Автор: Утюганцева Ирина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 16
Населённый пункт: Хабаровский край,Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Реализация деятельностного подхода
Раздел: среднее образование
Мастер класс «Реализация деятельностного подхода в практике преподавания
уроков профессионально-трудового обучения»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда
будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих
сведений». Л.Н. Толстой
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня
от обучающихся с у/о умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить
оптимальные
решения
жизненных
вопросов,
не
теряться
в
ситуации
неопределенности, уметь налаживать коммуникации с разными людьми. Задача
школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний,
умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной
жизни.
Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От
того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах
школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации.
Особенности у детей с умственной отсталостью таковы, что многие кажущиеся
простыми, для нас операции, для них трудновыполнимы. Они с большим трудом
понимают словесные инструкции, им трудно, а иногда просто не возможно
выполнить простую начальную операцию (вставить нитку в иголку, сесть за
швейную машинку), не умея ставить перед собой конечную цель, они не могут
спланировать свою работу, с трудом запоминают термины и определения,
испытывают трудности при формулировании вопроса и ответа. Подчистую, им не
интересен результат текущей работы и они выполняют ее механически, из-за чего
страдает качественная сторона выполнения практических работ. Не критичность и
не адекватная самооценка является частой причиной аффективных вспышек во
время урока (это может проявляться и в вербальной и физической агрессии, в виде
истерики, отказа от работы либо наоборот впадение в состояние ступора). Им часто
недоступны операции анализа, синтеза, обобщения.
Учитывая эти психофизические особенности детей с умственной отсталостью мы
на уроках профессионально трудового обучения используем как традиционные так
и инновационные технологии, с помощью которых можно реализовать новые
требования ФГОС О у/о.
Приведу в пример японскую пословицу, которую вы попробуете собрать сами из
предложенных слов:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня,
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»
Пословица гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Именно в
действии порождается знание.
Методы и приемы деятельностного подхода, которые можно использовать на
разных этапах урока:
На первом этапе обучения мы различными способами создаем условия глубокого
понимания сути профессиональной деятельности, расширяем кругозор рабочих
доступных для детей данной категории профессий
для самореализации и
самоопределения обучающихся в трудовой деятельности. Через беседы, через
использование ИКТ, через мотиваторы (разные экскурсии, социальные пробы,
фотосессии выполняемых операций и готовых изделий) с использованием
пословиц, загадок, игр, тренингов.
Профориентационная игра "Минус-плюс"
Придумайте пары АНТОНИМОВ, эти слова должны быть ГЛАГОЛАМИ.
И
заполним ими 1 и 2 столбец. А теперь на каждый из этих глаголов вспомним
профессию, которая ему соответствует, желательно, что бы профессии не
повторялись.
ПРОАНАЛИЗИРОВАВ таблицу, можно задать некоторые вопросы:
- Можно ли какие то профессии поменять местами?
- Какую бы из этих профессий вы выбрали? – А какую бы точно не выбрали? –
ПОЧЕМУ?
Мы совместно с детьми создаем БУКЛЕТЫ по профориентации и по Технике
Безопасности.
Также в конце каждой изученной темы мы составляем памятку с основными
понятиями.
Для мотивации, для дальнейшего успешного усвоения техники безопасности, мы
используем метод «Наставничество» через передачу опыта в виде совместных
уроков детей разных возрастов, а также через Видео ролики снятые с участием
наших детей.
У детей с у/о снижены объём и темп восприятия. Неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных ощущений
приводят к затруднению адекватности ориентировки таких детей в выполнении
заданий, поэтому мы активно применяем в своей работе различные технические
средства обучения.
На этапе актуализации знаний применяем коррекционные упражнения «Найди
правильный ответ», «Тестирование». Они способствуют
коррекции памяти,
мышления, внимания.
На этапе изучения нового материала:
Упражнения ««Выбери лишнее»
- определи изделие, которое мы еще не изучали.
На этапе закрепления знаний:
- найди ту ткань, которая не относиться к бельевым тканям.
- найди на ощупь среди перечисленных видов ткани синтетическую.
Работа с технологическими картами
Планирование работы тесно связано с целенаправленностью деятельности, а
нарушения этого процесса, свойственные умственно отсталым школьникам,
оказывают негативное влияние на определение последовательности действий.
Умение
пользоваться
технологической
картой
на
уроках
помогает
детям
устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления объекта, и
это пособие оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания.
Применение технологической карты на занятиях способствует воспитанию у детей
готовности работать с инструкциями не только на уроках труда, но и на других
предметах.
Разработанные нами карты включают в себя образцы поэтапной обработки изделия
и инструкцию с технологическим описанием каждого приёма. Выполняя операции,
учащиеся фотографируют свои действия и переносят в таблицу для выполнения
собственной карты или инструкции, что активизирует деятельность и качество
выполняемого изделия.
В начале каждой четверти мы условно делим детей на три группы по
возможностям восприятия материала.
Вариант №1 для учащихся, хорошо усвоивших последовательность выполнения
практической работы.
Вариант №2 для детей испытывающих небольшие затруднения.
Вариант №3 для детей испытывающих затруднения.
ТК «№1 Обработка бретелей»
Также мы применяем инструкционные карты.
ИК «Прихватка «Звезда»
ИК «Прихватка для мамы»
На уроках применяется
регулярная смена видов деятельности и
метод
эмоциональной разрядки.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и
солдат», «МЕРКИ» .
Ну и один из универсальных приемов - это «Бумажная кукла.
Перед вами обычные бумажные куклы, и сейчас мы с вами поиграем.
-Какое сейчас время года?
-Оденьте куклу по сезону?
-Выберите только швейные изделия.
-Выберите плечевые изделия?
Умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников:
Используем КАРТОЧКИ
«лист результативности» где выставляются
оценки
самим
учащимся, контролёром ОТК (бригадир или дежурный) и учителем.
Результаты сравниваем, анализируем. Для определения и улучшения настроения у
учащихся используем эмоциональные куклы (девочки и мальчики).