Напоминание

"Работа над техникой в классе фортепиано ДМШ"


Автор: Золина Елена Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "НДМШ №1 им. С.В.Рахманинова"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над техникой в классе фортепиано ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова»

Методическая работа

«

РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ»

Составитель:

преподаватель МБУДО «Новгородская

детская музыкальная школа №1 им.

С.В. Рахманинова»

первой квалификационной категории

Золина Елена Григорьевна

Великий Новгород

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Знакомство с гаммой_______________________________________________

1.1 Способы работы над гаммой_______________________________________

1.2 Гамма, как символ «музыкальной» линии____________________________

1.3 Усложнение работы над гаммой по классам__________________________

2.АККОРДЫ И АРПЕДЖИО_________________________________________

2.1 Работа над аккордами____________________________________________

2.2 Работа над арпеджио_____________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________

«РАБОТА НАД ГАММАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

ВВЕДЕНИЕ. Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является

необходимой составной частью воспитания пианиста. Карл Черни называл

гаммы «основой» фортепианного обучения. Игра гамм развивает беглость,

ловкость, силу и выносливость, точность звукоизвлечения, независимость и

самостоятельность пальцевых движений, вырабатывает аппликатурные

привычки. Гаммы – это своего рода «заготовки», «полуфабрикаты» для игры

фортепианных пьес, так говорил Г.Нейгауз.

1. Гамма – символ прямой линии. Знакомство с гаммой мы начинаем с

формирования позиционного мышления. Разучиваем на основе «кластеров»

отдельно каждой рукой: правой 3+4+3+5. Чтобы не нарушать у учащихся

понимания симметричной последовательности левую мы разучиваем - сверху

вниз. Вместе с тем можно добавить такое понятие как расходящийся вид –

также «кластерами». Когда усвоен данный материал, предлагаю игру гаммы

по позициям на легато (как правило дети уже имеют представление о

штрихе). Т.е. мы поселяем каждый пальчик в свой «домик». Для себя

открываем «правило 4 пальца». На примере гаммы C- dur – 4-ый в пр.р.

попадает на 7 ступень (си), в л.р. на вторую ступень (ми). И негде больше!

1.1.Вот теперь можно попросить учащегося исполнить гамму полностью на

legato. И как правило здесь себя и показывают «проблемные» пальцы. Это

вечно упавший (на косточку) 1 палец и иногда завалившийся 5 палец. Для

решения данной проблемы я предлагаются следующие вспомогательные

упражнения: необходимо проиграть гамму отдельно каждой рукой парами

пальцев (т.е. только двумя пальцами) 1-2;1-3;1-4; или 1-5 пальцами; упр-е

«Овражки» на стыке позиции – первый пальчик ставим под уголком

беззвучно и прыгаем через «овражек», с 3 пальца через 1 пальчик и на 2

палец, затем с 4 пальца через 1 пальчик и на 2 пальчик. ИЗБЕГАЯ

НЕНУЖНОГО ПОВОРОТА В КИСТИ! Упр-е «Болтушки» (как трели)

313131 – 212121, 414141-212121.Упр-е «Раскаточки» на подкладывание 1

пальца.

1.2. Когда гамму проучили, можно поговорить о ней как о символе

«музыкальной» линии, которая рисует нам «стремление к цели», «полет».

Поэтому ее исполнение невозможно без помощи горизонтального,

скользящего движения локтя. Необходимо заострять внимание, что локоть

опережает пальчики. Кода мы играем гамму двумя руками, то вверх идем по

правому локотку, а при игре вниз по –левому. Здесь важно заострять

внимание на работе корпуса, при игре гаммы вверх, мы как бы

перекатываемся и опираемся на пр. стопу, в вниз – на левую стопу. При игре

в расходящемся виде помогаем корпусом ручкам разойтись.

1.3. Если это 1 класс, то возможно исполнение гаммы на две октавы. Со

второго класса, конечно, гамма исполняется в полном объеме. Во втором

классе, для проучивания гамм, включаем специальные упражнения:

упражнения с простейшими ритмическими рисунками (с акцентами по 2, по

3, по 4), возможно исполнение с подтекстовкой! Акценты не должны быть

тяжелыми! С 3 класса мы пробуем разучивать гамму более сложными

ритмическими рисунками: пунктирным ритмом, правая легато –левая

стаккато и наоборот, правая форте – левая пиано и наоборот). С 4 класса

можно работать над скоростью исполнения, над динамическим развитием.

Предлагаю следующие упражнения: шагом-шагом-побежали и наоборот,

«пробежки – остановки» по 4, по октавам. В расходящемся виде – «болтушки

по октавам» (можно усложнить – игра с закрытыми глазами).

2.Другой важный комплекс – это игра аккордов и арпеджио (разных его

видов). Аккорды мы начинаем разучивать с игры крайних звуков и аккуратно

встраиваем «серединочку». Работая подобным образом, не забываем

заострять внимание на 5-ые пальцы (в пр. р – это «верхушечки», в левой –

это бас «фундамент», здесь можно попросить учащихся чуточку

разворачивать запястье к пятому пальцу. Еще одна важная задача – научиться

исполнять аккорды «стройно», чтобы аккорды «не квакали».

2.1. Аккорд следует «взять» пальцами, не напрягая при этом тыльной

стороны кисти. Наиболее целесообразно упражнять аккорды в разбивку по

два звука. Так, например, в основном трезвучии C- dur сперва играем терцию

До-Ми, затем Ми-Соль и СОЛЬ -ДО, - каждую по 4 раза. Возможно поиграть

трезвучия и их обращения с удвоением основного тона. Когда на трезвучии

потренировались, следующие обращения даются гораздо легче! Следующая

проблема – это «нахождение» аккордов, некоторые очень долго «ищут»

аккорды на клавиатуре – предлагается поиграть по октавам только трезвучия,

затем секстаккорды и квартсекстаккорды, затем парами: трезвучие и

секстаккод, секстаккорд и квартсекстаккорд, затем подряд. Когда играем

двумя руками аккорды – важно играть «живыми» руками, большими

движениями с полным погружением в инструмент, запястье при переносе с

аккорда на аккорд должно оставаться гибким и пружинистым. При игре 4

звучных аккордах возникают аппликатурные сложности. Напоминаем, что

1,2 и 5 играют всегда, меняется только 3 и 4, запоминаем, что 3 и 4 друг за

другом не играют. Как правило забывают играть 4– ым, поэтому помогаем

себе проговаривая – в левой 4, оба 4, в правой 4.

2.2. Наконец, самый красивый технический вид - это арпеджио! Арпеджио

является специфической разновидностью разложенных аккордов. При

арпеджио вся рука совершает широкое веретенообразное движение,

передвигая центр тяжести постепенно от звука к звуку. Начнем с короткого –

это символ музыкальной «спирали», «цепочки». Техника исполнения –

пальцевая, используя вспомогательные движения в запястье. Принцип

исполнения – собирание раскрытой ладони. Важное значение имеет работа

первого пальца, который направляет движение «обнимает» октаву и как бы

«забирает» ее ко второму пальцу. В медленном темпе кисть и вся рука слегка

поворачиваются к пятому пальцу. Проучивать короткое арпеджио можно с

переносом опор в разные пальцы, с «остановками» на основном тоне, не

забывая про супинационный поворот на пятом пальце. Также можно

проучить с «подтекстовкой», на примере гаммы C-dur – «Роза распустилась»

(ДО-МИ-ДО-МИ-СОЛЬ-ДО), «Мы в гости к вам идем» (МИ-СОЛЬ-ДО-

СОЛЬ-ДО-МИ), «Кря,кря, ку-ка-ре-ку» (СОЛЬ-ДО–МИ-СОЛЬ-МИ-СОЛЬ).

Ломанные арпеджио играются на боковом движении, первый палец следует

собирать ко второму слегка поворачивая руку к пятому пальцу. В отработке

данного вида арпеджио поможет упр-е «со станком» на задержанных звуках.

На примере гаммы C-dur- первый палец «ДО» задерживается, третий

повторяется «СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ», далее второй палец «МИ» задерживается,

пятый «ДО-ДО-ДО» повторяется. Можно проучить данный вид арпеджио -

интервалами (пр.р.1-3, 2-5;1-4,2-5; 1-4,2-5 и т.д.)

(л.р. 5-2,4-1; 5-2,4-1; 5-2,3-1 ит.д.).

Можно проучивать, повторяя по два, три раза («тремало») каждую пару (ДО-

СОЛЬ-ДО-СОЛЬ; Ми-ДО-МИ-ДО и т.д.).

Требования к исполнению длинного арпеджио аналогично требованиям к

игре гамм. Длинные арпеджио - символ «волны», в нем важна работа над

позиционной стыковкой, которая осуществляется в виде «скольжения» руки

с позиции на позицию. Проучивать можно «с прибавлением» по звуку с

остановкой на последнем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В основу работы пианиста кладется многочасовая

тренировка для достижения беглости, силы и самостоятельности пальцев, а

без изучения гамм, аккордов и арпеджио во всех тональностях, без

выработки привычной аппликатуры, установленном для этих технических

формул и без технических навыков исполнения, учащимся будет

чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы

техники широко применяются. Конечно, приведенные выше упражнения не

исчерпывают все виды техники и все разнообразие технических трудностей.

Значение гамм еще и в том, что они развивают ученика в музыкальном

отношении, дают более прочные знания мажорно-минорной системы,

воспитывают чувство ладо-тональности. Играйте гаммы с удовольствием!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой - М.: Издательство

«Музыка», 1971.-144с.

2.Вопросы фортепианного исполнительства /под общ.ред. М.Г. Соколова. –

М.: Издательство «Музыка», 1968.-282с.

3. А. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков.- Спб.:

Издательство «Музыка», 1971 -70с.

4. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / под общ.ред.

Д.М. Серова –М.: Издательство «Музыка», 1968- 248с.

5.Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее

совершенствования / под ред. Г.С.Богуславского – СПб.: Издательство

«Музыка», 1969. – 132с.

6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры/ под ред. Д.В. Житомирского

– М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 318с.

7. Гат Й. Техника фортепианной игры. – М.: Издательство «Музыка Москва»

- 1973. -243с.

8. Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника. – Киев: Издательство

«Музыкальная Украина», 1892. – 160с.

9. Калинина О.П. Авторская программа для музыкальных училищ и училищ

искусств по специальности №0501 «Фортепиано». Методика обучения игре

на фортепиано – Великий Новгород,2002. – 84с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!