Напоминание

Организация и проведение тематического концерта в ДШИ


Автор: Цепилова Ольга Анатольевна
Должность: преподователь фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: р.п Бердяуш Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и проведение тематического концерта в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цепилова Ольга Анатольевна

Преподаватель МБОУ ДО ДШИ р.п. Бердяуш

«Организация и проведение тематического концерта в ДШИ»

В настоящее время большинство преподавателей музыкальных школ сталкиваются с

проблемой потери интереса и престижности музыкального образования детей. Это вызвано

многими причинами, одной из которых является невозможность учащихся ДШИ в полной мере

реализовать приобретённые знания и навыки на практике. Известно, что развитие ребёнка

зависит от его собственной активности, направляемой и организуемой взрослым. Поэтому

обучение и

воспитание следует

строить так, чтобы добиться наиболее эффективного

использования этой активности.

Как показывает практика, обучение учащихся в музыкальной школе сводится, в основном,

к подготовке обязательных программ. Рамки академических концертов мало способствуют

творческой активности и заинтересованности детей. Поэтому возникла идея наполнить

обязательные школьные мероприятия новым смыслом, сделать их более увлекательными и

познавательными. С этой целью были разработаны проекты: «Классическая музыка в детском

саду», «Три кита в музыке». «Великие композиторы. Судьба и музыка», «Прикоснись к

искусству» и все концерты в ДШИ решено было организовывать и проводить как тематические в

рамках этих проектов.

Что такое тематический концерт? Как правило, это концерт, посвящённый одной теме. В

него

входят

разные

музыкальные

произведения,

подчинённые

единому

замыслу

и

объединённые рассказом на избранную заранее тему.

Текст, сопровождающий исполнение музыкальных произведений, предполагает введение

как прозаических, так и поэтических фрагментов. Это могут быть тексты к отдельным номерам и

тексты комментирующие, связывающие их между собой. Большая роль в этом принадлежит

индивидуальным качествам личности слушателей и исполнителей. Поэтому, при подборе

репертуара и материала для беседы, необходимо учитывать возрастные особенности детей,

чтобы и исполняемые произведения, и рассказ были им интересны и понятны. Музыка и текст

по содержанию должны быть тесно связаны между собой, должны работать друг на друга. Язык

рассказчика должен быть предельно простым и доступным, а значит лаконичным.

Кроме этого, дети приучаются к звучанию живой музыки. При слушании живого

исполнения процесс совместного творчества

возникает как

результат обратной связи:

исполнитель-слушатель-исполнитель.

Такая

связь

отсутствует

при

слушании

записи.

А

тематические концерты помогают привить детям не только любовь к живому звучанию, к

стремлению исполнять, но и к пониманию глубоких связей музыки с другими сторонами жизни.

Любой отдельно взятый предмет следует рассматривать как часть целого: только так он может

принести максимальную пользу в воспитании музыканта.

На какую бы тему мы не беседовали с учащимися, нельзя забывать о главной своей

задаче - заинтересовать детей, эмоционально увлечь их, расширить их кругозор. Интерес к

музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней: обязательное условие для того, чтобы она

широко раскрыла детям свою красоту, выполнила свою воспитательную и познавательную

роль. Поэтому одним из обязательных условий любого концерта (в том числе и тематического)

является непрерывно возрастающий интерес слушателей к происходящему на сцене. Материал

необходимо подавать в той последовательности, которая обеспечит неослабевающее внимание

аудитории. Отсюда общая продолжительность концерта не должна превышать 50-60 минут.

Тематика

проводимых

концертов

весьма

разнообразна.

Это

обращение

к

знаменательным датам, творчеству композиторов ( П.И. Чайковский, Ф. Мендельсон, Э. Григ, М.

Глинка, Д. Шостакович, Ф. Шопен, С. Рахманинов, М. Равель) или Старинные, Современные

танцы; «Музыкальное путешествие»- знакомство с музыкальными жанрами разных стран.

Ежегодные отчётные концерты тоже проводятся как тематические : «Классической музыки

немеркнущий свет», « В мире музыки живём»; концерты для разнообразия досуга населения

«8 Марта», «Татьянин день», «День матери» , «Новый год», «День пожилого человека».

Ведущими концертов являются учащиеся ДШИ.

Тематические концерты помимо приобщения к лучшим образцам классической и

современной музыки, расширения музыкально-художественного кругозора, позволяет детям

проявить свои исполнительские возможности в активном совместном творчестве. В свою

очередь, и слушатели, и исполнители гораздо основательнее усваивают музыку, если все

произведения, включённые в концерт, объединены какой-либо близкой им темой, способной

заинтересовать их. Воспринимая под таким углом зрения всю программу, они обязательно

будут сопоставлять одно произведение с другим, и соизмерять их с общей темой. Такое

восприятие музыки происходит гораздо глубже.

Надо отметить, что не существует чёткой методики проведения тематических концертов.

Особенности подготовки основываются на личном опыте. Сам процесс требует серьёзных

творческих и организационных усилий и начиная с момента осмысления темы, её содержания,

формы подачи и выбора репертуара для исполнения учащимися. Пьесы для таких концертов

необходимо подбирать яркие, образные и характерные, с учётом их технической доступности.

При планировании сценария вовсе не обязательно строить концерт по обычной схеме с

демонстрацией сильнейших номеров в заключительной части программы. Иногда можно

начинать с самых сильных, выигрышных номеров для того, чтобы привлечь внимание зрителей.

В этом случае наиболее слабые номера отодвигаются дальше к концу программы, чтобы в

финале достичь нового взлёта.

Многие

учащиеся

по

причине

недостатка

исполнительских

способностей,

слабой

технической подготовки или малой работоспособности не имеют возможности выступать как

солисты.

Нередки

и

другие

случаи,

когда

общее

развитие

учащихся

опережает

их

исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся и, в свою очередь, приводит к

потере интереса к занятиям. Игра же в ансамблях и коллективное музицирование делает

учащихся с разными возможностями равноправными исполнителями, независимо от степени

трудности партий. Это даёт им возможность выступать на самых ответственных концертах,

стимулирует учебный процесс и способствует дальнейшим успешным занятиям. В этой связи, в

наших тематических концертах часто включаются в программу, помимо сольных, ещё и

ансамблевые номера разного состава (дуэты с педагогом, сверстниками.)

Составление программы тематического концерта - дело не простое, требующее времени.

Какой бы принцип не лежал в основе программы – сходства или контраста- она должна быть

цельной и единой, несмотря на многообразие представленных произведений, и возрастных

различий исполнителей. Принцип сходства и контраста – несмотря на разность этих понятий –

необходим в любой программе на любую тему. Это придаёт концерту живость, динамичность и

помогает удерживать внимание слушателей. К принципу контраста относится так же включение

в концерт номеров в исполнении учащихся других отделений (в нашем случае народного,

хорового и хореографического).

Тематика бесед об исполняемой музыке не имеет границ, особенно если представить

себе какие горизонты открываются при рассмотрении музыки в её сочетании с другими

искусствами, с различными событиями истории, с литературными шедеврами, с творчеством

композиторов. При этом немаловажное значение имеет привлечение дополнительных

наглядных средств: оформление зала в стиле заданной темы или эпохи, использование

художественных работ учащихся, костюмов, танцевальных номеров, аудио и видеозаписей

выдающихся исполнителей и т.д. Всё это усиливает воздействие концертных номеров и

разговорного материала на детскую аудиторию, вовлекает в атмосферу происходящего на

сцене.

Форма тематического концерта, объединяя учебные и воспитательные задачи, прежде

всего, позволяет в свободной непринуждённой атмосфере проявить детям свои творческие и

исполнительские возможности. Опираясь на опыт проведения таких концертов, следует

отметить, что даже средние ученики готовятся к ним с большим интересом и ответственностью.

А, как известно, интерес и увлечённость – залог успеха.

Практика проведения тематических концертов, лекций-концертов не нова. Широко

известна система бесед о музыке Д.Д. Кабалевского. На уровне музыкальной школы эта форма

работы также приносит свои плоды. Для слушателей музыка становится тем ближе и понятнее,

чем больше связывается с другими сторонами их жизни, чем больше возникает различных

ассоциаций, мыслей и чувств. Важно, чтобы музыка не отделялась от других видов искусств, а

обнаруживала свои связи с ними. В сочетании музыки, живописи, литературы таятся большие

возможности развития художественной культуры учащихся. Поэтому тематические концерты

имеют широкие перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979.

2. Вопросы методики начального музыкального образования [Под ред. В. Натансона, В.

Руденко].- М.: Музыка,1981.

3. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке?- М.: Советский композитор, 1977.

4. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции

Международного общества по музыкальному воспитанию.- М.: Музыка, 1970.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!