Автор: Рахманова Алла Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №46 Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект " Дети и дорога" Раздел: дошкольное образование
Автор: Рахманова Алла Андреевна, воспитатель МБДОУ № 46,
г. Невинномысск
Описание материала : Предлагаю вам проект для детей старшей и
подготовительной группы (5-7 лет) «Дети и дорога». Данный материал будет
полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Этот проект
направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения,
развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на
дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально
для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу. И метод
проекта является одним из наиболее действенных и эффективных.
Тип проекта
Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой,
долгосрочный, в рамках Муниципального бюджетного дошкольного
учреждения «Детский сад №46» города Невинномысска
Актуальность
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-
транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП
является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного
движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются
с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные
возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной
грамоте, правилам поведения на улице.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной
литературы», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье»,
«Музыка».
Цель проекта
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного
поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта
Образовательные: - Познакомить детей с правилами дорожного движения,
строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и
пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного
движения;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его
избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие: - Развивать осторожность, внимательность,
самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
Речевые: - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и
пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- Развивать связную речь;
Воспитательные: - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство
самосохранения;
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы)
- Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила
дорожного движения?»
- Определить продукт проекта: а) создание макета улицы города;
б) знание правил дорожного движения;
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
- Довести до детей важность данной проблемы: « Незнание правил
дорожного движения может привести к беде!»
- Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный
иллюстрированный материал по теме проекта.
- Составить перспективный план работы.
- Изучить методическую литературу: К.Ю.Белая «Как обеспечить
безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л.,
«Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк
«Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице
идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и
другие.
- Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы
знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как
вести себя на улице и в транспорте?».
- пополнить предметно-развивающую среду.
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом)
- Организовать работу по решению задач проекта через: 1) непосредственно-
образовательную деятельность:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Транспорт на улицах города»;
- «Правила для пассажиров»;
б) «Художественное творчество»:
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный
знак», «Улица города».
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой».
- аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак».
2) Ситуационно- имитационное моделирование;
3) Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было
правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»;
«Истории в транспорте»;
4) Чтение художественной литературы: Б.Житков «Светофор»; С.Волкова
«Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»;
В.Клименко «Происшествия с игрушками»; С.Михалков «Три чудесных
цвета», «Моя улица», «Скверная история»; И.Мигунова «Друг светофор»;
В.Иришин «Прогулка по городу»; А.Дмоховский «Чудесный островок»,
Н.Кончаловская «Самокат», В.Кожевников «Светофор», Д.Хурманек
«Перекресток» и другие.
5) Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за
действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6) Рассматривание иллюстраций, картинок;
7) Опытно- экспериментальная и поисковая деятельность;
8) Работа со схемами;
9) Встречи с инспектором ГИБДД;
10) Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды
перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это
я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи»,
«Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
11) Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и
автомобили», «Светофор» и другие.
12) Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу»,
«У бабушки в поселке».
13) Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
14) Провести с детьми викторину «Пешеход на улице».
15) Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через
дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать,
если находишься на улице один?»
16) Тематические погружения по теме проекта.
17) Разучивание песен по теме проекта
18) Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда».
19) Развлечение с родителями: «Я знаю правила дорожного движения».
20) С родителями провести:
- консультацию: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного
движения»
- практикум: «Как поступить в данной ситуации»
- оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила
дорожного движения!»
- информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного
движения», «Это надо знать»,
- организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на
дороге?»
- организовать выставку «Все о дороге»
4 этап (презентация)
- провести игровой тренинг (родители и дети) «Кто лучше всех знает правила
дорожного движения и умеет их применять в разных ситуациях?»
- показ для родителей и коллег непосредственно-образовательной
деятельности «Правила дорожные - детям знать положено»
- презентация данного проекта на педсовете.
- представить продукт проекта - макет улицы города.
5 этап (постановка новой проблемы)
- создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового
проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению
детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений,
формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство
контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать
за свои поступки.