Автор: Цепилова Ольга Анатольевна
Должность: преподователь фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: р.п Бердяуш Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и проведение тематического концерта в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Цепилова Ольга Анатольевна
Преподаватель МБОУ ДО ДШИ р.п. Бердяуш
«Организация и проведение тематического концерта в ДШИ»
В настоящее время большинство преподавателей музыкальных школ сталкиваются с
проблемой потери интереса и престижности музыкального образования детей. Это вызвано
многими причинами, одной из которых является невозможность учащихся ДШИ в полной мере
реализовать приобретённые знания и навыки на практике. Известно, что развитие ребёнка
зависит от его собственной активности, направляемой и организуемой взрослым. Поэтому
обучение и
воспитание следует
строить так, чтобы добиться наиболее эффективного
использования этой активности.
Как показывает практика, обучение учащихся в музыкальной школе сводится, в основном,
к подготовке обязательных программ. Рамки академических концертов мало способствуют
творческой активности и заинтересованности детей. Поэтому возникла идея наполнить
обязательные школьные мероприятия новым смыслом, сделать их более увлекательными и
познавательными. С этой целью были разработаны проекты: «Классическая музыка в детском
саду», «Три кита в музыке». «Великие композиторы. Судьба и музыка», «Прикоснись к
искусству» и все концерты в ДШИ решено было организовывать и проводить как тематические в
рамках этих проектов.
Что такое тематический концерт? Как правило, это концерт, посвящённый одной теме. В
него
входят
разные
музыкальные
произведения,
подчинённые
единому
замыслу
и
объединённые рассказом на избранную заранее тему.
Текст, сопровождающий исполнение музыкальных произведений, предполагает введение
как прозаических, так и поэтических фрагментов. Это могут быть тексты к отдельным номерам и
тексты комментирующие, связывающие их между собой. Большая роль в этом принадлежит
индивидуальным качествам личности слушателей и исполнителей. Поэтому, при подборе
репертуара и материала для беседы, необходимо учитывать возрастные особенности детей,
чтобы и исполняемые произведения, и рассказ были им интересны и понятны. Музыка и текст
по содержанию должны быть тесно связаны между собой, должны работать друг на друга. Язык
рассказчика должен быть предельно простым и доступным, а значит лаконичным.
Кроме этого, дети приучаются к звучанию живой музыки. При слушании живого
исполнения процесс совместного творчества
возникает как
результат обратной связи:
исполнитель-слушатель-исполнитель.
Такая
связь
отсутствует
при
слушании
записи.
А
тематические концерты помогают привить детям не только любовь к живому звучанию, к
стремлению исполнять, но и к пониманию глубоких связей музыки с другими сторонами жизни.
Любой отдельно взятый предмет следует рассматривать как часть целого: только так он может
принести максимальную пользу в воспитании музыканта.
На какую бы тему мы не беседовали с учащимися, нельзя забывать о главной своей
задаче - заинтересовать детей, эмоционально увлечь их, расширить их кругозор. Интерес к
музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней: обязательное условие для того, чтобы она
широко раскрыла детям свою красоту, выполнила свою воспитательную и познавательную
роль. Поэтому одним из обязательных условий любого концерта (в том числе и тематического)
является непрерывно возрастающий интерес слушателей к происходящему на сцене. Материал
необходимо подавать в той последовательности, которая обеспечит неослабевающее внимание
аудитории. Отсюда общая продолжительность концерта не должна превышать 50-60 минут.
Тематика
проводимых
концертов
весьма
разнообразна.
Это
обращение
к
знаменательным датам, творчеству композиторов ( П.И. Чайковский, Ф. Мендельсон, Э. Григ, М.
Глинка, Д. Шостакович, Ф. Шопен, С. Рахманинов, М. Равель) или Старинные, Современные
танцы; «Музыкальное путешествие»- знакомство с музыкальными жанрами разных стран.
Ежегодные отчётные концерты тоже проводятся как тематические : «Классической музыки
немеркнущий свет», « В мире музыки живём»; концерты для разнообразия досуга населения
«8 Марта», «Татьянин день», «День матери» , «Новый год», «День пожилого человека».
Ведущими концертов являются учащиеся ДШИ.
Тематические концерты помимо приобщения к лучшим образцам классической и
современной музыки, расширения музыкально-художественного кругозора, позволяет детям
проявить свои исполнительские возможности в активном совместном творчестве. В свою
очередь, и слушатели, и исполнители гораздо основательнее усваивают музыку, если все
произведения, включённые в концерт, объединены какой-либо близкой им темой, способной
заинтересовать их. Воспринимая под таким углом зрения всю программу, они обязательно
будут сопоставлять одно произведение с другим, и соизмерять их с общей темой. Такое
восприятие музыки происходит гораздо глубже.
Надо отметить, что не существует чёткой методики проведения тематических концертов.
Особенности подготовки основываются на личном опыте. Сам процесс требует серьёзных
творческих и организационных усилий и начиная с момента осмысления темы, её содержания,
формы подачи и выбора репертуара для исполнения учащимися. Пьесы для таких концертов
необходимо подбирать яркие, образные и характерные, с учётом их технической доступности.
При планировании сценария вовсе не обязательно строить концерт по обычной схеме с
демонстрацией сильнейших номеров в заключительной части программы. Иногда можно
начинать с самых сильных, выигрышных номеров для того, чтобы привлечь внимание зрителей.
В этом случае наиболее слабые номера отодвигаются дальше к концу программы, чтобы в
финале достичь нового взлёта.
Многие
учащиеся
по
причине
недостатка
исполнительских
способностей,
слабой
технической подготовки или малой работоспособности не имеют возможности выступать как
солисты.
Нередки
и
другие
случаи,
когда
общее
развитие
учащихся
опережает
их
исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся и, в свою очередь, приводит к
потере интереса к занятиям. Игра же в ансамблях и коллективное музицирование делает
учащихся с разными возможностями равноправными исполнителями, независимо от степени
трудности партий. Это даёт им возможность выступать на самых ответственных концертах,
стимулирует учебный процесс и способствует дальнейшим успешным занятиям. В этой связи, в
наших тематических концертах часто включаются в программу, помимо сольных, ещё и
ансамблевые номера разного состава (дуэты с педагогом, сверстниками.)
Составление программы тематического концерта - дело не простое, требующее времени.
Какой бы принцип не лежал в основе программы – сходства или контраста- она должна быть
цельной и единой, несмотря на многообразие представленных произведений, и возрастных
различий исполнителей. Принцип сходства и контраста – несмотря на разность этих понятий –
необходим в любой программе на любую тему. Это придаёт концерту живость, динамичность и
помогает удерживать внимание слушателей. К принципу контраста относится так же включение
в концерт номеров в исполнении учащихся других отделений (в нашем случае народного,
хорового и хореографического).
Тематика бесед об исполняемой музыке не имеет границ, особенно если представить
себе какие горизонты открываются при рассмотрении музыки в её сочетании с другими
искусствами, с различными событиями истории, с литературными шедеврами, с творчеством
композиторов. При этом немаловажное значение имеет привлечение дополнительных
наглядных средств: оформление зала в стиле заданной темы или эпохи, использование
художественных работ учащихся, костюмов, танцевальных номеров, аудио и видеозаписей
выдающихся исполнителей и т.д. Всё это усиливает воздействие концертных номеров и
разговорного материала на детскую аудиторию, вовлекает в атмосферу происходящего на
сцене.
Форма тематического концерта, объединяя учебные и воспитательные задачи, прежде
всего, позволяет в свободной непринуждённой атмосфере проявить детям свои творческие и
исполнительские возможности. Опираясь на опыт проведения таких концертов, следует
отметить, что даже средние ученики готовятся к ним с большим интересом и ответственностью.
А, как известно, интерес и увлечённость – залог успеха.
Практика проведения тематических концертов, лекций-концертов не нова. Широко
известна система бесед о музыке Д.Д. Кабалевского. На уровне музыкальной школы эта форма
работы также приносит свои плоды. Для слушателей музыка становится тем ближе и понятнее,
чем больше связывается с другими сторонами их жизни, чем больше возникает различных
ассоциаций, мыслей и чувств. Важно, чтобы музыка не отделялась от других видов искусств, а
обнаруживала свои связи с ними. В сочетании музыки, живописи, литературы таятся большие
возможности развития художественной культуры учащихся. Поэтому тематические концерты
имеют широкие перспективы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979.
2. Вопросы методики начального музыкального образования [Под ред. В. Натансона, В.
Руденко].- М.: Музыка,1981.
3. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке?- М.: Советский композитор, 1977.
4. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции
Международного общества по музыкальному воспитанию.- М.: Музыка, 1970.