Автор: Беспалова Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Чернушка
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы с родителями по по формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях ДОО и семьи"
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
Тема: «Организация работы с родителями по формированию
духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях
ДОО и семьи»»
Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским
дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей
для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан
новый
федеральный
государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО),
который отвечает новым социальным запросам и в котором
большое внимание уделяется работе с родителями.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То,
что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в
течение
всей
последующей
жизни.
В
настоящее
время
современное российское общество остро переживает кризис
духовно-нравственных
идеалов
и
самая
большая
опасность,
подстерегающая нас сегодня - в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания
зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. В
обществе растет агрессивность и жестокость, что впоследствии
приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как
террористические
акты.
Вот
почему
сегодня
необходимо
воспитывать
духовно-нравственное
самосознание,
возрождая
многовековые
традиции
духовно-нравственного
воспитания
ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является
гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие
ему основополагающих принципов нравственности на основе,
патриотических, культурно-исторических традиций России с опорой
на взаимодействие с семьей.
Задачи:
-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
-вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-
нравственному воспитанию детей;
-повышать
компетентность
родителей
в
области
духовно-
нравственного воспитания дошкольников.
Первоначально
мною
была
выстроена
система
работы
по
взаимодействию
с
семьёй
в
рамках
духовно-нравственного
воспитания дошкольников. Диагностический блок помог выявить
запросы
родителей
по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному
направлению, определить уровень компетентности родителей в
этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы,
как
наблюдение,
беседы
с
родителями,
анкетирование.
Полученный результат показал, что большинство родителей не
очень хорошо осведомлены в вопросах духовно-нравственного
воспитания дошкольников.
Исходя из этого, родителям был предложен ряд консультаций на
тему духовно-нравственного воспитания:
«Правильное воспитание, какое оно?»
«Семейные традиции».
- Родительский пример»
«Крепкая семья -сильная Россия!»
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Развитие в детях доброты и сострадания к другим»
«Роль отца и матери в воспитании ребенка»
Целью теоретического блока стала подготовка материала для
повышения
компетентности
родителей
в
вопросе
духовно-
нравственного воспитания дошкольников.
-Разработка методических рекомендаций для родителей по
духовно - нравственному воспитанию в семье.
-Разработка тематическо-календарного плана мероприятий с
родителями.
Практический
блок
включил
в
себя
календарный
план
мероприятий по взаимодействию с родителями в рамках духовно-
нравственного воспитания детей.
Формы работы с родителями были разнообразны традиционные и
нетрадиционные:
1. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных
форм взаимодействия и повышения педагогической культуры
родителей.
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные
формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют
особое значение в формировании духовной культуры ребенка.
Через
такую
форму
деятельности
дошкольник
знакомится
с
народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Праздники,
посвященные
Дню
Защитника
Отечества
(соревнования,
пропагандирующие
армейскую
доблесть),
помогают пробудить в детях чувство национальной гордости за
силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же.
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский
день 8 марта» воспитывают в детях любовь и уважение к женщине-
матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к
продолжательницам человеческого рода, стремление походить на
мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая посвящается ряд мероприятий:
акция «Открытка для ветерана»; Акция: «Письмо солдату», Конкурс
«Богатырская
сила»,
тематические
занятия;
Участие
в
патриотической акции «Бессмертный
полк»,
праздник «Фестиваль
нашей Победы».
Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений,
сохранить
память
и
уважение
к
подвигу
солдат.
Конечно,
подготовка к мероприятиям требует времени, труда и душевных
сил. Но они приносят такую радость, когда мы видим счастливые
глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
3.
Выставки
«Пасха-красная»,
«Птичий
домик»,
«Осенние
фантазии», «Мы-за мир!» позволяют родителям принять активное
участие, получить удовольствие от совместного творчества с
детьми.
4. Совместные походы с родителями в парк, экскурсии в музей, на
площадь Победы оставляют в детях самые добрые воспоминания.
5.
Одной
из
часто
используемых
форм
в
деле
духовно-
нравственного
воспитания
стали
акции.
Акция
увлекательна,
занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат
собственного
участия.
Для
родителей
и
воспитателей
она
интересна с точки зрения необычности и новизны использования.
В нашем детском саду была проведена акция «Семейные
традиции», где родители вместе с детьми представляли традиции
своей семьи в виде коротких рассказов, которые сопровождались
фотоотчетами. В итоге была оформлена папка-передвижка о
семейных традициях, сделан фотоколлаж: «Лето – это маленькая
жизнь». Эта акция помогла участникам сформировать ценностное
отношение
к
своим
близким,
традициям
каждой
семьи,
толерантность.
Акции добрых дел «Кошкин дом», «Покормите птиц зимой»
способствовали формированию доброго отношения к братьям
нашим меньшим.
Также прошли благотворительные акции «Помоги ближнему»
(сбор вещей для малоимущих), «Книги-Домбасу».
6. Информативно наполненной и вызвавшей душевный отклик
была работа над «Генеалогическим древом семьи». Поднятая тема
вдохновила на изучение истории своей семьи и стимулировала
стремление быть достойными членами своего рода. Приобщение к
опыту предыдущих поколений вызвало у детей чувство гордости за
свою страну, помогло сформировать бережное отношение к памяти
прошлых поколений.
В работе очень помогают НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ формы:
1. Родительские уголки (Стендовая информация) – это хороший
метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание
на проблемы современного общества и получить косвенные
советы по духовно-нравственному воспитанию детей.
2.
Современная
дистанционная
форма
общения
педагога
с
родителями.
Группа
в
ВК
является
одним
из
основных
инструментов, позволяющий установить связи с родителями и
возможность донести до них необходимую информацию.
3. Также в повседневной работе используются информационные
буклеты в помощь родителям.
Таким образом, перечисленные выше формы работы помогают
нам активизировать родителей в нашей совместной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию детей. Кроме того, работа в
данном
направлении
позволяет
предоставить
родителям
начальные знания и пробудить в них интерес к самостоятельному
опыту по духовно-нравственному воспитанию в кругу семьи. Мы не
останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути
сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать
будущих созидателей жизни.
«Из всех наук, которые человек может и должен знать,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла и как можно больше добра». Л.Н. Толстой.