Автор: Золина Елена Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "НДМШ №1 им. С.В.Рахманинова"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над техникой в классе фортепиано ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова»
Методическая работа
«
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ»
Составитель:
преподаватель МБУДО «Новгородская
детская музыкальная школа №1 им.
С.В. Рахманинова»
первой квалификационной категории
Золина Елена Григорьевна
Великий Новгород
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Знакомство с гаммой_______________________________________________
1.1 Способы работы над гаммой_______________________________________
1.2 Гамма, как символ «музыкальной» линии____________________________
1.3 Усложнение работы над гаммой по классам__________________________
2.АККОРДЫ И АРПЕДЖИО_________________________________________
2.1 Работа над аккордами____________________________________________
2.2 Работа над арпеджио_____________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________
«РАБОТА НАД ГАММАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
ВВЕДЕНИЕ. Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является
необходимой составной частью воспитания пианиста. Карл Черни называл
гаммы «основой» фортепианного обучения. Игра гамм развивает беглость,
ловкость, силу и выносливость, точность звукоизвлечения, независимость и
самостоятельность пальцевых движений, вырабатывает аппликатурные
привычки. Гаммы – это своего рода «заготовки», «полуфабрикаты» для игры
фортепианных пьес, так говорил Г.Нейгауз.
1. Гамма – символ прямой линии. Знакомство с гаммой мы начинаем с
формирования позиционного мышления. Разучиваем на основе «кластеров»
отдельно каждой рукой: правой 3+4+3+5. Чтобы не нарушать у учащихся
понимания симметричной последовательности левую мы разучиваем - сверху
вниз. Вместе с тем можно добавить такое понятие как расходящийся вид –
также «кластерами». Когда усвоен данный материал, предлагаю игру гаммы
по позициям на легато (как правило дети уже имеют представление о
штрихе). Т.е. мы поселяем каждый пальчик в свой «домик». Для себя
открываем «правило 4 пальца». На примере гаммы C- dur – 4-ый в пр.р.
попадает на 7 ступень (си), в л.р. на вторую ступень (ми). И негде больше!
1.1.Вот теперь можно попросить учащегося исполнить гамму полностью на
legato. И как правило здесь себя и показывают «проблемные» пальцы. Это
вечно упавший (на косточку) 1 палец и иногда завалившийся 5 палец. Для
решения данной проблемы я предлагаются следующие вспомогательные
упражнения: необходимо проиграть гамму отдельно каждой рукой парами
пальцев (т.е. только двумя пальцами) 1-2;1-3;1-4; или 1-5 пальцами; упр-е
«Овражки» на стыке позиции – первый пальчик ставим под уголком
беззвучно и прыгаем через «овражек», с 3 пальца через 1 пальчик и на 2
палец, затем с 4 пальца через 1 пальчик и на 2 пальчик. ИЗБЕГАЯ
НЕНУЖНОГО ПОВОРОТА В КИСТИ! Упр-е «Болтушки» (как трели)
313131 – 212121, 414141-212121.Упр-е «Раскаточки» на подкладывание 1
пальца.
1.2. Когда гамму проучили, можно поговорить о ней как о символе
«музыкальной» линии, которая рисует нам «стремление к цели», «полет».
Поэтому ее исполнение невозможно без помощи горизонтального,
скользящего движения локтя. Необходимо заострять внимание, что локоть
опережает пальчики. Кода мы играем гамму двумя руками, то вверх идем по
правому локотку, а при игре вниз по –левому. Здесь важно заострять
внимание на работе корпуса, при игре гаммы вверх, мы как бы
перекатываемся и опираемся на пр. стопу, в вниз – на левую стопу. При игре
в расходящемся виде помогаем корпусом ручкам разойтись.
1.3. Если это 1 класс, то возможно исполнение гаммы на две октавы. Со
второго класса, конечно, гамма исполняется в полном объеме. Во втором
классе, для проучивания гамм, включаем специальные упражнения:
упражнения с простейшими ритмическими рисунками (с акцентами по 2, по
3, по 4), возможно исполнение с подтекстовкой! Акценты не должны быть
тяжелыми! С 3 класса мы пробуем разучивать гамму более сложными
ритмическими рисунками: пунктирным ритмом, правая легато –левая
стаккато и наоборот, правая форте – левая пиано и наоборот). С 4 класса
можно работать над скоростью исполнения, над динамическим развитием.
Предлагаю следующие упражнения: шагом-шагом-побежали и наоборот,
«пробежки – остановки» по 4, по октавам. В расходящемся виде – «болтушки
по октавам» (можно усложнить – игра с закрытыми глазами).
2.Другой важный комплекс – это игра аккордов и арпеджио (разных его
видов). Аккорды мы начинаем разучивать с игры крайних звуков и аккуратно
встраиваем «серединочку». Работая подобным образом, не забываем
заострять внимание на 5-ые пальцы (в пр. р – это «верхушечки», в левой –
это бас «фундамент», здесь можно попросить учащихся чуточку
разворачивать запястье к пятому пальцу. Еще одна важная задача – научиться
исполнять аккорды «стройно», чтобы аккорды «не квакали».
2.1. Аккорд следует «взять» пальцами, не напрягая при этом тыльной
стороны кисти. Наиболее целесообразно упражнять аккорды в разбивку по
два звука. Так, например, в основном трезвучии C- dur сперва играем терцию
До-Ми, затем Ми-Соль и СОЛЬ -ДО, - каждую по 4 раза. Возможно поиграть
трезвучия и их обращения с удвоением основного тона. Когда на трезвучии
потренировались, следующие обращения даются гораздо легче! Следующая
проблема – это «нахождение» аккордов, некоторые очень долго «ищут»
аккорды на клавиатуре – предлагается поиграть по октавам только трезвучия,
затем секстаккорды и квартсекстаккорды, затем парами: трезвучие и
секстаккод, секстаккорд и квартсекстаккорд, затем подряд. Когда играем
двумя руками аккорды – важно играть «живыми» руками, большими
движениями с полным погружением в инструмент, запястье при переносе с
аккорда на аккорд должно оставаться гибким и пружинистым. При игре 4
звучных аккордах возникают аппликатурные сложности. Напоминаем, что
1,2 и 5 играют всегда, меняется только 3 и 4, запоминаем, что 3 и 4 друг за
другом не играют. Как правило забывают играть 4– ым, поэтому помогаем
себе проговаривая – в левой 4, оба 4, в правой 4.
2.2. Наконец, самый красивый технический вид - это арпеджио! Арпеджио
является специфической разновидностью разложенных аккордов. При
арпеджио вся рука совершает широкое веретенообразное движение,
передвигая центр тяжести постепенно от звука к звуку. Начнем с короткого –
это символ музыкальной «спирали», «цепочки». Техника исполнения –
пальцевая, используя вспомогательные движения в запястье. Принцип
исполнения – собирание раскрытой ладони. Важное значение имеет работа
первого пальца, который направляет движение «обнимает» октаву и как бы
«забирает» ее ко второму пальцу. В медленном темпе кисть и вся рука слегка
поворачиваются к пятому пальцу. Проучивать короткое арпеджио можно с
переносом опор в разные пальцы, с «остановками» на основном тоне, не
забывая про супинационный поворот на пятом пальце. Также можно
проучить с «подтекстовкой», на примере гаммы C-dur – «Роза распустилась»
(ДО-МИ-ДО-МИ-СОЛЬ-ДО), «Мы в гости к вам идем» (МИ-СОЛЬ-ДО-
СОЛЬ-ДО-МИ), «Кря,кря, ку-ка-ре-ку» (СОЛЬ-ДО–МИ-СОЛЬ-МИ-СОЛЬ).
Ломанные арпеджио играются на боковом движении, первый палец следует
собирать ко второму слегка поворачивая руку к пятому пальцу. В отработке
данного вида арпеджио поможет упр-е «со станком» на задержанных звуках.
На примере гаммы C-dur- первый палец «ДО» задерживается, третий
повторяется «СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ», далее второй палец «МИ» задерживается,
пятый «ДО-ДО-ДО» повторяется. Можно проучить данный вид арпеджио -
интервалами (пр.р.1-3, 2-5;1-4,2-5; 1-4,2-5 и т.д.)
(л.р. 5-2,4-1; 5-2,4-1; 5-2,3-1 ит.д.).
Можно проучивать, повторяя по два, три раза («тремало») каждую пару (ДО-
СОЛЬ-ДО-СОЛЬ; Ми-ДО-МИ-ДО и т.д.).
Требования к исполнению длинного арпеджио аналогично требованиям к
игре гамм. Длинные арпеджио - символ «волны», в нем важна работа над
позиционной стыковкой, которая осуществляется в виде «скольжения» руки
с позиции на позицию. Проучивать можно «с прибавлением» по звуку с
остановкой на последнем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В основу работы пианиста кладется многочасовая
тренировка для достижения беглости, силы и самостоятельности пальцев, а
без изучения гамм, аккордов и арпеджио во всех тональностях, без
выработки привычной аппликатуры, установленном для этих технических
формул и без технических навыков исполнения, учащимся будет
чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы
техники широко применяются. Конечно, приведенные выше упражнения не
исчерпывают все виды техники и все разнообразие технических трудностей.
Значение гамм еще и в том, что они развивают ученика в музыкальном
отношении, дают более прочные знания мажорно-минорной системы,
воспитывают чувство ладо-тональности. Играйте гаммы с удовольствием!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой - М.: Издательство
«Музыка», 1971.-144с.
2.Вопросы фортепианного исполнительства /под общ.ред. М.Г. Соколова. –
М.: Издательство «Музыка», 1968.-282с.
3. А. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков.- Спб.:
Издательство «Музыка», 1971 -70с.
4. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / под общ.ред.
Д.М. Серова –М.: Издательство «Музыка», 1968- 248с.
5.Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее
совершенствования / под ред. Г.С.Богуславского – СПб.: Издательство
«Музыка», 1969. – 132с.
6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры/ под ред. Д.В. Житомирского
– М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 318с.
7. Гат Й. Техника фортепианной игры. – М.: Издательство «Музыка Москва»
- 1973. -243с.
8. Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника. – Киев: Издательство
«Музыкальная Украина», 1892. – 160с.
9. Калинина О.П. Авторская программа для музыкальных училищ и училищ
искусств по специальности №0501 «Фортепиано». Методика обучения игре
на фортепиано – Великий Новгород,2002. – 84с.