Автор: Ванеева Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детского сада комбинированного вида
Населённый пункт: города Советска Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков.
Раздел: дошкольное образование
Путешествие на луну.
Тема: Весёлая артикуляционная гимнастика для звука «Р». Космос.
(с детьми старшего дошкольного возраста)
ОДЦ: Создать условия для развития речевой сферы через использование комплексно-
игрового метода.
Коррекционно-развивающие (речевые)
- Развивать артикуляционную моторику (подготовка артикуляционного аппарата к звуку
«Р»); вырабатывать плавный длительный выдох, развивать сильную воздушную струю
- Развивать фонематический слух: дифференцировать звуки «Ж» - «З»
- Развивать звуковой анализ слов, подбирая картинки с заданным звуком.
- Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании
относительных прилагательных, употреблении простых предлогов
- Закреплять произношение поставленных звуков у детей
- Актуализировать и расширять словарь по теме «Космос», а так же по ранее изученным
темам, упражнять в подборе антонимов.
Образовательные
- Обогащать познавательной сферу информацией о космосе, актуализировать знания о
нашей планете.
- Упражнять в ориентировке в пространстве и усвоении понятий «право», «лево».
- Закрепить знания о цвете предметов.
Развивающие
- Развитие слухового внимания, чувства ритма.
- Развитие общей и мелкой моторики, долговременной памяти.
- Создать условия для эстетического развития, проявления творчества детей.
Воспитательные Воспитание коммуникативных навыков,
способствовать эмоциональному развитию детей.
Ход занятия:
I.Организационное начало.
Логопед: Здравствуйте дети! Какое сейчас время года?
Дети:…весна.
II.Подготовительный этап
1) Игра с прищепками «Весеннее солнышко»
Логопед: Весной солнышко светит всё ярче и ярче. Посмотрите, у меня тоже есть
солнышко, но ему нужно помочь. Прикрепить лучики из прищепок с картинками, где
есть звук «З».
(дети подбирают картинки и прикрепляют лучики)
Логопедическое упражнение «Улыбка» (для растягивания и удерживания мышц губ)
Логопед: Ребята, солнышко нам улыбается, давайте тоже улыбнёмся ему.
Дети: (дети улыбаются, выполняя логопедическое упражнение)
Логопед: Но, что-то солнышко стало грустным (солнышко поворачивается другой
стороной с грустным выражением), давайте ему улыбнёмся, чтобы оно вновь стало
радостным.
Дети: (дети снова улыбаются, повторно выполняя логопедическое упражнение)
(солнышко поворачивается и улыбается детям)
2) Игра-шнуровка «Усталый паучок»
Логопед: Весной ещё просыпаются все насекомые. Смотрите, какой у меня паучок, но он
очень устал. Ему нужно помочь - сделать паутинку из шнурочка. Но в паутинку нужно
собрать картинки только со звуком «Ж»
(дети находят картинку со звуком «Ж», озвучивают её и протягивают шнурочек к
картинке )
Логопед: Что-то паучку стало жарко от нашего солнышка – давайте на него подуем, чтобы
ему было попрохладнее.
Упражнение на дыхание
(дети дуют на вертушку из бумаги рядом с паучком, чтобы она как можно сильней
крутилась)
III. Основной этап
1) Упражнение с движениями «Машинка».
Логопед: На нашей планете сейчас весна, а что происходит на других планетах, наверняка
вам интересно узнать. Предлагаю совершить путешествие на планету Марс. Обратите
внимание, в слове «Марс» есть звук «Р». А чтобы научиться произносить этот звук
красиво, нужно все упражнения для язычка стараться делать всегда хорошо – это ваша
главная задача! А, до площадки с ракетами нужно доехать на машинках
Встаньте за спинку стульчика, возьмите руль, поверните руль в правую сторону, поедем
направо и покажите язычком «как мы едем»
Логопедическое упражнение «Машинка» (для вибрации язычка)
Логопед: Давайте остановимся, отдохнём и поедем влево.
(дети второй раз выполняют упражнение «Машинка»)
Логопед: У вас на руле есть пчёлка, она уже устала сидеть – давайте подуем на пчёлку,
чтобы она полетела как можно дальше.
Упражнение на дыхание (дети дуют, направляя сильную воздушную струю на пчёлку)
Логопед: У вас на руле ещё есть цветочки, посадите пчёлку (на розовый) цветок.
(дети « садят» пчёлок, подбирая нужный цвет)
Логопед: На какой цветок вы сейчас посадили пчелок?
Дети: ……..(на) розовый цветок.
Логопед: Мы доехали до площадки с ракетами. Здесь стоит большая ракета (из объёмных
модулей), но мы полетим на маленькой ракете (из магнитной доски).
Ребята, вы умеете выкладывать красивые узоры из мозайки и из магнитиков.
(показ выполненных работ детей)
Давайте украсим нашу ракету, чтобы она была красивая. Сделаем листики для цветочков
и усики для божьих коровок из магнитиков. Но прикрепляя магнитики нужно повторять
слова, которые я скажу.
2) Оформление ракеты из магнитиков.
(Дети украшают ракету магнитиками, в форме узеньких прямоугольничков и
треугольников и проговаривают слова, при этом подбирают магнитик определённого
цвета. Слова подобраны со звуками «З» и «Ж» в одном слове: желтизна, железный,
заслужить и т.д.)
Представьте, что мы одели скафандры и летим на нашей красивой ракете. А пока мы
летим, давайте поиграем в игру.
3) Игра «наоборот»
Одни планеты находятся к нам близко, а какие-то от нас… (далеко)
Одни планеты вращаются быстро, а другие….. (медленно)
У солнышка лучики могут быть длинными, а могут быть … (короткими)
Логопед: Кажется, мы уже подлетаем, поэтому предлагаю вам подкрепиться джемом.
Выкрутите тюбики с джемом и представьте, что вы кушайте.
(тюбики - использованные флаконы из-под клея-карандаша)
4) Логопедические упражнения
(дети изображают, как кушают джем, причём на каждом тюбике наклеена картинка
фрукта или ягодки)
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картинку на тюбике. И скажите у кого из
чего джем?
Дети: … из апельсина и т.д.
Логопед: Если джем из апельсина, значит, какой джем? ....и т.д.
Дети: …апельсиновый и т.д.
Логопед: Джем очень сладкий, поэтому давайте возьмём зеркальце и оближем верхнюю
губку.
Логопедическое упражнение «Вкусное варенье» (для загибания язычка вверх)
(дети выполняют логопедическое упражнение)
Логопед: А сейчас, давайте после джема почистим верхние зубки с внутренней стороны
язычком, т.к. у нас нет зубной щётки и пасты.
Логопедическое упражнение «Почистим верхние зубки» (для подъёма и подвижности
кончика язычка)
(дети выполняют логопедическое упражнение перед зеркальцем)
Логопед: А сейчас добро пожаловать на Марс! Мы уже прилетели. Посмотрите, здесь кто-
то нас встречает
(Звёздная фея и инопланетянин из мяча-фитбола)
Звёздная фея (музыкальный работник): Здравствуйте, ребята, добро пожаловать на
планету Марс! Со мной мой друг, давайте поздороваемся с ним по-инопланетянски
Логопедическое упражнение «Индюк» (для подвижности язычка)
(дети стараются загнуть язык на верхнюю губу и быстро шлёпать языком по губе «как
индюшата», тем самым здороваясь с инопланетянином)
Наша планета круглой формы и красноватого цвета. Она находится рядом с вашей
планетой Земля. Но ваша планета ближе к солнышку, а планета Марс чуть подальше от
солнышка, поэтому лучики солнца уже меньше попадают на неё и на ней гораздо
холоднее. Так же ваша планета Земля почти в 2 раза больше Марса и движется гораздо
быстрее. На Марсе нет никаких растений и животных.
( рассказ сопровождается показом картинок)
Скажите, на вашей планете какие есть животные на звук «Л»
Дети: перечисляют животных
Звёздная фея: предлагаю вам спеть для моего друга песенку про лошадку.
5) Песня «На лошадке» Л. Б. Веселовой
На лошадке я скачу:
(Цок-цок-цок)
Эй, садитесь, прокачу!
(цок-цок-цок)
А копытца так стучат:
(цок-цок-цок)
Веселят они ребят!
(цок-цок-цок)
На слова «цок-цок-цок» дети исполняют логопедическое упражнение «Лошадка» (на
поднятие, подтягивание - щёлканье язычка)
Звёздная фея (музыкальный работник): Ребята, а какое есть насекомое на звук «Ж»?
Дети: Жук
Звёздная фея: Давайте, поиграем в игру «Жук»
6) Игра с движениями «Жук»
Звёздная фея: Жук, жук, пожужжи
Что ты видел - расскажи:
Дети: Я вам песню прожужжу,
как с комариком дружу (движения руками – скользящие хлопки)
зи-зи-зи, зу-зу-зу (изображают указательным пальцем комарика)
жи-жи-жи, жу-жу-жу (изображают ладошкой жука)
как с комариком дружу (движения руками – скользящие хлопки)
Звёздная фея: Давайте представим, что прилетел комарик. Давайте сдуем его с язычка,
затем с носика и с ладошки.
Логопедическое упражнение «Сдуй комарика» (на вибрацию кончика язычка)
Дети высовывают широкий язычок вперёд и дуют на него, чтобы кончик языка
шевелился.
Затем делают длительный выдох и дуют на носик и на ладошку.
IV. Заключительная часть
Звёздная фея: Давайте споём для моего друга песню по-инопланетянски.
1) Исполнение шуточной песни «Туту-ляк» Насауленко С. Г. (в переделанном варианте)
Лаки-даки, ляки-баки
Сям-сям-сям
Лули-мули, люли-гули
Пам-пам-пам
Туту-лак, туту-лак
Сям-сям-сям
Туту-лак, туту-лак
Пам-пам-пам
2)Подведение итогов. Награждение. (Возвращение с помощью светящегося шара
Беседа о путешествии).
Технологическая карта
Тема: Артикуляционная гимнастика для звука «Р». Космос.
(подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста)
Интегрированное занятие.
ОДЦ: Создать условия для развития речевой сферы через использование комплексно-
игрового метода, при взаимосвязи логопеда и музыкального работника.
Коррекционно-развивающие (речевые)
- Развивать артикуляционную моторику (подготовка артикуляционного аппарата к звуку
«Р»); вырабатывать плавный длительный выдох, развивать сильную воздушную струю
- Развивать фонематический слух: дифференцировать звуки
«Ж» - «З»
- Развивать звуковой анализ слов, подбирая картинки с заданным звуком.
- Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании
относительных прилагательных, употреблении простых предлогов
- Закреплять произношение поставленных звуков у детей
- Актуализировать и расширять словарь по теме «Космос», а так же по ранее изученным
темам, упражнять в подборе антонимов.
Образовательные
- Обогащать познавательной сферу информацией о космосе, актуализировать знания о
нашей планете.
- Упражнять в ориентировке в пространстве и усвоении понятий «право», «лево».
- Закрепить знания о цвете предметов.
Развивающие
- Развитие слухового внимания, чувства ритма.
- Развитие общей и мелкой моторики, долговременной памяти.
- Создать условия для эстетического развития, проявления творчества детей.
Воспитательные Воспитание коммуникативных навыков,
способствовать эмоциональному развитию детей.
Структура занятия:
I
. Подготовительный этап.
1. Игра с прищепками «Весеннее солнышко»
2. Игра-шнуровка «Усталый паучок»
II. Основной этап.
1. Упражнение с движениями «Машинка»
2. Оформление ракеты из магнитиков.
3. Игра «Наоборот»
4. Логопедические упражнения
5. Песня «На лошадке» Л. Б. Веселовой
6. Игра с движениями «Жук»
III. Заключительная часть.
1.Исполнение шуточной песни «Туту-ляк» Насауленко С. Г.
2.Подведение итогов. Награждение.