Автор: Татьяна Викторовна Потанина
Должность: воспитатель продленного дня
Учебное заведение: МКОУ СК ШИ №2
Населённый пункт: Чехов, Московская обл.
Наименование материала: презентация для педагогов инклюзивного образования.
Тема: «Технологии проведения урока в инклюзивном классе (работу педагога, деятельность учащихся на уроке, предполагаемые задания, последовательность, формы, и приемы взаимодействия)»
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение специальная (коррекционная)
школа-интернат-2
ТЕМА
:
«Технологии проведения урока в инклюзивном классе
(работу педагога, деятельность учащихся на уроке, предполагаемые
задания, последовательность, формы, и приемы взаимодействия)»
по курсу «Технологии психолого-педагогического сопровождения в
современной инклюзивной образовательной практике»
.
Чехов – 2022.
Автор: Потанина Татьяна Викторовна,
воспитатель продленного дня, МКОУ СК ШИ-2
Мы такие разные, но все-таки мы
вместе.
…………………………………………..
Мы все такие разные, но в чем-то мы
похожи.
•
Инклюзивное
•
образование
•
требует реализации
•
индивидуального подхода
•
к каждому ребенку
•
не на словах,
•
а на деле.
Профессиональная подготовка учителя
к инклюзивному обучению детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном классе составляет
важнейшее звено системы современного образования.
Наиболее значимыми в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения
являются специальные принципы:
- целенаправленность и системность – организованная деятельность в условиях поэтапного
усложнения и приближения к продуктивной деятельности;
- связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической
деятельности;
- единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической
деятельности;
- сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;
- гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с
разумной требовательностью;
- педагогическая прозорливость.
Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют систему,
функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного
обучения детей с ОВЗ.
Основной формой обучения в школе
сегодня по-прежнему остаётся
урок.
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель
ежедневно, это то, что ему понятно.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее
начало и хорошее окончании;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учащимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком
случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый
материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на
закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель
даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в
развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание
индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового
материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель придерживается
определённых требований.
1.
Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети
становятся более организованными.
Начало урока:
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на
закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми,
объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным»
детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и
дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка
может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами,
чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать
задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с
практическими примерами.
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление
предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу
или другие виды работ с детьми с ОВЗ.
Словарную работу включать обязательно
(устно или по карточкам).
Учитель может коротко проговорить, что
Усвоено детьми на прошлом занятии.
Здесь же можно использовать наглядность.
Начало урока с детьми, имеющими нарушение
интеллекта, всегда должно быть построено на
повторении предыдущего материала.
•
Основной ход урока:
•
Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая
новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ.
При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к
другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое
и чёткое.
•
Далее идёт закрепление материала.
•
Один или два ребёнка выполняют
•
задание перед всем классом. Учитель
•
активно помогает. Потом дети с ОВЗ
•
выполняют индивидуальные задания,
•
связанные с новой темой, а учитель в это
•
время работает с детьми возрастной
•
нормы.
Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся.
При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему
объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и
наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные
задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам
содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и
переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
•
2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму
действий.
•
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
•
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает
задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
•
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или
ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации,
отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
•
- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания –
дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
•
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:
•
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок
проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или
предложениями;
•
- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в
карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);
•
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку;
учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные
сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.
•
2. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому
алгоритму действий.
•
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
•
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок
проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или
предложениями;
•
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате –
дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом
действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
•
- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение
задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
•
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
•
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество
использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с
интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно –
образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое
мышление, поскольку оно у них нарушено.
•
4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:
•
- роль наглядности в решении учебных задач;
•
- будут ли понятны данные пособия учащимся;
•
- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
•
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и
интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и
внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;
•
- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут
детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
•
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию
картин и предметов.
•
5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными
возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке
учитель должен менять разные виды деятельности:
•
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
•
- сложные задания использовать только в середине урока;
•
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность
( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и
мышления);
•
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту
деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
•
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным
программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания
проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с
классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение
домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
•
Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.
Основной формой является взаимодействие всех специалистов.
Формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
•
Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
•
Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг
другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
•
Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка
работы, выступление.
•
Фронтальное обучение всего класса.
Список литературы:
•
1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор
успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование
№1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
•
2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление
президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.
•
3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования //
Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном
пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
•
Дмитриева Т., Самсонова Л., Хотылёва Т. Педагогические
технологии инклюзивного образования // Инклюзивное
образование / сост.: М. Р. Битянова; – М. : «Классное
руководство и воспитание школьников», 2015. С. 85-96.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!