Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" город Магнитогорск
Населённый пункт: Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка для педагогов ДОУ
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Доклад
для педагогов ДОУ
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса по патриотическому
воспитанию дошкольников в ДОУ»
Составитель: педагог-психолог
Федулова Ольга Анатольевна
Магнитогорск, 2022
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из
наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к
родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию
своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других
национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам
его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям
государства и общенародным праздникам.
Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы
семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить
представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом
– большое благо.
Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их
национальное самосознание.
Мы живем в многонациональном государстве и поэтому каждому малышу должны
обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Подвести
детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди. О
человеке судят не цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.
Патриотическое воспитание имеют огромное значение для развития личности
ребенка.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России,
включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции
культурно - исторической педагогики развития.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи
ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое
сопровождение.
Концепция
модернизации
российского
образования
определяет
приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы
психолого-педагогического сопровождения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий
педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в развитии,
обучении, воспитании, социализации.
Под психолого - педагогическим сопровождением понимается последовательность
организационных форм деятельности педагога-психолога, обеспечивающих развитие
личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования формируется
как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (согласно
п.2.3 ФГОС).
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1. ФГОС).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей. Освоение
Программы
не
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не привязаны
к педагогической диагностике (мониторингу) (п. 4.3. ФГОС).
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
привело к изменению содержания и методологического основания образования, сделав
его по существу в образование психолого-педагогическое.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса является
требованием федерального документа (Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ
«Образовании в Российской Федерации», федеральный государственный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от
17.10.13 г №1155) и определяет новое содержание деятельности педагога-психолога в
дошкольной образовательной организации.
Цель
психолого-педагогического
сопровождения
по
патриотическому
воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
возможности
позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задача психолого-педагогического сопровождения:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том
числе их эмоционального благополучия);
сохранения
и
поддержка
индивидуальности
ребенка,
развития
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных,
интеллектуальных,
физических,
эстетических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных
программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности
формирования
образовательных
программ
различных
уровней
сложности
и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка
в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограни ченных
возможностей здоровья);
обеспечение
преемственности
основных
образовательных
программ
дошкольного и начального общего образования;
определение
направлений
для
систематического
межведомственного
взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в
том числе сетевого).
Содержание образовательной работы:
Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценности
ориентации и социализации:
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, малой и большой родине;
формирование
основ
собственной
безопасности
и
безопасности
окружающего мира (в быту, социуме, природе);
овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения
в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том. «что такое
хорошо и что такое плохо»;
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
(двигательный режим, закаливание, полезные привычки и др.)
Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства
(словестного, музыкального, изобразительного) мира природы.
Содержательный раздел образовательной работы включает:
цели и задачи образовательной работы с учетом психолого-возрастных и
индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных
потребностей;
содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учетом
используемых
примерных
ООПДО
и
методических
пособий,
обеспечивающих
реализацию данного содержания;
описание основных технологий реализации Программы (формы, методы,
приемы, средства образования).
Психолого-педагогические
условиям
сопровождения
патриотического
воспитания:
Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их
положительной
самооценки,
уверенности
в
собственных
возможностях
и
способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы,
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость
как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая безопасность сопровождения:
Комфортная организация режимных моментов;
Оптимальный двигательный режим;
Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
Целесообразность в применении приемов и методов;
Использование приемов релаксации в режиме дня.
Принципы сопровождения:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного
этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства,
амплификации
(обогащения) детского развития;
создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в
соответствии
с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и
их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка через его
включение в различные виды деятельности;
учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных
направлений
реализации
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие».
Основная цель образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
позитивная
социализация
детей
дошкольного
возраста,
приобщение
детей
к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития в федеральном государственном
образовательном стандарте ДО:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
Развитие
общения
и
взаимодействия
ребёнка
со
взрослыми
и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
Развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности;
Формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
Формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и творчества;
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Компоненты патриотического воспитания:
1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):
о культуре народа, его традициях, творчестве;
о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный
(Эмоционально-положительные
чувства
ребенка к окружающему миру):
Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
Интерес к жизни родного города и страны;
Гордость за достижения своей страны;
Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
Восхищение народным творчеством;
Любовь к родной природе, к родному языку;
Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в
труде.
3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):
Труд;
Игра;
Продуктивная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Познавательная деятельность.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда:
1.
Максимальная
реализация
образовательного
потенциала
пространства:
организации,
групп,
территории
приспособленной
для
реализации
Программы,
материалов, оборудования и инвентаря.
2. Возможность:
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых;
двигательной активности;
уединения (уголки релаксации).
3. Реализацию различных ОП;
• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
•
учёт
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность;
• учёт возрастных особенностей детей.
Созданная в ДО пространственно - развивающая среда по патриотическому
воспитанию, дает педагогам возможность организовывать совместную и самостоятельную
деятельность детей, а воспитанникам - заниматься разными видами деятельности: играть,
рисовать, бегать, прыгать и т. д.
Предметно-развивающая среда разделяется на различные зоны: для сюжетно-
ролевых игр, игр со строительными материалами, с песком и водой, подвижных игр, для
уголков природы, чтения и рассматривания иллюстраций, ряжения, отдыха, уединения и
др.
Анализ предметно-пространственной развивающей образовательной среды
показал, что среда в ДО:
содержательно насыщенна,
трансформируема,
полифункциональна,
вариативна,
доступна,
безопасна,
Требования к результатам освоения Программы
Требования Стандарта (ФГОС п.4.1., 4.6.) к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры
представляют
собой
социальные
и
психологические
характеристики
возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
программы:
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. (ФГОС п.4.3.)
Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации воспитанников. (ФГОС п.4.3., п.4.9.) Целевые ориентиры не могут
служить
для
оценки
как
итогового,
так
и
промежуточного
уровня
развития
воспитанников,
в
том
числе
рамках
мониторинга
(в
форме
тестирования,
с
использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей). (ФГОС п.4.5.)
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
С целью проведения оценки индивидуального развития детей, система
мониторинга приведена в соответствие со Стандартом.
По
5-ти
образовательным
областям:
физическому,
познавательному,
речевому,
социально-коммуникативному,
художественно-эстетическому
развитию
сформированы пять педагогических диагностик.
Сформирована
система
педагогической
диагностики,
позволяющая
проводить оценку индивидуального развития ребенка, не используя целевые ориентиры в
качестве ее результатов.
Психолого-педагогическое
сопровождение
включает
в
себя
следующие
направления работы педагога-психолога:
1. Психологическая профилактика/просвещение;
2. Экспертная деятельность;
3. Консультативная деятельность;
4. Психологическая диагностика;
5. Коррекционно-развивающая работа.
В связи с принятыми ФГОС изменилась специфика деятельности педагога-
психолога ДОУ по направлениям: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа
с воспитанниками.
Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ ведется достаточно тонко,
следуя основным принципам работы педагога психолога «не навреди» т.к. происходит
вторжения в личное пространство ребенка и, следуя, основным законам развития
личности и психики ребенка.
В рамках этих направлений ведется работа с участниками образовательных
отношений:
работа с детьми;
работа с родителями;
работа с педагогами.
Работа с детьми
Индивидуальные и подгрупповые беседы;
Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией
плана работы;
Формирование навыков культуры еды;
Этика быта, трудовые поручения;
Формирование навыков культуры общения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Индивидуальная работа;
Эстетика быта;
Трудовые поручения;
Игры с ряжением;
Работа в книжном уголке;
Общение младших и старших детей.
Работа с родителями
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад
устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить
дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная
насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё
это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с
которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и
взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского
учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, Родительские собрания,
круглые столы, занятия-тренинги, психологические гостиные, спортивные и фольклорные
праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают
помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы
советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как
прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками,
посещения музея.
информационные стенды «Что нужно знать родителям об адаптации детей к
условиям ДОУ», «Жестокое обращение с ребенком», «Воспитание у детей нравственно-
патриотических чувств»;
сообщение
к
родительским
собраниям:
«Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников», «Права ребенка», «Как подготовить ребенка к школе»,
«Итоги адаптации ребенка к условиям ДОУ», «Влияние родительских установок на
развитие детей»;
Занятие с элементами тренинга «Методы и приемы гармонизации детско-
родительских отношений», «Учимся играть с ребенком» .
Консультации
«Интеллектуально
развитие
ребенка
дошкольном
возрасте»,
«Домашние животные и их значение в развитии ребенка», «Вредные привычки», «Почему
дети боятся?», «Роль отца в воспитании ребенка», «Детская агрессия».
В ДОУ применяются различные формы организации консультативной работы с
родителями:
выступления
на
родительских
собраниях,
проведение
тематических
семинаров
и
круглых
столов,
индивидуальное
консультирование,
оформление
информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий.
Таким образом, социально-психологическое консультирование родителей может
осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога
ДОУ с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе
педагогов, администрации или психолога ДОУ.
Работа с педагогами
Консультации:
«Адаптация
детей
к
условиям
детского
сада»,
«Жестокое
обращение с детьми», «Психологический климат в коллективе», «Как управлять
эмоциональным
состоянием»,
«Предупреждение
эмоциональных
и
поведенческих
проблем в дошкольном возрасте»,
Направление дальнейшей работы:
1. Проводить с детьми работу по формированию у них патриотических чувств,
учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
2. Уделять большое внимание наглядно - информационной форме общения с
родителями: объяснять, что личный пример родителей (их рассказ, прогулки по городу,
посещение музея) играет огромное влияние на формирование у детей любви к родному
городу;
Таким образом систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
имеет
свои
положительные
результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной
средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины
мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей
«малой Родине». Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только
для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога,
несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской
Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом в котором он
живет