Напоминание

Метод наблюдения в умственном воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Липисвицкая Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КДОУ ВО "ОЦППМСП детям дошкольного возраста
Населённый пункт: Воронежская область, город Острогожск
Наименование материала: статья
Тема: Метод наблюдения в умственном воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наблюдение - основной метод развития наблюдательности у детей

дошкольного возраста. По мнению ученых П. Г. Саморуковой, С. А.

Веретенниковой, Э. И. Залкинд, Л. М. Маневцовой, А. И. Васильевой,

Гончаровой Е. В. самым важным и доступным методом остается наблюдение.

Деятельность наблюдения формируется в течение всей жизни человека, при

этом меняя свою специфику: увеличивается объем, наблюдение переходит от

однопланового к многоплановому. Поэтому начальным этапом

формирования наблюдения является дошкольный возраст.

Такие исследователи, как Г. С. Филиппюк, П. Г. Саморукова, А. К.

Матвеева, Е. К. Мелькичева, Н. И. Ветрова, Зебзеева В. А охарактеризовали

наблюдение как сложный вид психической деятельности, который включает

в себя сенсорные и мыслительные процессы и опирающиеся на

эмоционально-волевые свойства личности ребенка. В процессе наблюдений

дети могут научиться замечать существенные признаки предметов,

моделированию характерных и значимых свойств, что оказывает влияние на

умственное развитие ребенка и способствует повышению уровня

обобщенности знаний.

Целенаправленные наблюдения позволяют сформировать как

конкретные, так и обобщенные представления, а также научить детей

определять и замечать наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов

и явлений. Поэтому наблюдение является основным методом развития

наблюдательности у дошкольников.

Б. Г. Ананьев определил такие черты наблюдения: произвольность и

планомерность; организованность и целенаправленность; обусловленность

его всеми видами восприятия; тесная взаимосвязь с мышлением и речью .

Л. В. Занков выделил следующие характерные особенности

наблюдения: полнота восприятия частей и свойств объектов в соответствии с

задачами наблюдения; умение подмечать малозаметные свойства предмета

или явления. В педагогике существуют различные классификации

наблюдений.

По Э. И. Залкинд выделяются следующие виды наблюдений:

1. По длительности:

эпизодические;

длительные.

2. По организации:

плановые;

возникшие по инициативе детей.

3. По месту проведения:

в естественных условиях;

в искусственных

условиях.

4. По количеству участников:

индивидуальные;

коллективные;

групповые наблюдения.

5. Сравнительные наблюдения. Применяются с целью заметить

происходящие в окружающем мире изменения, проследить развитие,

установить простейшие, последовательные и причинные связи явлений .

П. Г. Саморукова и В. И. Логинова назвали три вида наблюдений :

1. Распознающее наблюдение. Оно проводится при ознакомлении с новыми

предметами и явлениями, в ходе которого дети отвечают на вопросы: что это

или кто это, каковы его основные свойства, признаки, проявления, как

взаимодействует с окружающим. В процессе данного вида наблюдения

используются различные способы обследования объекта, речь, все

анализаторы.

2. Длительное наблюдение. В ходе данного наблюдения выявляется

изменение и развитие наблюдаемого объекта. Длительное наблюдение

предполагает использование различных способов исследования и видов

восприятия, также усиливается роль памяти (воспроизведение прошлого

состояния объекта).

3. Воссоздающее наблюдение. Его цель – при помощи отдельных признаков

определить предмет или целостную картину явления, на основе ранее

полученных знаний. Здесь играют большую роль мышление, воображение,

припоминание и обобщение, нежели сенсорика.

С. Н. Николаева выделяет циклические наблюдения, которые

подразумевают ряд взаимосвязанных наблюдений за одним и тем же

объектом в течение длительного времени. Каждое из наблюдений цикла

должно иметь цель, содержание, не повторять другие наблюдения, но быть

взаимосвязанным с ними. В итоге все наблюдения цикла формируют

конкретные представления у детей об объекте наблюдения .

П. Г. Саморукова, Э. И. Залкинд, А. И. Васильева определяют одним

из главных условий для формирования у дошкольников деятельности

наблюдений – целенаправленное, организованное руководство со стороны

педагога .

Особенности развития наблюдения у дошкольников:

1. На данном возрастном этапе процесс наблюдения уже может быть

преднамеренным, целенаправленным и осознанным под влиянием самого

объекта. Поэтому при выборе объекта наблюдения следует учитывать такие

особенности: он должен быть живым, интересным, вызывать эмоциональный

отклик, любопытство.

2. Дети младшего дошкольного возраста способны к наблюдению с

момента овладения речью и их деятельность нуждаются в руководстве со

стороны педагога.

3. Особенности наблюдения дошкольников:

1) Дети принимают поставленную перед ними задачу. Однако дети

младшего возраста не осознают ее как познавательную, они следуют за

педагогом, отвечают на вопросы и выполняют задания. Дети среднего и

старшего возраста осознают задачу предстоящей деятельности, а последние

подходят к ее осуществлению творчески.

2) У детей начинает формироваться умение следовать плану наблюдения.

Дети младшего возраста от него отклоняются по причине особенностей

внимания и восприятия. Дети среднего возраста иногда придерживаются

плана, но могут отступать от него ввиду влияния отвлекающих ситуаций.

Дети старшего возраста точно придерживаются плана.

3) Дети способны отмечать существенные признаки, индивидуальные

качества объектов, необходимые для узнавания и различения предметов

окружающего мира.

В дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным, что

проявляется в сопоставлении детьми предметов между собой или с теми

представлениями, которые у них были сформированы ранее, а также в

попытке сделать выводы, умозаключения на основе наблюдения. У детей

формируется умение подмечать новое, а также видеть изменения,

произошедшие с объектом. Для того чтобы сформировать у дошкольников

умение наблюдать, необходимы условия: развивать стремление замечать

новое в объекте; выбор эмоционально воздействующего объекта

наблюдения.

Деятельность наблюдения характеризуется наличием таких умений:

- понять познавательную задачу;

- принять план наблюдения;

- отвечать на вопросы взрослых;

- самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения;

- использовать освоенные способы познания в новой деятельности, которые

впоследствии обеспечивают высокую результативность наблюдений.

По П. Г. Саморуковой, наблюдение – это специально организованное

воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и

планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы .

Целью наблюдения выступают усвоение разных знаний, установление

свойств и качеств, структуры и внешнего строения предмета, причин

изменения и развития объектов (растений и животных), сезонных явлений.

Такие педагоги, как Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, Л. К. Матвеева, П. Г.

Саморукова, С. А. Веретенникова, Г. С. Филиппюк, Т. А. Серебрякова

определили особенности познания дошкольниками природы через

наблюдения . Их исследования показали, что для формирования и развития у

дошкольников четких представлений о животном и растительном мире, о

сезонных явлениях необходимо правильно и грамотно организовать

чувственное восприятие объектов природы. А именно: продуманное

руководство наблюдениями со стороны педагога вызывает у детей массу

положительных эмоций и впечатлений, которые в результате преобразуются

в конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, а также

способствуют развитию речи .

Таким образом, содержание наблюдений – это то, что дети могут

узнать в непосредственном взаимодействии с природой; та сенсорная

информация об объектах природы, которую можно получить самостоятельно

при условии специальной педагогической организации наблюдений

педагогом.

С. Н. Николаева определила основные требования к проведению

наблюдения, которые способствуют эффективному усвоению детьми

содержания наблюдений и развитию интереса к данной деятельности.

Первое требование – пространственная организация наблюдений. Во

время наблюдения дошкольники получают чувственную информацию об

объектах природы посредством восприятия при помощи различных

ощущений, что возможно лишь при непосредственном взаимодействии с

ними. Объект природы должен быть доступен ребенку для восприятия.

Педагогу следует словесно обозначать все объекты и явления природы,

наблюдаемые детьми, при этом слово должно идти вслед за чувственным

восприятием; только тогда у ребенка формируется полноценное знание.

Второе требование – непродолжительность наблюдения. Восприятие

объектов и явлений окружающего мира недолжно быть длительным, так как

наблюдение, являясь психической интеллектуальной деятельностью, требует

умственного напряжения и сосредоточенного внимания. Но такая

деятельность трудна дошкольникам в связи с недостаточно развитой

произвольностью всех психических процессов. Поэтому от 3 до 10 минут –

оптимальное время для самостоятельного получения и усвоения информации

посредством наблюдений. Таким образом, воспитательно-образовательная

эффективность наблюдения заключаются в положительном эмоциональном

настроении детей на протяжении всей деятельности.

Третье требование – структура наблюдения. Для организации

внимания дошкольников на объекте или предмете наблюдения педагог не

должен использовать слишком яркие приемы, чтобы само наблюдение не

показалось детям скучным. Поэтому следует использовать словесные и

действенные приемы, вызывающие легкие положительные эмоции и

внимание. Вторая часть наблюдения является основной. Главная задача

педагога заключается в использовании таких приемов, которые позволят

детям получить сенсорную информации самостоятельно и реализовать

задуманное содержание наблюдения. Педагог предлагает детям внимательно

рассмотреть объект, а затем ответить на вопросы, соблюдая паузу в 2-3

секунды, позволяющую детям найти информацию. Выслушав ответы,

воспитатель подтверждает правильную информацию, хвалит детей, а в

случае ошибки задает уточняющие вопросы. Основная часть наблюдения

должна быть цельной, ее нельзя прерывать на длинные объяснения и

развлечения. Завершать наблюдение необходимо с помощью эмоциональных

приемов (чтение стихов, пение песен, проведение игр, загадывание загадок

по теме наблюдения), которые вызывают положительные эмоции, а также

интерес к последующим наблюдениям. Во время проведения наблюдения для

снятия напряжения следует включать двигательную активность.

Четвертое требование – осуществление содержания наблюдения.

При проведении наблюдения педагогу следует учитывать биологические

особенности живых существ, поэтому здесь нужна специальная подготовка к

организации наблюдения. Возможны задания для самостоятельного

наблюдения в тех случаях, когда специальная организация наблюдения

затруднена. Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с

обозначенными требованиями возможно при условии специальной

подготовки педагога, которая включает содержание наблюдения и

организацию, время и место проведения наблюдения, количество детей,

методические приемы, которые разумно использовать в каждой части

наблюдения. Грамотное руководство наблюдениями позволяет научить детей

выделять различные признаки объектов природы и ориентироваться в

наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязи растений,

животных с явлениями неживой природы.

А. И. Васильевой была разработана методика руководства

наблюдениями-занятиями, структура которой состоит из четырех этапов:

1. Подготовительный этап. Его целью является подготовка дошкольников к

будущему наблюдению, привлечение внимания к объекту, уточнение о нем

известных фактов. Например, рассматривание иллюстраций, картинок,

чтение литературы.

2. Начало наблюдения. Его целью является акцентирование внимания детей

на наблюдаемом объекте, поддержание интереса. Важный момент – создание

проблемной ситуации.

3. Основной этап. Условно разделяется на три части. Во время первой части

дети наблюдают за объектом. Здесь необходимо создать положительное

отношение к наблюдаемому объекту у дошкольников, а также вызвать

желание поделиться впечатлениями. Вторая часть заключается в изучении

наблюдаемого объекта, формировании представлений о его особенностях. В

данной части следует использовать продуктивные методы и приемы

обучения. В третьей части дети относят наблюдаемый объект к группе

однородных объектов, устанавливают причинно-следственные связи и

отношения между явлениями, их частями и свойствами.

4. Заключительный этап. Его целью является подведение итогов,

закрепление полученных представлений о наблюдаемых явлениях, оценка

способов обследования, используемых дошкольниками. Для ознакомления

дошкольников с природой

Е. Н. Водовозова предлагает использовать помимо наблюдения такие

методы и формы: прогулки, экскурсия, живые уголки, детский огород и

цветник, беседы, художественный рассказ педагога, картины художников,

календарь природы. Но свое предпочтение она отдает непосредственному

общению ребенка с природой. Дошкольный возраст является самым

восприимчивым к активному познанию природы, поэтому появляется

требование – много гулять. Именно во время прогулки ребенок находится в

тесном взаимодействии с окружающим миром, способен отмечать свойства и

признаки предметов, их специфику, а также замечать причинно-

следственные связи. Поэтому основной формой познания природы является –

непосредственное наблюдение в природе во время прогулки.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой.

Они позволяют расширить у детей представления о явлениях природы,

протекающих длительное время. В младшем дошкольном возрасте

продолжительность наблюдения составляет не более 7-10 минут, в старшем –

от 15 до 25 минут. Прогулки следует проводить ежедневно. Объектами

наблюдений могут быть:

живая природа: растения и животные;

неживая

природа: сезонные изменения, явления природы (дождь, снег, текущие

ручьи);

труд взрослых. На прогулках может использоваться фронтальная

организация наблюдений при знакомстве детей с яркими сезонными

изменениями, с трудом взрослых и трудом на участке. При проведении

прогулок используются следующие формы организации детей: группа

целиком, небольшие подгруппы, индивидуально. При проведении

коллективных наблюдений используются такие приемы: вопросы, загадки

сравнения, обследование, художественное слово. Но следует учитывать, что

во время прогулок на детей могут оказывать воздействие разнообразные

раздражители, поэтому наблюдения проводятся кратковременно и

многократно повторяются. Во время прогулок также проводятся

индивидуальные наблюдения, которые способствуют возникновению

самостоятельной мысли детей, а также нахождению нового и привлечению

имеющегося опыта. Для этого педагогу необходимо поддерживать

самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, объяснять неизвестное, а

иногда учить наблюдать. На участке группы организуется трудовая

деятельность в форме индивидуальных поручений и коллективного труда с

целью воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков. На

прогулках педагог может организовать игровую деятельность с природным

материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), с игрушками, приводимыми в

движение ветром. Также широко используются игровые упражнения на

узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных . Начиная со второй

младшей группы, в детском саду проводятся целевые прогулки по участку и

за его пределами. Для того чтобы решить куда пойти и что посмотреть,

педагогу необходимо учитывать природное окружение детского сада,

сезонные явления природы, ранее проведенную работу. Целевые прогулки

кратковременные, на них решается небольшой объем задач: знакомство с

яркими природными явлениями, особенностями живой природы .

Содержание наблюдений во время прогулки складывается из

следующих моментов: выделение объектов наблюдения, частей, из которых

они состоят, их проявления, поведение; определение свойств и характеристик

объектов и их частей; выделение компонентов внешней среды и их

качественных характеристик. Благодаря такому содержанию дошкольники на

основе наблюдений устанавливают связи между живыми объектами и

условиями их обитания, явлениями неживой природы, что в результате

обеспечивает формирование конкретных, чувственных, экологически

значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих

в природе. Итак, на прогулках педагог знакомит дошкольников с

повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня,

погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует

разнообразные игры с природным материалом. Прогулки способствуют

накоплению у детей чувственного опыта, развитию любознательности,

наблюдательности, а также доставляют радость, эстетическое наслаждение

от общения с природой



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!