Авторы: Беляева Елена Сергеевна, Елена Сергеевна Беляева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Ташлинская СОШ"
Населённый пункт: Ташла, Оренбургская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Государственные символы
Раздел: среднее образование
Классный час в 5 классе « Государственные символы России».
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики, как
воплощения социокультурного контекста России.
Задачи:
Расширение представлений учащихся о современной государственной
символике, о преемственности в ней.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Оборудование: Телевизор, ноутбук, наглядное пособие.
Ход мероприятия.
(На экране, на фоне музыки демонстрируется видеофильм о России).
Орг. Момент. Здравствуйте ребята садимся, спинки держим прямо , слушаем
внимательно , стараемся отвечать на вопросы полным ответом.
Постановка темы, целей.
(На экране карта Российской Федерации)
В: - Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство
гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А
олицетворяют родную землю ее символы.
В- Назовите символы нашей страны, которые вы знаете?
В- Догадайтесь о чем сегодня мы с вами будем говорить?
В- Тема нашего занятия звучит так: « Государственная Символика России»
В- Мы с вами являемся гражданами своего государства и патриотами своей
страны и как истинные граждане и патриоты мы должны знать символы
нашего государства. Сегодня мы поговорим о них подробно.
На занятии мы познакомимся с символикой своего государства, узнаем
историю появления Государственного флага , герба и гимна РФ; поговорим
о значимости символики нашего государства.
В- Знаете ли вы в каком законе закреплена символика нашей страны?
У- Символы нашей страны закреплены в основном законе нашей страны-
Конституции?
В- Символика российского герба и флага складывалась постепенно, на
протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры,
историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает то, чем
гордятся народы страны, государство и общество. И вы, школьники, должны
расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых,
воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его
флаг и герб.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о чём в нём
идёт речь?
Р:- Российский герб и флаг державный
Отчизны гордый символ он.
В истории России славной,
Наш флаг никем не побежден!
Р:- Трепещет флаг тремя цветами,
И цвет имеет символ свой.
Он красно-белый полосами,
С неизъяснимой синевой.
Р:- Цвет белый – символ благородства,
Цвет синий – преданность и честь.
Цвет красный – мужество и смелость,
Достоинств всех твоих не счесть!
В- О чем это стихотворение?
У- Это стихотворение о символах России: гербе и флаге.
ФЛАГ (на экране –Российский флаг)
Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное
знамя”.
В- Кто знает, когда был принят закон о государственном флаге?
У- Закон о государственном флаге был принят в декабре 2000г.
В- А теперь послушаем сообщение об истории Государственного флага
России.
( Никитин Д).
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой
прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных
полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного
цвета. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705
г., когда Петр I подписал соответствующий указ.
В настоящее время белый цвет символизирует мир, чистоту ; синий –
верность , правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за
Отечество, огонь и отвагу. Воины всегда шли в бой под флагом, давали
присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город,
высоту.
В- Ребята, кто скажет ,какого числа мы празднуем День Государственного
флага России? (22 августа)
В- И так ребята :- Что такое флаг? (Это символ государства)
-Что символизируют цвета Российского флага? (белый мир
и чистоту; синий верность, правду, небо; красный силу и кровь)
В-Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее
пределами, осквернение флага рассматривается как оскорбление чести нации
и государства и наказуемо.
ГЕРБ.
В- Ребята, а теперь, если вы отгадаете следующую загадку, то вы узнаете о
каком символе нашего государства пойдёт речь дальше.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
В- Ребята, а вы знаете, что означает слово «Герб»?
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука –
геральдика. ( слово на доске)
А что такое «геральдика»? (РАБОТА СО СЛОВАРЕМ)
В- «Геральдика – это раздел исторической науки, изучающий гербы и их
историю, описание гербов»
В- А теперь ребята, давайте посмотрим на слайд с изображением
современного герба РФ и герба московского государства 15 века.
Какие элементы современного герба напоминают герб Московского
государства? (Достаточно, если ребята выделят орла).
В– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел).
В– Двуглавый орел – это символ вечности России, . Две головы орла
символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад
и на восток и символизирует мощь и могущество нашего государства.
В- А что изображено на гербе московского государства?
У- (щит с изображением святого Георгия Победоносца).
В- Послушаем сообщение о Георгии Победоносце. Пожалуйста (Кривошеев
С)
У– (Легенда). Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником
человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с
самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки
рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень
похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве
случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился
он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома.
Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы
каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было
прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все
съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на
съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на
берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый
на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и
победил его.
В-Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он
олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия —
символ зла. На Руси именем этого храброго война называли детей – оно
известно в двух вариантах Егор и Юрий.
В– Как вы думаете, ребята, что на гербе Москвы символизирует изображение
Георгия Победоносца?) ( Он символизирует добро)
В– А кто символизирует зло? (Змей)
В- Итак ,что же такое государственный герб РФ?
Государственный герб РФ – официальный государственный символ,
утвержденный Федеральным конституционным законом,
В- - Где используется герб РФ в нашей повседневной жизни?
У- на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений,
денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на
пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских
частей и т. п.
ФИЗМИНУТКА : А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку, руки в стороны, согнули вверх подняли
помахали
На насочки подтянулись .И на место опустились. Присаживаемся.
ГИМН (на экране - слова Гимна РФ)
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?.
В:- Гимн – Это песня : Один из официальных государственных символов
Российской Федерации, наряду с флагом и гербом, это песня, посвященная
своей Родине, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
Авторами гимна нашей страны являются композитор Александр
Александров и поэт Сергей Михалков .
В- Скажите, где и когда звучит гимн?
У- Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных
мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае
победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в
нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио
телевизору.
В- Что надо делать когда звучит гимн?
У– все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают
воинское приветствие.
В-Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения .
Давайте все месте споем гимн. (плюсовка).
В- Ребята, мы с вами говорили о государственных символах России. Любой
человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и
представляет что-то своё, очень-очень родное. Поэтому у нас есть ещё и
родные, неофициальные символы страны. Это особенные предметы, которые
есть только у нас в стране.
В- Что же это за предметы?
-Чтобы узнать о каком символе России пойдет сейчас разговор, нужно
отгадать загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (Матрешка)
-Нарядная, красивая деревянная кукла.
- Из чего она сделана?
В- Матрешка – символ семьи. А члены любой семьи они живут вместе,
любят и заботятся друг о друге. Это и символизирует русская матрешка.
В- Ребята, а есть еще один национальный символ России, послушайте
стихотворение (Грачева В)
На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Росси
Ромашковая, добрая страна.
В- О каком символе идет речь в стихотворении?
В-Какие красивые слова употребляет автор автор говоря о своей любимой
Родине- Россию? (Берёзовая, русская, ромашковая, добрая).
В-Берёза – национальный символ России, нашей Родины. Она красива в
любое время года. У русского народа считалось, если оно растет рядом с
домом, то оберегает семью от несчастий. Береза считается символом красоты
и чистоты.
В - Давайте подведем небольшой иног.
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете
назвать?(Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
- Что изображено на гербе РФ?
- Какой Святой изображён на гербе и какой подвиг он совершил?
- Где используется герб РФ в нашей повседневной жизни?
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
- С какими символами России мы ещё познакомились? (Береза, матрешка)
В- Да, это неофициальные, национальные символы, любимые всеми.
В - Заканчивая наш разговор, давайте подумаем ,что нового интересного
сегодня вы узнали, что понравилось на сегодняшнем занятии?
У- Мне понравилась история происхождения флага.
-Я понял, что нужно вставать, когда звучит гимн России.
- Нужно гордиться нашей страной, уважать символы России.
В- Итак, ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами говорили о символах
нашего Государства, узнали историю происхождения Государственного
флага и герба РФ; поговорили о значимости символики для нашей страны.
- В заключение мне бы хотелось отметить, что символы России воплотили в
себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Эти символы
достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от
нас. Спасибо за внимание!