Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Автор: Янковская Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ гимназия № 83 Населённый пункт: Тюмень Наименование материала: методическая разработка Тема: Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" Раздел: начальное образование
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана и составлена на основе
следующих нормативных документов:
1.Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской
Федерации".
2.Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №
373).
3.Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № ## города
N
4.Учебного
плана
МАОУ
СОШ
№
##
города N,
утвержденного
директором
школы
и
согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № ## города N
5.Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора школы от 30.08.2013 №
93/1.
6.Федерального перечня рекомендованных учебников на 2014-2015 год. Приказ от 31 марта 2014 г.
№253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
7.В
основе
программы
«Литературное
чтение:
1-4
классы»
авторская
программа
Л.А.Ефросинина,М.И.Оморокова.- М:Вентана-Граф, 2013, для начального общего образования 1-4
класс УМК «Начальная школа 21 века» , утвержденной и рекомендованной
Министерством
образования и науки РФ.
1. Реализация рабочей программы позволит обучающимся:
- овладеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-
популярных и учебных текстов (деление текста на части, составление плана, нахождение средств
художественной выразительности и др.);
- научиться пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, приёмам поиска
нужной информации;
- научиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
-
научиться
составлять
несложные
монологические
высказывания
о
произведении
(героях,
событиях),
устно
передавать
содержание
текста
по
плану,
составлять
небольшие
тексты
повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- научиться декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести
к
осознанию
богатого
мира
отечественной
и
зарубежной
детской
литературы,
обогатить
читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и
письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и
слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне
фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в
своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать
текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением
ситуации.
Задачи курса:
обеспечивать
полноценное
восприятие
учащимися
литературного
произведения,
понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку
зрения (позицию читателя);
1
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться
основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить
работать в парах и группах;
формировать
литературоведческие
представления,
необходимые
для
понимания
литературы как искусства слова;
расширять
круг
чтения
учащихся,
создавать
«литературное
пространство»,
соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее
условия для формирования универсальных учебных действий.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и
основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты
учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной
чертой
данной
программы
является
«нерасчлененность»
и
«переплетенность»
обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение
работе
с
учебной,
художественной
и
справочной
детской
книгой,
развивается
интерес
к
самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и
работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи
литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются
задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического
воспитания,
так
как
чтение
для
ребенка
—
и
труд,
и
творчество,
и
новые
открытия,
и
удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание
работы
над
собственно
чтением:
техническими
навыками
и
читательскими
умениями;
работа с текстом, как речеведческой единицей, а с литературным произведением как
искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание
работы
над
художественным
произведением
и
детской
книгой
как
особым
объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие
произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся,
развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение « входит в предметную область «Филология»
Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 102 ч. в год (34 недели по 3 часа в неделю).
Новизна рабочей программы заключается в том, что она соответствует авторской программе и
расширяет примерную программу
В соответствии с Учебным планом годовой календарный график
работы включает 34
учебных недели по 3 часа в неделю уроков литературного чтения. Рабочая программа также
рассчитана на 102 часа.
2
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является
художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное
влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование
основ
гражданской
идентичности,
понимание
и
усвоение
моральных
норм
и
нравственных
ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине,
уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает
фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех
учебных
действий,
носит
универсальный
метапредметный
характер.
Данная
программа
обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов
освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
5. Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5)
принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» должны отражать:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
3
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления информации
для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)
овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных стилей
и
жанров
в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение
общей
цели
и
путей
ее
достижения;
умение договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических
и
др.)
в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные
результаты
освоения
предмета
«Литературное
чтение»
с
учетом
специфики
содержания
предметной
области
«филология»,
включающей
в
себя
предмет
«литературное чтение» должны отражать:
1)
понимание
литературы
как
явления
национальной
и
мировой
культуры,
средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и
зле, нравственности;
успешности
обучения
по
всем
учебным
предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3)
понимание
роли
чтения,
использование
разных
видов
чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4)
достижение
необходимого
для
продолжения
образования
уровня
читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-
популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4
5)
умение
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Межпредметные связи:
Литературное чтение связано с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях
литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение
пользоваться основными
формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение
сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
-
с
уроками музыки: иметь представление о предусмотренных
программой произведениях
русской
музыки
на
тексты
или
по
мотивам
изученных
литературных
произведений,
о
взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений
словесного
и
изобразительного
искусства,
изученных
по
программе,
об
искусстве
книжной
иллюстрации; уметь сопоставлять текст
6.Содержание программы учебного курса
(102 ч)
Круг чтения
Для чтения и обсуждения в классе.
Произведения устного народного творчества русского народа
и народов мира: сказки, загадки, потешки,
поговорки, пословицы,
былины, легенды, сказы.
Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов,
специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из
библии.
Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских
писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.
Приключенческая детская
книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.
Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература
(детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и
других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных,
вещах
и
предметах,
изобретениях
и
изобретателях,
по
истории.
Книги
о
путешествиях
и
приключениях.
Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в
единстве
образного,
логического
и
эмоционального
начал.
Эмоциональная
отзывчивость,
понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений
героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального
состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений,
выявление
отношения
к
ним
автора,
высказывание
собственной
оценки,
подтверждение
собственных суждений текстом произведения.
Умение
на
слух
воспринимать
разные
по
жанру
произведения,
запоминать
слова,
характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие
человека.
Понимать
роль
описания
природы,
интерьера,
портрета
и
речи
героя.
Умение
определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается.
Умение
находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп
речи
в
зависимости
от
задачи
чтения.
Умение
сопоставлять
два
ряда
представлений
в
произведении - реальных и фантастических.
Жанрово- тематическое разнообразие.
Расширение
знаний
и
умений
в
области
жанровых
особенностей
сказки
(народной
и
литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых
произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских
произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки:
плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы,
повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна
5
девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки,
особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины:
плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля»,
«богатырский
конь»
и
т.д.),
гиперболы
(преувеличения),
яркость
описания
героев,
порядок
действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство,
превращения,
победа
добрых
сил).
Особенность
авторского
языка,
образов,
эмоциональных
переживаний.
Рассказы:
художественные,
научно-
популярные.
Особенности
художественного
рассказа:
описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание
внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.
Отношение автора к своим героям.
Стихотворное
произведение:
ритмический
рисунок,
строка,
строфа,
рифма
и
средства
выразительности.
Научно-
художественные
рассказы:
рассказы
о
природе,
описание
образов
природы
в
художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно- популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин;
развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк-
повествование
о
реальных
событиях,
о
людях
и
их
делах,
происходящих
в
действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением
человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Литература,
фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные
жанры:
сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть,
стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное
произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика,
сюжет,
композиция;
изобразительно-выразительные
средства
языка
(эпитет,
сравнение,
олицетворение, гипербола).
Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла.
Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге.
Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация,
аннотация.
Каталог.
Каталожная
карточка.
Периодика
(наименования
детских
газет
и
журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников.
Умение написать
изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений.
«Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением
устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение
писать
отзывы
о
прочитанных
книгах,
аннотацию
на
книгу,
составить
на
нее
каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх –
драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения:
-осознанное,
правильное,
выразительное
чтение
в
соответствии
с
нормами
литературного
произношения вслух, чтение про себя;
-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;
-
использование
выразительных
средств
чтения
(темп,
тон,
логические
ударения,
паузы,
мелодика);
-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;
- чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе -
не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом:
-установление смысловых связей между частями текста;
-определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;
-сопоставление поступков героев;
6
-понимание и различие значений слов в тексте;
-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и
явления природы;
- выделение в тексте эпитетов, сравнений;
- составление простого плана к рассказу, сказке;
- подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;
- составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе
героев
на
основании
собственных
предположений,
воссоздание
содержания
произведения
в
форме словесной картины);
- выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного
народного творчества;
-самостоятельный выбор книги на определенную тему;
-чтение детской периодики;
-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Основные разделы чтения
Произведения фольклора.
Сказки, легенды, былины, героические песни
Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о
граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Повторение:загадки,
пословицы,
поговорки,
дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы
И.А.
Крылов. «Стрекоза
и
Муравей»,
«Мартышка
и
очки»,
«Квартет»; И.И.
Хемницер.
«Стрекоза»,
«Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е.
Измайлов. «Кукушка»; И.И.
Дмитриев. «Муха».
В.А. Жуковский
Сказка
«Спящая
царевна».
Стихотворения:
«Песня», «Ночь», «Воспоминание».
А.С. Пушкин
«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки
о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний»
М.Ю. Лермонтов
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».
П.П. Ершов
«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).
В.М. Гаршин
«Лягушка-путешественница».
Н.Г. Гарин-Михайловский
«Детство Темы» (отдельные главы).
Произведения зарубежных писателей
М.
Твен.
«Приключения
Тома
Сойера»
(глава II,
в
сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие
лебеди», «Дети года».
Мифы народов мира
Древнегреческие
мифы:
«Арион»,
«Дедал
и
Икар»;
славянский
миф
«Ярило-Солнце».
Древнеиндийский
миф
«Творение».
Книги Древней Руси
«Повесть
временных
лет»:
«Деятельность
Ярослава. Похвала
книгам», «О князе Владимире.
Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».
Л.Н. Толстой
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».
А.А. Блок
«Россия», «Рождество».
К.Д. Бальмонт
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ»,
«Как я пишу стихи».
7
А.И. Куприн
«Скворцы».
И.А. Бунин
«Гаснет
вечер,
даль
синеет...»,
«Детство»,
«Шире,
грудь,
распахнись
для
принятия...»,
«Листопад» (отрывок).
С.Я. Маршак
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».
Н.А. Заболоцкий
«Детство», «Лебедь в зоопарке».
Произведения о детях войны
8 .Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Основная литература
Л.А.Ефросинина:Литературное чтение 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2
ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013-2014г
Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 4 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных
учреждений – М: Вентана-Граф, 2013. – 256 с.
Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 4 класс Рабочая тетрадь №№ 1, 2, для учащихся
общеобразовательных учреждений,4 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013 2014г.
Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморкова. – М.: Вентана-Граф, 2013. –
224с.).
2. Дополнительная литература
Л.А.Ефросинина: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные
диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. ; М: Вентана – Граф, 2013. –
416 с
Методические рекомендации к урокам литературного чтения. 4 класс. М.:Веитана-Граф, 2012.-216с.
3. Справочная литература
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений
Иллюстрированнай словарь иностранных слов: ок.5000 слов и словосочетаний/ авт.-сост.Е.А.Гришина. –
М.:АСТ:Астрель, 2008. – 319.
Печатные пособия
Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..
Репродукции
картин
и
художественные
фотографии
в
соответствии
с
содержанием
обучения
по
литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Оборудование класса
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для Уголка книг
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
9
Учебная литература для обучающихся
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и учебных пособий:
1.Учебник Л.А. Ефросинина Литературное чтение : для 4 кл. учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).
2. Л.А. Ефросинина
Литературное чтение, 4 класс . Рабочая тетрадь в 2-х ч. для учащихся 4 класса
общеобразовательных учреждений – 3-е изд., доп.; - М.: Вентана-Граф, 2014г.
3. Л.А. Ефросинина Литературное чтение : 4 класс. Учебная хрестоматия для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., доработанное.. - М.: Вентана - Граф, 2014. –
(Начальная школа XXI века).
Учебно-методическая литература для учителя
1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. - М: Вентана-Граф,
2014.
2. Л.А.Ефросинина Литературное чтение в начальной школе:Контрольные работы, тесты,
литературные диктанты, диагностические задания: в 2ч.-М.: Вентана-Граф, 2014.
10