Напоминание

"Скоро в школу"


Авторы: Попова Елена Борисовна, Курьянова Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Ромашка"
Населённый пункт: р.п. Степное Советского района Саратовской области
Наименование материала: Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя –логопеда по подготовке старших дошкольников к школе
Тема: "Скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» р.п. Степное Советского района Саратовской области

Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя –логопеда по

подготовке старших дошкольников к школе «Скоро в школу»

учитель – логопед Е. В. Курьянова

педагог – психолог Е.Б. Попова

р.п. Степное

Дошкольное детство у детей пролетает очень стремительно. Вот

совсем недавно малыш пришел в детский сад, а уже через несколько месяцев

он станет выпускником и пойдет в первый класс. И сколько всего

интересного но, в то же время и пугающего своей неизвестностью, ждет его

впереди. В этот период каждому ребенку необходимо особое внимание,

поддержка и большая помощь от родителей.

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в

жизни ребёнка. Ведь для него меняется место в системе общественных

отношений, это переход к новому образу жизни и условиям, новым

взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. И в данный период

родители не всегда знают как себя вести, как помочь ребенку.

Часто

родители

прибывают

в

некотором

заблуждении

по

поводу

подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это

заключается в том, что родители уверенны как в самом ребенке, так и в том,

что ребёнок подготовлен к школе, если умеет читать, писать и считать.

Между тем, мало кто знает из родителей, что иногда, даже овладев этими

умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются все по разному, и то, что естественно для одного

ребёнка, для другого несвоевременно и сложно.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших

компонентов

в

организации

непосредственной

образовательной

деятельности. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются

знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с

выполнением исследовательских и творческих проектов.

Проект предназначен для детей 5-7 лет.

Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: Практико – ориентированный.

Проблема

Наши дети все реже играют в традиционные игры, они мало лепят,

рисуют. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными

играми. Родители хотят как можно раньше начать обучение своего ребенка,

так же

его начинают водить в спортивную школу и школу искусств,

танцевальный кружок и т.д. Им невдомек, что такое обучение, как правило,

не способствует психическому развитию ребенка.

Родителям, должны знать, что надо не обучать ребёнка тому, чему

будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда

позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К

этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация

к обучению и контроль над своими действиями.

Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в

первый классы общеобразовательной школы не готовыми к обучению.

Большинство авторов пришли к общему мнению: основной причиной

неготовности к школьному обучению «низкий уровень функциональной

готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие

степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических

функций задачам школьного обучения».

Л. И. Божович указал, что готовность к обучению у школьника

складывается

из

определенного

уровня

развития

мыслительной

деятельности,

познавательных

интересов,

готовности

к

произвольной

реакции своей познавательной деятельности и к социальной позиции

школьника.

Предлагаемый материал представляет собой представления методической

и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

низким

уровнем

познавательного и речевого развития.

Цель:

Исследование и создание условий для психологической готовности старших

дошкольников к обучению в школе с помощью дидактического материала

«Логические блоки Дьенеша».

Повышение

своего

профессионального

мастерства

в

использовании

нетрадиционных форм и методов работы по подготовке к школе с детьми

старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности, содержание и задачи развития детей старшего

дошкольного возраста;

2. Создавать условия для формирования произвольности психических

процессов и развития речи у детей во всех видах деятельности;

5. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала

в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности,

в самостоятельной деятельности;

7. Проанализировать возможности использования нетрадиционных форм и

методов работы с детьми дошкольного возраста;

8. Создать картотеку дидактических игр с внедрением логических блоков

Дьенеша с детьми старшего дошкольного возраста;

9. Разработать комплекс собраний, консультаций,

рекомендаций для

родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;

Ожидаемые результаты:

1. Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в

школе.

2. Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе

детей

к

разным

видам

упражнений,

и

со

временем

перерастет

в

познавательный мотив деятельности детей.

3. Повышение развития интеллектуальной сферы (память,

внимание,

мышление, речь, физического состояния, развитие крупной и мелкой

моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой

сферы, умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и

принимать усилие к его реализации).

4. У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки

учебной

деятельности,

«внутренняя

позиция

школьника»

и

все

ее

составляющие, необходимые для успешного обучения.

5. Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.

6. Родители будут участниками образовательного процесса по развитию

своих детей.

Этапы

Подготовительный этап: (сентябрь-октябрь)

- изучение литературы по вопросам психологической готовности к

обучению в школе;

- диагностика детей старших и подготовительной групп, для выявления

воспитанников с низким и ниже среднего уровнем готовности к школьному

обучению;

- составление комплекса психокоррекционных занятий, направленных на

повышение уровня психологической и речевой готовности к школьному

обучению.

- выступление на родительском собрании. Тема: «Психологическая

готовность к школе»;

«Что такое речевая готовность детей к школе?»

- выступление на педагогическом совете по результатам диагностики.

Подготовка рекомендаций педагогам;

- разработка памятки для родителей: «Как подготовить ребенка к школьному

обучению!»;

«Мелкая моторика. Рекомендации для родителей будущих

первоклассников», «Развитие словарного запаса и грамматического строя

речи».

- Мастер-класс для родителей и педагогов на тему: «Знакомство с

логическими блоками Дьенеша»

- Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша»

Практический (основной) этап: (октябрь-апрель)

Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам с детьми, попавшими

в группу «риска» (низкий и ниже среднего уровня подготовки к школе).

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и

упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, воображения но и на

развитие речи и мелкой моторики. В каждом занятии 1-2 дидактические игры

с применением логических блоков Дьенеша, упражнения на развитие

познавательных

психических

процессов,

графически

диктант,

физкультминутка или малоподвижная игра, пальчиковая гимнастика, работа

в тетради. См. приложения № 1.

Заключительный этап: (май)

- проведение повторной диагностики готовности к школе с детьми,

посещающими коррекцинно-развивающие занятия;

- консультация для родителей по итогам диагностики.

Заключение

В результате реализации данного проекта дети

приобретут опыт

самостоятельного выбора, повысят самооценку от полученных результатов.

Сформируют позитивное отношение к обучению и учебной деятельности.

Пропадет страх перед будущим поступлением в школу. Родители станут

активными участниками образовательного процесса по развитию своих

детей. Повысится речевое и психофизическое развитие детей.

Наша совместная коррекционная работа доказывает, что высокие

результаты достигаются только при совместной работе и комплексном

подходе к данной проблеме. Использование логических блоков Дьенеша,

будет способствовать развитию познавательной сферы (память, внимание,

мышление, речь, физического состояния) детей.

Литература

1. Вся дошкольная программа. Тесты [Текст]: учебник / Тесты- Москва,

Росмэн, 2007.

2. Голубь, В. Т. Графические диктанты [Текст]: пособие для работы с

детьми 5-7 лет. / В. Т. Голубь - Москва: ВАКО, 2004.

3. Земцова, О. Н. Тесты для детей 5-6 лет [Текст]: учебник /О. Н. Земцова -

Москва: Махаон, 2008.

4. Ковалева, Е. С. Готовим ребенка к школе [Текст]: учебник / Е. С.

Ковалева - Москва: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.

5. Панфилова, М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная

игра для дошкольников и младших школьников [Текст]: учебник / М. А.

Панфилова - Москва: Сфера, 2007.

6. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст]:

учебник / А. Л. Сиротюк - Москва : ТЦ Сфера, 2002.

7. Харитонова, Н. Е. В школу – с игрой Н. Е. Харитонова - Москва:

Просвещение, 1991.

Приложение № 1

Направление работы

Сроки

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной

проблеме

.

- Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,

камушки Марблс.

Изучение,

анализ

форм работы

с

детьми, используемых в практике детского сада.

Изучение инновационных

форм

с

родителями.

Подготовка к родительским собраниям.

Готов ли ваш ребенок в школу?

Изучение

интернет-странички «Все

о

блоках

Деньеша», палочки Кюизенера, камушки Марблс.

Сентябрь

Проведение родительских собраний о подготовке детей

к школе.

Подготовка

консультаций,

памяток,

буклетов

для

родителей по подготовке детей к школе.

Практический этап:

Проведение первичной диагностики детей на

готовность к школе

октябрь

Упражнения на психологическую готовность

Занятия № 1 из пособия «За три месяца до школы»

«Я и моя школа». Рисунок школы

Занятия № 2 из пособия «За три месяца до школы»

«Я хочу в школу, потому что…».

Занятия № 3 из пособия «За три месяца до школы»

«Школьник и дошкольник»

Занятия № 4 из пособия «За три месяца до школы»

«Инструкция»

Игры на развитие внимания

Занятие № 5 из пособия «За три месяца до школы»

«Части тела».

Занятие № 6 из пособия «За три месяца до школы»

«Назови».

Занятие № 7 из пособия «За три месяца до школы»

«Наблюдатель»

Занятие № 8 из пособия «За три месяца до школы»

«Следуй инструкции»

ноябрь

Игры на развитие памяти

Занятие № 9 из пособия «За три месяца до школы»

декабрь

«Разложи, как я».

Занятие № 10 из пособия «За три месяца до школы»

«Я фотоаппарат».

Занятие № 11 из пособия «За три месяца до школы»

«Я положил в мешок…»

Занятие № 12 из пособия «За три месяца до школы»

«Выложи кружочки»

Игры на мышление

Занятие № 13 из пособия «За три месяца до школы»

«Найди лишнее»

Занятие № 14 из пособия «За три месяца до школы»

«Отвечай быстро».

Занятие № 16 из пособия «За три месяца до школы»

«Добавь нужное слово»

Занятие № 17 из пособия «За три месяца до школы»

«Угадай, что это?»

январь

Игры на развитие воображения

Занятие № 18 из пособия «За три месяца до школы»

«Кляксы».

Занятие № 19 из пособия «За три месяца до школы»

«Продолжи рисунок»

Занятие № 20из пособия «За три месяца до школы»

«Несуществующее животное»

Занятие № 21 из пособия «За три месяца до школы»

«Пять точек»

февраль

Занятие № 22 из пособия «За три месяца до школы»

«Закорючки»

Занятие № 23 из пособия «За три месяца до школы»

«Каменная гусеница»

Занятие № 24 из пособия «За три месяца до школы»

«Передай движение по кругу»

Занятие № 25 из пособия «За три месяца до школы»

«Доброе животное»

март

Игры

на

развитие

социально-психологического

компонента

Занятие № 26 из пособия «За три месяца до школы»

«Мостик дружбы»

Занятие № 27 из пособия «За три месяца до школы»

«Найди свою половинку».

Занятие № 28 из пособия «За три месяца до школы»

«Что я люблю делать»

Занятие № 29 из пособия «За три месяца до школы»

апрель

«Игра с платком»

Игры

на

развитие

произвольной

регуляции

деятельности

Занятие № 30 из пособия «За три месяца до школы»

«Раскрась фигуры»

Занятие № 31 из пособия «За три месяца до школы»

«Копирование образца»

Занятие № 36 из пособия «За три месяца до школы»

«Волшебный клубочек»(мой)

Итоговая диагностика готовности к школе

май

Приложение № 2

Круглый стол с родителями с элементами тренинга

«Ваш ребенок – будущий первоклассник»

Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и

формирование

психологической

готовности

к

обучению и подготовка

родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической

готовности детей к школе.

Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к

обучению в школе.

Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через

опыт активного обучения.

Способствовать расширению представлений родителей, дети которых

посещают подготовительную группу, о готовности к школьному

обучению.

Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные

процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.

Показать родителям важность психических процессов для успешного

обучения ребенка в школе.

Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий

и игр.

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах,

обсуждения.

1. Часть

Ритуал приветствия

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу

мне хотелось бы начать со знакомства.

Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в

чьих руках окажется мяч представиться.

А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и я

предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы

согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Педагог-психолог:

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с

моим высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да –

нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ.

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Педагог-психолог:

Тема нашей встречи «Школьная готовность» выбрана не случайно.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, как же лучше

подготовить наших детей к школе. Безусловно, все родители заинтересованы

в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали

готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные

курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен и

психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и

беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к

школе.

Игра-ассоциация “Школа”

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”?

Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на

слово “школа” и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники

передают мяч друг другу).

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и

делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с

представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения

родителей.

Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения,

зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе,

учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой

жизни.

«Понятие готовности к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе

как

переломный

этап

в

социально-психологическом

плане.

Это

действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности,

новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа

— это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся

жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало

обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней

ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных

непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной

мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим

учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40

минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и

эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за

мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические,

интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой

высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или

даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют

говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в

состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к

сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает

вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни? »Как правило,

родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития

школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам,

считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к

письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную

программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом:

восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего

это делать в игре. Перечислить все ценные игры невозможно, есть много

книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к

школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что

изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).

Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что

из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус»,

«Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).

Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года»,

шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот»,

«Синонимы», «Составляем рассказ»).

Чтобы показать родителям, как детям: старшим дошкольникам и

младшим школьникам трудно воспринимать словесные инструкции, что

является неотъемлемой частью обучения в школе, я предложила игровое

упражнение

Упражнение "Инструкция".

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год

будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-

чуть постараешься, и будет намного лучше!». Ваша вера в успех, спокойное

ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной

из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное

упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать

инструкцию, запоминать ее и правильно выполнять.

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните

1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков,

сколько дней в неделе».

Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-

разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда,

как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все

мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!

Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только

один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й».

Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть

инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят

повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была

инструкция?

Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе

А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник).

Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы,

но их не три; а стороны не все одинаковые. Это упражнение тоже вызвало

интерес у родителей. А ведь похожие упражнения можно придумывать

самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать

задание для мамы или папы.

Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и

успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он

зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например:

«Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по

математике… » Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют

небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и

разнообразные способы похвалы.

(Родители называют слова и способы похвалы)

Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет

роль первоклассника, а другой – роль родителя. Первая ситуация: Ваш

ребенок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и

обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель

оставил запись с благодарностью за активное участие ребенка в субботнике.

Похвалите ребенка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую

ситуацию. (К сожалению, только половина родителей смогли поучаствовать

в этом упражнении, остальные в силу своих личностных особенностей

просто наблюдали за другими и соглашались с их высказываниями).

Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда вас хвалили?

Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?

Ваши ощущения после похвалы?

Хотелось получить еще пятерку и стать еще активнее?

Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалы! Хвалите

своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это

обязательно вызовет у будущих наших первоклассников желание быть еще

лучше!

Игра «Чего не стало?»

Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь

расскажите, что на ней изображено:

Кто сидел за столом?

Кто стоял около стола?

Какого цвета рубашка у Пятачка?

Что ел Винни Пух?

Что держал в руках Кролик?

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по

формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у

дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка

вербального материала.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с детьми, просьбы,

инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Игра «Чудесный мешочек»

(учет различных видов восприятия, на примере материалов).

В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов

(дерево, металл, пластик, бумага, ткань).

Выходят два воспитателя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто

угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает

предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении

личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного

освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием

регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения

и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

«Запомни картинки»,

«Повтори слова»,

«Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на

развитие памяти не должны сильно утомлять детей! Память – навык,

который лучше всего нарабатывать постепенно.

К

6-7годам начинается

более

интенсивное

формирование словесно-

логического

мышления, которое

связано

с

использованием

и

преобразованием

понятий.

Однако

оно

не

является

ведущим

у

дошкольников. При решении задач словесные рассуждения опираются на

яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной

задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители

предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно

слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Игра «Что снаружи, что внутри?»

Педагог называет пару предметов, а воспитатели говорят, что может быть

снаружи, а что - внутри.

Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги;

кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный

совет,

который

могут

дать

психологи

родителям

будущих

первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте

его

индивидуальность,

будьте

внимательными

к

его

жизни,

к

его

настроению,

желаниям.

Я

предлагаю

вашему

вниманию

следующее

упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего

вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые

вам необходимо завершить. Основное условие — заканчивать предложение

необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или

неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз

глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его

жизни.

• Я всегда мечтала, чтобы в школе мой ребенок.

• Когда ребенок оказывается не на высоте, я.

• Когда моего ребенка хвалят, я.

• Когда ребенок пойдет в первый класс.

• Когда он получит двойку или замечание, я.

• Я думаю, что в школе мой сын (дочь).

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают

ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение

именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и какие

ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

Приложение № 3

Мастер-класс для родителей

Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»

Цель: Познакомить родителей с дидактическим материалом «Логические

блоки Дьенеша» и с их использованием дома, как игрового материала.

Раскрыть возможности эффективности, как для самостоятельных игр, а также

показать возможные варианты придумывания их с детьми.

Материал: Логические блоки Дьенеша, карточки с символами свойств,

фишки, предметные карточки к каждой д/и, эскизы картин - листы большого

цветного картона.

План проведения:

1. Теоретическая часть.

Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практическая часть

а) д/и "Найди клад"

б) д/и "Найти ошибки"

в) Ориентировка на листе бумаги;

г) Логические задачи.

3. Заключительная часть.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы

благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Остается совсем немного времени и дети пойдут в школу. Поэтому

вопрос речевого развития стоит особенно остро. В наше время дети, да и

взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими

средствами

технического

прогресса,

чем

друг

с

другом.

Психологи

утверждают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития

речи, формирования культуры речевого общения. Речь как ведущее средство

общения сопровождает все виды деятельности ребенка. А умение ребенка

общаться со сверстниками и взрослыми, дет ему уверенность в своих силах,

он легче адаптируются в новой обстановке.

Поэтому, мы в своей работе уделяем этому большое внимание, используя

разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают

развитие речи детей. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из них - это

"Логические блоки Дьенеша", их разработал венгерский психолог и

математик ЗолтанДьенеш.

Что же это такое?

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических

фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать не

только мышление, память, внимание, воображение, но и речь.

Дети не только знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной

объектов, но и учатся описывать блоки, согласовывая прилагательные с

существительными, образуя сложносочиненные и сложноподчиненные

предложения. У детей развиваются пространственные представления, знания,

умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и

практических задач. Развиваются творческие способности, воображения,

фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также

психические функции, связанные с речевой деятельностью, что будет

содействовать познавательному развитию, развитию диалогической речи,

коммуникативных качеств, умения содержательно общаться со сверстниками

и взрослыми.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно развить у детей

связную речь, умение вести диалог со взрослыми и детьми.

Работу с «блоками Дьенеша» мы начали еще в старшей группе и постепенно

усложняли в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их

как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с

символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в

освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов,

программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков

(цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с

отрицанием свойств.

Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с

детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения

действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и

декодирования. Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям

в школе.

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т.

е. давайте вместе поиграем.

Вы разделитесь на две команды, одна команда "Умники -папы", а вторая

"Умницы-мамы".

Игра «Найди клад».

Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется

картинка с изображением конфетки "Умники -папы", задают наводящие

вопросы- где находится клад? по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать

можно только «ДА» или «НЕТ». А "Умницы-мамы" прячут клад. Затем

можно поменяться

Игра «Найди ошибки».

Найти, объясни и исправить ошибки по трем признакам - цвет, форма,

размер.

"Умники" выступают в роли экспертов, наблюдают за работой "Умниц",

оценивают правильность выполнения задания.

Ориентировка на листе бумаги.

Родителям можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг

в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу

и так далее. А потом проверить результат – проговорить, где какой блок

находится.

Игра «Художники»

Создать с помощью блоков картину и составить по ней рассказ.

Заключение.

Приложение № 4

Рекомендации для родителей.

Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со

следующего:

— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в

школе;

— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного

распорядка;

— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний

— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная

трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают

авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе

покажут!», «Только посмей мне двойки пpuносить!». Нужно прививать

ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его

значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена

оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что

учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно

выполнять все школьные требования

Консультация для родителей

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным,

однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых

моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в

себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку

во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность,

волевая готовность и интеллектуальная готовность.

1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в

контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили

в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в

школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с

другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые

обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.

Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего

обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без

которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети

часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые

ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех.

Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это

недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания

школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов

связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу,

там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление

о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной

готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они

обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую

обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось

идти в школу.

2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него

потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует

учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия.

Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его,

преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это

производится

не

совсем

осознанно

и

определяется

длительностью

производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь

игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в

палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием,

без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок

способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он

может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради

выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь

перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития

гармоничной личности.

Также важным

аспектом можно назвать формирование

у

ребенка

познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей

небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их

самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет

ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое

поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений

дружеских, партнерских.

3.

Интеллектуальная готовность.

Важно, чтобы ребенок к школе был

умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом

словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают

разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и

выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же

развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен

научиться

сравнивать,

обобщать,

делать

самостоятельные

выводы,

анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что

ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой,

зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и

поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с

ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей

дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст

“почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже

начальной,

у

детей

возникает

интеллектуальная

пассивность.

Эта

пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать?

Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так

как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если

своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то

малышу

будет

легче

развиваться.

К

сожалению,

родители

часто

отмахиваются

от

надоевших

вопросов

это

и

является

основой

интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка

готовыми знаниями.

Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов,

заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком

приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные

навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и

осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название

города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества

родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа

(отца

или

матери).

Ориентироваться

во

временах

года,

их

последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней

недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать

домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени,

пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они

учатся

замечать

пространственно-временные

и

причинно-следственные

отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания

приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения

об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую

картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный

фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы

убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки

животных, людей.

Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз

приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это

явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно

просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех

сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только

после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он

может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении.

Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии

двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий

(страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства

сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул,

кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать

предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся,

и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка. Просите ребенка

пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно.

Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл

прочитанного или просмотренного.

По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие

фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка

только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других

областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые

хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш

одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и

не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать

его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично,

всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние

здоровья.

Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша»

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал

«Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком

Золтаном Дьенешем для развития логического мышления, а мы стараемся с

их помощью развивать все компоненты устной речи у детей дошкольного

возраста.

Последнее десятилетие этот материал завоёвывает все большее признание у

педагогов и родителей нашей страны. Приобрести логические блоки Дьенеша

можно в магазине развивающих игр.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических

фигур:

четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

четырёх цветов (красный, синий, жёлтый);

двух размеров (большой, маленький);

двух видов толщины (толстый, тонкий).

С их помощью:

Развивается речь детей – они учатся грамотно строить предложения,

используя союзы «и», «или», частицу «не», учатся использовать более

сложные грамматические структуры предложений.

Расширяется речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг,

квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый и т.д.; и

выражений «все красные, все круглые синие, такой же прямоугольный

синий и т.п.». Так же блоки могут помочь в закрепить навык звукового

анализа и навык деления слов на слоги.

Развивается мелкая моторика.

Развивается логическое мышление.

Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развиваются пространственные представления.

Воспитывается

самостоятельность,

инициатива,

настойчивость

в

достижении цели.

Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции.

Развиваются

творческие

способности,

воображение,

фантазия,

способности к моделированию и конструированию.

Первое знакомство с фигурами можно начинать с детьми трех лет. Вначале

малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и

абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и

обобщать предметы на его основе), а после двумя, тремя и четырьмя

свойствами.

В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплект, а

какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но

одинаковых по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и

размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект

фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем

сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять

такие

важные

для

ребенка

логические

операции,

как,

сравнение,

классификация и обобщение.

Игры, в которые можно поиграть дома

Игра «Цепочка»

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более

длинную цепочку. Варианты построения:

Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,

толщины)

Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур

Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по

форме

Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной

формы и т. д.

Ребенок

рассказывает,

как

он

построил

цепочку,

стараясь

четко

проговаривать все звуки в словах.

Игра «Раздели блоки».

Эта игра научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам,

производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса,

волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал

взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть подарки и круглые, и маленькие одновременно, их должна

взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими

могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки)

помогли нам разобраться, где чьи подарки.

Ребенок рассказывает, какие подарки и кому подарил Дед Мороз.

Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?»

Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка. Кладоискатель

отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель

ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то

забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий

сначала сам в роли кладоискателя и показывает, как вести поиск клада,

называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать

письмо.

Заниматься с детьми нужно только в системе и на основе личностно –

ориентированной

модели

общения,

которая

направлена

на

развитие

познавательных знаний, охрану их физического и психического здоровья,

наличие

между

взрослым

и

ребенком

отношений

сотрудничества

и

партнерства. Только в этом случае он, в дальнейшем, может стать

интересным, интеллектуальным человеком, умеющим общаться другими

людьми, а именно этого хотят заботливые родители для своих детей.

Что такое речевая готовность детей к школе?

Информация для родителей в родительских уголках и на сайте ДОУ

«Развитие

словарного

запаса

детей».

Рекомендации

родителям

«Как

увеличить словарный запас дошкольников»

Буклеты (развитие познавательных процессов), «Словарные игры с детьми

старшего дошкольного возраста»

Рекомендации

родителям

в

уголке

и

на

сайте

ДОУ

по

развитию

грамматического строя речи и связной речи дошкольников.

Буклет Консультация для родителей «Мелкая моторика. Рекомендации для

родителей будущих первоклассников»

буклет для родителей «Как научить ребенка пересказывать»

Рекомендации родителям на сайте ДОУ по развитию познавательных

процессов и речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!