Автор: Костарева Марина Александровна
Должность: Воспитатель (включая старшего)
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад № 11"
Населённый пункт: Пермский край г.Кунгур
Наименование материала: Краткосрочный образовательный проект по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста
Тема: "Мыло пенится, смотрите!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №11»
Пермский край г. Кунгур
Краткосрочный образовательный проект
по социально-коммуникативному
развитию детей раннего возраста
«Мыло пенится, смотрите!
»
Костарева М.А., воспитатель
2022г.
Актуальность:
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие.
Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с
взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют
различными
предметами.
Для
того
чтобы
заинтересовать
малышей,
пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и
приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста
актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы
постоянно возвращаемся.
Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён.
Привлекает как детей, так и взрослых. Это незабываемое и захватывающее
зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего
вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по
знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
Тип проекта: краткосрочный
Сроки реализации:
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатель.
Цель проекта: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через
игры – эксперименты.
Задачи:
1)Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие,
наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.
2)Развивать речевую активность детей, пополнить активный словарь детей
(существительными – пузыри, пена, мыльница; прилагательными – мыльная,
душистая, ароматная; глаголами – дуть, лопать, )
3)Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая»
4) Продолжать формировать элементарные гигиенические навыки.
5) Напоминать правила мытья рук и последовательность действий (взять
мыло в руки, слегка смочить его, хорошо намылить кисти рук и запястья до
образования пены, смыть пену)
Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало,
кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).
Продукт проекта:
1)Фотоотчет проведения проекта.
2)Картотека стишков «Стишки –Умывалочки»
3) Дидактическое пособие «Моем руки чисто - чисто»
4)Коллективная работа с детьми.
Работа с родителями:
1) Интерактивная форма: размещение консультации «Развитие культурно-
гигиенических навыков» в соцсетях.
2) Выпуск буклета «Развитие культурно-гигиенических навыков».
2) Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для
реализации некоторых мероприятий.
3) Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в
домашней обстановке.
Предварительная работа:
1) Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
2) Чтение художественной литературы «Девочка чумазая» А.Барто
3) Рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных
моментов.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
Определение темы, целей, задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды: пополнение зоны
экспериментирования (мыльные пузыри, трубочки).
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
II этап - основной
1 день (понедельник)
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).
Игра «Сделаем пену»
Цель: Уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).
В таз с тёплой водой добавляем жидкое мыло.
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно
начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод: если добавить мыло в воду, то появляется пена.
2 день (вторник)
Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до
образования пены «перчаточек»
Активизация словаря: мыльница, мыло, мыльная вода.
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
3день (среда)
Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»
Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о
свойствах пены(лёгкая, воздушная).Под стихотворение дети совместно с
воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!
Игра- эксперимент «Красим пену»
Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем набирают краски на кисть и рисуют на пене.
Вывод – на пене можно рисовать
4день (четверг)
Игра – эксперимент «Найди игрушки»
Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки, дети, отодвигая пену, находят их
Вывод: пена прячет игрушки (она не прозрачная)
Сюжетно -ролевая игра «Научим куклу Катю мыть руки!»
5 день (пятница)
Игра «Помощники Мойдодыра»
Цель: Обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических
действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её
от пены, высушивают на полотенце.
Вывод: мыльная вода отмывает «грязь».
Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролоновых губок
«Мыльные пузыри» на бумаге.
Цель: Обогащение игрового опыта, развитие творческого воображения,
использование
нетрадиционных
техник
рисования.
Оборудование: тарелочки
с
мыльным
раствором,
ватман,
поролон
Ход игры: дети сидят за столами, поролоном макают в мыльный раствор и
рисуют мыльные пузыри на ватмане.
Приложение
Картотека стишков «Стишки –Умывалочки»
Наши щечки умываем,
Глазки наши закрываем –
Их водичкой моем тоже –
На принцессу ты похожа. (строчка для девочки)
(Ты такой теперь пригожий!) (строчка для мальчика)
*****
Щеточку берем и пасту –
Чистим зубки не напрасно.
Все здоровы будут зубки
У сынишки, у Мишутки.
*****
Мы волосики помоем:
Глазки наши мы закроем,
Вспеним мы шампуньку быстро,
Сполоснем и будет чисто.
*****
Моем чисто наши ножки,
Мыльцем мылим мы ладошки.
Каждый пальчик вымываем,
Ножки наши вытираем.
*****
Зубки наши мы полощем,
Щеточку водичкой смочим,
Пасту выдавим горошком,
Зубки мы потрем немножко.
Сзади, впереди и слева,
Справа, сверху чистим смело.
Ротик пополощем снова –
Зубки чистые! Готово!
*****
Утро ясное встречаем.
Личико мы умываем.
Зубки чистим, ушки моем,
Сон сейчас с себя мы смоем.
*****
Воду в ручки набираем,
Грязьку с личика смываем.
Мы не будем трубочистом,
Личико мы моем чисто!
*****
Душик очень я люблю!
В душик рано поутру
С удовольствием иду,
Хоть и сплю я на ходу.
В душе мою я головку,
Мою каждую я бровку,
Личико всё умываю,
Зубки чищу и зеваю.
А потом помою спинку,
Тельца каждую ложбинку.
С настроеньем очень чистым,
Собираюсь в садик быстро.
*****
Я мочалку намочу,
Мыльцем я ее натру.
Быть я чистеньким хочу,
Рано-рано поутру.
Вымою я ручки, ножки,
Спинку, левый, правый бок.
И животик тру немножко,
Чтоб сверкать он тоже мог.
*****
День прошел - пора в кроватку
Чтоб заснуть в кроватке сладко.
Но сначала вместе с мамой,
Мы почистим зубки в ванной.
Зубки чистим аккуратно
Пастой детской сладкой-сладкой.
Ротик мы потом полощем,
Чтобы зубки спали ночью.
*****
Перед тем, как спать ложиться,
Нужно нам с тобой умыться.
Моем глазки, бровки, носик,
Чтобы сон пришел к нам в гости.
*****
Пенку в ванну напущу,
В ванной я играть хочу.
Здесь мочалка как игрушка,
Чистоте она - подружка.
Мою ручки, мою ножки,
Даже спинку тру немножко.
Я животику с мыльцем мою,
И ныряю с головою.
Мою я головку тоже,
Чтоб на солнце быть похожей/ похожим.
Вот теперь блещу я снова!
Будет тельце всё здорово!
*****
Водичку в ручки наберу,
Умоюсь рано поутру.
С водичкой легче мне проснуться
И солнышку вновь улыбнуться!
*****
Глазки, ну-ка просыпайтесь
И водичкой умывайтесь!
Зубки, чистим мы вас снова –
Щетка уж давно готова.
А теперь мы улыбнемся,
Окончательно проснемся!
*****
Умывается зайчишка,
И девчонка, и мальчишка.
Моют личико и ушки,
Моют чубчик непослушный.
Моют тельце, вытирают,
Зубки чистят… Точно знают,
Лишь для тех день будет лучше,
Кто стал чистым и послушным.
*****
Чтоб микробов не бояться,
Нужно часто умываться.
Мыть ладошки только с мылом,
Чтобы всегда здоровье было.
Консультация для родителей
«Развитие культурно-гигиенических навыков».
Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте,
пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,
одеванием, умыванием, повторяются систематически. Однако в этот период
многие родители стремятся уделить больше внимания обучению детей
чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая,
что гораздо важнее научиться самостоятельно есть, пить, одеваться и т. д.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,
формируются в раннем возрасте. Вот почему так важно «с пеленок»
воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы
они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа
санитарной
культуры,
необходимое
условие
формирования
у
детей
установки на здоровый образ жизни в будущем.
А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам
заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в
детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения
непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем
приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
В
группу
приходят
очень
разные
малыши.
Кто-то
из
них
самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с
ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены
только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке
руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках
ребенок получает именно в семье.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи.
Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка
старше полутора лет желательно кормить за столом. Помимо этого,
необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить,
чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с
куском хлеба, пользовались носовым платком.
При одевании и раздевании также необходимо давать возможность
детям
в
какой-то
степени
действовать
самостоятельно.
Одинаковые
требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду
и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных
привычек.
Детям в возрасте от года нужно привить такие полезные привычки, как
мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком,
умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться
умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот
салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед
едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место,
правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно
учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить
взрослых. С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать
работу по воспитанию навыков одевания (раздевания). Также необходимо не
только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии,
но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке
надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с
пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.
Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: здесь
подходят игры, в которых можно создать игровые ситуации, например, игры
с куклами. Это - «Угостим куклу чаем», «Кукла идет на прогулку»,
«Накормим куклу обедом», «Постираем кукле платье» и т. д. Эти игры
способствуют формированию практических умений и навыков, прививают
положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное
участие в труде, а, чтобы игры были интересные, применяем много потешек
или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни.