Напоминание

Магия романтики (лингвостилистический анализ феерии А.Грина «Алые паруса»


Автор: Васильева Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лицей
Населённый пункт: город Фрязино Московской области
Наименование материала: основное общее
Тема: Магия романтики (лингвостилистический анализ феерии А.Грина «Алые паруса»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в соответствии с ФГОС ООО. 6 класс

Васильева И.А.

учитель русского языка и литературы МОУ Лицей г. Фрязино

Московской области,

Почетный работник общего образования Российской Федерации,

Победитель конкурса ПНПО «Образование» «Лучший учитель России»

Вступление

Урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Следует отметить наиболее важные аспекты урока в соответствии с ФГОС ООО:

мотивационно-целеполагающий

(цель

отожествляется

с

результатом

урока:

результат – приобретаемые УУД; такой подход не отрицает значение знаний, он

акцентирует внимание на способность грамотно использовать полученные знания);

деятельностный (решение проблем самими учащимися в процессе урока через

самостоятельную познавательную деятельность; использование деятельностных

методов и приемов обучения: учебная дискуссия, видеобсуждение, открытые

вопросы, мозговой штурм и т.д.).

Для того чтобы сформировать у учащихся УУД, необходимо сформировать опыт

выполнения этого действия и мотивацию, понимание алгоритма выполнения УУД,

основываясь на имеющийся опыт, умение выполнять УУД посредством включения его в

практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников, то, что

они будут помнить, когда многое забудут.

Тема « Магия романтики (лингвостилистический анализ феерии А.Грина

«Алые паруса»)

Цель: показать красоту и своеобразие феерии А.Грина «Алые паруса», развивать у

учащихся вкус к самостоятельному открытию, сформировать у учащихся способность к

новому способу действия и умению самостоятельно ставить учебную задачу.

Задачи: 1. Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Грина,

на

примере

феерии

«Алые

паруса»

обучить

лингвостилистическому

анализу

прозаического

произведения,

закрепить

навыки

определения

тропов

и

фигур

в

художественном произведении, совершенствовать навыки восприятия, истолкования и

оценки художественного произведения.

2. Развивающая: расширить читательский кругозор, развивать творческое

мышление учащихся, искать, отбирать материал и делать выводы, совершенствовать

умение учащихся работать в группах и самостоятельно, развивать способность применять

знания в знакомой и измененной ситуации.

3. Воспитательная: пробудить интерес к творчеству А.Грина, способствовать

эстетическому, нравственному воспитании учащихся, привить им чувство прекрасного.

Технологии: проблемное обучение, технология критического мышления, технология

поэтапного

формирования

умственных

действий,

педагогика

сотрудничества,

исследовательская работа, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: феерия А.Грина «Алые паруса», таблица «Фигуры. Тропы», раздаточный

материал (таблицы и схемы заполняются по ходу урока), «Словарь синонимов».

… он любил живую, красивую,

сильную жизнь, его герои ищут

справедливости, свободы, верят

в высоту человеческих подвигов,

исканий, высоту духа.

Н.Тихонов

I. Слово учителя (организационный момент, постановка темы и цели урока)

Книгами А.Грина зачитывается не одно поколение. В них покоряет все: и придуманная

страна Гринландия, и бесстрашные мореплаватели, и необычайные приключения, и герои,

которые умеют любить, мечтать и верить. Подтверждение этой мысли – эпиграф,

записанный на доске.

(после прочтения – записать в тетрадь и тему, и эпиграф)

А еще – особенный язык, которым эти книги написаны.

Идею любого гриновского произведения трудно передать: она таится в языке, в системе

художественных средств и образов.

Возможно, буднично прозвучит пересказ сюжета феерии «Алые паруса».

- Сжато перескажите, пожалуйста, сюжет.

(Бедная девочка Ассоль верит в свою мечту, в то, что под алыми парусами приплывет

принц и они встретятся, будут счастливы).

Однако эта же история, изложенная своеобразным языком мастера слова, превращается в

поэму, утвержденную, по словам К.Паустовского,

«силу человеческого духа, просвеченную насквозь, как утренним солнцем, любовью к

жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими

руками совершать чудеса».

- Выделите ключевые слова в высказывании К.Паустовского.

(счастье, своими руками)

На примере феерии А.Грина «Алые паруса» попробуем выяснить, в чем же заключается

своеобразие гриновских творений.

II. Лингвостилистический анализ (изучение художественного произведения)

1.

В

основе

построения

этого

художественного

произведения

лежит

противопоставление, или … антитеза (называют обучающиеся).

Антитеза характерна для романтических произведений. Как правило, вначале

изображается угнетающая обстановка (например, трудный путь, по которому

прошел Данко из горьковского рассказа «Старуха Изергиль», а затем природа,

судьба помогают гордым и смелым людям).

- Приведите из текста примеры синтаксической фигуры – АНТИТЕЗЫ (самостоятельный

поиск, обсуждение)

а) С одной стороны, Лонгрен, любящий отец, а с другой – жители городка, ненавидящие

его и Ассоль.

- Докажите

(дети Каперны «вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего

покровительства и внимания»)

б) На контрасте построено и описание внешности главных героев – Ассоль и Артура Грэя

(Ассоль была «в стиранном много раз ситцевом платье» - это говорит о бедности

девочки; Грей, воспитанный в обеспеченной семье, в полном достатке и даже в роскоши,

был юноша «с маленькими руками и внешностью переодетой девочки», «обладателем

изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья

с вытканными коронами»).

в) Портрет Ассоль.

2. – Определите основные тропы в феерии (повторение, работа с таблицей)

б) СРАВНЕНИЯ – «глаза серые, как песок, и блестящие, как чистая вода»

в) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ И МЕТАФОРЫ – «остывшие головки костра цеплялись за жизнь

тонкой струей дыма», «и часто улыбается отдыхающее сознание», «везде торжествовал

свет», «Земной шар дышал бесчисленностью крошечных ртов», «ресницы спали на щеке»

III. Словесные ряды, которыми строится и развивается образ алых парусов

1.

Слово учителя

Имя главной героини можно отнести к художественным особенностям «Алых

парусов». Как удачно подобранная нота в музыкальном произведении, звучит в

повести имя «Ассоль».

- Найдите в тексте и прочтите

Хорошо, что оно так странно, так однотонно, так музыкально, как свист стрелы или шум

морской раковины» - определяет Эгль)._

А сама Ассоль сравнивается с живым стихотворением

(«со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности

их теней и света, падающих от одного на другое»)

Этот поэтический образ вполне точен в отношении того, что специалисты называют

«языковым строем художественного текста»

2.

Итак, разберем словесные ряды, связанные с образом алых парусов (основные

вопросы урока)

- Когда впервые в произведении прозвучал образ алых парусов?

Однажды днем, «когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами и

тишиной», Ассоль шла в город, чтобы продать игрушки, сделанные ее отцом, и «…

присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзину на завтрак. Закусывая, она

перебирала игрушки: из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их

ночью. Одна такая новинка была миниатюрная гоночной яхтой; белое суденышко это

несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для

оклейки пароходных кают-игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он

не нашел подходящего материала на паруса, употребив, что было – лоскутки алого цвета.

Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как

будто она держала огонь».

- Когда Ассоль пустила яхту в ручей, что она заметила?

(«паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая

материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна»

Девочка бежала за яхтой, боясь потерять из вида «алое сверкание парусов»)

- Сделаем вывод

Так появляется в повести образ алых парусов. Появляется в подчеркнуто естественной,

реальной, обыденной ситуации; появляется в сопровождении подробного разъяснения,

почему паруса игрушечной яхты оказались именно алыми, но в то же время возникает

образ

чудесный,

пленительный,

вызывающий

восхищения.

Отсюда

-

2

ряда

соседствующих слов в словосочетании.

- Давайте выделим их вместе

Один ряд – обрезки, лоскутки шелка, оклейки, употреблять; другой - солнечный ливень,

огонь, свет, сверкать, излучение, гореть, пламенный, веселый цвет (составить схему и

записать в тетрадь).

алый образ парусов

лексика

обыденный пленительный

лоскутки шелка, обрезки, солнечный ливень, огонь, свет,

оклейка, употреблять сверкание, излучение, гореть,

пламенный, веселый цвет

3.

– Где в следующий раз в тексте встречаем мы образ алых парусов?

(«Однажды утром в морской дали под солнцем … я увидел тебя во сне и приехал, чтобы

увезти тебя навсегда в свое царство»)

Слово учителя

Для композиционного движения словесных рядов очень важны такие детали: двинется,

рассекая волны, прямо к тебе, под солнцем сверкнет алый парус.

- Сделаем вывод

Именно через образы солнца и рассекающего волны корабля, а не прямо через образ алых

парусов происходит сближение сюжетных линий – Ассоль и Грэя, которому тоже нечто

предсказано.

- Запишем первое ключевое слово словесного ряда

солнце

- Что ответил Грэй: что значит «рай» - после прочтения надписи на обручах: «Меня

выпьет Грэй, когда будет в раю»?

(«Вот рай!.. Он у меня, видишь? – Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку.

Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в

кулак. – Вот оно, здесь!.. То тут, то опять нет …)

- Сделаем вывод

(Ладонь рука (все в наших руках!) для людей сильных, смелых, таков Грэй, но и

нежных, умеющих чувствовать. Все в руках Грэя!)

- Как связать этот эпизод с последующим сюжетом?

(Позже, когда Грэй стал капитаном, он увидел спящую Ассоль и узнал о предсказаниях

Эгля, «он подставил руку, ладонью вверх, знойному солнцу, как сделал это однажды

мальчиком в винном погребе»)

Слово учителя

Так сходит на нет образ «рая», уступая место образам счастья + солнце = радость

(ученики продолжают заполнять схему)

солнце

радость

4.

– Сопоставьте картину, которую рисовала в своем воображении Ассоль (

корабль с

Алыми Парусами)

, и ту, которую видел Грэй в замке. Заполните таблицу (работа в

группах).

Ассоль

Грэй

1

«Сияющая громада алых парусов

белого корабля двинется, рассекая

волны, прямо к тебе» (Эгль)

«Корабль шел прямо на зрителя»

2

«Корабль шел прямо на Ассоль …

(разбрасывая веселье)»

«Гребень

вала,

распластанный

корабельным килем, напоминал крылья

гигантской птицы»

3

«Крылья

пены

трепетали

под

мощным напором киля»

! в воображении появляется новое

словосочетание «алый бархат»

«Паруса, туманно видимые …, полные

неистовой силы шторма»

- Каким был цвет парусов игрушечной яхты?

(Был пламенный и веселый)

- А как плыл корабль в видении Ассоль?

(Разбрасывая веселье)

- Продолжим заполнять схему

солнце

радость веселье

5.

– Прочтите эпизод, в котором повествуется, как Грэй выбирал материал для

парусов?

(«Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета …»)

- В «Словаре синонимов» к слову «АЛЫЙ» сделана пометка «см. красный», а к слову

красный – «багровый». Подберите синонимы к слову «красный».

(багровый, багряный, алый, розовый, пунцовый, пурпурный, пурпуровый, рдяный,

вищневый,

оранжевый,

огненный,

огневой,

пламенный,

рубиновый,

коралловый,

кумачовый, кармазинный)

Слово учителя

Чем больше оттенков у цвета, тем разнообразнее его символика. В словарном отношении

этот синонимичный ряд показан точно, а в художественном, поэтическом тексте нужно

показать не общность, а различие.

Грэй отвергает смешанные оттенки; он ищет и находит именно алый цвет.

- Что означает алый цвет?

(1. Цвет юности и чистоты.

2. Цвет чистый, полный «благородного веселья и царственности».

3. Цвет гордый, рдеющий «как улыбка, прелестью духовного отражения»)

- Продолжим заполнять схему

солнце

радость веселье алые паруса

П

росмотр эпизода художественного фильма по повести А.Грина «Алые паруса»

(режиссер-постановщик А.Птушко, «Мосфильм», 1961)

- Каким словом заканчивается повесть-феерия А.Грина «Алые паруса»?

(«Счастье!», а до этого было «совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми

Парусами … эти минуты были для нее счастьем»)

- Сделаем заключительный вывод

(Слово «счастье» замыкает ряд главных, ключевых слов-образов)

- Предлагаю самостоятельно дописать схему, которую мы заполняли по ходу урока

солнце

радость веселье алые паруса СЧАСТЬЕ

Слово учителя

Говорить о языке А.Грина трудно. На первый взгляд, нет ничего особенного в

художественных средствах, к которым обращается писатель. Олицетворение, эпитеты,

синонимия, антитеза – это тропы, хорошо известные и широко используемые писателями.

Наверное, секрет совершенства гриновской прозы - в поэтичности языка, в том, что

каждое его слово – синтез сложной работы ума и сердца.

6.

Рефлексия

Работа с карточками.

Ф. И. _______________________, класс _______

Сегодня на уроке

Я понял, что

А.Грин______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Я для себя открыл

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мне понравилось

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мне не

удалось______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

На уроке мне было

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7.

Выставление отметок

Слово учителя:

- Ребята, сегодня вы работали успешно. Чья работа вам понравилась и может быть оценена на

«отлично»?

( Объявление отметок)

8.

Объяснение выполнения домашнего задания

(учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных вариантов)

а) написать сочинение-рассуждение «Красота мечты человека: значимо ли это»;

б) создать обложку книги (повесть А.Грина «Алые паруса»);

в) систематизировать материал «Изобразительно-выразительные средства повести А.Грина

«Алые паруса».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!