Автор: Волкова Валентина Петровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУ ДО Центр внешкольной работы
Населённый пункт: г. Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"
Раздел: дополнительное образование
«Наставничество как эффективное средство
профессионального развития педагога»
Система наставничества своими корнями уходит в далекое прошлое. Актуально оно и
сейчас. Ни для кого не секрет, как остро сейчас стоит проблема с педагогическими
кадрами. Молодой педагог после окончания учебного заведения впервые самостоятельно
приступает к работе. Он волнуется,
боится ошибиться, старается произвести впечатление. Администрация и педагоги также
внимательно присматриваются к новому члену коллектива. Хотелось бы чтобы педагогу
понравилось в коллективе, чтобы он нашел общий язык с детьми и их родителями.
У нас в Центре внешкольной работы сразу же стараются прикрепить к нему опытного
педагога – наставника. Здесь важно правильно подобрать опытного специалиста, чтобы
психологически они подходили друг другу. Успешная адаптация гарантированно
проходит быстрее при благоприятном психологическом климате. Наставник знакомит
молодого коллегу с традициями коллектива, особенностями работы в дополнительном
образовании, законами об образовании. Опытный педагог должен понимать, что
необходимо стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании,
способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Обращает
внимание, что выпускники педагогических учебных заведений имеют громадный объем
теоретических знаний, новых технологий. Практическое применение этих знаний у них
минимально. Иногда бывает и так: опытные наставники узнают о современной
педагогической технологии от выпускника педагогического Вуза. Но молодой педагог
знаком с этой технологией теоретически, а опытный сразу же понимает как ее применить.
Современные условия предъявляют к педагогам высокие профессиональные требования.
И здесь неоценимую помощь могут оказать и оказывают опытные наставники. Это
моральная, психологическая и методическая поддержка в преодолении
профессиональных трудностей, содействие наставляемому в освоении эффективными
формами и методами взаимодействия с обучающимися и коллегами, родителями,
развитию способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.
Наставники Центра внешкольной работы помогают молодым педагогам дополнительного
образования в работе с Навигатором, комплектованию групп обучающихся по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, составлении
сценарий и планов проведения занятий и мероприятий, особенностям работы с
родителями (законными представителями).
С социальными педагогами работает опытный наставник. Помочь детям в трудной
жизненной ситуации, провести беседы с обучающимися и их родителями, организовать
встречи с интересными людьми, социальными работниками, правильно оформить деловые
бумаги – это основные направления деятельности наставника и наставляемого.
Анализ выполненной работы всегда проходит в доброжелательной конструктивной
беседе. Наставляемый получает ценные советы, рекомендации от наставника.
Опытные педагоги приглашают молодых на свои занятия, мероприятия с детьми. Иногда
проводят воспитательные мероприятия совместно. Работа в команде помогает
оценить степень участия и подготовки друг друга, а для молодых педагогов возможность
показать свои творческие педагогические возможности, опираясь на опыт и поддержку
наставника.