Напоминание

Трудовое воспитание в условиях ДОУ, посредством труда в природе.


Автор: Сафонова Марина Михайловна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №26 "Кустук"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовое воспитание в условиях ДОУ, посредством труда в природе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой,

процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует

и контролирует обмен веществ между собой и природой

К. Маркс

Труд - священный труд, дающий людям жить, воспитывающий ум, и волю, и

сердце.

А. Блок

Трудовое воспитание в условиях ДОУ, посредством труда в природе.

Современный мир требует от человека быть мобильным и креативным,

уметь принимать не ординарные решения, в условияхмногочисленного

поступления информации ибыстро меняющейся ситуации, находить пути

разрешения проблем, умение реализовать себя. А чтоб добиться развития

трудовых навыков, надо закладывать основы труда с детства. Все начинается

с семьи и закрепляется в ДОУ, а в дальнейшем в школе.

В наше время современные родители постоянно спешат, заняты

работой, им некогда ждать, торопятся сделать все и сразу. Ждать когда

ребенок сам оденется, умоется, покушает. Конечно, взрослый сделает все

быстрее, но как ребенку в дальнейшем адаптироваться к ритму нашей

жизни?

Вот поэтому в дошкольном учреждении трудовому воспитанию

уделяется большое внимание. Главная цель: нравственно- психологическая и

практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и

формирование начал трудолюбия, посредством труда в природе.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

одно

из

направлений

в

социально-

коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к

различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста ряд

видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарном

бытовом труде, в уходе за растениями и животными (в помещение, на улице,

в природе), конструирование из разного материала, включая конструктор,

модули, бумагу, природный и иной материал.

Привлечение ребенка к труду является одним из важных условий

всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как

трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, бережливость,

любовь ко всему окружающему.

Чтоб обучать к труду, надо подходить грамотно, использовать разные

методики по трудовому обучению, разные формы и методы. Своевременное

трудовое воспитание- эффективное средство подготовки ребенка к школе.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. Разумно организованный

труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Труд оказывает

существенное влияние на умственное развитие детей. Он способствует

формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность,

сосредоточенность, тренирует память и внимание, активизирует восприятие.

Труд развивает мышление - ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять

предмет и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые

дают детям полезныезнания о предметах, материалах и орудиях труда, в их

назначении и использовании. Особенно важная роль в трудовой деятельности

это нравственное воспитание.

Важнейшее средство воспитания, начинается с дошкольного возраста;

в процессе его формируется личность ребенка, складываютсяколлективные

взаимоотношения.Особенно важен труд для нравственного воспитания

ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива,

ответственность, умение преодолевать трудности, формируется интерес к

качественной работе.

В детском саду

цель по трудовому воспитанию решается в

соответствие с возрастными возможностями детей, а также особенностями

их трудовой деятельности.

Задачи:

1.

Воспитание

положительного

отношения

к

труду

взрослых,

стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее

совершенствование,

постепенное

расширение

содержания

трудовой

деятельности.

3. Воспитание у детей положительных качеств: привычки к трудовому

усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять

участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений во время труда-

умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь

друг другу, доброжелательно оценивать работ сверстников, в корректной

форме делать замечания и давать совет.

Выделяют следующие виды труда:

1. Самообслуживание: Самое главное довести дело до конца, это- уход

за внешним видом, гигиенические навыки, уход за одеждой, уборка кровати,

убрать свое рабочее место после занятия и приема пищи.

2. Хозяйственно- бытовой труд: Организовали график дежурства по

сервировки стола, мытье игрушек, протирание пыли, стирка кукольных

вещей, совместно с родителями уход за карандашами, правильная сервировка

стола с использованием всех приборов (ложка маленькая, вилка, нож,

салфетки и т.д.)

3. Ручной труд: Провели проект «Скворечник для зимующих птиц»;

Смастерили кормушку своими руками, коллективная работа. Теперь каждую

минуту наблюдаем за разными птицами, которые прилетают на нашу

кормушку, чтоб полакомится вкусной едой, которую дети с удовольствием

приносят из дома.

4. Труд по уходу за растениями и животными:Ведем долгосрочные

проекты - «Огород на окне», «Посадка лука»-наблюдение, «Наш цветущий

детский сад» - посадка цветов. «Сдай батарейку, спаси мир» Беседа с

детьми. Сбор использованных батареек. Краткосрочный проект

«Мои

домашние питомцы», «Как провел лето».Уход за комнатными растениями

(полив, пересадка, рыхление), Сбор мусора на площадке (около дома, в лесу).

Приобретение песочного стола и настольных игр, на средства от продажи

рассады цветов и овощей. Экспериментально-исследовательская работа и

опыты: (свойства воды, земли, воздуха); живая и неживая природа,

природные явление (солнце, дождь, снег, иней, ветер, цвета радуги и т.д),

рост и развития растений их свойства и польза; приборы для опытов

(термометр, лупа, микроскоп, песочные часы,).

План трудового воспитания в ДОУ

- Уборка на групповом участке (труд в природе)

-Дежурство по занятиям

-Сбор мусора в контейнер (трудовое поручение)

-Дежурство по столовой

-(Ручной труд) ремонт книг

-(Дежурство в уголке природы) рассматривание овощей

-Уборка мусора на клумбе (труд в природе)

-Игра «Название цветов»

-Знакомство с уголком трудового воспитания (х-б труд)

- (фотоотчет) сбор урожая на своих участках

-Дежурство в уголке природы (полив)

-Убираем групповую комнату (х-б труд)

- Трудовое поручение (сбор шишек и сухих листьев для изготовления

подделок)

-(Коллективный труд в природе) уборка опадающей листвы

-Беседы (Знакомство с домашними животными)

-Уборка веранды (поручение)

-Наблюдение за трудом взрослых

-Наблюдение (Почему завяли цветы?)

-Трудовое поручение (наведение порядка в песочнице)

-Работа в центре природы (рассматривания календаря природы)

-Наблюдение за растениями

-Самообслуживание (упражнение: аккуратный шкафчик)

-Протираем столы и стулья (х-б труд)

-Самообслуживание (упражнение: мокрый - сухой)

-Моем игрушки (х-б труд)

-Чистка снега на участке

-Изготовление ледяных игрушек

-Опыт с водой, льдом, снегом, песком, землей, воздухом.

-Наблюдение за семенами

- Подготовка почвы, посадка семян и уход.

-Посадка цветов на клумбы на участке

- Продажа рассады

- Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе и бережном

отношение к ней.

- игры развивающие трудовое воспитание в природе.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1.

О растениях (свойства и качества растений, их строение,

потребности, основные стадии развития, способ выращивания,сезонные

изменения)

2.

О животных(внешний вид, потребности, способ передвижения,

повадки, образ жизни, сезонные изменения).

Дети

учатся

устанавливать

связь

между

условиями,

образом

жизниживотного в природе и способами ухода за ними.

Формы организации в процессе труда, это индивидуальные поручения,

но они носят более длительный характер, чем в младшей группе. Дети

выполняют поручение 2-3 дня. Труд подгруппами также имеет свои

особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять

разные трудовые операции 2 дня.

Большое место занимают коллективные формы труда. Их воспитатель

использует, когда знакомит с новыми трудовыми операциями (посадка

семян).

У детей 5 лет начинает развиваться осознанное отношение к

выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать

необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Уже

в этом возрасте воспитатель не дает дробного показа.

Показывается и объясняется весь процесс целиком, затем делиться на

логические этапы. Воспитательпроверяет выполнение каждого этапа. По

ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах

использования оборудования, использует показ, пример других детей.

Теперь не всегда оценка может быть положительной. Так как оценивается

качество выполнение операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда

детей и тут же предлагает исправить ошибки. Если они имеются. Постепенно

в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Заключение: В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет

возможность применить на практике свои знания. Приобрести новое,

наглядно убедиться в существование различных взаимосвязей(растений,

животное и окружающая среда). У него формируется необходимее навыки

ухода, чувство ответственности за живых организмов. В зависимости от

отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его

нравственных

качеств,

т.е.

отношении

ребенка

к

человеку

труженику(уважение к нему, желание помочь и т.п.), к своему труду

(добросовестное

отношению к результатам труда и т.п.), что является

показателем становления и развития его нравственных качеств. Тема

формирования, развития трудового воспитания была и остается актуальной

для каждого дошкольного учреждения и для каждого человека лично в

нашем информационном и быстротечном мире.

Список использованной литературы:

1.

Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.

– М.: Мозаика-Синтез,2011

2.

Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2004.

3.

Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009

4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением,

старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 80 с.

5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду»

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

6. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

7. Султанова. М. Простые опыты с водой

8. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению

окружающим миром». С4-7лет Мозаика-Синтез Москва, 2020

9. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность Санкт-Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС 2008



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!