Напоминание

Как оценивается динамика развития детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Автор: Федотова Светлана Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Школа №2124 "Центр коррекции и развития""
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Как оценивается динамика развития детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Раздел: начальное образование





Назад




Как оценивается динамика развития детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 4-ом классе, где я преподаю обучаются 9 детей в возрасте 10-11 лет с ТиМНР. 3 человека имеют тяжёлую степень умственной отсталости, 6 – умеренную. Для оценки умений и навыков учащихся 3 раза в год проводится мониторинг развития – начальный (сентябрь), промежуточный (январь) и заключительный (май). Результаты обследования заносятся в Индивидуальную карту развития ребенка. Эта карта заполняется на протяжении всего обучения учащегося в школе, что помогает осуществлять преемственность обучения. Я преподаю в этом классе первый год, но данные, поученные от наблюдения на прошедших годах помогли мне познакомиться с индивидуально-личностными особенностями учащихся. На основании данных полученных при обследовании составляется индивидуальная программа обучения. Индивидуальная карта развития ребенка включает следующие разделы: Здоровье и двигательное развитие Умственное развитие Коммуникативное развитие Регуляторное развитие Представления о сферах действительности - личная сфера и представление о ближайшем окружении - представление о назначении и свойствах предметов окружающего мира
- правила обращения с предметами - овладение общеучебными навыками поведения - представления о культурно-бытовых учреждениях и правилах поведения в них - представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе. - представление о количестве и величине - представление о временных и пространственных отношениях - представления о произведениях детской литературы Диагностика различных видов деятельности ребенка - игровая деятельность - конструирование - изобразительная деятельность Помимо Индивидуальной карты развития в нашей школе проводится мониторинг по предметным областям. В нем фиксируются учебные умения по предметам. Здесь можно проследить динамику усвоения учебной программы с учетом индивидуально-личностных и психофизических особенностей. Следующим этапом коррекционной работы является составление психолого-педагогической характеристики и индивидуальной программы воспитания и обучения. Для этого используется информация, полученная в процессе диагностики. Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых несформированных функций.
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Учащиеся с умеренной степенью УО в состоянии освоить элементарные знания по чтению, письму, счету, продуктивной деятельности на наглядно-практической и предметной основе. Учащиеся с тяжелой степенью учатся правилам поведения и коммуникации, навыкам самообслуживания, что так же важно для социальной адаптации. Известно, что у лиц с выраженной и тяжелой степенью УО умения и навыки непрочные. Быстро распадаются без постоянного подкрепления. Важно определить круг умений и навыков, которые помогут адаптироваться в жизни, быть удобным в семейных условиях, в социальных контактах. В процессе коррекционной работы формируется образ «Я», «Я- сознание», положительное восприятие сверстника, обучение способам взаимодействия с ним, выделение и осознание разных видов и уровней социальных отношений, моделирование их в различных видах деятельности. Формируется отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу» партнера, формируются коммуникативные умения. Также необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с людьми: выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение выражать согласие или несогласие. Необходимо работать над пробуждением чувства жалости, радости, сострадания. Формировать жизненно-необходимые навыки самообслуживания, умение выполнять конкретные трудовые поручения. Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с
интеллектуальной недостаточностью формирующий у него уверенность в собственных силах. В зависимости от тяжести диагноза уровень освоения деятельности может различаться. Это могут быть: - совместные действия с педагогом; - деятельность по подражанию; - деятельность по образцу; - деятельность по последовательной инструкции; - самостоятельная деятельность воспитанника; - умение ребенка исправить допущенные ошибки. Для оценки можно использовать следующую градацию: - действие сформировано - требуется помощь - действие не сформировано При оценке динамики учитываются психофизические возможности и индивидуально-личностные особенности и учащихся. Понятно, что у ребенка с тяжелой степенью УО уровень самостоятельности будет минимальной. Здесь показателем эффективности педагогического воздействия будет, если ребенок самостоятельно обратится к учителю за помощью. Для ребенка с 1 уровнем РАС достижением будет, если он пусть минимально включается в учебный процесс, узнает педагога, фиксирует взгляд на лице педагога, образуется связь «глаз - рука».
Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями состоит в том, что для каждой задачи продумывается несколько вариантов реализации, способы реализации всегда индивидуализированы. Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия в таблицу, где фиксируются задачи, реализуемые на занятии. В соответствующей строке пишутся виды упражнений и отмечаются результаты, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и варьируем задания, отмечаем динамику в «Карте» и готовим индивидуальную программу на следующий период обучения, реально учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) отслеживаются через наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности, через дифференцированные индивидуальные задания, через участие в совместных творческих делах. Одной из форм оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка м ета п р едм етн ых р е зул ьтато в п р едусм а тр и вают в ы я в л е н и е индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся. Текущая оценка знаний, умений и навыков, учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников,
принимать меры к устранению этих пробелов. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устных ответов учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ, и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. На усмотрение учителя в портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы: выборки детских работ —учебных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, и в процессе внеурочной деятельности. Работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала достижение более высоких уровней формируемых учебных действий; материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Например, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Содержание и структура портфолио может корректироваться учителем. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!