Тема Арктики в образовании кадет, как региональный компонент.
Автор: Суслонова Елена Владимировна Должность: учитель географии Учебное заведение: ГБОУ АО КШИ "АМКК имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова" Населённый пункт: Архангельская область г.Архангельск Наименование материала: статья Тема: Тема Арктики в образовании кадет, как региональный компонент. Раздел: среднее образование
региональный компонент.
В современных учебных планах школ разных профилей и направлений
значительное место отводится для регионального компонента образования. И
это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в
этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и
хозяйственной
деятельности
человека
территории
немало
возможностей
применения
знаний
сообразно
с
регионом
проживания.
Одна
из
приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить,
сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо
мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и
национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого,
но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических
направлений развития образования в нашей стране.
Архангельская область – региональное образование со сложившимися
природно-климатическими,
экономическими,
социокультурными
и
историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего
образования призван отражать региональное образовательное пространство
Архангельской области. Региональный компонент – часть государственного
стандарта
общего
образования,
обязательная
для
всех
образовательных
учреждений Архангельской области. Он дает образовательным учреждениям
возможность
определять
содержание
компонента
образовательного
учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность.
Архангельский морской кадетский корпус единственное в своём роде
учебное заведение нашей области, а морской говорит о его предназначении.
Воспитание
кадет
патриотами,
любящими
Родину
и
знающими
морские
традиции, историю морских путешествий – это главная задача.
Гражданско-
патриотическое
воспитание
в
сочетании
с
региональным
компонентом
предполагает
не
только
готовность
и
умение
защитить
Родину,
но
и
воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем,
учимся,
растем,
воспитание
гордости
за
свой
народ,
за
тех
людей,
кто
защищал наше Отечество.
Известно,
что
гражданско-патриотическое
воспитание
–
систематическая
и
целенаправленная
деятельность
по
формированию
у
учащихся
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей
по
защите
интересов
Родины
и
человека.
Особое
место
гражданско-патриотическое воспитание занимает в кадетских корпусах, где
формируется будущая военная элита страны.
Специфику
и
направленность
нашего
корпуса
в
большей
степени
определяет желание, возможность кадет изучать вопросы морской тематики,
а так же вопросы Арктики.
В нашем кадетском корпусе краеведческий материал реализуется через :
- уроки с региональным содержанием;
- стендовую информацию;
-
научно
–
исследовательскую
работу
учащихся.
Старшеклассники
представляют
свои
реферативные,
исследовательские
работы
на
научно-
практических конференциях различного уровня;
- участие кадет в мероприятиях различного уровня;
- в феврале кадеты с 5 по 11 класс стали участниками всероссийского урока
«Арктика – фасад России», а так же приняли участие во всероссийской
викторине об Арктике.
Актуальность темы неоспорима и владеет умами с 90-х годов XX века,
при
том,
что
начало
раздела
Арктики
на
национальные
сектора
было
положено более ста лет назад в 1909 году, когда правительство Канады
объявило
суверенитет
над
землями,
расположенными
между
Северным
полюсом и материковой частью суши. По прогнозам экспертов глобальные
климатические
перемены,
затрагивающие
Арктический
регион
позволят
начать
массированную
геологоразведку
и
промышленное
освоение
отдельных его частей уже с 2020 года (по более осторожным оценкам с 2040).
Богатейшие
запасы
минеральных
ресурсов
и
перспективность
развития
стратегически важных транспортных маршрутов сделали Север в целом и
Арктику в особенности интереснейшим объектом для многих стран, причём,
не только приарктических. Для России Арктический регион стал одним из
приоритетных при разработке стратегий экономического развития страны, а
так же в вопросах внешней политики. В этих условиях особенно остро встает
вопрос о международно-правовом статусе Арктики, о необходимости решить
многолетние
территориальные
споры
и
установить
многосторонний
политический диалог при участии всех приарктических государств – Дании,
Канады, Норвегии, России и США.Россия на протяжении своей истории (от
новгородской
вольницы
и
арктических
походов
поморов
до
покорителей
Северного
полюса)
всегда
стремилась
на
Север.
Результатом
этой
многовековой
деятельности
стало
освоение
приполярной
зоны
на
протяжении
без
малого
половины
(44
%)
дуги
Полярного
круга,
что
приблизительно
вдвое
больше,
чем
у
следующей
за
ней
Канады.
85
%
российского шельфа приходится именно на Арктику.
В
рамках
своего
геополитического
положения
Арктика
является
единственным на данный момент регионом, не разделённым на секторы по
территориальной
принадлежности
участков
между
приграничными
государствами.
Отсутствие
надлежащего
правового
закрепления
статуса
арктического региона порождает соперничество политических игроков в их
стремлении
утвердить
на
части
Арктики
свои
права.
В
связи
с
этим
государства,
претендующие
на
арктические
территории
-
Россия,
США,
Канада, Дания, Норвегия (некоторыми исследователями выделяются так же
Исландия и Финляндия), - ведут активные действия по освоению ближайших
к
их
континентальным
границам
шельфовых
территорий
в
рамках
двухсотмильной зоны, утверждённой Конвенцией ООН по морскому праву
1982 года.
Кроме
того,
политическими
игроками
разрабатываются
программные
документы и стратегии, определяющие политику конкретного государства в
арктическом регионе. Так, в декабре 2008 года администрацией США была
обнародована
директива
по
региональной
политике
в
Арктике,
постулирующая
возможность
организации
ПРО,
стратегического
сдерживания и морского присутствия в арктических водах. В свою очередь,
Совет
Безопасности
России
разработал
государственную
стратегию
по
освоению
арктических
пространств;
именно
ей
будет
отведена
роль
"дорожной карты" России в Арктике.
Эти серьёзные вопросы интересуют наших кадет, быть может, кто то из
них свяжет свою судьбу с Арктикой, которой уже сейчас требуются военные
и высококлассные специалисты.
Вопросы Арктики решаются на различных уровнях, выстраивается стратегия
развития страны с использованием территории и ресурсов Арктики. Мы
стали свидетелями проведения у нас арктических конференций и форумов,
открытия САФУ (подготовка специалистов для работы в Арктике), с 2014
года
Архангельск
стал
частью
сухопутной
границы
Арктики.
Поэтому
именно арктическая тема должна занять достойное место в региональном
компоненте нашего корпуса.
Регионализация
может
осуществляться
и
через
организацию
внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект
в
формировании
у
учащихся
знаний
о
регионе,
поскольку
позволяет
поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и
элективных
курсов
менее
жестко
регламентирована
программой
и
дает
возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов
на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным
предметам.
Для планирования данной работы можно порекомендовать следующие
виды совместной деятельности педагогов и кадет:
-
Виртуальное
путешествие
по
Арктике
(активное
использование
экспозиции
в
школе-1
этаж);
продолжить
работу
по
подготовке
экскурсоводов;
- Просмотр документальных и художественных фильмов по освоению
Арктики;
-
Организация
встреч
с
интересными
людьми
(в
рамках
профориентационной работы);
- Проведение конференции «Арктический диалог»;
- Экскурсии на суда, работающие в Арктике;
- Конкурс презентаций об исследователях Арктики;
- Игра «Арктические просторы» (по тематическим станциям);
- Выставка книг об Арктике;
- Сотрудничество с международным фондом защиты дикой природы;
- Конкурс рисунков, фото и художественного слова об Арктике;
- Выпуск информационного листа «Военное присутствие в Арктике».
Экскурсии в музеи и т.д. – также одна из форм реализации регионального
компонента. В 2016 году отмечается 150 –летие со дня рождения художника
Александра Борисова. Нашего земляка, основоположника художественного
освоения
Арктики,
создавшего
монументальные
живописные
образы
Крайнего Севера. Конференции и выставки пройдут в САФУ имени М.В.
Ломоносова,
в
Архангельской
областной
библиотеке
имени
Н.А.
Добролюбова, региональном отделении Союза художников.
« Всеми возможными способами
нужно воспламенять в детях горячее
стремление к знанию и к учению» (Я.А. Каменский)