Напоминание

Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда


Автор: Парфеньева Наталья Николаевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: МБОУ"Зайчиковская ОШ"
Населённый пункт: Бабушкинский район, посёлок Зайчики, Вологодская область
Наименование материала: Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда
Тема: Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда
Раздел: среднее образование





Назад




«Применение современных

логопедических технологий

в практической деятельности

учителя-логопеда»

.

В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление

о развитии и социализации человека как о процессе его образования.

Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического

взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том

числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей.

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом

процессе реализуются в соответствующих методах и приёмах. В процессе

образования

человека

с

особыми

образовательными

потребностями

специальная педагогика использует многообразные методы обучения и

учения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и

комплексное использование которых и определяет его эффективность.

Современная

логопедическая практика

имеет

в

своём

арсенале

традиционные

коррекционно-развивающие

образовательные

технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально

возможную

коррекцию

речевых

нарушений.

Находясь

на

границе

соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует

в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные,

нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие

оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать

в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых

проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые

способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для

создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в

работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Разными авторами выделяется ряд весьма разнообразных технологий,

относящихся сегодня к инновационным. Некоторые из них, я успешно

применяю в собственной практике и хочу поделиться собственными

наблюдениями.

Современные

логопедические

технологии.

Применяемые

в

собственной

практике

считаю

эффективными

только

в

комплексе

с

традиционными методами работы.

массаж пальцев рук;

элементы песочной терапии;

ароматерапия;

цветотерапия;

кинезиологические упражнения;

информационные технологии;

авторские разработки с применением технологий сенсорного развития

(сенсорное панно, алфавит).

Для проведения массажа пальцев рук использую различные материалы:

приборы су-джок терапии, мелкие и крупные камешки гладкие и шершавые

на ощупь, природные материалы (сосновые шишки) карточки, на которые

нанесен определенный материал (ткань, нитки различные по своей структуре,

капли воска, шерсь, кожа, мех, спички, вата и др.)

Частичный

перенос

логопедических

занятий

в

песочницу,

даёт

больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные

формы обучения. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое,

экспериментировать и работать самостоятельно, развивается тактильная

чувствительность как основа "ручного интеллекта". В играх с песком более

гармонично

и

интенсивно

развиваются

все

познавательные

функции

(восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и

моторика. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что

способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков

ребёнка. Песок я заменяю манной крупой, в качестве посуды использую

пластиковые лотки.

Игры с песком, используемые мной на логопедических занятиях

«Чувствительные

ладошки» (Т.Д.

Зинкевич

-

Евстигнеевна)

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

-

Откройте

глазки,

расскажите,

что

вы

чувствовали.

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. –

- Расскажите о своих ощущениях.

- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый

зайчик.

- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из

контрастного по фактуре песка.

- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и

размеру камни и природные материалы.

- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

- Выложить фишками геометрическую фигуру.

- Песочницу можно использовать для нахождения мелких предметов,

определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди

прочих в песке.

- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала

пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше

сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще,

чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Ароматерапия применяется мной на занятиях с целью успокоения

нервной системы детей, концентрации внимания, проявления интереса к

занятию. Использую арома-лампы, ароматические свечи, ароматические

китайские палочки.

Применение

элементов

цветотерапии

помогает

лучше

понять

настроение

и

индивидуальное

состояние

каждого

ребенка,

развить

позитивное

отношение

к

занятию,

повысить

речевую

активность

и

коммуникативные возможности.

Использование кинезиологических упражнений способствует развитию

памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, помогает

ребенку гармонично управлять собственным телом,

повышает речевую

активность, способствует проявлению инициативы в общении.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

логопедической практике имеет ряд преимуществ:

повышение мотивации к логопедическим занятиям;

организация объективного контроля развития и деятельности детей;

расширение

сюжетного

наполнения

традиционной

игровой

деятельности;

возможность

быстрого

создания

собственного

дидактического

материала;

визуализация акустических компонентов речи;

расширение спектра невебральных заданий;

обеспечение

незаметного

для

ребёнка

перехода

от

игровой

деятельности к учебной;

за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более

быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

С учетом положительного опыта применения ИКТ, на базе яслей-сада № 2

активно разрабатываются и используются мультимедийные дидактические

пособия. Которые рекомендованы к использованию, как воспитателями, так и

педагогами, в частности, логопедами.

С целью повышения качества коррекционного процесса с детьми с

нарушениями речи (в том числе с тяжелыми нарушениями речи) и

нарушениями зрения, я изготавливаю дидактические пособия для развития

сенсорного восприятия и мелкой моторики.

1

пособие

для

индивидуальной

работы,

содержит

в

себе

ряд

упражнений для развития мелкой моторики (шнуровка, пуговицы, косичка из

веревочек, замочек, застежки, липучки, пробка).

2 пособие для работы с подгруппой представляет собой панно для

сенсорного развития. Здесь помимо пробок и застежек имеются различные

материалы (мелкая наждачная бумага, вязаный коврик из мягких ниток,

пластиковые бабочки, рыбки, елочки, спички, кусочки меха, кожи, ткани

различной по текстуре и др.)

Пособие

«Говорящий

алфавит»

предназначено

для

лучшего

запоминания зрительного образа буквы у детей с нарушением зрения и речи.

Пособие выполнено на пластике, все буквы расположены по порядку как в

алфавите. Каждая буква изготовлена из определенного материала, первая

буква в названии которого соответствует букве алфавита. Например: А –

апельсиновая корочка, Б – бумага, В – веревка, Г – горох, К – кофе. С –

семечки и т.д.

Опыт

работы

показал,

что

использование

современных

и

нетрадиционных

методов работы в логопедической практике дает

положительные

результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

-

дети

чувствуют

себя

более

успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- лучше формируются навыки чтения и письма.

Главным в работе коррекционного педагога по прежнему остается

индивидуальный подход. Об этом следуем помнить, выбирая способы,

методы и формы работы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!