Автор: Сафонова Марина Михайловна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №26 "Кустук"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовое воспитание в условиях ДОУ, посредством труда в природе.
Раздел: дошкольное образование
Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует
и контролирует обмен веществ между собой и природой
К. Маркс
Труд - священный труд, дающий людям жить, воспитывающий ум, и волю, и
сердце.
А. Блок
Трудовое воспитание в условиях ДОУ, посредством труда в природе.
Современный мир требует от человека быть мобильным и креативным,
уметь принимать не ординарные решения, в условияхмногочисленного
поступления информации ибыстро меняющейся ситуации, находить пути
разрешения проблем, умение реализовать себя. А чтоб добиться развития
трудовых навыков, надо закладывать основы труда с детства. Все начинается
с семьи и закрепляется в ДОУ, а в дальнейшем в школе.
В наше время современные родители постоянно спешат, заняты
работой, им некогда ждать, торопятся сделать все и сразу. Ждать когда
ребенок сам оденется, умоется, покушает. Конечно, взрослый сделает все
быстрее, но как ребенку в дальнейшем адаптироваться к ритму нашей
жизни?
Вот поэтому в дошкольном учреждении трудовому воспитанию
уделяется большое внимание. Главная цель: нравственно- психологическая и
практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и
формирование начал трудолюбия, посредством труда в природе.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
одно
из
направлений
в
социально-
коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста ряд
видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарном
бытовом труде, в уходе за растениями и животными (в помещение, на улице,
в природе), конструирование из разного материала, включая конструктор,
модули, бумагу, природный и иной материал.
Привлечение ребенка к труду является одним из важных условий
всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как
трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, бережливость,
любовь ко всему окружающему.
Чтоб обучать к труду, надо подходить грамотно, использовать разные
методики по трудовому обучению, разные формы и методы. Своевременное
трудовое воспитание- эффективное средство подготовки ребенка к школе.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. Разумно организованный
труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Труд оказывает
существенное влияние на умственное развитие детей. Он способствует
формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность,
сосредоточенность, тренирует память и внимание, активизирует восприятие.
Труд развивает мышление - ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять
предмет и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые
дают детям полезныезнания о предметах, материалах и орудиях труда, в их
назначении и использовании. Особенно важная роль в трудовой деятельности
это нравственное воспитание.
Важнейшее средство воспитания, начинается с дошкольного возраста;
в процессе его формируется личность ребенка, складываютсяколлективные
взаимоотношения.Особенно важен труд для нравственного воспитания
ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива,
ответственность, умение преодолевать трудности, формируется интерес к
качественной работе.
В детском саду
цель по трудовому воспитанию решается в
соответствие с возрастными возможностями детей, а также особенностями
их трудовой деятельности.
Задачи:
1.
Воспитание
положительного
отношения
к
труду
взрослых,
стремление оказывать им посильную помощь.
2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее
совершенствование,
постепенное
расширение
содержания
трудовой
деятельности.
3. Воспитание у детей положительных качеств: привычки к трудовому
усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять
участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений во время труда-
умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь
друг другу, доброжелательно оценивать работ сверстников, в корректной
форме делать замечания и давать совет.
Выделяют следующие виды труда:
1. Самообслуживание: Самое главное довести дело до конца, это- уход
за внешним видом, гигиенические навыки, уход за одеждой, уборка кровати,
убрать свое рабочее место после занятия и приема пищи.
2. Хозяйственно- бытовой труд: Организовали график дежурства по
сервировки стола, мытье игрушек, протирание пыли, стирка кукольных
вещей, совместно с родителями уход за карандашами, правильная сервировка
стола с использованием всех приборов (ложка маленькая, вилка, нож,
салфетки и т.д.)
3. Ручной труд: Провели проект «Скворечник для зимующих птиц»;
Смастерили кормушку своими руками, коллективная работа. Теперь каждую
минуту наблюдаем за разными птицами, которые прилетают на нашу
кормушку, чтоб полакомится вкусной едой, которую дети с удовольствием
приносят из дома.
4. Труд по уходу за растениями и животными:Ведем долгосрочные
проекты - «Огород на окне», «Посадка лука»-наблюдение, «Наш цветущий
детский сад» - посадка цветов. «Сдай батарейку, спаси мир» Беседа с
детьми. Сбор использованных батареек. Краткосрочный проект
«Мои
домашние питомцы», «Как провел лето».Уход за комнатными растениями
(полив, пересадка, рыхление), Сбор мусора на площадке (около дома, в лесу).
Приобретение песочного стола и настольных игр, на средства от продажи
рассады цветов и овощей. Экспериментально-исследовательская работа и
опыты: (свойства воды, земли, воздуха); живая и неживая природа,
природные явление (солнце, дождь, снег, иней, ветер, цвета радуги и т.д),
рост и развития растений их свойства и польза; приборы для опытов
(термометр, лупа, микроскоп, песочные часы,).
План трудового воспитания в ДОУ
- Уборка на групповом участке (труд в природе)
-Дежурство по занятиям
-Сбор мусора в контейнер (трудовое поручение)
-Дежурство по столовой
-(Ручной труд) ремонт книг
-(Дежурство в уголке природы) рассматривание овощей
-Уборка мусора на клумбе (труд в природе)
-Игра «Название цветов»
-Знакомство с уголком трудового воспитания (х-б труд)
- (фотоотчет) сбор урожая на своих участках
-Дежурство в уголке природы (полив)
-Убираем групповую комнату (х-б труд)
- Трудовое поручение (сбор шишек и сухих листьев для изготовления
подделок)
-(Коллективный труд в природе) уборка опадающей листвы
-Беседы (Знакомство с домашними животными)
-Уборка веранды (поручение)
-Наблюдение за трудом взрослых
-Наблюдение (Почему завяли цветы?)
-Трудовое поручение (наведение порядка в песочнице)
-Работа в центре природы (рассматривания календаря природы)
-Наблюдение за растениями
-Самообслуживание (упражнение: аккуратный шкафчик)
-Протираем столы и стулья (х-б труд)
-Самообслуживание (упражнение: мокрый - сухой)
-Моем игрушки (х-б труд)
-Чистка снега на участке
-Изготовление ледяных игрушек
-Опыт с водой, льдом, снегом, песком, землей, воздухом.
-Наблюдение за семенами
- Подготовка почвы, посадка семян и уход.
-Посадка цветов на клумбы на участке
- Продажа рассады
- Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе и бережном
отношение к ней.
- игры развивающие трудовое воспитание в природе.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
1.
О растениях (свойства и качества растений, их строение,
потребности, основные стадии развития, способ выращивания,сезонные
изменения)
2.
О животных(внешний вид, потребности, способ передвижения,
повадки, образ жизни, сезонные изменения).
Дети
учатся
устанавливать
связь
между
условиями,
образом
жизниживотного в природе и способами ухода за ними.
Формы организации в процессе труда, это индивидуальные поручения,
но они носят более длительный характер, чем в младшей группе. Дети
выполняют поручение 2-3 дня. Труд подгруппами также имеет свои
особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять
разные трудовые операции 2 дня.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их воспитатель
использует, когда знакомит с новыми трудовыми операциями (посадка
семян).
У детей 5 лет начинает развиваться осознанное отношение к
выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать
необходимость проведения того или иного трудового процесса.
Уже
в этом возрасте воспитатель не дает дробного показа.
Показывается и объясняется весь процесс целиком, затем делиться на
логические этапы. Воспитательпроверяет выполнение каждого этапа. По
ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах
использования оборудования, использует показ, пример других детей.
Теперь не всегда оценка может быть положительной. Так как оценивается
качество выполнение операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда
детей и тут же предлагает исправить ошибки. Если они имеются. Постепенно
в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.
Заключение: В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет
возможность применить на практике свои знания. Приобрести новое,
наглядно убедиться в существование различных взаимосвязей(растений,
животное и окружающая среда). У него формируется необходимее навыки
ухода, чувство ответственности за живых организмов. В зависимости от
отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его
нравственных
качеств,
т.е.
отношении
ребенка
к
человеку
–
труженику(уважение к нему, желание помочь и т.п.), к своему труду
(добросовестное
отношению к результатам труда и т.п.), что является
показателем становления и развития его нравственных качеств. Тема
формирования, развития трудового воспитания была и остается актуальной
для каждого дошкольного учреждения и для каждого человека лично в
нашем информационном и быстротечном мире.
Список использованной литературы:
1.
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.
– М.: Мозаика-Синтез,2011
2.
Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2004.
3.
Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009
4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением,
старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 80 с.
5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду»
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
6. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018
7. Султанова. М. Простые опыты с водой
8. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению
окружающим миром». С4-7лет Мозаика-Синтез Москва, 2020
9. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность Санкт-Петербург
ДЕТСТВО-ПРЕСС 2008