Автор: Коваленко Надежда Сергеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 19 с.Октябрьского
Населённый пункт: с .Октябрьское Ипатовский городской округ Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19
с.Октябрьского Ипатовского района Ставропольского края
Из опыта работы
старшего воспитателя МК ДОУ д/с №19
с.Октябрьского
Коваленко Надежды Сергеевны
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам
русской народной культуры»
В
настоящее
время
Россия
переживает
непростой
исторический
период.
Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания
подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены
в
основном
современными
ритмами,
сильно
искаженной
иностранными
словами речью. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками,
порвались
нити,
которые
связывали
старшее
и
младшее
поколения.
В
воспитательном процессе безжалостное обрубание корней от народности
ведет
к
бездуховности.
Большинство
современных
людей
поверхностно
знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и
их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с
народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской
народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным
искусством.
•
Основная образовательная программа дошкольного образования нашего
детского сада разработана на основе:
-
Примерной
образовательной
программы
дошкольного
образования
«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и
др.;
- парциальных программ:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.
Князевой, М.Д. Маханевой;
- «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю.
Новицкой;
-
«Основы
безопасности
детей
дошкольного
возраста»
Р.Б.
Стеркиной, Н.Н. Авдеевой;
- авторской программы и методических рекомендаций по обучению
детей
правилам
дорожного
движения
в
дошкольном
учреждении
Р.М.
Литвиновой, М.Б. Перетрухиной;
-
программы по
музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
В своей работе мы используем программу «Приобщение детей к
истокам
русской
народной
культуры»
О.Л.
Князевой
с
1998
года.Она
определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании
детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и
культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской
народной культуры: знакомит детей с местами проживания наших предков;
бытом и основными занятиями русских людей; с историей одежды, кухни;
народными
приметами,
обычаями,
праздниками,
художественными
промыслами, песнями, играми.
Программа «Приобщение
детей
к
истокам русской
народной
культуры»
способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому,
физическому,
социально
–коммуникативному
развитию
детей.
В
основе
человеческой
культуры
лежит
духовное
начало.
Поэтому
приобретение
ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его
духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на
уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических
позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего, возраста и
до
окончания
образовательных
отношений.
Оптимальные
условия
для
развития
ребёнка
–
это
продуманное
соотношение
свободной,
регламентированной
и
нерегламентированной
деятельности.
Объём
регламентированной
(НОД)
деятельности
в
год
составляет
35
часов.
В
процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа.
В
соответствии
с
федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования объём обязательной части Программы
рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%. Формируемая часть
основной образовательной Программы дошкольного образования учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность.
Парциальная образовательная программа и формы организации работы с
детьми в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам
детей, а также возможностям педагогического коллектива. В соответствии с
этим в сетке занятий 1младшей, 1 «а» младшей, 2-й младшей и средней
группах проводится по 4 НОД в неделю по формируемой части программы,
в старшей группе – 5 занятий в неделю, в подготовительной - 6 занятий в
неделю. Воспитатели реализуют лицензированную парциальную программу
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой в
непосредственно
образовательной
деятельности
1раз
в
неделю
во
всех
возрастных группах, через все образовательные области.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными
особенностями детей. Для реализации задач по приобщению детей к истокам
русской народной культуры в нашем детском саду создано образовательное
пространство: музыкальный зал, спортивный зал, экологическая тропа, уголки
народного искусства по группам, мини-музеи. Данная работа осуществляется
по направлениям:
•
физическое развитие;
•
художественно-эстетическое развитие;
•
познавательное развитие;
•
речевое развитие;
•
социально- коммуникативное развитие.
Содержание
психолого-педагогической
работы
по
освоению
основных
направлений развития и образования детей
Направление
Цели и задачи
Физическое развитие
Формирование ценностного отношения к своему
здоровью,
совершенствование
двигательных
навыков и физических качеств через знакомство с
доступными способами его укрепления, создание
благоприятной среды и профилактику негативных
эмоций.
Художественно-
эстетическое развитие
Формирование
у
ребенка
представлений
о
художественно-
эстетическом
образе
через
включение
в
образовательную
деятельность
разных видов искусств – литературы, музыки,
народного
фольклора.
Развивать
интерес
к
культурному наследию страны, желание сохранять
и передавать традиции, обычаи народов.
Речевое развитие
Формирование речевой и звуковой культуры, в
том
числе
национальной,
как
средства
взаимодействия и условия познания окружающего
мира. Приобщение к культуре чтения литературы
русских поэтов, писателей.
Познавательное
развитие
Формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о
малой
родине
и
Отечестве,
представлений
о
социокультурных
ценностях нашего
народа,
об
отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира.
Социально
–
коммуникативное
развитие
Формирование
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности,
а
также
социально-психологических
особенностей в системе отношений с другими
людьми на основе приобщения к культуре своего и
других народов.
Главная цель нашей работы- знакомить детей, начиная уже с раннего
возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного
народного творчества, способствовать развитию духовного,
нравственного, эстетического воспитания. Тогда мы думаем, в будущем
наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, –
народ без будущего. Знание культуры собственного народа, умение
понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать
основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их
знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» более пятнадцати лет, систематизировав накопленный
материал, нам захотелось разнообразить чем-то новым и интересным
педагогический процесс. Исходя из данной цели, мы определили задачи:
1.
Формировать
предметно
–
развивающую
среду
и
условия
для
приобщения детей к народной культуре.
2.
Дать детям представление о фольклоре, как специфической области
народного
творчества,
включающей
целую
систему
поэтических
и
музыкально – поэтических жанров.
3.
Формировать
у
детей
общее
представление
о
традиционных
и
обрядовых праздниках.
4.
Знакомить с произведениями русского народного искусства, формируя
эмоциональную отзывчивость,
5.
Воспитывать
интерес
к
русским
народным
играм,
выявляя
самобытность и многообразие содержания и формирования игры
Нашими педагогами по темам разработаны планы, которые формируют
знания детей о традиционной культуре, знакомят с бытом и традициями
наших
предков
как
на
исторических
примерах,
так
и
на
примере
собственной семьи,
знакомят детей
с литературными источниками:
сказками,
рассказами
русских
авторов,
детским
фольклором,
художественными, музыкальными и песенными традициями родной
земли. Используя различные формы взаимодействия, педагоги создают
творческий стиль общения, вовлекая детей в познавательную, речевую,
художественно
–
эстетическую
деятельность.
Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников,
побуждают
к
активному
познанию
окружающей
действительности,
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию
логики,
мышления,
коммуникативных
способностей.
На
примерах прочитанных
легенд,
былин
воспитатели
показывают
красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев:
Ильи
Муромца,
Алеши
Поповича,
Добрыни
Никитича,
Никиты
Кожемяки. Обсуждаются мультфильмы о былинных героях. Дети с
интересом
рассматривают
и
обсуждают
картину
Васнецова
«Богатыри», их доспехи, оружие. Конечно, самый увлекательный для
детей народный фольклор – это сказки и загадки. На примере знакомых
сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду
и вымысел. Беседуем по содержанию уже знакомых сказок, делаем
инсценировки отрывков. Отгадываем и заучиваем с детьми народные
загадки, загадки – вопросы. На прогулках играем в забытые детские
игры.
Знакомим
детей
с
разными
видами
жеребьевки
(выбором
водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм.) Сколько радости,
веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк» «Горелки»,
«У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д. В младших группах
предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке,
матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.)
Слайд 1.
В начале каждого учебного года проводится анкетирование родителей.
По его результатам видно, что так или иначе в семье ребенка знакомят с
русским устным народным творчеством: читают сказки, поют колыбельные,
участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о русских народных
традициях. Многие родители поддерживают нашу идею и выражают желание
участвовать и помогать в этой работе.
Слайд 2.
Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры
стала эффективной после реализации следующих педагогических условий:
создание этнической предметно-развивающей среды; широкое использование
фольклора в соответствии с возрастом детей, учет регионального компонента.
Слайд 3.
В
каждой
группе
оформлены
уголки
народного
искусства.
Они
соответствуют возрасту детей. В любое время в совместной деятельности дети
могут что-то узнать, найти, исследовать.
Слайд 4.
Народное
творчество
проникает
во
все
уголки
нашей
жизни.
Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, простотой
и
умелым
использованием
материала,
воспитывает
в
детях
чувство
прекрасного.
Народное
искусство
живет
наблюдением
за
окружающей
жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются
детьми. Знакомство детей с изделиями народных мастеров происходит на
специальных занятиях, вне занятий, со всей группой детей, с подгруппами и
индивидуально. Дети сами лепят фигурки барышень, петухов, баранов,
раскрашивают их яркими красками по мотивам народных росписей.
Слайд 5.
В
свободном
помещении
детского
сада
оформлены
мини-музеи:
«Душа моя в узоре вышитом», «Русские народные инструменты», «Короб со
сказками», «Игрушки -забавы», «Волшебный завиток».
Слайд 6.
Знакомство
детей
только
с
устным
народным
творчеством
без
погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное
знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего
народа. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают
большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают
любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы уверены, что ребят
должны
окружать предметы, характерные для
русского народного быта.
Педагоги
с
помощью
родителей
оборудовали
в
свободном
помещении
«Русскую избу», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в
русских сказках: коромысло, горшки, лапти, прялка. Интерьер избы украшают
вышивки народных умельцев. Однако основная задача педагогов не
создание музейной атмосферы а возможность введения детей в особый
самобытный мир.
Слайд 7.
Воспитатели приходят с детьми в избу, читают сказки, знакомят с
русскими пословицами и
поговорками,
песнями,
знакомят
с
убранством
«избы», старинными предметами обихода. Многие дети впервые слышат слова
«ухват», «чугунок», «колыбель»,
«прялка». С
удовольствием отгадывают
загадки о предметах быта. Большой интерес вызывает тема «Из истории
русской кухни». Дети узнают, чем питались наши предки, о самоваре, русском
чаепитии, блинах и колобке. На итоговых занятиях делают аппликации или
раскрашивание.
Слайд 8
В «избе» детей всегда встречает Хозяйка-воспитатель группы. В
будничные дни Хозяйка одета в домашнюю одежду русских крестьянок, а в
праздничные надевает расписной сарафан и кокошник. Внешнему облику
соответствует
и
манера
общения,
и
строй
речи,
богатый
народными
пословицами, прибаутками.
Таким образом, через использование таких малых
фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и
поговорки,
воспитатель
развивает
речь
ребенка,
воспитывает
любовь
к
родному краю и дает первые представления о культуре русского народа
.
Слайд 9.
Знакомим детей с русскими костюмами. Народный костюм не только
часть материальной культуры, – это синтез различных видов декоративного
творчества, который способен донести до нашего времени характерные
особенности нашей местности.
Слайд 10.
Любимец детей в «избе»- Домовёнок Кузя. Он представитель мира
русской
сказки,
носитель
народной
мудрости.
Кузя-
большой
шутник,
весельчак, затевает с детьми разные игры, забавы.
Слайд 11.
На
музыкальных
занятиях
дети
слушают
и
разучивают
русские
народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен:
лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей
приобретаются
в
элементарных
играх,
хороводах,
плясках.
Проводим
начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках,
бубне, балалайке, колокольчиках, трещотках. Знакомим детей с русскими
народными
песнями
в
исполнении
наших
прославленных
исполнителей
народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гармони,
балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают в записи
игру
оркестров
русских
инструментов,
солистов-
инструменталистов,
произведения в исполнении народных хоров. С удовольствием используем с
детьми всех возрастов на занятиях, праздниках, в свободное время подвижные
игры с русской народной песней и хороводы.
Слайд 12.
Народные
праздники
и
традиции
неразрывно
связаны
с
историей
православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в
природе, с трудом предков, играми, в которые играли дети несколько веков
назад. Уже стало традицией в нашем детском саду праздновать Рождество,
провожать
зиму
на
Масленицу,
закликать
Весну.
Рассказываем
детям
о
празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Интересно проходят у
нас Святки. Дети со взрослыми, переодевшись ряженными, ходят по селу,
славят хозяев, желают им доброго здравия и хлебов обильных, а за это
получают
угощения.
В
Храме
Усекновения
главы
Иоанна
Предтечи
с.
Октябрьского детей с радостью встречают прихожане. Таким образом, с
раннего
детства
мы
знакомим
детей
с
Христианскими
традициями
и
обрядами, прививаем уважение к старшему поколению, к Святыням Родины.
Слайд 13.
Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси.
Разучиваем
масленичные
приговоры,
игры,
знакомим
с
приметами
приближения
весны.
Радостно
готовимся
к
встрече
Светлой
Пасхи:
раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, украшаем ими
пасхальное дерево в детском саду, знакомимся с обрядами и традициями.
Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма
и праздничных мероприятиях при храме.
Слайд 14.
На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной
героине этого праздника. Разучиваем хоровод о берёзке, загадки о берёзе, о
лете.
Слайд 15
Приобщение детей к духовно-нравственным истокам осуществляем
посредствам песенного творчества, интересных рассказов об истории малой
Родины и России. Традицией стало проведение патриотических праздников:
«День защитников Отечества», «День России», «9 мая-День Победы». К Дню
Великой
Победы
воспитанниками
были
подготовлены
танцевальные
композиции «Журавли», «Березка». Эти композиции наполнены глубоким
смыслом и особенно трепетно раскрывают тему войны и солдатского подвига.
С 2008 года традицией стало участие наших воспитанников в районных
мероприятиях духовно-нравственной направленности, которые организует
педагог-организатор
детского
дома
творчества.
Были
подготовлены
театрализованные выступления с детьми старшей группы к «Дню Победы», к
Рождественским
образовательным
чтениям,
посвященным
700-летию
Игумена Земли Преподобного Сергея Радонежского «Живи, Русь Святая!».
Все,
что
мы
делаем
повседневно,
наши
традиции,
наши
правила
направляют по пути духовно-нравственного совершенствования и коллектив
в целом и каждую отдельную личность: будь то ребенок, сотрудник или
родитель.
Уважаемые коллеги!
От нас зависит то, каким наш день наступит завтра.
Духовность общества и нравственность людей.
Давайте вместе всей душой и добрым сердцем
Любить и уважать своих детей!