировка в двумерном пространстве (на листе бумаги); 0 % 65 % 35 % 33 % 67 % 0 %
4.
Формирование умений понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения. 0 % 23 % 77 % 31 % 69 % 0 %
Средний балл:

2 %

53 %

45 %

47,3 %

52,7 %

0 %

Уровни оценки:
высокий – 3балла средний – 2 балла
ноябрь 2011 года

март 2013 года

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

2,00%

47,30%

53,00%

52,70%

0,45

0
высокий средний низкий н изкий – 1 балл Сравнение результатов выполнения диагностических заданий до и после использования коррекционной работы по развитию зрительно-пространственного восприятия с использованием ИКТ свидетельствуют о том, что у детей произошли существенные позитивные изменения в: 24
развитии мотивационной готовности к коррекционным занятиям и исправлению нарушений зрительно-пространственного восприятия; развитии работоспособности и сохранении продуктивной деятельности на протяжении всего коррекционного занятия; стремлении детей к продолжению работы при возникновении явных затруднений в выполнении предложенных упражнений, готовности детей многократно повторять однотипные упражнения. В результате к выпуску в школу у детей улучшились показатели развития зрительно-пространственного восприятия. Повысился уровень: формирования представлений о «схеме собственного тела» на 45 %. развития ориентировки в окружающем пространстве (относительно собственного тела)на 23%, развития ориентировки в двумерном пространстве (на листе бумаги) на 35%, формирования умений понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения на 100 % Таким образом, позитивная динамика в результатах позволила мне сделать вывод об эффективности использования компьютерных технологий для оптимизации процесса развития зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Результат реализации проекта:
выработана стратегия организации партнерской деятельности учителя- дефектолога и воспитанника в процессе коррекционного воздействия; достигнута качественно новая ступень индивидуализации коррекционного воздействия, достижение которой возможна только посредством компьютерных средств обучения; сокращен срок развития у детей зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, а также целого ряда функций, необходимых для дальнейшего обучения, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие и т.п.; отмечен рост познавательной мотивации и заинтересованности детей в коррекционных занятиях и в занятиях в целом.
9. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Подводя итог проведенной работы можно сказать, что проблема на этом не исчерпывается. 25
Учитывая дефицит электронных образовательных ресурсов, для развития зрительно-пространственного восприятия у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, планируется: 1. Дальнейшее пополнение электронного методического комплекса дидактическими играми и презентациями. 2. Разработать систему взаимодействия педагогов и родителей по развитию. 3. Создать блог на социальном сайте работников образования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. – М., 1994. 26
2. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995. 3. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.:Педагогика,1971. 4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. .Шевченко . - М.: АРКТИ, 2004. 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000. 6. Лубовский В.И., Цыпина Н.А.. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. - М., 1999. 7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1999. 8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983. 9. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006. 10.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. - М., 2005. 11. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987. 12.Ульенкова У.В., Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе, исп. И доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994. 13.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. 2-е издание. – М., Академия, 2005. 14.Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. - №4. 15.Ульенкова У. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994. 16.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988. 17.Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5. 18.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990. 19. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М., 1999. 27


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!