Напоминание

Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду в природе через организацию проектной деятельности.


Автор: Толдиева Танзила Атарановна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №101 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Владимир,мкр.Лесной
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду в природе через организацию проектной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

«Детский сад №101 комбинированного вида»

Тема опыта:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к

труду в природе через организацию проектной деятельности»

Авторы:

Толдиева Т.А.

воспитатель,

МБДОУ г. Владимира «Детский сад № 101»

г. Владимир

2022

.

Толдиева Т А

Содержание опыта

№ п/п

Содержание

стр.

1.

Тема опыта

3

2.

Условия и становления опыта

3

3.

Актуальность и опыта

6

4.

Ведущая идея опыта

10

5.

Теоретическая база опыта

10

6.

Новизна опыта

17

7.

Технология опыта:

18

Цель и задачи опыта

Принципы и условия формирования у дошкольников

позитивных установок к труду в природе

Этапы педагогической деятельности по разработке и

реализации опыта

Технология организации и проведения тематического

проекта «За цветами наблюдаем – им расти мы помогаем!»

8.

Результативность опыта

26

9.

Адресная направленность опыта

30

10.

Библиографический список

31

11.

Список приложений к опыту работы

32

2

.

Толдиева Т А

«Труд детей дошкольного возраста является важнейшим

средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду

может и должен быть организован так, чтобы они научились

понимать пользу и необходимость труда

для себя и для коллектива. Относиться к работе

с любовью, видеть в ней радость –

необходимое условие для проявления

творчества личности, ее талантов».

А.С. Макаренко

1. Тема опыта

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к

труду в природе через организацию проектной деятельности».

2. Условия и становления опыта

Опыт формирования у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок

к труду в природе через организацию проектной деятельности разработан и апробирован в

2018 – 2021 учебном году на базе МБДОУ «Детский сад № 101» города Владимира.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда происходит

становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. ФГОС дошкольного

образования рассматривает трудовое воспитание как одно из важных направлений в

работе детского сада, главной целью которого является «формирование позитивных

установок к различным видам труда и творчества» [12]. Содержание трудового воспитания

включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,

ручной труд и труд в природе. Вместе с тем, анализ программы Л.Г.Петерсон « Мир

открытий», с учетом которой работает педагогический коллектив детского сада, показал,

что в ней недостаточно внимания уделяется такому виду трудовой деятельности, как труд

в природе. Это подтолкнуло автора к идее рассмотреть возможности организации

трудовой деятельности в природе с детьми старшего дошкольного возраста.

Изучив методологические аспекты и современные подходы к организации трудовой

деятельности детей, автор пришел к выводу, что образовательный процесс, направленный

на воспитание у дошкольников позитивных установок к труду в природе, станет эффек-

тивным, если будет строиться с учетом следующих принципов [13]:

принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником образовательных отношений;

принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка;

принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения

(амплификации) детского развития;

принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

3

.

Толдиева Т А

принципа научности (использование научно обоснованных и апробированных

на практике методик, достоверной, научной информации);

принципа наглядности (опора на чувственный опыт ребенка и его образное миро-

восприятие, организация наблюдений окружающей действительности);

принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей);

принципа доступности (соотнесение содержания, характера и объема материала

с уровнем развития, подготовленности детей);

принципа деятельностного подхода к организации образовательного процесса;

принципа развивающего образования (последовательное и постепенное усложне-

ния материала, системное формирование практических навыков и умений трудо-

вой деятельности в единстве со знаниями);

принципа воспитывающего обучения (приобщение детей к культуре труда, вос-

питание у них уважения к труду, опора на положительные эмоции);

принципа осознанности (формирование у дошкольников интереса и мотивацион-

ной готовности к трудовой деятельности, активной и осознанной позиции по от-

ношению к труду и собственным достижениям, раскрытие перед ребенком цели

труда, способов ее достижения и результата);

принципа новизны (использование современных образовательных технологий,

ИКТ);

принципа интеграции (взаимопроникновение образовательных областей и видов

деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образова-

тельных технологий).

Для успешного решения задач по формированию у детей дошкольного возраста

позитивных установок к различным видам труда, включая труд в природе, первостепенное

значение имеет создание ряда необходимых условий [13]:

создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к по-

лезным делам;

создание мотивации трудовой деятельности, условий для проявления субъектной

позиции ребенка, его самостоятельности и инициативы в процессе труда, расши-

рение сферы его возможностей и интересов;

демонстрация заинтересованности педагога, его личный пример, включенность в

общую трудовую деятельность;

повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, систематическое

включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

поощрения в процессе и по результатам труда;

подбор адекватных возрасту форм и методов работы с детьми, создание условий

для интеграции разных видов детской деятельности, обучение элементарным

трудовым действиям, постепенное расширение поля самостоятельной трудовой

деятельности дошкольников;

посильность труда, учет нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей

ребенка, его возрастных особенностей;

4

.

Толдиева Т А

заинтересованность и активное включение в трудовую деятельность родителей

воспитанников;

создание и использование потенциала развивающей предметно-пространствен-

ной среды группы с соответствующим наполнением для организации трудовой

деятельности дошкольников, грамотный подбор и хранение оборудования для

труда с учетом его функциональности, прочности, безопасности, удобства в ис-

пользовании, внешней привлекательности и гигиеничности, доступности.

Изменение психолого-педагогических установок в области трудового воспитания

нацеливает педагогов на поиск современных подходов, инновационных образовательных

технологий и методик, способствующих развитию дошкольников в трудовой

деятельности.

Рассмотрев возможности современных образовательных технологий, авторы пришли

к выводу, что наиболее эффективно вышеперечисленные принципы и условия формирова-

ния у дошкольников позитивных установок к труду в природе будут реализованы в ходе

проектной деятельности.

Метод проектов объединяет в себе личностно-ориентированный и системно-деятель-

ностный подходы, обеспечивает возможность интеграции разных видов детской деятель-

ности, способствует развитию познавательного интереса детей к знаниям в различных об-

разовательных областях, созданию условий для сотрудничества субъектов образователь-

ного процесса. Проектная деятельность позволяет целостно рассмотреть тему, предмет

или явление, более качественно и эффективно, а главное, доступно для ребенка освоить ту

или иную деятельность, в том числе и трудовую.

Поэтому автор опыта, с целью создания условий для формирования у детей старшего

дошкольного возраста позитивных установок к труду в природе, разработала и

реализовала тематический проект «За цветами наблюдаем – им расти мы помогаем!»

Эффективность опыта подтверждается изменением отношения детей к трудовой

деятельности в уголке природы, а также положительной динамикой формирования

трудовых умений и навыков по уходу за комнатными растениями.

3. Актуальность и перспективность опыта

Формирование человеческой личности начинается в детстве. Ребенок с удивлением и

радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов - сделать так, чтобы

стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние

как на умственное, так и на нравственное развитие дошкольника, и войти в его жизнь он

должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое

внимание уделяет трудовому воспитанию.

Приобщение детей к труду играет важную роль в организации целостного подхода к

образованию дошкольников. Отечественная педагогика рассматривает трудовое

воспитание как основу формирования активной, целеустремленной личности, как фактор

успешной социализации ребенка, как возможность реализовать его потребность

в самостоятельной деятельности. Кроме того, этот вид активности даёт возможность

ребенку в ходе освоения практических навыков обозначить круг своих интересов, что

через 10 – 11 лет может повлиять на выбор пути для профессиональной самореализации.

ФГОС дошкольного образования рассматривает трудовую деятельность как

5

.

Толдиева Т А

основополагающий элемент трудового воспитания, призванный формировать в детях

позитивные установки к различным видам труда и творчества через решение ряда задач:

формирование положительного отношения к труду;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и

его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать

в различных видах труда и творчества.

То есть, формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам

труда понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей поло-

жительного отношения к труду, желания и умения трудиться, трудолюбия и других нрав-

ственно ценных качеств личности, уважения к собственному труду и к труду взрослых.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о

себе и об окружающем мире, повышается его самооценка, развивается произвольность,

любознательность, самостоятельность, инициативность.

Однако на основе последних исследований отечественных педагогов и психологов

выявлены некоторые проблемы, связанные с решением задач трудового воспитания детей

дошкольного возраста:

у дошкольников недостаточно сформированы предпосылки к различным видам

труда, они не обладают положительной установкой, мотивацией к трудовой дея-

тельности;

у детей снижен интерес к труду, у старших дошкольников отсутствует желание

участвовать в повседневной трудовой деятельности, не проявляются самостоя-

тельность, активность и инициатива в процессе труда;

у большинства детей недостаточно сформированы трудовые умения и навыки,

они не имеют представления о трудовой деятельности как системе взаимосвязан-

ных компонентов, с трудом ставят цель, подбирают объекты трудовой деятельно-

сти и необходимый инвентарь для труда, не всегда доводят дело до конца и до-

стигают положительного результата;

в образовательном процессе трудовому воспитанию уделяется мало внимания,

многие педагоги не владеют современными подходами к организации трудовой

деятельности детей, не используют в практике работы новые образовательные

технологии;

наблюдается дефицит разработанных в соответствии с ФГОС учебно-методиче-

ских пособий и материалов по формированию у детей позитивных установок к

различным видам труда;

развивающая предметно-пространственная среда ДОО недостаточно оснащена

для реализации задач по трудовому воспитанию;

практически отсутствует взаимосвязь с семьей по данному направлению работы,

при этом в практике семейного и общественного воспитания распространена ав-

торитарная модель руководства трудовой деятельностью детей.

Таким образом, актуальность формирования у дошкольников позитивных

установок к различным видам труда обусловлена современными тенденциями развития

дошкольного образования, влиянием, которое оказывает трудовой воспитание на развитие

личности ребенка, и теми проблемами, которые отмечают исследователи в данной области

6

.

Толдиева Т А

на сегодняшний день.

Выявленные проблемы позволили автору обнаружить противоречие между

необходимостью формирования у дошкольников позитивных установок к различным

видам труда, в том числе труда в природе, и недостаточностью опыта использования в

педагогической практике современных образовательных технологий для эффективной

организации работы в этом направлении.

При этом исследования ученых показывают, что труд в природе выделяется как

особый вид трудовой деятельности, имеющий свои отличительные особенности [5]:

он благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на

воспитание нравственных чувств, ответственности и бережного отношения к

природе, что закладывает основы экологического образования;

результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные

ребенком овощи, цветы, посаженное им деревце и т.п.), что сближает детский

труд с трудом взрослых и делает его более значимым;

чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;

труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные

интересы: дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об их

особенностях, экспериментируют, познавая природу.

Таким образом, в самой основе этого вида трудовой деятельности заложен принцип

интеграции содержания образования, что требует комплексного подхода к организации

труда в природе. В связи с этим актуальным становится применение в образовательной

деятельности современных методов и технологий интеграции образовательного процесса.

Изучив методическую литературу, автор пришел к выводу, что в наибольшей степени

принципу интеграции соответствует технология проектирования, возможности которой в

процессе организации трудовой деятельности дошкольников в природе достаточно

широки. Преимущество проектного метода заключается в том, что он позволяет показать

детям спектр возможностей по исследованию и преобразованию окружающей среды,

разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской

деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений и навыков в

различных практических ситуациях, значимых для детей.

Это и привело Толдиеву Т.А к разработке тематического проекта «За цветами на-

блюдаем – им расти мы помогаем!», и внедрению в практику ДОУ опыта работы по его

реализации на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитив-

ных установок к труду в природе через организацию проектной деятельности».

В перспективе опыта в практике работы предполагает:

внедрение в практику детского сада технологии проектной деятельности, при-

званной разнообразить работу по формированию у детей старшего дошкольного

возраста позитивных установок к труду в природе;

создание технологической карты проекта как оригинального образовательного

продукта, разработанного на основе принципов интеграции содержания образо-

вания и системно-деятельностного подхода, а также отвечающего требованиям

ФГОС дошкольного образования;

разработку методических и дидактических материалов, обеспечивающих каче-

ственную реализацию проекта (календарное планирование работы, маршрутный

7

.

Толдиева Т А

лист для родителей, конспекты и сценарии различных мероприятий, картотеки,

дидактические игры и пособия, наглядный материал, диагностический инстру-

ментарий и пр.);

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использова-

ния технологии проектирования как средства формирования у старших дошколь-

ников позитивных установок к различным видам труда;

создание условий для мотивации трудовой деятельности детей, для поддержания

их интереса и положительного отношения к труду в природе, для обеспечения их

субъектной позиции, познавательной и творческой инициативы, самостоятельно-

го применения накопленных знаний, умений и навыков в трудовой деятельности

по уходу за комнатными растениями;

создание условий для активного включения семей воспитанников в совместную

образовательную деятельность через различные формы сотрудничества.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для формирования

у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду в природе через

организацию проектной деятельности как современной образовательной технологии,

носящей интегрированный характер, способствующей проживанию значимых для детей

событий в рамках единого «тематического поля» и нацеленной:

на мотивацию трудовой деятельности детей, на поддержку их интереса и поло-

жительного отношения к труду в природе, на развитие познавательной и творче-

ской инициативы воспитанников;

на формирование трудовых умений и навыков детей по уходу за комнатными

растениями, на обеспечение возможности для их самостоятельного применения в

процессе трудовой деятельности;

на активное включение родителей в совместную образовательную деятельность

через различные формы взаимодействия.

5. Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат нормативно-правовые документы и теоретические положения

выдающихся отечественных педагогов и психологов.

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий

дальнейшее развитие личности. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.

Эльконин, В.В. Давыдов и др. признают, что в этот период закладывается фундамент

жизненных ценностей, позитивное отношение к «рукотворному миру» и природе, к себе и

к другим людям, к деятельности человека в окружающей действительности.

Проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста посвящены

многочисленные исследования таких отечественных ученых, как В.Г. Нечаева, Ю.К.

Бабанский, В.И. Логинова, Г.Н. Година, Р.С. Буре, Е.И. Радина, А.Д. Шатова, Д.В.

Сергеева, Е.И. Корзакова, В.Г. Фокина и др.

По мнению ученых, труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она

8

.

Толдиева Т А

оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, на волевое и

эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных

качеств, влияет на развитие самооценки.

Изучение различных аспектов трудового воспитания позволило авторам выделить

несколько основополагающих понятий [5]:

труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на

видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих

потребностей;

трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и

воспитанников, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и

способностей, психологической готовности к труду, формирование

ответственного отношения к труду и его продуктам.

Ученые, работающие в данной области, выделили структуру трудового процесса,

включающего пять компонентов деятельности [5]:

1)

цель, мотив труда;

2)

предмет (материал) труда;

3)

орудия труда (инструменты);

4)

трудовые действия;

5)

результат труда.

Таким образом, в педагогике трудовая деятельность рассматривается как система

взаимосвязанных структурных компонентов.

Систематические исследования проблемы трудового воспитания позволили

выделить отличительные особенности детского труда [5]:

ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей;

труд детей носит воспитывающий характер, удовлетворяет потребность ребенка

в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

близость труда к игре – выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на

игру, обыгрывают трудовые действия, с удовольствием принимают игровую

ситуацию, связанную с трудом;

трудовые навыки и умения детей не профессиональны, они помогают ребенку

стать независимым и самостоятельным;

труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер;

имея все структурные компоненты деятельности, труд ребенка находится в

стадии становления, поэтому необходимо руководство со стороны взрослого.

В отечественной педагогике труд детей дошкольного возраста по своему

содержанию делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,

ручной труд и труд в природе (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И.

Захаревич и др.). Содержание труда реализуется в разных формах организации, которые

разработаны в отечественной науке и внедрены в практику дошкольного воспитания:

поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Также исследования

показывают, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда

средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых,

художественных средств (художественная литература и фольклор, музыка,

изобразительное искусство) [5].

9

.

Толдиева Т А

На современном этапе приобщение дошкольников к труду – это социальный заказ

государства системе образования, сформулированный в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования, согласно которому реализация

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагает решение

задач, направленных на «формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества» [12]:

формирование положительного отношения к труду;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и

его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать

в различных видах труда и творчества.

С целью реализации данных задач, ученые рекомендуют осуществлять работу по

трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в трех направлениях [5]:

ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, что подразумевает

воспитание интереса к труду взрослых и бережного отношения к результатам их

труда, уважения к людям разных профессий, стремления помогать взрослым;

формирование самой трудовой деятельности ребенка, включающей развитие

общественных мотивов труда, трудовых навыков детей, умения планировать

трудовую деятельность;

воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной

трудовой деятельности: воспитание позитивного и ценностного отношения к

собственному труду, воспитание положительных отношений между детьми в

процессе труда и личностных качеств – трудолюбия, настойчивости,

ответственности, самостоятельности и пр.

Обращаясь к научным исследованиям последних лет, важно отметить, что трудовое

воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных

условиях [13]:

создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к по-

лезным делам;

создание мотивации трудовой деятельности, условий для проявления субъектной

позиции ребенка, его самостоятельности и инициативы в процессе труда, расши-

рение сферы его возможностей и интересов;

демонстрация заинтересованности педагога, его личный пример, включенность в

общую трудовую деятельность;

повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, систематическое

включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

поощрения в процессе и по результатам труда;

подбор адекватных возрасту форм и методов работы с детьми, создание условий

для интеграции разных видов детской деятельности, обучение элементарным

трудовым действиям, постепенное расширение поля самостоятельной трудовой

деятельности дошкольников;

10

.

Толдиева Т А

посильность труда, учет нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей

ребенка, его возрастных особенностей;

заинтересованность и активное включение в трудовую деятельность родителей

воспитанников;

создание и использование потенциала развивающей предметно-пространствен-

ной среды группы с соответствующим наполнением для организации трудовой

деятельности дошкольников, грамотный подбор и хранение оборудования для

труда с учетом его функциональности, прочности, безопасности, удобства в ис-

пользовании, внешней привлекательности и гигиеничности, доступности.

В связи с проблемой исследования, авторы отметили, что в последние годы

пристальное внимание ученых уделяется труду в природе, который, обладая всеми

вышеизложенными характеристиками трудовой деятельности, выделяется, вместе с тем,

как особый вид труда, имеющий свои отличительные особенности [5]:

он благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и закладывает

основы экологического воспитания дошкольников;

результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные

ребенком овощи, цветы, посаженное им деревце и т.п.), что сближает детский

труд с трудом взрослых и делает его более значимым;

чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;

труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные

интересы: дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об их

особенностях, экспериментируют, познавая природу.

Таким образом, в самой основе трудовой деятельности в природе заложен принцип

интеграции содержания образования, что подразумевает взаимопроникновение

образовательных областей и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение

различных задач в едином образовательном поле.

В связи с этим актуальным становится применение в педагогической практике

современных методов и технологий интеграции образовательного процесса.

Методологической основой современных педагогических технологий интеграции

является системно-деятельностный подход, выросший из культурно-исторической теории

Л.С. Выготского и окончательно сформулированный в результате научных споров между

А.Н. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым в 1985 году.

Научные исследования подтверждают, что интегрированная организация образова-

тельной деятельности имеет ряд преимуществ [9]:

прежде всего, она способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких

сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования

целостной картины мира дошкольника, т.к. обеспечивает целостное восприятие

объекта;

интегрированная образовательная деятельность, обладая информативной

емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу, обеспечивает

личностно-ориентированное, диалоговое взаимодействие с детьми, тем самым

создавая условия для поддержки детской инициативы в различных областях

деятельности (коммуникативной, познавательной, творческой, двигательной,

трудовой и т.п.);

11

.

Толдиева Т А

интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию

детей, обеспечивает возможность выбора той или иной деятельности, формирует

познавательный интерес дошкольников;

интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и

компоненты способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей;

кроме того, интеграция дает возможность для активного включения родителей в

единое образовательное пространство как полноправных субъектов

образовательной деятельности.

Таким образом, интеграцию в дошкольном образовании следует отнести к одному из

основных принципов построения образовательного процесса, как соответствующую

физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста и

дающую положительные эффекты их развития.

Изучив методическую литературу, автор пришли к выводу, что в наибольшей степени

принципу интеграции соответствует технология проектирования, лежащая в основе

данного опыта.

Исследованиями в данной области занимались такие педагоги и ученые, как Е.С.

Полат, Л.С. Киселева, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Б.С. Евдокимова, Н. Комратова, Н.А.

Короткова, Н.А. Виноградова, О.Д. Смирнова и др.

Существует много определений проекта.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является

совместная со взрослыми деятельность детей (исследовательская, познавательная,

продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые

знания в реальные продукты (Е.С. Полат).

Проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно

выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение

проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта [11].

Если говорить о проекте для детей дошкольного возраста, то наиболее

содержательным авторам кажется определение, данное Л.С. Киселевой: «Проект – это

цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое

творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного

освоения ребенком окружающей среды» [4].

Возможности проектного метода в процессе организации трудовой деятельности

дошкольников в природе достаточно широки [2; 9; 10]:

метод проектов объединяет в себе личностно-ориентированный и системно-дея-

тельностный подходы, обеспечивает возможность интеграции разных видов дет-

ской деятельности при вхождении дошкольников в мир природы (познавательно-

исследовательской, коммуникативной, продуктивной, игровой, трудовой и т.п.);

технология проектирования способствует развитию познавательного интереса де-

тей к знаниям в различных образовательных областях, что обеспечивает мотива-

ционную готовность дошкольников к активному участию в проекте, создает

условия для поддержки детской инициативы и для формирования позитивных

установок к различным видам деятельности, включая труд в природе;

12

.

Толдиева Т А

проектная деятельность позволяет целостно рассмотреть тему, предмет или явле-

ние, более качественно и эффективно, а главное, доступно для ребенка освоить

ту или иную деятельность, в том числе и трудовую;

преимущество проектного метода заключается также в том, что он позволяет

показать детям спектр возможностей по исследованию и преобразованию

природного окружения, разные пути и способы достижения цели, использование

разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение

экологических знаний, трудовых умений и навыков в различных практических

ситуациях, значимых для детей;

технология проектирования способствует созданию условий для сотрудничества

всех субъектов образовательного процесса, для активного включения родителей

в совместную с детьми и педагогами деятельность, в том числе трудовую,

направленную на достижение поставленной цели.

Таким образом, анализ теоретических источников и результатов практической дея-

тельности подтверждает возможность использования технологии проектной деятельности

как средства формирования у дошкольников позитивных установок к труду в природе.

13

.

Толдиева Т А

6. Новизна опыта

Не смотря на накопленный в отечественной педагогике теоретический и

практический опыт в области трудового воспитания детей дошкольного возраста,

современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы:

наблюдается дефицит разработанных в соответствии с ФГОС учебно-методиче-

ских пособий и практических материалов по формированию у детей позитивных

установок к различным видам труда, в том числе труда в природе;

развивающая предметно-пространственная среда ДОО недостаточно оснащена

для реализации задач по трудовому воспитанию;

практически отсутствует взаимосвязь с семьями воспитанников по данному

направлению работы.

Поэтому автор в своей работе особое внимание уделила следующим вопросам:

1)

разработке тематического проекта «За цветами наблюдаем – им расти мы

помогаем!» как нового образовательного продукта, направленного на

формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к

труду в природе и включающего авторские методические материалы:

технологическую карту проекта;

календарное планирование образовательной деятельности по реализации

проекта;

маршрутный лист и информационное содержание по теме проекта для

родителей;

карту наблюдения за трудовой деятельностью детей по уходу за комнатными

растениями;

конспекты и сценарии образовательной деятельности;

настольные игры, картотеки и наглядно-дидактический материал по теме

проекта.

2)

моделированию развивающей предметно-пространственной среды группы как

важному условию успешного решения задач трудового воспитания детей;

3)

созданию условий для активного включения родителей воспитанников в

образовательную деятельность в рамках проекта.

Все это и определяет новизну опыта, обуславливает его актуальность и

соответствие современным тенденциям развития дошкольного образования.

14

.

Толдиева Т А

7. Технология опыта

Изучив исторический опыт и современные тенденции в области трудового воспита-

ния дошкольников, автор опыта пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных

средств формирования у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к

труду в природе может стать технология проектной деятельности. Интерес к данной

проблематике подтолкнул авторов к разработке и апробации в 2018 – 2021 учебном году

педагогического опыта на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возрас-

та позитивных установок к труду в природе через организацию проектной деятель-

ности».

Цель и задачи опыта.

Работая в этом направлении, автор поставила перед собой следующую цель:

создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста позитивных

установок к труду в природе на основе использования в образовательном процессе

технологии проектной деятельности.

Реализация данной цели осуществлялась автором через решение ряда

образовательных задач:

воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать

за цветами в группе, трудолюбие, аккуратность, ответственность, самостоятель-

ность;

развивать познавательный интерес к комнатным растениям, наблюдательность,

творческие и исследовательские способности, мышление, внимание, память, мел-

кую и крупную моторику, связную речь, умение договариваться в процессе сов-

местной трудовой деятельности;

закреплять и расширять представления детей о комнатных растениях, об особен-

ностях ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста;

активизировать интерес к трудовой деятельности в природе, формировать моти-

вационную готовность и позитивное отношение к ней, развивать инициативность

в процессе ухода за комнатными растениями;

формировать элементарные трудовые навыки (трудовые действия) по уходу за

комнатными растениями, представления о профессиях цветовода, флориста.

Принципы и условия формирования у дошкольников позитивных установок к

труду в природе.

Проектная деятельность, направленная на формирование у старших дошкольников

позитивных установок к труду в природе, строилась авторами с учетом следующих прин-

ципов [13]:

принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником образовательных отношений;

принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка;

15

.

Толдиева Т А

принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения

(амплификации) детского развития;

принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

принципа научности (использование научно обоснованных и апробированных

на практике методик, достоверной, научной информации);

принципа наглядности (опора на чувственный опыт ребенка и его образное миро-

восприятие, организация наблюдений окружающей действительности);

принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей);

принципа доступности (соотнесение содержания, характера и объема материала

с уровнем развития, подготовленности детей);

принципа деятельностного подхода к организации образовательного процесса;

принципа развивающего образования (последовательное и постепенное усложне-

ния материала, системное формирование практических навыков и умений трудо-

вой деятельности в единстве со знаниями);

принципа воспитывающего обучения (приобщение детей к культуре труда, вос-

питание у них уважения к труду, опора на положительные эмоции);

принципа осознанности (формирование у дошкольников интереса и мотивацион-

ной готовности к трудовой деятельности, активной и осознанной позиции по от-

ношению к труду и собственным достижениям, раскрытие перед ребенком цели

труда, способов ее достижения и результата);

принципа новизны (использование современных образовательных технологий,

внесение новых объектов и предметов в РППС группы);

принципа интеграции (взаимопроникновение образовательных областей и видов

деятельности друг в друга через совмещение различных образовательных задач).

Для успешного решения задач по формированию у дошкольников позитивных

установок к труду в ходе реализации проекта авторы придерживались ряда определенных

условий [13]:

создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к по-

лезным делам;

создание мотивации трудовой деятельности, условий для проявления субъектной

позиции ребенка, его самостоятельности и инициативы в процессе труда, расши-

рение сферы его возможностей и интересов;

демонстрация заинтересованности педагога, его личный пример, включенность в

общую трудовую деятельность;

повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, систематическое

включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

поощрения в процессе и по результатам труда;

подбор адекватных возрасту форм и методов работы с детьми, создание условий

для интеграции разных видов детской деятельности, обучение элементарным

трудовым действиям, постепенное расширение поля самостоятельной трудовой

деятельности дошкольников;

16

.

Толдиева Т А

посильность труда, учет нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей

ребенка, его возрастных особенностей;

заинтересованность и активное включение в трудовую деятельность родителей

воспитанников;

создание и использование потенциала РППС группы с соответствующим напол-

нением для организации трудовой деятельности детей, грамотный подбор и хра-

нение оборудования для труда с учетом его функциональности, прочности, без-

опасности, удобства в использовании, внешней привлекательности и гигиенично-

сти, доступности.

17

.

Толдиева Т А

Этапы педагогической деятельности по разработке и реализации опыта.

Педагогическая деятельность по разработке и реализации опыта осуществлялось ав-

тором в несколько этапов.

I.

На первом, подготовительном (организационном), этапе происходило изуче-

ние методической литературы и статей по теме; анализ и систематизация ин-

формации; наблюдение за трудовой деятельностью детей по уходу за комнат-

ными растениями; разработка методических материалов и моделирование раз-

вивающей предметно-пространственной среды группы для реализации проекта

«За цветами наблюдаем – им расти мы помогаем!»

II.

Второй этап – практический, т.е. этап реализации опыта. Этот этап преду-

сматривал приспособление проекта к условиям воспитательно-образовательно-

го процесса в детском саду, к потребностям и возможностям воспитанников. На

этом этапе авторами велась работа по вовлечению детей в проектную деятель-

ность на основе модели «трех вопросов», по формированию у старших до-

школьников позитивных установок к труду по уходу за комнатными растения-

ми в процессе разных видов образовательной деятельности, было организовано

взаимодействие с родителями по данной проблеме. В завершении второго эта-

пы авторами было проведено итоговое мероприятие: коллективный труд в при-

роде «Уход за цветами – занятное дело, за это беремся мы дружно и смело!»,

оформление и открытие цветочной выставки «Расцвели у нас цветы небывалой

красоты!»

III.

На третьем, заключительном, этапе осуществлялся анализ результативности

опыта, его положительных моментов. Автором был сделан вывод и оценка эф-

фективности опыта на основе полученных продуктов проектной деятельности и

выявления достижений воспитанников в ходе повторного наблюдения за их

трудовой деятельностью по уходу за комнатными растениями, продуманы даль-

нейшие перспективы работы в данном направлении, описана технология орга-

низации и проведения проекта «За цветами наблюдаем – им расти мы помога-

ем!», которая и будет представлена ниже.

18

.

Толдиева Т А

Технология организации и проведения тематического проекта «За цветами

наблюдаем – им расти мы помогаем!»

Разработанный проект является:

по доминирующей деятельности – практико-ориентированным, познавательным;

по количеству участников – групповым (в проекте участвовали дети

подготовительной к школе группы, педагоги, родители);

по продолжительности – краткосрочным (длительность проекта составляет 2

недели, далее проект переходит в ежедневную совместную деятельность

педагогов и детей: уход за комнатными растениями, наблюдение за их ростом,

презентация выставки цветов детям других групп и пр.).

Итоговое событие проекта: коллективный труд в природе «Уход за цветами –

занятное дело, за это беремся мы дружно и смело!», оформление и открытие цветочной

выставки «Расцвели у нас цветы небывалой красоты!»

Предпосылки к определению цели детьми, вовлечение в проект детей и роди-

телей.

Проект начался с мотивации детей и родителей.

Для вхождения детей в проект автором была организована проблемная ситуация

«Что хотят сказать цветы?» - утром, до прихода детей в группу, авторы поместили в

цветочные горшки комнатных растений, требующих ухода, картинки-символы «красный

крест» (на палочках). Дети обратили внимание на произошедшие изменения, и авторы

вовлекли их в обсуждение проблемной ситуации «Что хотят сказать цветы?» В ходе

разговора выяснилось, что комнатным растениям нужна помощь, за цветами надо

ухаживать, чтобы они росли и стали красивыми. Авторы задали детям и другие вопросы о

комнатных растениях – так началось обсуждение на старте проекта на основе модели

«Трех вопросов»:

что мы знаем о комнатных растениях и способах ухода за ними?

что хотим узнать?

с помощью чего узнаем? как мы можем помочь комнатным растениям в нашей

группе?

Что мы знаем о

комнатных растениях

и способах ухода за

ними?

У нас в группе есть разные комнатные растения, в чем-то

они похожи между собой, а чем-то отличаются

Чтобы цветы росли и стали красивыми, за ними надо ухажи-

вать: поливать, рыхлить землю, протирать листья и т.п.

За разными комнатными растениями ухаживают по-разному

Что мы хотим узнать?

Чем похожи и чем отличаются комнатные растения?

Где родина комнатных растений?

Что растениям необходимо для роста?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями

разных видов?

Кто такие «цветоводы», «флористы», чем они занимаются?

С помощью чего

узнаем? Как мы

можем помочь

Будем беседовать о цветах и правилах ухода за ними, зна-

комиться с инструментами, необходимыми для ухода за цве-

тами

19

.

Толдиева Т А

комнатным растениям

в нашей группе?

Будем рассматривать цветы в группе, наблюдать за их ро-

стом, ухаживать за ними в процессе трудовой деятельности

Будем проводить опыты и исследовать условия, необходи-

мые для роста растений

Будем читать стихи и сказки о цветах, загадывать и отгады-

вать загадки, рассматривать книги, журналы, картинки по

теме

Будем играть в различные игры, связанные с цветами

Познакомимся с профессиями цветовода и флориста

Попросим помощи у родителей в сборе информации о ком-

натных растениях, в пополнении группы цветами и инвента-

рем для ухода за ними, пригласим принять участие в нашем

проекте и т.п.

В результате обсуждения дети поставили цель: научиться ухаживать за цветами в

группе, чтобы помочь им вырасти и стать красивыми, а потом открыть выставку цветов.

С целью вовлечения родителей в совместную проектную деятельность автором в

родительском уголке были оформлены наглядные материалы по теме и маршрутный лист,

содержащий полную информацию о проекте:

родителям сообщили о том, что дети хотят узнать, и какую цель они перед

собой поставили;

что дети будут делать для достижения цели;

какая помощь нужна для реализации проекта;

что можно сделать дома всей семьей;

какое итоговое событие всех ждет.

Познакомившись с проектом, родители получили возможность выбрать для себя

наиболее подходящие способы участия в нем, что способствовало их положительному

отклику, обеспечило разные формы активности в проекте, подтолкнуло к проявлению

собственных образовательных инициатив.

Особое внимание в ходе реализации проекта автор уделил организации образова-

тельного пространства.

Своими руками она изготовила много дидактических пособий: визитные карточки и

мини-паспорта комнатных растений, настольные игры, картинки-символы по уходу за

комнатными растениями; подобрали картинки, отражающие модель трудового процесса

по уходу за цветами; составили различные картотеки по теме, разработали конспекты и

сценарии образовательной деятельности и др. методические материалы.

Дети и родители с удовольствием приняли участие в моделировании развивающей

предметно-пространственной среды группы. Совместными усилиями были оформлены та-

кие центры детской активности как:

клуб любителей цветов «Цветовод», «Фиалковая поляна» (центры природы, тру-

да и познавательно-исследовательской деятельности совместились и были преоб-

разованы в клуб любителей цветов «Цветовод» и в «Фиалковую поляну»);

творческая мастерская «Флористика» (центр детского творчества был преобразо-

ван в творческую мастерскую «Флористика»);

20

.

Толдиева Т А

выставка «О цветах мы прочитаем – много нового узнаем!» (центр детской книги

был совмещен с речевым уголком и центром «Игротека» и преобразован в вы-

ставку, включающую книги по теме, картинки, настольные игры);

в центре сюжетно-ролевых игр был оформлен магазин цветов «Цветик-семицве-

тик» и др.

Приняв активное участие в оформлении группы, дети и родители с интересом погру-

зились в проект.

Формирование социального опыта воспитанников, приобретение ими экологических

знаний, освоение трудовых умений и навыков по уходу за комнатными растениями в ходе

реализации проекта происходило через разнообразные формы организации

образовательной деятельности, обеспечивающие возможность интеграции всех

образовательных областей и активное включение родителей в единое образовательное

пространство:

в ходе таких познавательных занятий, как «Мы цветочки изучаем – феям домик

выбираем!», «За фиалкой наблюдаем – стать ей красивой помогаем!», дети позна-

комились с разными комнатными растениями, узнали об их особенностях и

способах ухода за ними;

запоминающимся и ярким событием для детей стал приход в группу родителей, и

совместная деятельность с ними в ходе мастер-класса «Как ухаживать за комнат-

ными растениями?» и игровой обучающей ситуации «Мы цветочкам помогаем –

их из лейки поливаем!»;

живой отклик вызвала у воспитанников совместная трудовая деятельность по

уходу за цветами в группе;

с интересом дети играли в дидактические и настольные игры «Лучший цвето-

вод», «Собери комнатное растение: разрезные картинки», «Мы – помощники рас-

тений», «Найди растение по описанию» и др.;

в процессе наблюдения за комнатными растениями, рассматривания картинок,

журналов и энциклопедий о них, дети отвечали на вопросы, составляли рассказы,

вступали в активное речевое взаимодействие друг с другом и с педагогами;

с радостью дети участвовали в утренней гимнастике «На цветочной поляне», где

получали заряд бодрости и хорошего настроения на весь день;

свои впечатления и приобретенный социальный опыт дошкольники с

удовольствием отражали в самостоятельных сюжетно-ролевых играх «Магазин

цветов», «Мы – флористы», «Цветочная выставка» и др.;

изучив домашние цветы, проведя вместе с родителями фотосессию, дети с

помощью воспитателей оформили в группе стенгазету «Наши зеленые друзья» и

поделились новыми знаниями о комнатных растениях;

творческий потенциал ребята смогли раскрыть в процессе разных видов продук-

тивной деятельности: рисования, аппликации, ручного труда «Расцвела красиво,

ярко наша милая фиалка!», «Расцвели цветочки у меня в горшочке!»;

работая с картой, дети познакомились с родиной комнатных растений;

на позитиве прошел физкультурно-познавательный досуг «Турнир знатоков ком-

натных цветов»;

21

.

Толдиева Т А

изюминкой проекта стало итоговое событие – совместный с родителями коллек-

тивный труд «Уход за цветами - занятное дело, за это беремся мы дружно и сме-

ло!», переходящий в оформление и торжественное открытие цветочной выставки

«Расцвели у нас цветы небывалой красоты!».

Проект вызвал у детей массу положительных эмоций и ярких впечатлений, а участие

родителей сделало его более насыщенным и значимым для наших воспитанников. В

полной мере осознав важность нашего общего дела, приобретя опыт ухода за комнатными

растениями, дети с удовольствием продолжили заботиться о цветах в группе и по

окончании проектной деятельности, проявляя при этом все больше инициативы и

самостоятельности.

Таким образом, технология проектирования способствует развитию мотивационной

готовности детей к труду, становлению активной, деятельностной позиции ребенка в ходе

решения задач трудового воспитания, что актуально в контексте ФГОС дошкольного об-

разования, и имеет социально значимый результат в области формирования у дошкольни-

ков позитивных установок к различным видам труда и творчества, включая труд в приро-

де.

8. Результативность опыта

В ходе работы были получены интересные продукты проектной деятельности,

представленные в приложениях:

методическая разработка проекта «За цветами наблюдаем – им расти мы

помогаем!», включающая технологическую карту проекта, календарное

планирование образовательной деятельности по реализации проекта,

маршрутный лист по теме проекта для родителей (Приложение 1);

диагностический инструментарий для оценивания результативности проекта

(Приложение 2);

конспекты и сценарии образовательной деятельности по реализации проекта

(Приложение 3);

картотеки для реализации проекта: картотека художественного слова, картотека

наблюдений за комнатными растениями, картотека трудовых поручений по уходу

за растениями, картотека игр и физминуток по ознакомлению с комнатными

растениями, картотека занимательных опытов по теме (Приложение 4);

настольные игры по ознакомлению с комнатными растениями: игра-лото

«Лучший цветовод», развивающие игры «Четвертый лишний: цветы»,

«Картинки-половинки: комнатные растения», «Собери комнатное растение:

разрезные картинки» (Приложение 5);

наглядный материал: визитные карточки и мини-паспорта комнатных растений,

тематические картинки, картинки-символы и карточки, схемы и модели по теме

проекта (Приложение 6);

материалы для оформления родительского уголка: анкета «Комнатные растения в

вашем доме», ширма «Советы по уходу за комнатными растениями», стендовая

информация «Для любознательных детей и родителей, а также для всех

цветоводов-любителей!», папка-передвижка «Мы работаем руками – делаем

22

.

Толдиева Т А

цветочки сами!», буклет «Мир зеленый на окне принесет здоровье мне!»

(Приложение 7);

Оценивание результативности опыта осуществлялось в ходе наблюдения за трудовой

деятельностью детей старшего дошкольного возраста по уходу за комнатными

растениями. Диагностические наблюдения проводились авторами 2 раза: на старте

проекта и на этапе его завершения.

Анализ диагностики позволил выявить следующие положительные результаты (см.

Приложение 2):

значительно увеличилось количество детей, проявляющих позитивное отношение

и интерес к трудовой деятельности в уголке природы (70%);

большинство детей самостоятельно включаются в трудовую деятельность по

уходу за комнатными растениями (70%);

60% детей могут организовать свое рабочее место, правильно подобрать

необходимый инвентарь для труда;

у половины детей сформировались трудовые умения и навыки по уходу за

комнатными растениями: они владеют ими на уровне самостоятельности,

достигают результата своей деятельности (55%).

Таким образом, результаты проведенной диагностики свидетельствуют об

эффективности использования технологии проектной деятельности в целях формирования

у дошкольников позитивных установок к труду в природе. Авторы считают проект

успешным, т.к. у детей изменилось отношение к труду в природе, появилось желание

ухаживать за комнатными растениями, делиться своими впечатлениями со сверстниками и

взрослыми, дети стали проявлять самостоятельность, активность и инициативу в процессе

трудовой деятельности, уверенность в себе и гордость за результат своего тр

23

.

Толдиева Т А

9. Адресная направленность опыта

Возможность реализации образовательных задач по формированию у детей старшего

дошкольного возраста позитивных установок к труду в природе через организацию

проектной деятельности вполне реальна в условиях детского сада. Поэтому

представленный авторами опыт работы может быть интересен и полезен для воспитателей

и специалистов дошкольных образовательных учреждений, он поможет педагогам

организовать трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями интересно и

увлекательно для детей и родителей, в соответствии с современными требованиями

24

.

Толдиева Т А

10. Библиографический список

1.

Буре Р.С. Дошкольник и труд – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для

воспитателей – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой - М.: Просвещение, 1974.

4.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-

сост. Л.С. Киселева – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2007.

6.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7

лет – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

7.

Маркова Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя

детского сада – М.: Просвещение, 1991.

8.

Микляева Н.В. Мониторинг эффективности реализации образова-тельной

программы ДОО – М.: ТЦ Сфера, 2016.

9.

Садертинова Л.В. Проектная деятельность как средство формирования целостной

картины мира дошкольников – Владимир, «Шерлок-пресс», 2017.

10.

Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками / авт.- сост. А.А.

Сидорова – М.: ТЦ Сфера, 2016.

11.

Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду – М.: Скрипторий 2003»,

2011.

12.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь¬ного

образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

13.

Хренова В. Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых //

Справочник старшего воспитателя дошко-льного учреждения – № 11, ноябрь, 2017.

11. Список приложений к опыту работы

1)

Приложение 1. Методическая разработка проекта «За цветами наблю¬даем – им

расти мы помогаем!»

2)

Приложение 2. Диагностический инструментарий для оценивания

результативности проекта, результаты диагностики.

3)

Приложение 3. Конспекты и сценарии образовательной деятельности по

реализации проекта.

4)

Приложение 4. Картотеки для реализации проекта.

5)

Приложение 5. Настольные игры по ознакомлению с комнатными растениями.

6)

Приложение 6. Наглядный материал для реализации проекта.

7)

Приложение 7. Материалы для родителей и оформления родитель-ского уголка.

8)

Приложение 8. Фотоколлаж по итогам проекта «За цветами наблю-даем – им расти

мы помогаем!» (презентация).

25

.

Толдиева Т А

26

.

Толдиева Т А

27

.

Толдиева Т А

28



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!