Напоминание

Реализация деятельностного подхода


Автор: Утюганцева Ирина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 16
Населённый пункт: Хабаровский край,Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Реализация деятельностного подхода
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер класс «Реализация деятельностного подхода в практике преподавания

уроков профессионально-трудового обучения»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда

будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих

сведений». Л.Н. Толстой

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня

от обучающихся с у/о умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить

оптимальные

решения

жизненных

вопросов,

не

теряться

в

ситуации

неопределенности, уметь налаживать коммуникации с разными людьми. Задача

школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний,

умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной

жизни.

Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От

того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах

школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации.

Особенности у детей с умственной отсталостью таковы, что многие кажущиеся

простыми, для нас операции, для них трудновыполнимы. Они с большим трудом

понимают словесные инструкции, им трудно, а иногда просто не возможно

выполнить простую начальную операцию (вставить нитку в иголку, сесть за

швейную машинку), не умея ставить перед собой конечную цель, они не могут

спланировать свою работу, с трудом запоминают термины и определения,

испытывают трудности при формулировании вопроса и ответа. Подчистую, им не

интересен результат текущей работы и они выполняют ее механически, из-за чего

страдает качественная сторона выполнения практических работ. Не критичность и

не адекватная самооценка является частой причиной аффективных вспышек во

время урока (это может проявляться и в вербальной и физической агрессии, в виде

истерики, отказа от работы либо наоборот впадение в состояние ступора). Им часто

недоступны операции анализа, синтеза, обобщения.

Учитывая эти психофизические особенности детей с умственной отсталостью мы

на уроках профессионально трудового обучения используем как традиционные так

и инновационные технологии, с помощью которых можно реализовать новые

требования ФГОС О у/о.

Приведу в пример японскую пословицу, которую вы попробуете собрать сами из

предложенных слов:

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня,

а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»

Пословица гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Именно в

действии порождается знание.

Методы и приемы деятельностного подхода, которые можно использовать на

разных этапах урока:

На первом этапе обучения мы различными способами создаем условия глубокого

понимания сути профессиональной деятельности, расширяем кругозор рабочих

доступных для детей данной категории профессий

для самореализации и

самоопределения обучающихся в трудовой деятельности. Через беседы, через

использование ИКТ, через мотиваторы (разные экскурсии, социальные пробы,

фотосессии выполняемых операций и готовых изделий) с использованием

пословиц, загадок, игр, тренингов.

Профориентационная игра "Минус-плюс"

Придумайте пары АНТОНИМОВ, эти слова должны быть ГЛАГОЛАМИ.

И

заполним ими 1 и 2 столбец. А теперь на каждый из этих глаголов вспомним

профессию, которая ему соответствует, желательно, что бы профессии не

повторялись.

ПРОАНАЛИЗИРОВАВ таблицу, можно задать некоторые вопросы:

- Можно ли какие то профессии поменять местами?

- Какую бы из этих профессий вы выбрали? – А какую бы точно не выбрали? –

ПОЧЕМУ?

Мы совместно с детьми создаем БУКЛЕТЫ по профориентации и по Технике

Безопасности.

Также в конце каждой изученной темы мы составляем памятку с основными

понятиями.

Для мотивации, для дальнейшего успешного усвоения техники безопасности, мы

используем метод «Наставничество» через передачу опыта в виде совместных

уроков детей разных возрастов, а также через Видео ролики снятые с участием

наших детей.

У детей с у/о снижены объём и темп восприятия. Неточность и слабость

дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных ощущений

приводят к затруднению адекватности ориентировки таких детей в выполнении

заданий, поэтому мы активно применяем в своей работе различные технические

средства обучения.

На этапе актуализации знаний применяем коррекционные упражнения «Найди

правильный ответ», «Тестирование». Они способствуют

коррекции памяти,

мышления, внимания.

На этапе изучения нового материала:

Упражнения ««Выбери лишнее»

- определи изделие, которое мы еще не изучали.

На этапе закрепления знаний:

- найди ту ткань, которая не относиться к бельевым тканям.

- найди на ощупь среди перечисленных видов ткани синтетическую.

Работа с технологическими картами

Планирование работы тесно связано с целенаправленностью деятельности, а

нарушения этого процесса, свойственные умственно отсталым школьникам,

оказывают негативное влияние на определение последовательности действий.

Умение

пользоваться

технологической

картой

на

уроках

помогает

детям

устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления объекта, и

это пособие оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания.

Применение технологической карты на занятиях способствует воспитанию у детей

готовности работать с инструкциями не только на уроках труда, но и на других

предметах.

Разработанные нами карты включают в себя образцы поэтапной обработки изделия

и инструкцию с технологическим описанием каждого приёма. Выполняя операции,

учащиеся фотографируют свои действия и переносят в таблицу для выполнения

собственной карты или инструкции, что активизирует деятельность и качество

выполняемого изделия.

В начале каждой четверти мы условно делим детей на три группы по

возможностям восприятия материала.

Вариант №1 для учащихся, хорошо усвоивших последовательность выполнения

практической работы.

Вариант №2 для детей испытывающих небольшие затруднения.

Вариант №3 для детей испытывающих затруднения.

ТК «№1 Обработка бретелей»

Также мы применяем инструкционные карты.

ИК «Прихватка «Звезда»

ИК «Прихватка для мамы»

На уроках применяется

регулярная смена видов деятельности и

метод

эмоциональной разрядки.

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и

солдат», «МЕРКИ» .

Ну и один из универсальных приемов - это «Бумажная кукла.

Перед вами обычные бумажные куклы, и сейчас мы с вами поиграем.

-Какое сейчас время года?

-Оденьте куклу по сезону?

-Выберите только швейные изделия.

-Выберите плечевые изделия?

Умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников:

Используем КАРТОЧКИ

«лист результативности» где выставляются

оценки

самим

учащимся, контролёром ОТК (бригадир или дежурный) и учителем.

Результаты сравниваем, анализируем. Для определения и улучшения настроения у

учащихся используем эмоциональные куклы (девочки и мальчики).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!