Автор: Попова Елена Борисовна
Должность: педаго-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: р.п. Степное, Саратвоская область, Советский район
Наименование материала: Проект
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Ромашка» р.п. Степное
Проект
«Психолого-педагогическое сопровождение родителей
будущих первоклассников в ДОУ»
Проект разработали
педагог-психолог Попова Е.Б.
2021 г.
Оглавление
№
п/п
Содержание
Страница
1.
Паспорт проекта
3
2.
Содержание проекта
4
- актуальность
4
- коррекционная проблема, решаемая в процессе проекта
4
- инновационная составляющая проекта
4
- функции проекта
4
3.
Цель, задачи проекта
5
- продукт проекта
5
- ресурсное обеспечение проекта
5
4.
Этапы реализации проекта, содержание деятельности
6 -7
5.
Ожидаемые результаты
7
7.
Приложения:
Приложение 1. Картотека игр и упражнений
8
Приложение 2. Темы
8
2
Паспорт проекта
Цель проекта
Повышение компетентности родителей по вопросам
готовности детей к школьному обучению.
Назначение проекта
Помощь родителям в подготовке детей к школьному
обучению.
Источники финансирования
Без финансирования
Руководитель проекта
Педагог-психолог Попова Е.Б.
Участники проекта
Родители
3
Содержание проекта
Актуальность
Дошкольное детство пролетает стремительно. Кажется, совсем недавно малыш пришел в
детский сад, а уже через несколько месяцев он станет первоклассником. Сколько интересного и,
в то же время, пугающего своей неизвестностью, ждет его впереди. В этот период каждому
ребенку необходимо особое внимание, поддержка, помощь со стороны родителей.
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка.
Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу
жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым
взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. И данный период родители не всегда знают
как себя вести, как помочь ребенку.
В рамках проекта разработаны формы работы с родителями, подобран теоретический
материал и практические упражнения,
способствующий формированию «родительской
готовности к школе».
Реализация проектов предполагает следующие этапы:
Диагностический этап.
Цель: выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя
методы анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы. Определить тематику встреч.
Основной этап.
Цель: отобрать информационный материал, разработать игры и упражнения и апробировать
их на практике.
Заключительный этап.
Цель: систематизировать информацию полученную на основном этапе, подвести итоги
проекта.
Постановка проблемы:
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его
сопровождения
должен
начинаться
в
дошкольном
возрасте
и
предполагать
раннюю
диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к
школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной
адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации,
поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.
Наше исследование показало, что для родителей будущих первоклассников характерно
следующее:
Недостаточный объём знаний о компонентах готовности детей к школе.
Трудности в оказании помощи ребёнку при подготовке к школьному обучению.
Слабая заинтересованность родителей в вопросах предшкольной подготовки.
4
Цель:
Повышение компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Задачи:
1.
Осуществить информационно-просветительскую работу по теме «Готовность детей к
школе».
2.
Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон
готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные
сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
3.
Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе
повседневного общения.
Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации,
связанные с подготовкой и обучением детей в школе, оказывать им эмоциональную
поддержку и демонстрировать безусловное принятие.
Продукт проекта:
1.Совместная работа с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Картотека треннинговых занятий с родителями.
2. Художественная литература.
3. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, фотоаппарат.
4.Пособия из методического кабинета детского сада.
Этапы реализации проекта
Содержание
Сроки
проведения
Результат
I этап – Подготовительный
Цель:
выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы
анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы. Определить тематику встреч
Работа с воспитанниками
1.
Провести диагностику
готовности детей к школе.
2.
Проанализировать диагностику
и подготовить результаты.
03.09.-
05.10.2021г.
09.10.2021г.
Педагог-психолог Попова Е.Б.
5
Работа с родителями
1.Подготовка круглого стола на тему
«Мой ребенок будущий
первоклассник».
2. Подбор тем для родительских
собраний.
3. Подбор треннинговых занятий.
4. Подготовить анкеты, тесты
5. Подготовить консультации.
6. Оформление стендов.
7. Подготовка к дню открытых дверей.
сентябрь
2021г.
Педагог-психолог Попова Е.Б.
II этап – Основной
Цели:
повышение компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Работа с воспитанниками
1.Проведена диагностика по
Виноградовой М.В.
2.Подведены итоги.
03.09.-
05.10.2021г.
Педагог-психолог Попова Е.Б.
Работа с родителями
1. В водное родительское собрание
«Скоро в школу»
2. Проведение анкетирования
3. Проведение круглого стола с
треннинговыми занятиями и
беседой.
4.Проведение дня открытых дверей.
5. Оформить стенды, буклеты и
памятки.
6. «Посиделки» мероприятие
родителей с детьми.
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Педагог-психолог Попова Е.Б.
III. Заключительный
Цель:
Систематизировать информацию полученную на основном этапе, подвести итоги проекта.
Итоговое заседание круглого стола
Апрель
Педагог-психолог Попова Е.Б.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Проявляют активность и заинтересованность в использовании полученной информации.
2. Повысили родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к
школе.
3.Расширели представление родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о
готовности к школьному обучению.
6
Приложение
№
Название
1.
Игры:
Игра-ассоциация: «Школа»
«Разброс мнений»
«Инструкция»
«100 способов похвалы»
«Школьное будущее моего ребенка»
2.
Практические задания.
Задания с родителями (проиграть ситуацию).
Какие чувства вызывают данные реплики;
Проблемные ситуации для родителей;
3.
Анкетирование
4.
Темы для бесед:
«Понятие готовности к школе»
«Ваш ребенок-первоклассник»
«Режим дня будущего первоклассник»
7
Круглый стол с родителями с элементами тренинга
«Ваш ребенок – будущий первоклассник»
Цель:
Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование
психологической готовности к обучению
и
подготовка родителей к предстоящему обучению
детей в школе.
Задачи:
Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности
детей к школе.
Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного
обучения.
Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают
подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание,
мышление, память, речь) волю.
Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка
в школе.
Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения.
1. Часть
Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы
начать со знакомства.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках
окажется мяч представиться.
А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и я предлагаю
поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием
и “нет”, если не согласны.
Педагог-психолог:
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим
высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ.
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
8
Педагог-психолог:
Тема нашей встречи «Школьная готовность» выбрана не случайно.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших
детей к школе. Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились.
Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на
подготовительные курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен
и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность
взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе.
Игра-ассоциация “Школа”
Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”?
Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т.д.
(Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод:
получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они
определяются опытом школьного обучения родителей.
Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость
ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете,
благополучие в его школьной и взрослой жизни.
«Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап
в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые
отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то
забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся
жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень
напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд
задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих
максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим
учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие
новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится
сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в
определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные,
физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих
детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме,
которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в
состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не
всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к
школьной жизни? »Как правило, родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и
развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а
также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле,
чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо
развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.
Лучше всего это делать в игре. Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг,
рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу,
но
обратите
внимание
на
те
из
них,
которые:
Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что
спрятали?», «Повтори рисунок»).
9
Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано»,
«Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету,
величине, форме).
Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы,
«Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).
Чтобы показать родителям, как детям: старшим дошкольникам и младшим школьникам трудно
воспринимать словесные инструкции, что является неотъемлемой частью обучения в школе, я
предложила игровое упражнение
Упражнение "Инструкция".
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу
поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного
лучше!». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со
всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций.
Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию,
запоминать ее и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й
кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».
Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они
восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание
выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы
самоконтроля. Родители задумались!
Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз:
«Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило,
выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у
друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была
инструкция?
Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4
представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из
представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все
одинаковые. Это упражнение тоже вызвало интерес у родителей. А ведь похожие упражнения
можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже
придумать задание для мамы или папы.
Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка.
Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют
ложку дегтя в бочку меда, например: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал
меня по математике… » Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас
слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.
(Родители называют слова и способы похвалы)
Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль
первоклассника, а другой – роль родителя. Первая ситуация: Ваш ребенок получил 5 по чтению.
Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая
ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребенка в
субботнике. Похвалите ребенка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую
ситуацию. (К сожалению, только половина родителей смогли поучаствовать в этом
упражнении, остальные в силу своих личностных особенностей просто наблюдали за другими и
соглашались с их высказываниями).
Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда вас хвалили?
Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?
10
Ваши ощущения после похвалы?
Хотелось получить еще пятерку и стать еще активнее?
Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалы! Хвалите своих детей чаще
даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызовет у будущих
наших первоклассников желание быть еще лучше!
Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите
своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к
его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее
упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я
зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить.
Основное условие — заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь
нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз
глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
• Я всегда мечтала, чтобы в школе мой ребенок.
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я.
• Когда моего ребенка хвалят, я.
• Когда ребенок пойдет в первый класс.
• Когда он получит двойку или замечание, я.
• Я думаю, что в школе мой сын (дочь).
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши
предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют
различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его
поступлением в школу.
Рекомендации для родителей.
Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:
— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний
— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность,
диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне
двойки пpuносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду,
подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена
оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт
успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные
требования
11
12