Развитие познавательных функций через игровую деятельность при подготовке детей к обучению в школе (из опыта работы)
Автор: Ткаченко Елена Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ №20 "Светлячок" Населённый пункт: город Салехард Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие познавательных функций через игровую деятельность при подготовке детей к обучению в школе (из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№20 «Светлячок», г. Салехард, ЯНАО
Развитие познавательных функций через игровую
деятельность
при подготовке детей к обучению в школе.
(из опыта работы)
Педагог - психолог
: Ткаченко Елена Николаевна
2016 г.
В процессе воспитания, и развития детей старшего дошкольного возраста, ведущую
роль занимает игровая деятельность. В своей работе использую метод сюжетно-
ролевой
игры
по
собственному
замыслу
детей,
дидактической,
творческой
и
исследовательской игры, которая помогает
развивать
произвольные
функции
у
детей:
Игры на внимание.
Игры с правилами.
Дидактические игры на внимание.
Игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли).
Классики.
Прыгалки, прыгание через веревку.
Игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками,
шнуровки и др.).
Разнообразные игры на графическое и звуковое воспроизведение ритма.
Игры в разнообразные лото.
Игры на основе методики «Четвертый лишний».
Игры на запоминание расстановки предметов с последующими изменениями,
Игры с правилами, в процессе которых требуется запоминать названия предметов,
животных, растений, городов.
Игры
-
соревнования
на
точное
воспроизведение
различных
образцов
(в
продуктивной деятельности.
Игры на описывание свойства воды, песка, земли, мела, угля и т.д.
Игры на глазомер.
Предлагаю детям в игре оценивать по длительности различные временные интервалы.
Игры на
сравнение
различных объектов по форме, величине,
длине, высоте,
цвету, количеству, объему, весу и т.д.
Игры
на
детских
музыкальных
инструментах
(свободные
импровизации,
воспроизводить по заданию высокие и низкие звуки и др.).
Кукольный театр с куклами, надевающимися на руку, и смарионетками.
Вырезание по контуру.
Лепка.
Раскрашивание картинок цветными карандашами.
Игры с мозаикой
Осуществляю
подготовку
к
школьному
обучению
исключительно
в
форме
психологического
развития
детей
с
целью
формирования
психологических
предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Стараюсь не допускать подмены психологической подготовки к школьному обучению
азами школьного обучения. Организовываю сюжетно-ролевую игру в школу, в процессе
которой дети знакомились
со школьным образом жизни, с ролью ученика и ролью
учителя, с обязанностями ученика, с новым положением ребенка как ученика в обществе
взрослых. Читаю детям книги о школе, о первоклассниках. Способствую формированию у
детей положительного образа школы и положительного образа ученика. Объясняю детям
смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен
многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ребенок
научится читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.). А также создаю у детей
установку, что образованный и культурный человек гораздо лучше сможет устроить свою
жизнь, поскольку он знает и умеет гораздо больше, чем необразованный, и ему гораздо
интереснее жить. А пока они маленькие, они не ходят в школу, в школу принимают
только тех детей, кто становится постарше, и хочет серьезно учиться, как взрослый.
Через
частое
чтение
художественной
и
научно-познавательной
литературы
с
после -
дующим
обсуждением;
обсуждением
интересных
событий
из
жизни
страны,
города;
просмотра познавательных телевизионных передач, адекватных возрасту; разговоров о
явлениях
природы
и
временах
года
во
время
прогулок и др.,
пробуждаю
у детей
познавательный
интерес,
расширение
кругозора
детей,
задавать
вопросы
на
интересующую их тему и показывать им, как в книгах (например, детских энциклопедиях)
можно находить ответы на эти вопросы.
При подготовке детей к овладению простейшими школьными умениями, знаниями и
навыками,
для
обучения
чтению,
формированию
у
детей
положительного
эмоционального отношения к процессу чтения
книг, создаю условия, при которых у
детей сформировалась потребность в чтении книг (ежедневное чтение художественной и
учебно-познавательной литературы).
Для
удовлетворения познавательного интереса
детей, через чтение научно-популярных книг, энциклопедий и др.
При изучении с детьми алфавита объясняю детям разницу между буквой и звуком (игры
на
закрепление).
Своевременно
направляю
к логопеду детей, имеющих проблемы в
развитии фонематического слуха и артикуляционные проблемы. Для овладения техникой
безотрывного письма и развития
тонкой моторики пальцев руки и мышц использую
разнообразные игры и упражнения, рекомендованные программой.
При подготовке
детей к овладению устным счетом, простейшими арифметическими
действиями, решением простых арифметических задач и начальными математическими
представлениями изучала
с детьми устный счет (прямой и обратный) в пределах до
десяти. Проводила игры с числами и цифрами для запоминания последовательности счета
(игра с мячом «Десяти», игра «Живые цифры» и др.
).
Детям были даны
представления о сложении и вычитании как об увеличении или
уменьшении начального количества (от 6 до 7лет). Дети усвоили
понятия «больше»,
«меньше»,
«равно».
В
развивающих
раскрасках
определяли,
какое
действие
было
осуществлено:
сложение
(стало
больше
объектов)
или
вычитание
(стало
меньше
объектов). Результат от разных действий закрашивали карандашами разного цвета.
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, являются
взаимодействие
педагогов
и
родителей.
Для
этого
необходимо
ус тановление
конструктивных, партнерских взаимоотношений обеспечивающих полноценное развитие
детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры
родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс
воспитательных
возможностей.
Родители,
как
правило,
узко
трактуют
понятие
«готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на специальной подготовке к
школьному обучению в ущерб формированию общей готовности.
Сотрудничество с
родителями не ограничивалось только педагогической пропагандой, при которой
семья является лишь объектом воздействия. Я устанавливала с родителями обратную
связь. Обратная связь, была необходима, чтобы использовать возможности семейного
воспитания в полной мере.
Моя педагогическая деятельность направлена на создание структурно-функциональной
модели взаимодействия ДОУ и семьи.
Структурно-функциональная модель представляет собой алгоритм деятельности педагога
в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает: информационно-
аналитический, познавательный, наглядно-информационный, досуговый.
В тесном контакте деятельности особое значение приобретает реализация
повышения
педагогической
компетентности
родителей.
Одной
из
форм
работы
сотрудничества с семьёй является анкетирование, опросы, книги отзывов, выпуск газеты
в ДОУ для родителей и педагогов,
тематических буклетов, информационных листков,
сбор видеоматериалов, записи различных мероприятий, с показом через интерактивное
оборудование. Активные формы работы с родителями помогли мне не только повысить
уровень
педагогической
культуры
родителей,
но
и
сформировали
у них активную
позицию
при
подготовке
детей
к
обучению
в
школе,
сделали
их
полноправными
участниками воспитательно-образовательного процесса.
Использование методической литературы:
1. Шарохина, В. Л. Психологическая подготовка детей к школе. Москва: Книголюб,
2009.- 82с.
2. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Санкт - Петербург: СПД,
2001. – 112с.
3.Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Москва: ТЦ
Сфера, 2005.- 80с.