Напоминание

Систематизация педагогической деятельности в процессе обучения учащихся ДШИ


Автор: Голеншина Нина Олеговна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искуств им. А. Вяльцевой"
Населённый пункт: Трубчевск
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Систематизация педагогической деятельности в процессе обучения учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ТРУБЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМ. А. ВЯЛЬЦЕВОЙ»

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Систематизация педагогической деятельности

в процессе обучения учащихся ДШИ».

преподаватель Голеншина Н.О.

ТРУБЧЕВСК

2022 г.

Это материал - обобщение и систематизация моей работы. Здесь

изложен

взгляд на проблемы обучения учащихся в инструментальных

классах ДШИ.

Педагогический процесс – это целенаправленная познавательная

деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его

руководством, направленная на получение знаний, умений и навыков,

формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала

ребенка.

Урок,

как

форма

организации

занятий,

направлен

на

стимулирование интереса учащегося в познавательном процессе. Это

достигается за счет совместной работы педагога и учащегося в области

планирования, постановка целей, анализа и оценки результатов учебной

деятельности. При этом педагог выступает в роли координатора творческого

развития учащегося, создает

«музыку» не сам, а вдохновляет на ее

сочинение

своих

воспитанников.

Такой

подход

позволяет

правильно

выстраивать учебный процесс во всех его структурных звеньях – целях,

содержании,

методике.

Целью

обучения

становится

самореализация

личности в соответствии с нуждами и запросами социума.

Один из важных принципов педагогического процесса – твердое и

систематическое руководство всем процессом обучения со

стороны

педагога. В музыкальных учебных заведениях оно осуществляется на основе

определенного

плана,

предусматривающего

те

произведения,

которые

должны быть пройдены учеником.

Составление индивидуального плана очень ответственный этап

педагогической работы. Учебный подбор репертуара способствует быстрым

успехам ученика, и, наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении,

могут вызвать крайне нежелательные последствия. Поэтом составлять планы

надо очень продуманно.

Хороший преподаватель начинает думать о плане задолго до срока

его выполнения, с тем, чтобы в процессе работы с учеником преподаватель

смог хорошо ориентировался в нужных произведениях. Создание плана для

такого преподавателя - настоящий творческий процесс. Он должен быть

действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного

конкретного ученика и в тоже время планам в настоящем смысле слова-

обоснованно

исходя

из

реальных

закономерностей

предшествующего

развития, начинающего с перспективы дальнейшего движения вперед.

Необходимо вводить в план сочинения, которые помогли бы

возможно ярче и скорее «раскрыть» ученика, развить все лучшие задатки его

натуры. При этом нельзя оставлять без внимания тех, быть может, еще почти

неразличимых,

но

заслуживающих

поддержки

черт

нового,

которые

проявляются в его исполнении (своевременное их обнаружение и развитие –

одна из труднейших, но и в высшей степени важных задач педагога).

Необходимо, конечно вспомнить имеющие пробелы. Но делать это нужно

очень аккуратно и умело. Некоторые ученики, долго играя произведения,

которые им не удаются, начинают работать без интереса и терять веру в свои

силы.

Обычно

для

устранения

недостатков

целесообразно

выбирать

произведения не слишком чуждые индивидуальности ученика, а в какой- то

мере ему близкое, но дающее в тоже время возможность поработать над их

устранением. Тогда ученик чувствует себя более уверенно и легче

справляется с имеющимися трудностями.

В связи со сказанным, естественно, возникает вопрос – в какой мере

надо сообразовываться при составлении плана с желанием играть то или

иное произведение. Обычно, чем одарённее ученик, тем более выражаются

его желания играть то или иное сочинение, иногда настолько, что даже при

отказе преподавателя дать учащемуся просимую пьесу, он будет учить ее

тайком. Естественно, что ученикам менее способным, с недостаточно

отчётливым художественным стремлением, надо помочь выработать свое

отношение к музыке, следствием чего явится и более острое тяготение к

определённым сочинениям. Для этого важно не только стимулировать

высказывание

учеником

своих

желаний,

но

и

создать

условия,

благоприятствующие тому, чтобы он больше слушал музыки и имел

достаточно широкие возможности выбора произведений. Выбирая репертуар,

необходимо учитывать те задачи многосторонней идейно- эстетической

воспитательной

работы,

о

которой

говорилось

раньше

и

также

систематически расширять музыкальный кругозор ученика, знакомя его с

важнейшими

стилями,

жанрами,

формами,

с

творчеством

наиболее

значительных композиторов. Наконец, необходимо иметь в виду и задачу

полноценного развития ученика, что требует работы над разнообразными

видами баянной, аккордеонной, фортепианной и гитарной фактуры.

Важно хотя бы несколько сочинений пройти в порядке ознакомления

(их также следует с соответствующей пометкой включать в план).

Желательно, чтобы это были не только пьесы, предназначенные для

определенного инструмента, но и различные переложения, народные и

современные массовые песни, романсы классиков и т.д. Цель прохождения

всех этих произведений- расширение кругозора ученика, развитие навыков

чтения нот, ансамблевого исполнения и аккомпанемента, что важно не

только для всестороннего музыкального развития ученика, но и для

подготовки его к будущей практической деятельности. При составлении

индивидуального плана надо продумывать и то, что будет исполнено на

экзаменах, вечерах и в шефском

концерте. Так как эти произведения

необходимо довести до возможной степени законченности, то они не должны

быть очень трудными для ученика. Вместе с тем, во время публичного

исполнения, желательно (на экзамене обязательно и необходимо) как можно

полнее отчитаться в той работе, которая была проделана в предшествующий

период. Поэтому надо так подобрать программу выступления, чтобы

показать ученика разнообразно и выявить его достижения. При составлении

программы следует позаботиться о том, чтобы она была по возможности

разнообразного в отношении

характера сочинений, темпов, тонального

плана.

При выборе пьес малой формы необходимо обратить внимание на то,

чтобы некоторые из них были певучего характера и давали возможность

поработать над исполнением кантилены, а также над педализацией. В план

следует включать также этюды- пьесы, и не только в старших классах, но и

на более ранних этапах обучения. Важно позаботиться о разнообразии

этюдов, о том чтобы систематически велась работа над основными видами

фактуры.

После того, как план будет составлен, полезно его сопоставить с

планом прошлых лет. При этом яснее обнаруживаются изъяны в процессе

подготовке ученика- недостаточное внимание к каким- либо сторонам

художественно- воспитательной работы, чрезмерно частое обращение к

творчеству одного композитора, или, наоборот, полное отсутствие в планах

ряда лет сочинений какого- либо крупного классика.

Планы предоставляются к началу каждого полугодия. К весеннему

экзамену

педагог

составляет

характеристику

учеников,

где

отмечает

успеваемость за прошедший год, отношение к работе и степень выполнения

плана, сделанные успехи и имеющие недостатки. В характеристике следует

также сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.

Каждый урок одно из звеньев в общей цепи учебного процесса.

Реализацию плана, воспитание ученика, хороший педагог умеет органично

сочетать

выполнением ближайших задач, непосредственно связанных с

текущей работой. Эти задачи заключаются в следующем: необходимо

проверить то, что было задано на дом, что сделано дома, поработать в классе

над произведениями и дать задание к следующему уроку. Работа над

произведением в классе – это не только прослушивание их и высказывание

замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии

педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы и

т.п. (надо приучать учащихся к чтению произведений с листа на каждом

уроке). На каждом уроке следует уделять внимание и работе над

упражнениями, в первую очередь над гаммами, арпеджио и аккордами.

Преподаватель должен быть готов к каждому уроку. Должны быть

продуманы цели и задачи и конечный результат каждого урока и на основе

конечного результата урока, преподаватель задает домашнее задание, не

прерывая выстроенной структуры действий (методы, приемы и т.д.), в

достижении

поставленной главной цели. Преподаватель, прежде всего,

тщательно изучает весь репертуар ученика, умеет его хорошо играть,

знакомится

с

различные

редакции,

продумывает

в

нужных

местах

аппликатуру, форму, динамику, штрихи, темпы и т.д. Конкретная обстановка

урока будет, конечно, вносить изменения в намеченный план. Формы

проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются

индивидуальностью

преподавателя

-

его

методическими

воззрениями,

вкусом, привычками. С чего целесообразно начинать урок- с упражнений,

гамм, художественного репертуару? Наиболее разумно – не придерживаться

раз и навсегда установленного порядка, чтобы приучать ученика быстро

примериваться к обстоятельствам. Полезно в начале поработать над тем, что

особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше

времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном

уроке детальнее заняться частью произведений, а на следующим остальным,

ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней работы и

несколькими самыми существенными замечаниями. Чтению нот и игре гамм

лучше уделять внимание в середине урока, чтобы освежить внимание

ученика. Преподаватель, оставляющий важную работу на конец, обычно

систематически не успевает выполнять её.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только

о чём материал, который подлежит выучить, но и характер работы над ним.

С этой целью, также для закрепления в памяти ребенка существенного из

того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие

вопросы. Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог

должен быть уверенным, что ученик понимает, почему получил тот или иной

балл.

Успешное проведения урока зависит от того, насколько творчески

работает сам преподаватель. Творческое состояние во время педагогической

работы характеризуется внешней степенью увлечения процессом занятий и

максимальной концентрацией на нём внимания. В это время у преподавателя

наблюдается повышенно острое ощущение достоинств и недостатков

ученика и ясное осознание путей для достижения цели. Педагог должен и

может вызвать в себе интерес к занятиям. При желании в каждом на первый

взгляд неинтересном случае, можно найти в педагогической практике что-

либо интересное. Даже при прохождении какого-либо произведения, которое

могло уже надоесть, т.к. он изучал его не один десяток раз, надо уметь

заинтересоваться им, открывая в нем новые детали, новые возможности его

трактовки.

Исключительно важная роль для учащего является домашняя

работа, которая требует посильного внимания со стороны преподавателя.

Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания в том,

чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и

приготовлением

уроков в общеобразовательной школе. Преподаватель

должен обратить внимание на повышение качества домашней работы,

приучат заниматься так, чтобы ни одна минута не прошла зря.

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать

условия, в которых он живет. Иногда родители не понимают, как вредно

играть ребёнку на расстроенном инструменте, у которого запаздывают

клавиши, слышен свист пропускающего меха и т.д. Порой не учитывается

плохое

освещение

пюпитра

и

клавиатуры.

Все

эти

«мелочи»

в

действительности имеют большое значение.

Важно

знать

отношение

родителей к занятиям музыкой их детей. Некоторые матери преувеличенно

опекают ребенка, превращаются в репетитора и лишают его всякой

самостоятельности.

Иногда

наоборот

музыкальные

занятия

детей

происходят без должного внимания родителей, которые не только не следят,

чтобы ребенок действительно работал за инструментом, но даже не

понимают, как важно создать в это время в комнате тишину. Иногда

приходится проводить с родителями настоящую воспитательную работу,

добиваться того, чтобы они помогали, а не мешали музыкальному развитию

ребенка. Родители должны следить, чтобы ребенок занимался в положенное

время, и создавать ему необходимые условия работы, но вмешиваться в неё

без крайней нужды не следует. Успешность самостоятельной работы ученика

во многом определяется существующим в семье отношением к труду, в

частности, труду

детей. К сожалению, некоторые родители стремятся

оберегать своего ребенка от труда: «Пока маленький, пусть поживет в своё

удовольствие, ему и так впереди придется много потрудиться». С подобными

воззрениями родителей приходится сталкиваться и педагогам детской школы

искусств. Надо ли говорить о том, что пока он не добьётся коренного

перелома в отношении к труду в семье, попытки научить работать оного за

инструментом будут идти в противоречие с привычным укладом его жизни.

Цель педагогической деятельности – подготовить человека к жизни так,

чтобы он смог максимально реализовать свои возможности с опорой на

соответствующие знания, умения и навыки. Это является главной целью

каждого педагога, к которой он стремится и которую он воплощает в жизнь

благодаря своим знаниям и опыту, и, конечно же, своим любимым

ученикам!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!