Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Куклы народов Поволжья "
Автор: Мезина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" Д/С № 122 "Красное солнышко" Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Куклы народов Поволжья " Раздел: дошкольное образование
Цели:
Формировать устойчивый интерес к художественному труду.
Программное содержание:
- Расширять кругозор старших дошкольников о разновидностях народных
кукол
на
основе
структурного
подхода,
с
использованием
ЭСО
(демонстрационные
программные
средства,
программные
средства
–
тренажёры).
- Учить детей способам изготовления тряпичных кукол (русская народная
кукла « Птица счастья»).
- Развивать органы сенсорного восприятия, мелкую моторику рук, чувство
цвета.
- Обогащать словарь детей новыми терминами (оберег, обряд, бездуховный,
безликий,
алгоритм),
активизировать
употребление
крылатых
выражений,
пословиц, присказок, закличек.
-
Прививать
бережное
отношение
к
народному
творчеству,
чужому
и
собственному труду, аккуратному обращению с игрушками.
Дифференциация на основе гендерного подхода:
Условно одарённые:
- Воспитывать сдержанность, умение выслушивать других детей;
- Поощрять за выдержку, корректность;
Типичные девочки:
- Учить видеть достоинства, прежде всего, своей работы;
- Оказывать посильную помощь;
Типичные мальчики:
- Предоставлять возможность высказываться в первую очередь;
- Поощрять за полные высказывания;
Недифференцированный гендер:
- Уделять внимание качеству и аккуратности выполнения работы;
Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека (по С.И.Ожегову).
Для современных детей куколка – это, прежде всего, забава и игрушка.
Однако так было далеко не всегда и наши предки очень серьезно относились
к сделанным своими руками поделкам.
Народная
игрушка
всегда
несла
в
себе
глубокий
смысл.
Издавна
кукла
воплощала чистую силу, добро и любовь.
Все народные куклы условно можно разделить на три группы.
Игра – тренажёр « Расставь правильно».
«Барыня» «Плодородие» «Пеленашка»
«Малышок – голышок» «Неразлучники» «Шестиручка»
«Стригуша» «Купавка» «Крупеничка»
Народные куклы
игровые
обрядовые
обереги
(На интерактивной доске дети находят необходимую картинку и ставят на
место под нужной табличкой).
Самые первые куклы делались из золы. Потом были куклы из соломы, из
целебных трав, из ниток, из зерна, из тряпочек …
Кукла, которую в старину делала мама, бабушка или сами дети из тряпочек -
очень добрая и полезная игрушка. Такие игрушки никогда не оставляли на
улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в
ларчики.
-Как вы думаете, почему?
Показ видео, сопровождается текстом.
Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского
народа.
Взрослым очень нравилось если дети играли в куклы, так как играя в них,
ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто
игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
-Ребятки, а вы знаете, что такое оберег?
(то что оберегает, охраняет)
- Правильно, это то, что охраняет, оберегает от злых и недобрых духов. Во
все времена люди верили в добрых и недобрых духов. Поэтому добрых
призывали себе в помощь, а от недобрых защищались, молитвой и оберегом.
Кукла была человеку защитой от болезни, несчастий. Кукла берегла человека,
её так и называли: оберег или берегиня.
Оберег – талисман, способный охранять от разных бедствий (по
С.И.Ожегову).
Слайд № 1
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы
кукла «оберегала» её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет,
кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал,
мать приговаривала: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а
играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя недобрые духи, оберегая
ребёночка.
Верили, что игрушки охраняют детский сон, и до сих пор по древнему
обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой.
Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая
девочка
получала
от
мамы
или
бабушки,
хранила
ее,
берегла,
шила
ей
наряды.
Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался
бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в
семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме
беде. А детский сад тоже наш общий дом, поэтому и в детском саду с
игрушками нужно как обращаться?
( не ломать, убирать на место)
Наполнителем для кукол-оберегов может служить различный материл:
1.
зола - символ домашнего очага;
2.
зерно - символ будущего урожая и богатства;
3.
береста - кора березы – символ жизни;
4.
ветошь - остатки старых тканей - символ преемственности поколений.
Куклы-обереги всегда
украшаются вышивкой,
плетеными поясками,
тесьмой, которые символизируют связь с природой и предками.
- Давайте рассмотрим кукол разных народов Поволжья.
- А какие народности проживают в Поволжье?
(Русские, чуваши, татары, мордва)
Слайд № 2. (сопровождается текстом)
Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле–
женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое,
как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и
башкиры куклам не дают.
«Татарская кукла ». «Русская кукла ».
«Чувашская кукла». «Мордовская кукла».
- Посмотрите на кукол и скажите, чем же они похожи между собой?
(У всех кукол нет лица).
- Так почему же у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не
обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом
неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а
значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему
благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек,
ниток, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была
многолика, она могла смеяться и плакать.
Каждый человек, каждая семья может изготовить свою куклу-оберег, и она
будет неповторимой. Такие куклы-обереги принесут благополучие, здоровье
и радость.
Мы с вами уже делали оберег. Кто помнит, как он назывался?
(Мартенички)
- Какие материалы мы использовали для изготовления?
(Нитки белого и красного цвета)
- Где белый цвет обозначает…
(Холод и зиму)
- А красный…
(Тепло и весну)
- Сегодня мы будем делать обрядовую куколку, которая называется «Птица
счастья» или «Жаворонок». Птица – символ счастья, она как бы связывает
человека с небом, несёт человеку радость, свет и добро.
- А какому виду птиц относятся жаворонки?
(Перелётные)
- Правильно. Жаворонки к нам прилетают, когда на улице становится тепло.
Апрель на Руси, за изменчивый характер, называли капризником, плутом и
лукавцем. Но наряду с этим его называли месяцем говорливой воды или
птичьим месяцем. Как вы думаете, почему?
(В апреле снег быстро тает и вода бежит быстро, прилетают птицы)
В начале апреля весну звали в последний раз:
Солнышко – колоколнышко!
Выгляни на брёвнышко!
Сядь на песок,
Разгуляйся денёк!
Выбирайте понравившийся лоскуток и начнём делать наш оберег.
/Детям предлагаются заготовки птичек с клювом и головой, из хлопковой
ткани/.
Делать птичку мы с вами будем по алгоритму.
Алгоритм – это последовательность действий.
Слайд № 3 (сопровождается пояснениями).
- Расправляем ткань. Скатываем из ваты шарик и, раздвигая ткань,
вкладываем его вовнутрь. Обтягиваем шарик тканью и перевязываем.
Получились брюшко и хвост.
- Перевязываем ткань с обеих сторон, образуя крылья.
- Птица готова! Пусть она принесёт счастье! Все потрудились на славу.
Молодцы!
Берите своих птичек в руки и давайте ещё раз позовём весну.
Солнышко, покажись!
Красное снарядись,
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка!