Автор: Петрова Елена Анатольевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МОУ СОШ №9 Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутская область Наименование материала: конспект урока-проекта Тема: " Хоровая музыка" Раздел: полное образование
Муниципальная общеобразовательная организация
Средняя общеобразовательная школа №9
Усть – Кутского муниципального образования
Конспект открытого урока-проекта
по теме «Хоровая музыка»
в соответствии ФГОС
Разработала: Петрова Е.А.,
учитель музыки,
первой квалификационной категории
Усть-Кут
2016 г.
Тема урока: « Хоровая музыка»
Цели деятельности учителя: создать условия дляознакомления с
понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой
музыки; способствовать формированию музыкальной культуры личности,
развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности
(слушание музыки, пение).
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения
П.И.Чайковского « Отче Наш», русскую народную песню « Есть на Волге
утес», Н.А.Римского-Корсакого «Вхождение в невидимый град», наблюдать в
музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов
искусств.
Метапредметные:
познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на
вопросы, для получения необходимой информации пользуются
справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят
рассуждения;
коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают её
цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют
их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: П.Чайковский «Отче Наш», русская народная
песня « Есть на Волге утес», Н.Римский- Корсаков « Вхождение в невидимый
град».
Дополнительный материал : репродукции К.Юон «Вид Троицкой лавры», В.
Сурикова « Посещение царевной женского монастыря», лист ватмана, краски,
набор цветных карандашей, ручек, фигурные заготовки из бумаги, клей.
Ход урока:
Организационный момент: учащиеся заходят в класс, и учитель предлагает
им разделиться на 4 группы.
У: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с жанрами вокальной музыки,
и сегодня на уроке мы с вами познакомимся с хоровой музыкой?
- Что такое хоровая музыка, что вы можете мне рассказать?
( дети отвечают)
- Сегодня на уроке мы не только познакомимся с вами с этим жанром, но и
оформим газету, которую потом поместим на стенд. Вы разделились на 4
группы. На ваших столах лежат задания, которые вы должны выполнить. Это
вопросы, в учебниках по музыке, энциклопедиях, которые лежат на ваших
партах, вы найдете ответы на эти вопросы, красиво их оформите и звучите в
процессе нашего урока. ( на подготовку дается 15 минут).
Задания для 1 группы:
Ответить на вопросы:
Что такое хоровая музыка?
Где она возникла?
Что общего между народной хоровой музыкой и одноголосной песней?
В чем их отличие?
( после выступления группы, учитель предлагает прослушать фрагмент
р.н.п. « Есть на Волге утес»)
- Что передавала эта песня?
- Как исполнялась эта песня? (хором)
- А что такое хор, хоровое пение нам расскажет 2 группа.
Задания для 2 группы:
Ответить на вопросы:
Что такое хор?
Что такое хоровое пение?
Что такое хортмейстер?
Виды хоровой музыки?
У: Церковь никогда не оставалась в стороне то народа, от главных
событий в жизни человека. Церковные праздники в старой Руси
отмечал весь народ, они были важной частью уклада русской жизни.
Образ Святой Руси всегда связывался с храмом, с колокольным звоном,
с церковным пением. Если вам доводилось слушать церковное пение,
то вы, наверное, помните то особое возвышенное состояние, которое
вы испытали. Сегодня мы послушаем с вами одну из главных молитв «
Отче Наш» в исполнении церковного хора, а музыку написал русский
композитор П.И.Чайковский.
( слушаем « Отче Наш»)
Задания для 3 группы:
Ответить на вопросы:
Какие русские композиторы сочиняли церковные музыкальные
произведения?
1.
Д.С. Бортняский
2.
А.Т. Гречанинов
3.
М.И. Ипполитов-Иванов
У: Многие композиторы использовали в своих произведениях колокольные
звоны. А какими бывают колокольное звоны нам сейчас расскажут ребята 3
группы.
Перечислите виды колокольных звонов
1.
Благовест
2.
Трезвон
3.
Затравка
4.
Переборы
5.
Погребальный
6.
Будничный
7.
Праздничный
8.
Малиновый.
У: А я вам предлагаю вам послушать фрагмент из оперы Р.- Корсакова «
Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии».
( слушаем фрагмент « Вхождение в невидимый град»)
У: А какие еще композиторы использовали в своих произведениях
колокольные звоны?
М.Мусоргский « Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина»
С. Прокофьев кантата « Александр Невский»
М.Глинка опера « Иван Сусанин»
( после выступления каждой группы, ребята подходят к газете и оформляют
свою информацию)
У: ребята, посмотрите, какая газета у нас получилась.
- Вам понравился наш урок?
- Как вы оцените свою деятельность на уроке?
- Ваши пожелания друг другу по теме урока?
- Следующий наш мини - проект будет посвящен теме «Опера».