Автор: Авдонина Евгения Юрьевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГБОУ РЦДО
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры2"
Раздел: полное образование
«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры»
Цель: создание благоприятных условий для развития обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их
особенностям условий воспитания и обучения.
I. В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии –
социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением
растущим человеком социально-одобряемых идеалов, норм и способов поведения и
деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его
культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их
адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация
формирует в человеке социально типичное.
Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и
проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и
внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это позволяет ему стать,
быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко
индивидуального в человеке.
Дифференциация – это такая форма организации учебной деятельности, в процессе
которой учитываются индивидуальные особенности учащихся как личности, – их
склонности, интересы, природные задатки, способности. При индивидуально-
дифференцированном подходе учащиеся учатся принимать решения, приобретают навыки
самостоятельно добывать необходимые знания. Цель дифференцированного подхода в
обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей
претвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и
сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное
развитие.
Среди трудностей в использовании дифференциации и индивидуализации
обучения на современном уроке выделены следующие:
1. Структура и специфика урока обуславливается поставленными целями и
задачами. В ходе урока всегда есть учебный материал, который в соответствии с
программой обучения необходимо выполнить обязательно всем классом с
комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала).
Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и
работоспособности учащихся.
Темп учебной работы, то есть способность ученика достичь в определенный срок
высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения
знаний, определяется особенностями мыслительных операций и их применением –
умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.д.
2. Наряду с организационными трудностями мы сталкиваемся с
психоэмоциональными особенностями детей: неумением контактировать друг с другом,
трудностями межличностного общения; эгоцентризмом, желанием выделиться и обратить
на себя внимание учителя и других учащихся; завышенной (или, наоборот, заниженной)
самооценкой.
Решение данной проблемы нам видится в организации сотрудничества детей
внутри коллектива.
3. Следующие проблемы встречаются преимущественно в старших классах, однако
уходят своими корнями в начальную школу и относятся к умению работать с текстом и
развитию речи:
- неумению читать, когда основное усилие уходит на скорочтение, а не на усвоение
текста;
- неумение выбирать из текста главное;
- ограниченному словарному запасу и нежеланию работать со словарем;
- неумению строить рассказ с применением предметной терминологии;
- неумению работать с планом;
- речевым ошибкам; неправильному построению предложений, неверному
использованию слов в контексте предложения, использованию разговорной,
просторечной, жаргонной лексики, слов-паразитов и т.д.;
- неумению самостоятельно работать с учебным материалом, сопровождающемуся
отсутствием инициативы со стороны детей и взрослых, потерей увлеченности.
Способами решения данной проблемы, по нашему мнению, являются создание
алгоритма и постоянное его использование на уроке; требование от учащихся полных
развернутых ответов на поставленные вопросы; привлечение психолога, создание групп
общения, в которых в полной мере будут реализованы коммуникативные функции и
осуществлены межличностные контакты; проведение уроков-диспутов, ведение
дискуссий на уроках; опробование учеником себя в роли учителя, учащегося,
слушающего, оценивающего и т.д.
II. Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и
дифференцированного подхода в физическом воспитании.
В настоящее время наметилась тенденция повышения значимости физического
воспитания учащихся. Увеличение интеллектуальных нагрузок и заболеваемости
школьников требует от образовательных учреждений такой организации физической
активности, которая не только позволит восстановить затраченные силы, но и воспитает у
молодого поколения потребность в ведении здорового образа жизни. Эту задачу решают,
прежде всего, учителя физической культуры.
Известно, что даже небольшие физические нагрузки, которые испытывает ученик
на уроке физического воспитания, содействуют формированию выносливости,
собранности, работоспособности. Важна роль спорта в процессе социализации личности.
Однако те возможности, которые предоставляет физическая культура, реализуется подчас
не в полной мере. Это связано не только с проблемами оснащенности спортивным
инвентарем, содержанием и благоустройством спортивных залов, сколько с недостаточно
серьезным отношением многих учеников к урокам физического воспитания.
Последнее во многом зависит от профессионального уровня учителя
(профессионализма личности). Среди профессионально важных качеств выделяется
способность гибко реагировать на требования практики, критически оценивать свой опыт,
управлять познавательной и общественной активностью воспитанников. Не менее
значимым, как для любого специалиста в области образования и воспитания, является
качество заботливости, которое способствует наиболее продуктивному решению
воспитательных и образовательных задач. Под заботливостью мы понимаем способность
личности осознавать потребности, цели, ценности, смыслы, тенденции развития другого
человека, переживать степень их реализации, а также осуществлять действия,
направленные на создание условий для их воплощения с целью содействия социально-
психологической адаптации и личностному росту другого человека. К заботливому
педагогу ученики проникаются доверием. Интерес к учителю обуславливает
возникновение интереса к преподаваемому им предмету, более качественное усвоение
программного материала. Не менее важно, что заботливый учитель обладает большим
авторитетом среди учащихся и может служить для них примером. Способы нормативного,
социально одобряемого поведения, которые он демонстрирует, легко усваиваются
учениками. Высокий уровень обученности и воспитанности школьников говорит об
эффективности деятельности учителя.
Забота педагога по физическому воспитанию об учениках отмечается своей
спецификой. В центре внимания в данном случае находится не столько личность ученика,
сколько его жизнь и здоровье: во время выполнения упражнений велика опасность
травматизма. Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу необходимая
организовать урок так, чтобы воспитанники избежали чрезмерных нагрузок, иногда
влекущих за собой сбои в работе организма. Интенсивность, объем, характер физических
упражнений дифференцируются в зависимости от состояния здоровья ученика, уровня
работоспособности, индивидуальных и индивидных особенностей. Эти особенности во
многом определяют овладение новыми видами двигательной активности, сдачу
нормативов. Педагог должен заботиться, чтобы ученики, отличающиеся слабой
физической подготовленностью или имеющие нестандартное телосложение, не
испытывали сильного дискомфорта на занятиях. Оценивать их не только по объективным
показателям (скорость бега, длина прыжка), но и отмечать даже небольшие успехи. Это
усиливает переживание ими положительных эмоций от своей активности. Это
способствует формированию положительной «Я»
концепции, где представление о своей
телесности и ее оценка занимают важное место.
Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный
подход является одним из важнейших условий обучения, где во главу угла ставится
самобытность
ребенка,
его
цели,
психологический
склад,
т.е.
ученик
как
личность. Учебный процесс
становится эффективным
только при условии учета
индивидуальных особенностей занимающихся. Это способствует развитию физических
качеств и интереса к предмету. Оценка не должна являться самоцелью, главное – научить
правильному выполнению изучаемых движений и упражнений. Для каждого ребенка
должна
ставиться
индивидуальная
цель
в
соответствии
с
его
физическими
и
психологическими возможностями.
Главной целью своей работы я считаю сохранение здоровья детей. Взаимодействие
учителя и ученика должно приносить пользу как одному, так и другому. Слова Сократа:
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», – стали моим кредо. Не
навредить, а помочь раскрыться, вселить в каждого уверенность, помочь в преодолении
трудностей – это моя основная задача учителя и наставника.