Как оценивается динамика развития детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Автор: Федотова Светлана Анатольевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГКОУ "Школа №2124 "Центр коррекции и развития"" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Как оценивается динамика развития детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Раздел: начальное образование
Как оценивается динамика развития детей, обучающихся по 2
варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В 4-ом классе, где я преподаю обучаются 9 детей в возрасте 10-11
лет с ТиМНР. 3 человека имеют тяжёлую степень умственной отсталости, 6
–
умеренную.
Для
оценки
умений
и
навыков
учащихся
3
раза
в
год
проводится мониторинг развития – начальный (сентябрь), промежуточный
(январь) и заключительный (май). Результаты обследования заносятся в
Индивидуальную
карту
развития
ребенка.
Эта
карта
заполняется
на
протяжении
всего
обучения
учащегося
в
школе,
что
помогает
осуществлять
преемственность
обучения.
Я
преподаю
в
этом
классе
первый год, но данные, поученные от наблюдения на прошедших годах
помогли
мне
познакомиться
с
индивидуально-личностными
особенностями
учащихся.
На
основании
данных
полученных
при
обследовании
составляется
индивидуальная
программа
обучения.
Индивидуальная карта развития ребенка включает следующие разделы:
Здоровье и двигательное развитие
Умственное развитие
Коммуникативное развитие
Регуляторное развитие
Представления о сферах действительности
- личная сфера и представление о ближайшем окружении
- представление о назначении и свойствах предметов окружающего
мира
- правила обращения с предметами
- овладение общеучебными навыками поведения
-
представления
о
культурно-бытовых
учреждениях
и
правилах
поведения в них
-
представления
о
сезонных
изменениях
в
живой
и
неживой
природе.
- представление о количестве и величине
- представление о временных и пространственных отношениях
- представления о произведениях детской литературы
Диагностика различных видов деятельности ребенка
- игровая деятельность
- конструирование
- изобразительная деятельность
Помимо
Индивидуальной
карты
развития
в
нашей
школе
проводится мониторинг по предметным областям. В нем фиксируются
учебные
умения
по
предметам.
Здесь
можно
проследить
динамику
усвоения
учебной
программы
с
учетом
индивидуально-личностных
и
психофизических
особенностей.
Следующим
этапом
коррекционной
работы является составление психолого-педагогической характеристики и
индивидуальной
программы
воспитания
и
обучения.
Для
этого
используется
информация,
полученная
в
процессе
диагностики.
Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и
способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых
несформированных функций.
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное
содержание учебного предмета. Учащиеся с умеренной степенью УО в
состоянии
освоить
элементарные
знания
по
чтению,
письму,
счету,
продуктивной
деятельности
на
наглядно-практической
и
предметной
основе.
Учащиеся
с
тяжелой
степенью
учатся
правилам
поведения
и
коммуникации,
навыкам
самообслуживания,
что
так
же
важно
для
социальной адаптации.
Известно, что у лиц с выраженной и тяжелой степенью УО умения и
навыки непрочные. Быстро распадаются без постоянного подкрепления.
Важно
определить
круг
умений
и
навыков,
которые
помогут
адаптироваться
в
жизни,
быть
удобным
в
семейных
условиях,
в
социальных контактах.
В процессе коррекционной работы формируется образ «Я», «Я-
сознание», положительное восприятие сверстника, обучение способам
взаимодействия с ним, выделение и осознание разных видов и уровней
социальных отношений, моделирование их в различных видах
деятельности. Формируется отношение к сверстнику как к партнеру,
способность учитывать «программу» партнера, формируются
коммуникативные умения.
Также необходимо воспитывать навыки культурного поведения,
умения общаться с людьми: выражать просьбу, адекватно реагировать на
обращение выражать согласие или несогласие. Необходимо работать над
пробуждением чувства жалости, радости, сострадания.
Формировать жизненно-необходимые навыки самообслуживания,
умение выполнять конкретные трудовые поручения. Участие в посильном
труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с
интеллектуальной недостаточностью формирующий у него уверенность в
собственных силах.
В зависимости от тяжести диагноза уровень освоения деятельности
может различаться. Это могут быть:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Для оценки можно использовать следующую градацию:
- действие сформировано
- требуется помощь
- действие не сформировано
При оценке динамики учитываются психофизические возможности и
индивидуально-личностные
особенности
и
учащихся.
Понятно,
что
у
ребенка
с
тяжелой
степенью
УО
уровень
самостоятельности
будет
минимальной.
Здесь
показателем
эффективности
педагогического
воздействия будет, если ребенок самостоятельно обратится к учителю за
помощью. Для ребенка с 1 уровнем РАС достижением будет, если он пусть
минимально включается в учебный процесс, узнает педагога, фиксирует
взгляд на лице педагога, образуется связь «глаз - рука».
Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными
нарушениями
состоит
в
том,
что
для
каждой
задачи
продумывается
несколько
вариантов
реализации,
способы
реализации
всегда
индивидуализированы.
Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла
по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия
в
таблицу,
где
фиксируются
задачи,
реализуемые
на
занятии.
В
соответствующей
строке
пишутся
виды
упражнений
и
отмечаются
результаты, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием.
Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения
у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и
варьируем
задания,
отмечаем
динамику
в
«Карте»
и
готовим
индивидуальную
программу
на
следующий
период
обучения,
реально
учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
Результаты формирования универсальных учебных действий (УУД)
отслеживаются
через
наблюдения
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности,
через
дифференцированные
индивидуальные
задания,
через участие в совместных творческих делах.
Одной
из
форм
оценки
метапредметных
результатов
является
интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка
м ета п р едм етн ых
р е зул ьтато в
п р едусм а тр и вают
в ы я в л е н и е
индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
Текущая
оценка
знаний,
умений
и
навыков,
учащихся
позволяет
учителю
постоянно
следить
за
успешностью
обучения
детей,
своевременно
обнаруживать
пробелы
в
знаниях
отдельных
учеников,
принимать меры к устранению этих пробелов. Итоговая оценка знаний,
умений
и
навыков
выводится
по
результатам
повседневного
устных
ответов
учащихся,
выполнения
ими
обучающих
классных
и
домашних
письменных
работ,
и
других
учебных
заданий,
а
также
на
основании
периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по
изучаемому программному материалу.
Оптимальным
способом
организации
накопительной
системы
оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как
сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые
учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах
активности:
творческой,
социальной,
коммуникативной,
физкультурно-
оздоровительной,
трудовой
деятельности,
протекающей
как
в
рамках
повседневной школьной практики, так и за её пределами.
На усмотрение учителя в портфель достижений учеников начальной
школы включаются следующие материалы:
выборки детских работ —учебных и творческих, выполненных в ходе
обязательных
учебных
занятий
по
всем
изучаемым
предметам,
и
в
процессе внеурочной деятельности. Работы подбираются так, чтобы их
совокупность
демонстрировала
достижение
более
высоких
уровней
формируемых учебных действий;
материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках
внеучебной
(школьной
и
внешкольной)
и
досуговой
деятельности.
Например, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах,
спортивных мероприятиях, поделки и др.
Содержание
и
структура
портфолио
может
корректироваться
учителем.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
определяются
индивидуальными
возможностями
ребенка
и
тем,
что
его
образование
нацелено
на
максимальное развитие жизненной компетенции.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать
набор
компетенций,
позволяющих
соразмерно
психическим
и
физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи,
направленные на нормализацию его жизни.