Напоминание

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков.


Автор: Ванеева Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детского сада комбинированного вида
Населённый пункт: города Советска Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Путешествие на луну.

Тема: Весёлая артикуляционная гимнастика для звука «Р». Космос.

(с детьми старшего дошкольного возраста)

ОДЦ: Создать условия для развития речевой сферы через использование комплексно-

игрового метода.

Коррекционно-развивающие (речевые)

- Развивать артикуляционную моторику (подготовка артикуляционного аппарата к звуку

«Р»); вырабатывать плавный длительный выдох, развивать сильную воздушную струю

- Развивать фонематический слух: дифференцировать звуки «Ж» - «З»

- Развивать звуковой анализ слов, подбирая картинки с заданным звуком.

- Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании

относительных прилагательных, употреблении простых предлогов

- Закреплять произношение поставленных звуков у детей

- Актуализировать и расширять словарь по теме «Космос», а так же по ранее изученным

темам, упражнять в подборе антонимов.

Образовательные

- Обогащать познавательной сферу информацией о космосе, актуализировать знания о

нашей планете.

- Упражнять в ориентировке в пространстве и усвоении понятий «право», «лево».

- Закрепить знания о цвете предметов.

Развивающие

- Развитие слухового внимания, чувства ритма.

- Развитие общей и мелкой моторики, долговременной памяти.

- Создать условия для эстетического развития, проявления творчества детей.

Воспитательные Воспитание коммуникативных навыков,

способствовать эмоциональному развитию детей.

Ход занятия:

I.Организационное начало.

Логопед: Здравствуйте дети! Какое сейчас время года?

Дети:…весна.

II.Подготовительный этап

1) Игра с прищепками «Весеннее солнышко»

Логопед: Весной солнышко светит всё ярче и ярче. Посмотрите, у меня тоже есть

солнышко, но ему нужно помочь. Прикрепить лучики из прищепок с картинками, где

есть звук «З».

(дети подбирают картинки и прикрепляют лучики)

Логопедическое упражнение «Улыбка» (для растягивания и удерживания мышц губ)

Логопед: Ребята, солнышко нам улыбается, давайте тоже улыбнёмся ему.

Дети: (дети улыбаются, выполняя логопедическое упражнение)

Логопед: Но, что-то солнышко стало грустным (солнышко поворачивается другой

стороной с грустным выражением), давайте ему улыбнёмся, чтобы оно вновь стало

радостным.

Дети: (дети снова улыбаются, повторно выполняя логопедическое упражнение)

(солнышко поворачивается и улыбается детям)

2) Игра-шнуровка «Усталый паучок»

Логопед: Весной ещё просыпаются все насекомые. Смотрите, какой у меня паучок, но он

очень устал. Ему нужно помочь - сделать паутинку из шнурочка. Но в паутинку нужно

собрать картинки только со звуком «Ж»

(дети находят картинку со звуком «Ж», озвучивают её и протягивают шнурочек к

картинке )

Логопед: Что-то паучку стало жарко от нашего солнышка – давайте на него подуем, чтобы

ему было попрохладнее.

Упражнение на дыхание

(дети дуют на вертушку из бумаги рядом с паучком, чтобы она как можно сильней

крутилась)

III. Основной этап

1) Упражнение с движениями «Машинка».

Логопед: На нашей планете сейчас весна, а что происходит на других планетах, наверняка

вам интересно узнать. Предлагаю совершить путешествие на планету Марс. Обратите

внимание, в слове «Марс» есть звук «Р». А чтобы научиться произносить этот звук

красиво, нужно все упражнения для язычка стараться делать всегда хорошо – это ваша

главная задача! А, до площадки с ракетами нужно доехать на машинках

Встаньте за спинку стульчика, возьмите руль, поверните руль в правую сторону, поедем

направо и покажите язычком «как мы едем»

Логопедическое упражнение «Машинка» (для вибрации язычка)

Логопед: Давайте остановимся, отдохнём и поедем влево.

(дети второй раз выполняют упражнение «Машинка»)

Логопед: У вас на руле есть пчёлка, она уже устала сидеть – давайте подуем на пчёлку,

чтобы она полетела как можно дальше.

Упражнение на дыхание (дети дуют, направляя сильную воздушную струю на пчёлку)

Логопед: У вас на руле ещё есть цветочки, посадите пчёлку (на розовый) цветок.

(дети « садят» пчёлок, подбирая нужный цвет)

Логопед: На какой цветок вы сейчас посадили пчелок?

Дети: ……..(на) розовый цветок.

Логопед: Мы доехали до площадки с ракетами. Здесь стоит большая ракета (из объёмных

модулей), но мы полетим на маленькой ракете (из магнитной доски).

Ребята, вы умеете выкладывать красивые узоры из мозайки и из магнитиков.

(показ выполненных работ детей)

Давайте украсим нашу ракету, чтобы она была красивая. Сделаем листики для цветочков

и усики для божьих коровок из магнитиков. Но прикрепляя магнитики нужно повторять

слова, которые я скажу.

2) Оформление ракеты из магнитиков.

(Дети украшают ракету магнитиками, в форме узеньких прямоугольничков и

треугольников и проговаривают слова, при этом подбирают магнитик определённого

цвета. Слова подобраны со звуками «З» и «Ж» в одном слове: желтизна, железный,

заслужить и т.д.)

Представьте, что мы одели скафандры и летим на нашей красивой ракете. А пока мы

летим, давайте поиграем в игру.

3) Игра «наоборот»

Одни планеты находятся к нам близко, а какие-то от нас… (далеко)

Одни планеты вращаются быстро, а другие….. (медленно)

У солнышка лучики могут быть длинными, а могут быть … (короткими)

Логопед: Кажется, мы уже подлетаем, поэтому предлагаю вам подкрепиться джемом.

Выкрутите тюбики с джемом и представьте, что вы кушайте.

(тюбики - использованные флаконы из-под клея-карандаша)

4) Логопедические упражнения

(дети изображают, как кушают джем, причём на каждом тюбике наклеена картинка

фрукта или ягодки)

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картинку на тюбике. И скажите у кого из

чего джем?

Дети: … из апельсина и т.д.

Логопед: Если джем из апельсина, значит, какой джем? ....и т.д.

Дети: …апельсиновый и т.д.

Логопед: Джем очень сладкий, поэтому давайте возьмём зеркальце и оближем верхнюю

губку.

Логопедическое упражнение «Вкусное варенье» (для загибания язычка вверх)

(дети выполняют логопедическое упражнение)

Логопед: А сейчас, давайте после джема почистим верхние зубки с внутренней стороны

язычком, т.к. у нас нет зубной щётки и пасты.

Логопедическое упражнение «Почистим верхние зубки» (для подъёма и подвижности

кончика язычка)

(дети выполняют логопедическое упражнение перед зеркальцем)

Логопед: А сейчас добро пожаловать на Марс! Мы уже прилетели. Посмотрите, здесь кто-

то нас встречает

(Звёздная фея и инопланетянин из мяча-фитбола)

Звёздная фея (музыкальный работник): Здравствуйте, ребята, добро пожаловать на

планету Марс! Со мной мой друг, давайте поздороваемся с ним по-инопланетянски

Логопедическое упражнение «Индюк» (для подвижности язычка)

(дети стараются загнуть язык на верхнюю губу и быстро шлёпать языком по губе «как

индюшата», тем самым здороваясь с инопланетянином)

Наша планета круглой формы и красноватого цвета. Она находится рядом с вашей

планетой Земля. Но ваша планета ближе к солнышку, а планета Марс чуть подальше от

солнышка, поэтому лучики солнца уже меньше попадают на неё и на ней гораздо

холоднее. Так же ваша планета Земля почти в 2 раза больше Марса и движется гораздо

быстрее. На Марсе нет никаких растений и животных.

( рассказ сопровождается показом картинок)

Скажите, на вашей планете какие есть животные на звук «Л»

Дети: перечисляют животных

Звёздная фея: предлагаю вам спеть для моего друга песенку про лошадку.

5) Песня «На лошадке» Л. Б. Веселовой

На лошадке я скачу:

(Цок-цок-цок)

Эй, садитесь, прокачу!

(цок-цок-цок)

А копытца так стучат:

(цок-цок-цок)

Веселят они ребят!

(цок-цок-цок)

На слова «цок-цок-цок» дети исполняют логопедическое упражнение «Лошадка» (на

поднятие, подтягивание - щёлканье язычка)

Звёздная фея (музыкальный работник): Ребята, а какое есть насекомое на звук «Ж»?

Дети: Жук

Звёздная фея: Давайте, поиграем в игру «Жук»

6) Игра с движениями «Жук»

Звёздная фея: Жук, жук, пожужжи

Что ты видел - расскажи:

Дети: Я вам песню прожужжу,

как с комариком дружу (движения руками – скользящие хлопки)

зи-зи-зи, зу-зу-зу (изображают указательным пальцем комарика)

жи-жи-жи, жу-жу-жу (изображают ладошкой жука)

как с комариком дружу (движения руками – скользящие хлопки)

Звёздная фея: Давайте представим, что прилетел комарик. Давайте сдуем его с язычка,

затем с носика и с ладошки.

Логопедическое упражнение «Сдуй комарика» (на вибрацию кончика язычка)

Дети высовывают широкий язычок вперёд и дуют на него, чтобы кончик языка

шевелился.

Затем делают длительный выдох и дуют на носик и на ладошку.

IV. Заключительная часть

Звёздная фея: Давайте споём для моего друга песню по-инопланетянски.

1) Исполнение шуточной песни «Туту-ляк» Насауленко С. Г. (в переделанном варианте)

Лаки-даки, ляки-баки

Сям-сям-сям

Лули-мули, люли-гули

Пам-пам-пам

Туту-лак, туту-лак

Сям-сям-сям

Туту-лак, туту-лак

Пам-пам-пам

2)Подведение итогов. Награждение. (Возвращение с помощью светящегося шара

Беседа о путешествии).

Технологическая карта

Тема: Артикуляционная гимнастика для звука «Р». Космос.

(подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста)

Интегрированное занятие.

ОДЦ: Создать условия для развития речевой сферы через использование комплексно-

игрового метода, при взаимосвязи логопеда и музыкального работника.

Коррекционно-развивающие (речевые)

- Развивать артикуляционную моторику (подготовка артикуляционного аппарата к звуку

«Р»); вырабатывать плавный длительный выдох, развивать сильную воздушную струю

- Развивать фонематический слух: дифференцировать звуки

«Ж» - «З»

- Развивать звуковой анализ слов, подбирая картинки с заданным звуком.

- Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании

относительных прилагательных, употреблении простых предлогов

- Закреплять произношение поставленных звуков у детей

- Актуализировать и расширять словарь по теме «Космос», а так же по ранее изученным

темам, упражнять в подборе антонимов.

Образовательные

- Обогащать познавательной сферу информацией о космосе, актуализировать знания о

нашей планете.

- Упражнять в ориентировке в пространстве и усвоении понятий «право», «лево».

- Закрепить знания о цвете предметов.

Развивающие

- Развитие слухового внимания, чувства ритма.

- Развитие общей и мелкой моторики, долговременной памяти.

- Создать условия для эстетического развития, проявления творчества детей.

Воспитательные Воспитание коммуникативных навыков,

способствовать эмоциональному развитию детей.

Структура занятия:

I

. Подготовительный этап.

1. Игра с прищепками «Весеннее солнышко»

2. Игра-шнуровка «Усталый паучок»

II. Основной этап.

1. Упражнение с движениями «Машинка»

2. Оформление ракеты из магнитиков.

3. Игра «Наоборот»

4. Логопедические упражнения

5. Песня «На лошадке» Л. Б. Веселовой

6. Игра с движениями «Жук»

III. Заключительная часть.

1.Исполнение шуточной песни «Туту-ляк» Насауленко С. Г.

2.Подведение итогов. Награждение.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!