Напоминание

«Технологии проведения урока в инклюзивном классе (работу педагога, деятельность учащихся на уроке, предполагаемые задания, последовательность, формы, и приемы взаимодействия)»


Автор: Татьяна Викторовна Потанина
Должность: воспитатель продленного дня
Учебное заведение: МКОУ СК ШИ №2
Населённый пункт: Чехов, Московская обл.
Наименование материала: презентация для педагогов инклюзивного образования.
Тема: «Технологии проведения урока в инклюзивном классе (работу педагога, деятельность учащихся на уроке, предполагаемые задания, последовательность, формы, и приемы взаимодействия)»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение специальная (коррекционная)

школа-интернат-2

ТЕМА

:

«Технологии проведения урока в инклюзивном классе

(работу педагога, деятельность учащихся на уроке, предполагаемые

задания, последовательность, формы, и приемы взаимодействия)»

по курсу «Технологии психолого-педагогического сопровождения в

современной инклюзивной образовательной практике»

.

Чехов – 2022.

Автор: Потанина Татьяна Викторовна,

воспитатель продленного дня, МКОУ СК ШИ-2

Мы такие разные, но все-таки мы

вместе.

…………………………………………..

Мы все такие разные, но в чем-то мы

похожи.

Инклюзивное

образование

требует реализации

индивидуального подхода

к каждому ребенку

не на словах,

а на деле.

Профессиональная подготовка учителя

к инклюзивному обучению детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном классе составляет

важнейшее звено системы современного образования.

Наиболее значимыми в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения

являются специальные принципы:

- целенаправленность и системность – организованная деятельность в условиях поэтапного

усложнения и приближения к продуктивной деятельности;

- связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической

деятельности;

- единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической

деятельности;

- сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;

- гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с

разумной требовательностью;

- педагогическая прозорливость.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют систему,

функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного

обучения детей с ОВЗ.

Основной формой обучения в школе

сегодня по-прежнему остаётся

урок.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель

ежедневно, это то, что ему понятно.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее

начало и хорошее окончании;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учащимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и

одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания урока - дети;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком

случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый

материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными

возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на

закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель

даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в

развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание

индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового

материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель придерживается

определённых требований.

1.

Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети

становятся более организованными.

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на

закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми,

объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным»

детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и

дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка

может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами,

чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать

задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с

практическими примерами.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление

предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу

или другие виды работ с детьми с ОВЗ.

Словарную работу включать обязательно

(устно или по карточкам).

Учитель может коротко проговорить, что

Усвоено детьми на прошлом занятии.

Здесь же можно использовать наглядность.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение

интеллекта, всегда должно быть построено на

повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая

новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ.

При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к

другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое

и чёткое.

Далее идёт закрепление материала.

Один или два ребёнка выполняют

задание перед всем классом. Учитель

активно помогает. Потом дети с ОВЗ

выполняют индивидуальные задания,

связанные с новой темой, а учитель в это

время работает с детьми возрастной

нормы.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся.

При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему

объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и

наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные

задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам

содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и

переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму

действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает

задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или

ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации,

отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания –

дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок

проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или

предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в

карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку;

учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные

сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.

2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому

алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок

проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или

предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате –

дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом

действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение

задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество

использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с

интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно –

образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое

мышление, поскольку оно у них нарушено.

4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:

- роль наглядности в решении учебных задач;

- будут ли понятны данные пособия учащимся;

- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и

интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и

внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;

- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут

детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию

картин и предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными

возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке

учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность

( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и

мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту

деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным

программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания

проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с

классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение

домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы для обучающихся с

интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.

Основной формой является взаимодействие всех специалистов.

Формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.

Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг

другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка

работы, выступление.

Фронтальное обучение всего класса.

Список литературы:

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор

успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование

№1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.

2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление

президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования //

Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном

пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального

образовательного стандарта начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Дмитриева Т., Самсонова Л., Хотылёва Т. Педагогические

технологии инклюзивного образования // Инклюзивное

образование / сост.: М. Р. Битянова; – М. : «Классное

руководство и воспитание школьников», 2015. С. 85-96.

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!