Напоминание

«Использование современных образовательных технологий на уроках фортепиано»


Автор: Костенко Светлана Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"п.Ивот
Населённый пункт: Брянская обл.,Дятьковский р-он,п.Ивот
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: «Использование современных образовательных технологий на уроках фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей «Детская школа искусств» п. Ивот

Методический доклад на тему:

«Использование современных образовательных технологий на

уроках фортепиано»

выполнила:

преподаватель ДШИ п. Ивот

Костенко Светлана Александровна

п. Ивот 2022г.

Содержание

Данная разработка посвящается проблеме применения

информационно - коммуникационных технологий на уроке «Фортепиано» в

Детской школе искусств. Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной

теме:

Понятие информационных технологий.

Классификация программных средств.

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование.

Личный опыт применения информационных технологий на уроке

«Фортепиано».

Введение

Одной из задач музыкального образования в условиях Детской

школы искусств является формирование будущей самостоятельности

ученика, и развитие интереса к музыке и искусству в целом, культуры и

веры в свои возможности. Одной из главных задач современной школы

является, формирование у нового поколения способностей действовать и

быть успешным в условиях динамично развивающегося современного

общества. Уже невозможно представить обучение, работу и современную

жизнь в целом без информационных технологий. И, пожалуй, самое важное,

что в наши учреждения дополнительного образования мы зачисляем детей,

желающих научиться игре на различных музыкальных инструментах, имея

при этом разный уровень базовых профессиональных способностей (память,

слух, ритм). Основное их желание- научиться играть. По своим способностям

учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и со средними

музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь,

необходимы инновационные методические программы, специальные

методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект,

эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация,

музыкальный слух и музыкальное воображение. Требования общества начала

ХХI века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к

формированию информационной культуры музыканта. Внедрение в

образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать

обучение более эффективным и разнообразным. Самый доступный способ

применения информационных технологий на уроке музыки- использование

мультимедийных средств обучения. Компьютерные программы применяются

в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха,

проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий,

в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального

текста.

Цель данной работы

– рассмотреть и проанализировать применение

мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их

использование в музыкальной школе. Практическим результатом работы

стал анализ личного опыта в этой сфере.

Понятие технологий

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) —

широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся

технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с

применением вычислительной техники. В последнее время под

информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные

технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров

и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты,

обработки, передачи и получения информации.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под

управлением программного обеспечения с использованием современных

технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику,

фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология,

объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое

представление, представляет собой один из самых распространенных

способов применения информационных технологий в образовании.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение.

Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого

взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать

разные цели, например, получение информации или общение с другими

людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной

сети, так и с другими её пользователем посредством интернета общения.

Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно

человек может взаимодействовать в интернет ресурсами либо с другим

человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это

также способствует более активному внедрению информационных

технологий в образование.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения.

Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации

обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают

компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента,

служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационных технологий

преподаватель должен знать функциональные возможности и условия

применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и

программные средства обладают своей спецификой и определенным образом

влияют на учебный процесс.

Классификация программных средств

В настоящее время существует большое количество различных

В настоящее время существует большое количество различных

классификаций и типологий педагогических программных средств. По

методическому назначению педагогическими программными средствами

могут выступать:

-компьютерные учебники (уроки);

-программы-тренажеры (репетиторы);

-контролирующие (тестовые оболочки);

- информационно-справочные (энциклопедии);

-имитационные; моделирующие;

-демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

-учебно-игровые;

-досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др.

типы).

Применение новых информационных технологий в музыкальном

образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения,

находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать

целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует

преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме

преподавания.

Существуют следующие виды компьютерных образовательных

программ:

-электронный учебник;

-электронная музыкальная энциклопедия;

-библиотечные информационно-поисковые системы;

- компьютерные программы контроля знаний.

На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы

разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального

обучения:

-воспитание художественного мышления музыканта;

-формирование практических навыков;

-развитие музыкальных способностей;

-творческая деятельность;

-изучение основных понятий терминов;

- программы, дающие теоретические знания — они направлены на

усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных

произведений, основных теоретических понятий.

Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в

которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной

грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и

т. д.

Программы, предназначенные для обучения в наглядной форме основам

элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии

представляют собой имитацию урока по одной из теоретических дисциплин в

соответствии с традиционной формой занятий или нацелены на выработку

отдельных навыков, требующих длительных тренировочных упражнений.

При этом программа должна вести педагогический диалог с учащимся, иметь

обратную связь и давать оценку.

Программы, направленные на развитие слуха- включают в себя

различные тренинги для выработки чистоты интонации, гармонического,

мелодического слуха и т. д. Они содержат разновидности слухового

диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм

и т. д. и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля

чистоты интонации.

Программы по музыкальной литературе — это могут быть книги,

энциклопедии, небольшие иллюстрированные справочники по различным

музыкальным произведениям, содержащие набор музыкальных

произведений в виде MIDI-файлов, краткие биографии соответствующих

композиторов и музыкантов, небольшую викторину на этот материал. Тексты

программ по истории музыке и музыкальной литературе иллюстрируются

слайдами и репродукциями, фрагментами из музыкальных произведений,

видеофрагментами, могут содержать дикторский текст, сопровождаемый

слайд-шоу из подобранных музыкальных и художественных произведений и

статьи.

С помощью таких программ можно познакомиться с творчеством

композиторов различных стран и эпох, узнать их биографии, получить

информацию о созданной им музыке, разобрать некоторые фрагменты по

нотам, узнать о различных жанрах музыкального искусства, знаменитых

певцах и музыкантах, о музыкальных инструментах. Гиперссылки позволяют

быстро переходить из одной части программы в другую. Программы имеют

возможность разветвлённого поиска: по имени композитора, исполнителя,

метке, типу музыкального произведения и периоду времени или по

определённой тематике.

Программы, дающие знания и навыки по специальности — они

обеспечивают, естественно до определённого уровня, овладение каким-либо

музыкальным инструментом (на фортепиано или синтезаторе, гитаре).

Программы, развивающие творческие способности. Как правило, это

игровые обучающие программы общеразвивающего направления. С их

помощью дети учатся сочинять или, например, составлять как из кубиков,

несложные мелодии, играют с разными вариантами ритма, инструментов и

создают уже свои композиции.

Комбинированные программы — содержат знания по истории, теории

музыки, основам композиции. Включают в себя лекции, упражнения, игры,

развивают творческие способности.

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование.

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование

затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за

отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.

В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?

-в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;

-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать

процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным,

проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую

активность и удовлетворяющего потребности современных детей;

-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка,

побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его

профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных

технологий.

Цели использования информационных технологий на уроке:

- для профессиональной подготовки исполнителей;

- для использования как источника вспомогательного учебного материала

(справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего,

звуковоспроизводящего и т.п.).

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических

средств);

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между

преподавателем и обучающимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

- расширить кругозор ученика.

Основные направления использования технологий на уроках:

визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).

самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные

образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные

библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии,

виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги

обучающих музыкальных программ, электронные пособия.

Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и

контролером усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном

случае интернет - технологий, обусловлено рядом возможностей,

предоставляемых обучающимся. Например:

- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для

изучения дисциплины;

- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса

или из других ресурсов интернета;

- самопроверка знаний;

- самообразование;

- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют

большой педагогический потенциал. Мультимедиа - система позволяет

создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой

видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес

обучающихся.

Наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал в процессе

обучения позволяет проектная деятельность. В результате проектной

деятельности обучающиеся становятся активными участниками

образовательного процесса. Данная технология делает учебный процесс

более полным, интересным, насыщенным и ориентирует обучающихся на

самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую

обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот

метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве,

проблемным и исследовательским методом обучения.

На уроках в детской школе искусств активно применяются такие

информационные технологии:

различного типа видео- и аудио- ряды (фильмы, картинки, таблицы,

презентации, фонограммы, треки и пр.).

музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.

интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).

Заключение

Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие

чудеса. Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс,

который включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное,

эстетическое развитие обучающихся. Процессы обучения и воспитания

должны составлять единство. Обучая ребенка музыке, педагог воспитывает в

нем мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический

вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу

о здоровье и физическом развитии ученика.

Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в

воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно

заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и

социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! –

ничем не заменимое средство для воспитания современного человека,

умеющего применять свои знания в жизни.

В наш век компьютерных технологий модернизация образования

невозможна

без

широкого

использования

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного

процесса и в первую очередь обучении.

Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяет

рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для

творчества и самовыражения и обучающихся, и педагогов. Компьютер по-

новому обеспечивает процесс коммуникации в обучении музыкантов.

Применение ИКТ в урочной деятельности создает условия для

оптимизации

образовательного

процесса,

видоизменяет

и

дополняет

традиционные формы подачи информации. Хотелось подчеркнуть – это не

самоцель. Детская школа искусств не должна отставать от требований

времени, поэтому современный педагог должен использовать компьютер в

своей работе и стремиться соответствовать званию современного педагога 21

века.

ИКТ, ЦОР – важнейшая составляющая работы современного педагога,

способствующая

оптимизации

и

интеграции

учебной

и

внеурочной

деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных)

технологий,

ИКТ

помогает

решить

вопросы

формирования

общей

коммуникативной

компетенции

условия

успешной

социализации

обучающихся.

В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как

принципиально важное средство инновации музыкального образования.

Личный опыт применения информационных технологий на уроке

«Фортепиано».

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные

возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский

заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы,

таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и

научно-познавательная.

В работе я использую:

Программу - Microsoft Office Word используется для создания мной и

учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к

произведениям, сочинений различной тематики.

программу Power Point ,с помощью которой можно подготовить

презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор

слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для

работы на уроке).

В своей практике я использую презентации на отдельных этапах работы над

произведениями. При изучении « Детского альбома» П.И. Чайковского, я

совместно с учениками сделала презентацию. На основе изобразительного

ряда у детей включается образное мышление, запоминание, сопоставление,

что способствует целостному восприятию учебного материала и повышению

интереса при работе над произведением.

Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на

фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником

слушаем те произведения, которые он играет. После обсуждаем исполнение,

сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит

свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается

ителлектуально-творческое мышление.

Для одаренных детей на последнем этапе работы над пьесой я применяю

такой способ: записываю их игру на видеокамеру, а потом вместе слушаем.

Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой

формы работы его игра становится заметно лучше.

В своей работе я использую Movavi видеоредактор для создания видео,

YouTube для размещения видео- файлов, на которых записана игра моих

учеников.

Ученики понимают значимость обучения игре на фортепиано, выступления

на сцене приносит им радость, не смотря на трудности, возникающие в

процессе работы над пьесами.

При изучении произведений «Нотной тетради Анны Магдалены

» И.С.Баха,

я дала задание своей ученице написать доклад об истории создания этого

альбома. С большим интересом взялась за работу и выполнила обучающиеся

это задание.

Обучающейся младших классов я предложила сделать реферат на тему «Его

величество рояль». Во внеурочное время мы вместе искали материал,

обрабатывали, оформляли и вставляли картинки. Такая форма работы

активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет кругозор,

объединяет обучающегося и преподавателя.

После таких форм работы, я заметила то, что у обучающихся повышается

самооценка, уверенность в своих силах, уважение и гордость к самому себе.

Такой способ работы имеет воспитательное значение.

Интернет представляет огромные возможности поиска необходимого,

важного и значимого материала, а общение с компьютером создает

мотивацию для обучения и добывания необходимой информации. Здесь

можно узнать о музыкальных конкурсах и фестивалях.

Все эти конкурсы дают возможность нашим ученикам открыть свои

способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои

творческие замыслы и таланты.

Литература:

1.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. - Л.: Музыка, 1973.

2.

Асафьев Б.В. Сущность и задачи художественного воспитания. –

РГАЛИ, 1947.

3.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л, 1979.

4.

Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской

музыкальной школы. – Астрахань, Gроект LENOLIU, 2008.

5.

Достал Я. О начальном обучении менее способных детей. // Ребенок за

роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. -

М., 1981.

6.

Достал Я. Ребенок за роялем - обязанность и игра. // Ребенок за роялем.

Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. - М.,

1981.

7.

Ляховицкая

С.

Развитие

активности,

самостоятельности

и

сознательности учащихся / С. Ляховицкая //Вопросы фортепианной

педагогики: сб. статей под общ. ред. Н. Натансона. Выпуск 3. - М:

Музыка, 1973. -

8.

Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на

фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2003.

9.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1961.

10.Перминова

М.

Волшебный

рояль.

Сказочная

школа

игры

на

фортепиано. - Тула, ГМРИП Левша, 1995.

11.Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М: Классика - XXI,

2004.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!