Автор: Марценюк Светлана Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: Челябинская область, Саткинский район, р.п. Бердяуш
Наименование материала: статья
Тема: «Работа над художественным образом в хоровых произведениях"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» р.п. Бердяуш
Саткинского муниципального района
Методическая разработка урока
в младшем хоре
«Работа над художественным образом
в хоровых произведениях»
Выполнила:
Марценюк С.В.
2022 г.
Методическая разработка урока в младшем хоре
«Работа над художественным образом в хоровых произведениях».
Преподаватель: Марценюк Светлана Васильевна
Тема урока: «Работа над художественным образом в хоровых
произведениях»
Форма работы
:
коллективная, индивидуальная.
Тип урока
:
комбинированный.
Цель урока:
на основе знания и понимания содержания, раскрыть
художественный образ в хоровых произведениях и донести замысел авторов
произведения до слушателя, через основные певческие навыки.
Задачи:
образовательная: закрепить у обучающихся основные певческие навыки:
певческая установка, певческое дыхание, опора звука, вокальная позиция,
точное интонирование, использование различных видов звуковедения,
дикционные и артикуляционные навыки.
развивающая: развивать у обучающихся воображение, мышление, память
при пении упражнений и в процессе работы над хоровыми произведениями,
развивать более яркие артистические способности.
воспитательная: воспитывать эмоциональное и творческое отношение к
исполняемому произведению, воспитывать музыкальные вкусы, потребности
и способность к сопереживанию исполняемых произведений.
Методы обучения:
- словесный;
- игровой;
- объяснительно - иллюстративный;
- метод показа.
Учебное оборудование: фортепиано, нотные сборники для концертмейстера,
стулья для обучающихся, хоровые партии, экран, проектор и ноутбук для
просмотра и прослушивания хоровых произведений.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие, тема, цели и задачи урока) - 2
мин.
2. Артикуляционная гимнастика (упражнения и скороговорки) – 2 мин.
3. Дыхательные упражнения – 2 мин.
4. Распевание (упражнения, напевы, распевы, песенки) – 7 мин.
5. Работа над художественным образом в произведениях (основная часть) –
25 мин.
6. Подведение итогов, выводы, домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент - 2 мин.
Приветствие слово преподавателя обучающимся.
Объявление темы, цели и задач урока
Проверка наличия хоровых партий у обучающихся.
2. Артикуляционная гимнастика – 2 мин.
упражнения для языка:
- «покусывание» языка со всех сторон;
- «уколы» языком вверх, вниз, вправо, влево;
- круговые движения языка по часовой стрелке и в обратном направлении,
- «цоканье» языком, как лошадка
Все упражнения выполняются последовательно и ежеурочно.
скороговорки:
- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак
за руку Грека «цап»;
- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил
ирисом;
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Два щенка щека к щеке, грызли щетку в уголке.
Каждая скороговорка произносится два раза. Первый раз - шёпотом, второй
раз - громко и чётко. Сначала в медленном темпе, затем в быстром.
3. Дыхательные упражнения – 2 мин.
Упражнение на развитие, «накачивание» диафрагмы (упражнение
«Шарик» и «Собачка»;
Упражнение для выработки более длинного дыхания: короткий вдох -
выдох на звук «С», на счёт 20 (постепенно увеличивая). Следить за
ровностью выдоха…
Все упражнения выполняются по три раза, ежеурочно, на протяжении всех
этапов обучения.
4. Распевание – 15 мин.
Пение с закрытым ртом для выравнивания тембрового звучания,
слуховой настройки, активизации внимания (поступенное движение вверх и
вниз в пределах терции на «М»);
Упражнение на legato (чистая квинта вверх и поступенное нисходящее
движение на слоги («лё», «ля», «да», «ми», «мэ»);
Упражнение на legato по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз на
слог «не».
Упражнение
на
освобождение
нижней
челюсти,
активизацию
подвижности губ и мышц лица (скороговорка на одном звуке «да-дэ-ди-до-
ба-бэ-би-бо-ма-мэ-ми-мо-му»).
Упражнение на расширение диапазона (восходящее и нисходящее
движение по звукам мажорного трезвучия (слог «ми»).
5. Работа над художественным образом произведений – 25 мин.
- Русская народная песня «В сыром бору тропина»
Просмотр и прослушивание РНП в исполнении детского хора.
Работа над выразительным произношением текста.
Работа над фразировкой, динамикой, кульминацией произведения.
Работа с каждой партией отдельно, и вместе
Пение a cappella.
Исполнение произведения с учетом проделанной работы.
- Работа над художественным образом произведения: «Как лечили бегемота»
М. Матвеев.
Просмотр и прослушивание РНП в исполнении детского хора.
Работа над дикцией, артикуляцией в быстром темпе произведения
Работа над фразировкой и динамикой
Работа над кульминацией и характером произведения
Исполнение произведения с учетом проделанной работы.
6. Подведение итогов проделанной работы, выводы, домашнее задание.
Исполнение двух произведений с учетом проделанной работы.
Подведение итогов проделанной работы.
Домашнее задание.