Автор: Касаткина Наталья Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №24 г.Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: полное образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
НА ТЕМУ
«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Подготовила:
учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №24» Н.Ю.Касаткина
Цель работы с одарёнными детьми:
создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и
интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой
самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи работы:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности,
определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
Максимальное
развитие
способностей
и
творческого
потенциала
одаренных
и
высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области
естественных,
гуманитарных,
технических
наук,
художественного
творчества,
совершенствования
традиционных
и
внедрения
в
образовательный
процесс
новых
педагогических технологий;
Создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций;
Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми.
Принципы работы:
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются
личностно-ориентированные технологии обучения. Для реализации этих технологий
требуются определенные принципы:
1. Принцип личностного целеполагания ученика.
Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на
осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования:
смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования,
системы контроля и оценки результатов.
3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Основу содержания
образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты,
обеспечивающие возможность субъективного, личностного познания их учениками.
4. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное
образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних
образовательных продуктов его учебной деятельности.
5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником
личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и
общепризнанных достижений в изучаемой области.
6. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на ситуациях,
предполагающих самоопределение учеников и поиск ими решения. Учитель сопровождает
ученика в его образовательном движении, поддерживает его творческий поиск.
7. Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс сопровождается его
рефлексивным осознанием субъектами образования.
Формы работы
с одаренными детьми можно разделить на два направления: деятельность на
уроках и внеурочная деятельность. В урочной деятельности используются виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
работа в малых группах; работа в парах,
разноуровневые задания;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия);
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной
мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
модульная технология обучения;
задания творческого и нестандартного характера.
Какие же формы внеурочной работы с одаренными учащимися?
групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс,
спецкурсы по углубленному изучению предметов школьной программы, организация
кружковой работы)
консультирование по возникшей проблеме
предметные олимпиады
интеллектуальные марафоны
различные конкурсы и викторины; фестивали, спортивные соревнования
работа по индивидуальным планам
организация экскурсий, выходов в театр, музеи
организация погружения в предметы по профилям (в каникулярное время)
организация предметных выставок, вечеров и праздников
создание школьного театра
выпуск стенгазет
В педагогической работе с одаренными детьми используются различные
педагогические
технологии
.
Остановимся
на
описании
лишь
некоторых
технологий
личностно-
ориентированного обучения, которые использовались нами в работе с одаренными детьми.
Технология педагогических мастерских.
Технология учебного проектирования.
Технология коллективной мыслительной деятельности.
Технология обучения как учебного исследования.
Технология коммуникативного обучения.
Технология перспективно-опережающего обучения.
Технология саморазвивающего обучения.
Работа с историческими источниками
Уроки истории имеют свою специфику и требуют интенсивной аналитической деятельности.
Она возможна при изучении исторических документов. При работе с документами мы
используем все вышеназванные технологии.
Ежегодно выпускники сдают экзамен в форме ЕГЭ. Задания уровня второй части с открытым,
развернутым ответом на обобщенную характеристику, которая должна быть конкретизирована
определенными примерами, или задание, предполагающее анализ исторической ситуации. Эти
задания позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. Учащиеся
должны продемонстрировать умения аргументировать, обобщать, давать оценку.
Эти задания
позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и
систематизировать факты. Задания на анализ источника, умение извлечь из него необходимую
информацию являются одной из самых важных и творческих составляющих Всероссийской
олимпиады школьников по истории.
Вопросы и задания к документам зависят от их вида:
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи
государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая
переписка и т.д.
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи
политиков, прокламации, декларации и т.п.
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические
сочинения.
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства
очевидцев.
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза,
поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.
Более сложной является деятельность, организованная по уровням.
1 уровень — репродуктивная деятельность: получение и обработка информации из
источника.
Типы заданий:
1. Установление вида источника.
2. Выделение фактов и версий события.
3. Выявление элементарных причинно-следственных связей: причины события, мотивы
поступков людей, последствия события.
4. Идентификация документа (определение примерного времени создания документа).
5. Рассказ о событиях с использованием источника.
6. Составление развернутых характеристик явлений, процессов, исторических деятелей по
источнику(ам).
7. Отбор информации, необходимой для доказательства определенной позиции.
Виды самостоятельной работы учащихся:
1. Самостоятельное чтение и участие в беседе по документу.
2. Отбор информации для подтверждения мысли, положения, тезиса и т.д.
3. Выделение «ключевых слов».
4. Постановка вопросов к источнику (индивидуально, в парах, в группе).
5. Интервьюирование соседа.
6. Составление планов, тезисов, таблиц и т.д. по содержанию источника.
2 уровень преобразующая деятельность: осмысление, сравнение, оценка источников.
Типы заданий:
1. Сравнение описания одного события в разных источниках.
2. Выделение различных версий исторического события, выявление противоречий в
источниках, объяснение причин противоречий в источниках.
3. Сравнение различных типов документов по одной проблеме:
официальные — закон, указ, программа, статья в официальном органе и т.д.;
личностные — письмо, мемуары и т.д.;
литературно-художественные.
4. Оценка достоверности источника.
3 уровень — творческая деятельность: исследовательская, дискуссионная, игровая.
Типы заданий:
1. Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности.
2. Использование методов сопоставительного анализа источников для решения проблемы.
3. Выявление альтернатив исторического развития по источникам.
4. Прогнозирование тенденций и динамики процессов, их последствий.
5. Сопоставительная оценка различных источников для построения и проверки версии события.
6. Построение своей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью
источников.
Для управления качеством овладения учащимися навыками работы с источниками, учителю
необходимо отобрать те приёмы деятельности, которые нужно будет сформировать:
1) внимательное чтение текста источника;
2) определение его главной идеи;
3) выявление основных понятий, фактов, имён, дат;
4) разбор текста с целью конкретизации описываемого явления;
5) анализ аргументации автора;
6) постановка собственных вопросов к тексту;
7) сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими
источниками;
8) формулирование обобщённых выводов, причинно-следственных связей, логической цепи
суждений и умозаключений;
9) презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы,
реферата и т.п.
Все указанные выше методы являются хорошей базой для перехода к ещё более высокой
ступени работы учащихся с документальным материалом — самостоятельной. На этом этапе
мы выделяем и формируем три уровня познавательной активности.
I. Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на
поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений;
составление простого плана.
II. Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нём главной идеи;
сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор,
группировка фактов; составление развёрнутого плана. На этом этапе мы предлагаем обучать
составлению тезисов.
Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и
способствует эффективному усвоению материала.
III. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение
его места в системе других документов; анализ, выявление линий сравнения описываемых
явлений и позиции автора текста; по итогам исследования документа требует составления
сравнительных таблиц, логических цепочек, применения теоретических положений для
аргументирования своей точки зрения, подготовки творческого отчета, реферата.
На этом уровне происходит собственно аналитическая, исследовательская работа. Она требует
наличия значительного объёма знаний, умений, навыков.
Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается, её можно продолжить
выполнением практических и познавательных заданий. Например, преобразованием текстовой
информации в условно-графическую — схемы, таблицы, символы.
Работа с источниками позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов
историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования.
Это значительно повышает качество обучения, и не только и не столько внешнее,
выражающееся в конкретных оценках, а глубинное, проявляющееся в формировании
устойчивого, мотивированного интереса к истории, обществознанию, гуманитарным наукам
в целом.
Список литературы
1.Борцова Л.П. Игры на уроке истории. – М., «Просвещение», 2005.
2.Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории в школе. – 2004.- №6-
с.70-72.
3. Гукова В.В., Кравченко А.А.Технологии современного урока.- Волгоград: «Учитель», 2009.
4.Минкин Е.М. От игры к знаниям. М.,ТЦ «Сфера», 2000.
5.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М., центр ВЛАДОС, 2003.
6. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., центр ВЛАДОС, 2000.
7. Чернова М.Н. Справочник учителя истории. 5—11 кл. М., Экзамен, 2008.
8. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. М., Педагогическое общество
России, 2007.