Напоминание

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»


Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" город Магнитогорск
Населённый пункт: Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка для педагогов ДОУ
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

Доклад

для педагогов ДОУ

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса по патриотическому

воспитанию дошкольников в ДОУ»

Составитель: педагог-психолог

Федулова Ольга Анатольевна

Магнитогорск, 2022

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из

наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к

родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию

своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других

национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам

его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям

государства и общенародным праздникам.

Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы

семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить

представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом

– большое благо.

Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их

национальное самосознание.

Мы живем в многонациональном государстве и поэтому каждому малышу должны

обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Подвести

детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди. О

человеке судят не цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.

Патриотическое воспитание имеют огромное значение для развития личности

ребенка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России,

включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции

культурно - исторической педагогики развития.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи

ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое

сопровождение.

Концепция

модернизации

российского

образования

определяет

приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы

психолого-педагогического сопровождения.

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий

педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в развитии,

обучении, воспитании, социализации.

Под психолого - педагогическим сопровождением понимается последовательность

организационных форм деятельности педагога-психолога, обеспечивающих развитие

личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования формируется

как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и

индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет

комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и

планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (согласно

п.2.3 ФГОС).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования,

которые представляют собой

социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на

этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1. ФГОС).

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде

педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального

сравнения с реальными достижениями детей. Не являются основой объективной оценки

соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки

детей. Освоение

Программы

не

сопровождается

проведением

промежуточных

аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не привязаны

к педагогической диагностике (мониторингу) (п. 4.3. ФГОС).

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

привело к изменению содержания и методологического основания образования, сделав

его по существу в образование психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса является

требованием федерального документа (Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ

«Образовании в Российской Федерации», федеральный государственный стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от

17.10.13 г №1155) и определяет новое содержание деятельности педагога-психолога в

дошкольной образовательной организации.

Цель

психолого-педагогического

сопровождения

по

патриотическому

воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного,

морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задача психолого-педагогического сопровождения:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том

числе их эмоционального благополучия);

сохранения

и

поддержка

индивидуальности

ребенка,

развития

индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта

отношений с людьми, миром и самим собой;

формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных,

интеллектуальных,

физических,

эстетических

качеств,

инициативности,

самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных

программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности

формирования

образовательных

программ

различных

уровней

сложности

и

направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка

в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,

социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограни ченных

возможностей здоровья);

обеспечение

преемственности

основных

образовательных

программ

дошкольного и начального общего образования;

определение

направлений

для

систематического

межведомственного

взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в

том числе сетевого).

Содержание образовательной работы:

Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценности

ориентации и социализации:

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье, малой и большой родине;

формирование

основ

собственной

безопасности

и

безопасности

окружающего мира (в быту, социуме, природе);

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения

в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том. «что такое

хорошо и что такое плохо»;

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

(двигательный режим, закаливание, полезные привычки и др.)

Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства

(словестного, музыкального, изобразительного) мира природы.

Содержательный раздел образовательной работы включает:

цели и задачи образовательной работы с учетом психолого-возрастных и

индивидуальных

особенностей

воспитанников,

специфики

их

образовательных

потребностей;

содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учетом

используемых

примерных

ООПДО

и

методических

пособий,

обеспечивающих

реализацию данного содержания;

описание основных технологий реализации Программы (формы, методы,

приемы, средства образования).

Психолого-педагогические

условиям

сопровождения

патриотического

воспитания:

Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка

их

положительной

самооценки,

уверенности

в

собственных

возможностях

и

способностях;

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы,

соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость

как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и

учитывающего социальную ситуацию его развития;

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,

вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Психологическая безопасность сопровождения:

Комфортная организация режимных моментов;

Оптимальный двигательный режим;

Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;

Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;

Целесообразность в применении приемов и методов;

Использование приемов релаксации в режиме дня.

Принципы сопровождения:

поддержка разнообразия детства;

сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного

этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства,

амплификации

(обогащения) детского развития;

создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в

соответствии

с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и

их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка через его

включение в различные виды деятельности;

учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных

направлений

реализации

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие».

Основная цель образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

позитивная

социализация

детей

дошкольного

возраста,

приобщение

детей

к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально-коммуникативного развития в федеральном государственном

образовательном стандарте ДО:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные

и нравственные ценности;

Развитие

общения

и

взаимодействия

ребёнка

со

взрослыми

и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

Развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности;

Формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;

Формирование

позитивных

установок

к

различным

видам

труда

и творчества;

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Компоненты патриотического воспитания:

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):

о культуре народа, его традициях, творчестве;

о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

2. Эмоционально-побудительный

(Эмоционально-положительные

чувства

ребенка к окружающему миру):

Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

Интерес к жизни родного города и страны;

Гордость за достижения своей страны;

Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

Восхищение народным творчеством;

Любовь к родной природе, к родному языку;

Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в

труде.

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):

Труд;

Игра;

Продуктивная деятельность;

Музыкальная деятельность;

Познавательная деятельность.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда:

1.

Максимальная

реализация

образовательного

потенциала

пространства:

организации,

групп,

территории

приспособленной

для

реализации

Программы,

материалов, оборудования и инвентаря.

2. Возможность:

общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного

возраста) и взрослых;

двигательной активности;

уединения (уголки релаксации).

3. Реализацию различных ОП;

• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;

учёт

национально-культурных,

климатических

условий,

в

которых

осуществляется образовательная деятельность;

• учёт возрастных особенностей детей.

Созданная в ДО пространственно - развивающая среда по патриотическому

воспитанию, дает педагогам возможность организовывать совместную и самостоятельную

деятельность детей, а воспитанникам - заниматься разными видами деятельности: играть,

рисовать, бегать, прыгать и т. д.

Предметно-развивающая среда разделяется на различные зоны: для сюжетно-

ролевых игр, игр со строительными материалами, с песком и водой, подвижных игр, для

уголков природы, чтения и рассматривания иллюстраций, ряжения, отдыха, уединения и

др.

Анализ предметно-пространственной развивающей образовательной среды

показал, что среда в ДО:

содержательно насыщенна,

трансформируема,

полифункциональна,

вариативна,

доступна,

безопасна,

Требования к результатам освоения Программы

Требования Стандарта (ФГОС п.4.1., 4.6.) к результатам освоения Программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры

представляют

собой

социальные

и

психологические

характеристики

возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения

программы:

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде

педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального

сравнения с реальными достижениями детей. (ФГОС п.4.3.)

Освоение Программы не сопровождается

проведением промежуточных аттестаций

и итоговой аттестации воспитанников. (ФГОС п.4.3., п.4.9.) Целевые ориентиры не могут

служить

для

оценки

как

итогового,

так

и

промежуточного

уровня

развития

воспитанников,

в

том

числе

рамках

мониторинга

форме

тестирования,

с

использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения

результативности детей). (ФГОС п.4.5.)

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться

С целью проведения оценки индивидуального развития детей, система

мониторинга приведена в соответствие со Стандартом.

По

5-ти

образовательным

областям:

физическому,

познавательному,

речевому,

социально-коммуникативному,

художественно-эстетическому

развитию

сформированы пять педагогических диагностик.

Сформирована

система

педагогической

диагностики,

позволяющая

проводить оценку индивидуального развития ребенка, не используя целевые ориентиры в

качестве ее результатов.

Психолого-педагогическое

сопровождение

включает

в

себя

следующие

направления работы педагога-психолога:

1. Психологическая профилактика/просвещение;

2. Экспертная деятельность;

3. Консультативная деятельность;

4. Психологическая диагностика;

5. Коррекционно-развивающая работа.

В связи с принятыми ФГОС изменилась специфика деятельности педагога-

психолога ДОУ по направлениям: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа

с воспитанниками.

Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ ведется достаточно тонко,

следуя основным принципам работы педагога психолога «не навреди» т.к. происходит

вторжения в личное пространство ребенка и, следуя, основным законам развития

личности и психики ребенка.

В рамках этих направлений ведется работа с участниками образовательных

отношений:

работа с детьми;

работа с родителями;

работа с педагогами.

Работа с детьми

Индивидуальные и подгрупповые беседы;

Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией

плана работы;

Формирование навыков культуры еды;

Этика быта, трудовые поручения;

Формирование навыков культуры общения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Индивидуальная работа;

Эстетика быта;

Трудовые поручения;

Игры с ряжением;

Работа в книжном уголке;

Общение младших и старших детей.

Работа с родителями

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад

устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу

ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-

педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить

дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная

насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё

это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с

которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и

взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского

учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, Родительские собрания,

круглые столы, занятия-тренинги, психологические гостиные, спортивные и фольклорные

праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают

помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы

советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как

прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками,

посещения музея.

информационные стенды «Что нужно знать родителям об адаптации детей к

условиям ДОУ», «Жестокое обращение с ребенком», «Воспитание у детей нравственно-

патриотических чувств»;

сообщение

к

родительским

собраниям:

«Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников», «Права ребенка», «Как подготовить ребенка к школе»,

«Итоги адаптации ребенка к условиям ДОУ», «Влияние родительских установок на

развитие детей»;

Занятие с элементами тренинга «Методы и приемы гармонизации детско-

родительских отношений», «Учимся играть с ребенком» .

Консультации

«Интеллектуально

развитие

ребенка

дошкольном

возрасте»,

«Домашние животные и их значение в развитии ребенка», «Вредные привычки», «Почему

дети боятся?», «Роль отца в воспитании ребенка», «Детская агрессия».

В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с

родителями:

выступления

на

родительских

собраниях,

проведение

тематических

семинаров

и

круглых

столов,

индивидуальное

консультирование,

оформление

информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий.

Таким образом, социально-психологическое консультирование родителей может

осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога

ДОУ с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе

педагогов, администрации или психолога ДОУ.

Работа с педагогами

Консультации:

«Адаптация

детей

к

условиям

детского

сада»,

«Жестокое

обращение с детьми», «Психологический климат в коллективе», «Как управлять

эмоциональным

состоянием»,

«Предупреждение

эмоциональных

и

поведенческих

проблем в дошкольном возрасте»,

Направление дальнейшей работы:

1. Проводить с детьми работу по формированию у них патриотических чувств,

учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

2. Уделять большое внимание наглядно - информационной форме общения с

родителями: объяснять, что личный пример родителей (их рассказ, прогулки по городу,

посещение музея) играет огромное влияние на формирование у детей любви к родному

городу;

Таким образом систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения

имеет

свои

положительные

результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной

средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины

мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей

«малой Родине». Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только

для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога,

несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской

Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом в котором он

живет



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!