Напоминание

Развитие познавательных функций через игровую деятельность при подготовке детей к обучению в школе (из опыта работы)


Автор: Ткаченко Елена Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №20 "Светлячок"
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие познавательных функций через игровую деятельность при подготовке детей к обучению в школе (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№20 «Светлячок», г. Салехард, ЯНАО

Развитие познавательных функций через игровую

деятельность

при подготовке детей к обучению в школе.
(из опыта работы) Педагог - психолог : Ткаченко Елена Николаевна 2016 г.
В процессе воспитания, и развития детей старшего дошкольного возраста, ведущую роль занимает игровая деятельность. В своей работе использую метод сюжетно- ролевой игры по собственному замыслу детей, дидактической, творческой и исследовательской игры, которая помогает развивать произвольные функции у детей:  Игры на внимание.  Игры с правилами.  Дидактические игры на внимание.  Игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли).  Классики.  Прыгалки, прыгание через веревку.  Игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.).  Разнообразные игры на графическое и звуковое воспроизведение ритма.  Игры в разнообразные лото.  Игры на основе методики «Четвертый лишний».  Игры на запоминание расстановки предметов с последующими изменениями,  Игры с правилами, в процессе которых требуется запоминать названия предметов, животных, растений, городов.  Игры - соревнования на точное воспроизведение различных образцов (в продуктивной деятельности.  Игры на описывание свойства воды, песка, земли, мела, угля и т.д.  Игры на глазомер. Предлагаю детям в игре оценивать по длительности различные временные интервалы.  Игры на сравнение различных объектов по форме, величине, длине, высоте, цвету, количеству, объему, весу и т.д.  Игры на детских музыкальных инструментах (свободные импровизации, воспроизводить по заданию высокие и низкие звуки и др.).  Кукольный театр с куклами, надевающимися на руку, и смарионетками.  Вырезание по контуру.  Лепка.  Раскрашивание картинок цветными карандашами.  Игры с мозаикой  Осуществляю подготовку к школьному обучению исключительно в форме психологического развития детей с целью формирования психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. Стараюсь не допускать подмены психологической подготовки к школьному обучению азами школьного обучения. Организовываю сюжетно-ролевую игру в школу, в процессе которой дети знакомились со школьным образом жизни, с ролью ученика и ролью учителя, с обязанностями ученика, с новым положением ребенка как ученика в обществе взрослых. Читаю детям книги о школе, о первоклассниках. Способствую формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика. Объясняю детям смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ребенок научится читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.). А также создаю у детей установку, что образованный и культурный человек гораздо лучше сможет устроить свою жизнь, поскольку он знает и умеет гораздо больше, чем необразованный, и ему гораздо интереснее жить. А пока они маленькие, они не ходят в школу, в школу принимают только тех детей, кто становится постарше, и хочет серьезно учиться, как взрослый.
Через частое чтение художественной и научно-познавательной литературы с после - дующим обсуждением; обсуждением интересных событий из жизни страны, города; просмотра познавательных телевизионных передач, адекватных возрасту; разговоров о явлениях природы и временах года во время прогулок и др., пробуждаю у детей познавательный интерес, расширение кругозора детей, задавать вопросы на интересующую их тему и показывать им, как в книгах (например, детских энциклопедиях) можно находить ответы на эти вопросы. При подготовке детей к овладению простейшими школьными умениями, знаниями и навыками, для обучения чтению, формированию у детей положительного эмоционального отношения к процессу чтения книг, создаю условия, при которых у детей сформировалась потребность в чтении книг (ежедневное чтение художественной и учебно-познавательной литературы). Для удовлетворения познавательного интереса детей, через чтение научно-популярных книг, энциклопедий и др. При изучении с детьми алфавита объясняю детям разницу между буквой и звуком (игры на закрепление). Своевременно направляю к логопеду детей, имеющих проблемы в развитии фонематического слуха и артикуляционные проблемы. Для овладения техникой безотрывного письма и развития тонкой моторики пальцев руки и мышц использую разнообразные игры и упражнения, рекомендованные программой. При подготовке детей к овладению устным счетом, простейшими арифметическими действиями, решением простых арифметических задач и начальными математическими представлениями изучала с детьми устный счет (прямой и обратный) в пределах до десяти. Проводила игры с числами и цифрами для запоминания последовательности счета (игра с мячом «Десяти», игра «Живые цифры» и др. ). Детям были даны представления о сложении и вычитании как об увеличении или уменьшении начального количества (от 6 до 7лет). Дети усвоили понятия «больше», «меньше», «равно». В развивающих раскрасках определяли, какое действие было осуществлено: сложение (стало больше объектов) или вычитание (стало меньше объектов). Результат от разных действий закрашивали карандашами разного цвета. Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, являются взаимодействие педагогов и родителей. Для этого необходимо ус тановление конструктивных, партнерских взаимоотношений обеспечивающих полноценное развитие детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на специальной подготовке к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности. Сотрудничество с родителями не ограничивалось только педагогической пропагандой, при которой семья является лишь объектом воздействия. Я устанавливала с родителями обратную связь. Обратная связь, была необходима, чтобы использовать возможности семейного воспитания в полной мере. Моя педагогическая деятельность направлена на создание структурно-функциональной модели взаимодействия ДОУ и семьи. Структурно-функциональная модель представляет собой алгоритм деятельности педагога в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает: информационно- аналитический, познавательный, наглядно-информационный, досуговый. В тесном контакте деятельности особое значение приобретает реализация повышения педагогической компетентности родителей. Одной из форм работы сотрудничества с семьёй является анкетирование, опросы, книги отзывов, выпуск газеты в ДОУ для родителей и педагогов, тематических буклетов, информационных листков, сбор видеоматериалов, записи различных мероприятий, с показом через интерактивное оборудование. Активные формы работы с родителями помогли мне не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировали у них активную
позицию при подготовке детей к обучению в школе, сделали их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Использование методической литературы:
1. Шарохина, В. Л. Психологическая подготовка детей к школе. Москва: Книголюб, 2009.- 82с. 2. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Санкт - Петербург: СПД, 2001. – 112с. 3.Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2005.- 80с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!