Напоминание

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры


Автор: Коваленко Надежда Сергеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 19 с.Октябрьского
Населённый пункт: с .Октябрьское Ипатовский городской округ Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19

с.Октябрьского Ипатовского района Ставропольского края

Из опыта работы

старшего воспитателя МК ДОУ д/с №19

с.Октябрьского

Коваленко Надежды Сергеевны

Тема: «Приобщение дошкольников к истокам

русской народной культуры»

В

настоящее

время

Россия

переживает

непростой

исторический

период.

Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания

подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены

в

основном

современными

ритмами,

сильно

искаженной

иностранными

словами речью. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками,

порвались

нити,

которые

связывали

старшее

и

младшее

поколения.

В

воспитательном процессе безжалостное обрубание корней от народности

ведет

к

бездуховности.

Большинство

современных

людей

поверхностно

знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и

их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с

народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской

народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным

искусством.

Основная образовательная программа дошкольного образования нашего

детского сада разработана на основе:

-

Примерной

образовательной

программы

дошкольного

образования

«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и

др.;

- парциальных программ:

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.

Князевой, М.Д. Маханевой;

- «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю.

Новицкой;

-

«Основы

безопасности

детей

дошкольного

возраста»

Р.Б.

Стеркиной, Н.Н. Авдеевой;

- авторской программы и методических рекомендаций по обучению

детей

правилам

дорожного

движения

в

дошкольном

учреждении

Р.М.

Литвиновой, М.Б. Перетрухиной;

-

программы по

музыкальному воспитанию детей дошкольного

возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.

В своей работе мы используем программу «Приобщение детей к

истокам

русской

народной

культуры»

О.Л.

Князевой

с

1998

года.Она

определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании

детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и

культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской

народной культуры: знакомит детей с местами проживания наших предков;

бытом и основными занятиями русских людей; с историей одежды, кухни;

народными

приметами,

обычаями,

праздниками,

художественными

промыслами, песнями, играми.

Программа «Приобщение

детей

к

истокам русской

народной

культуры»

способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому,

физическому,

социально

–коммуникативному

развитию

детей.

В

основе

человеческой

культуры

лежит

духовное

начало.

Поэтому

приобретение

ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его

духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на

уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических

позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего, возраста и

до

окончания

образовательных

отношений.

Оптимальные

условия

для

развития

ребёнка

это

продуманное

соотношение

свободной,

регламентированной

и

нерегламентированной

деятельности.

Объём

регламентированной

(НОД)

деятельности

в

год

составляет

35

часов.

В

процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа.

В

соответствии

с

федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования объём обязательной части Программы

рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой

участниками образовательных отношений, не более 40%. Формируемая часть

основной образовательной Программы дошкольного образования учитывает

образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и

педагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных

условий,

в

которых

осуществляется

образовательная

деятельность.

Парциальная образовательная программа и формы организации работы с

детьми в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам

детей, а также возможностям педагогического коллектива. В соответствии с

этим в сетке занятий 1младшей, 1 «а» младшей, 2-й младшей и средней

группах проводится по 4 НОД в неделю по формируемой части программы,

в старшей группе – 5 занятий в неделю, в подготовительной - 6 занятий в

неделю. Воспитатели реализуют лицензированную парциальную программу

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой в

непосредственно

образовательной

деятельности

1раз

в

неделю

во

всех

возрастных группах, через все образовательные области.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными

особенностями детей. Для реализации задач по приобщению детей к истокам

русской народной культуры в нашем детском саду создано образовательное

пространство: музыкальный зал, спортивный зал, экологическая тропа, уголки

народного искусства по группам, мини-музеи. Данная работа осуществляется

по направлениям:

физическое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально- коммуникативное развитие.

Содержание

психолого-педагогической

работы

по

освоению

основных

направлений развития и образования детей

Направление

Цели и задачи

Физическое развитие

Формирование ценностного отношения к своему

здоровью,

совершенствование

двигательных

навыков и физических качеств через знакомство с

доступными способами его укрепления, создание

благоприятной среды и профилактику негативных

эмоций.

Художественно-

эстетическое развитие

Формирование

у

ребенка

представлений

о

художественно-

эстетическом

образе

через

включение

в

образовательную

деятельность

разных видов искусств – литературы, музыки,

народного

фольклора.

Развивать

интерес

к

культурному наследию страны, желание сохранять

и передавать традиции, обычаи народов.

Речевое развитие

Формирование речевой и звуковой культуры, в

том

числе

национальной,

как

средства

взаимодействия и условия познания окружающего

мира. Приобщение к культуре чтения литературы

русских поэтов, писателей.

Познавательное

развитие

Формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о

малой

родине

и

Отечестве,

представлений

о

социокультурных

ценностях нашего

народа,

об

отечественных традициях и праздниках, о планете

Земля как общем доме людей, об особенностях её

природы, многообразии стран и народов мира.

Социально

коммуникативное

развитие

Формирование

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности,

а

также

социально-психологических

особенностей в системе отношений с другими

людьми на основе приобщения к культуре своего и

других народов.

Главная цель нашей работы- знакомить детей, начиная уже с раннего

возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного

народного творчества, способствовать развитию духовного,

нравственного, эстетического воспитания. Тогда мы думаем, в будущем

наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, –

народ без будущего. Знание культуры собственного народа, умение

понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать

основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их

знакомить с народной культурой с самого раннего детства.

Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры» более пятнадцати лет, систематизировав накопленный

материал, нам захотелось разнообразить чем-то новым и интересным

педагогический процесс. Исходя из данной цели, мы определили задачи:

1.

Формировать

предметно

развивающую

среду

и

условия

для

приобщения детей к народной культуре.

2.

Дать детям представление о фольклоре, как специфической области

народного

творчества,

включающей

целую

систему

поэтических

и

музыкально – поэтических жанров.

3.

Формировать

у

детей

общее

представление

о

традиционных

и

обрядовых праздниках.

4.

Знакомить с произведениями русского народного искусства, формируя

эмоциональную отзывчивость,

5.

Воспитывать

интерес

к

русским

народным

играм,

выявляя

самобытность и многообразие содержания и формирования игры

Нашими педагогами по темам разработаны планы, которые формируют

знания детей о традиционной культуре, знакомят с бытом и традициями

наших

предков

как

на

исторических

примерах,

так

и

на

примере

собственной семьи,

знакомят детей

с литературными источниками:

сказками,

рассказами

русских

авторов,

детским

фольклором,

художественными, музыкальными и песенными традициями родной

земли. Используя различные формы взаимодействия, педагоги создают

творческий стиль общения, вовлекая детей в познавательную, речевую,

художественно

эстетическую

деятельность.

Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников,

побуждают

к

активному

познанию

окружающей

действительности,

осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию

логики,

мышления,

коммуникативных

способностей.

На

примерах прочитанных

легенд,

былин

воспитатели

показывают

красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев:

Ильи

Муромца,

Алеши

Поповича,

Добрыни

Никитича,

Никиты

Кожемяки. Обсуждаются мультфильмы о былинных героях. Дети с

интересом

рассматривают

и

обсуждают

картину

Васнецова

«Богатыри», их доспехи, оружие. Конечно, самый увлекательный для

детей народный фольклор – это сказки и загадки. На примере знакомых

сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду

и вымысел. Беседуем по содержанию уже знакомых сказок, делаем

инсценировки отрывков. Отгадываем и заучиваем с детьми народные

загадки, загадки – вопросы. На прогулках играем в забытые детские

игры.

Знакомим

детей

с

разными

видами

жеребьевки

(выбором

водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм.) Сколько радости,

веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк» «Горелки»,

«У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д. В младших группах

предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке,

матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.)

Слайд 1.

В начале каждого учебного года проводится анкетирование родителей.

По его результатам видно, что так или иначе в семье ребенка знакомят с

русским устным народным творчеством: читают сказки, поют колыбельные,

участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о русских народных

традициях. Многие родители поддерживают нашу идею и выражают желание

участвовать и помогать в этой работе.

Слайд 2.

Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры

стала эффективной после реализации следующих педагогических условий:

создание этнической предметно-развивающей среды; широкое использование

фольклора в соответствии с возрастом детей, учет регионального компонента.

Слайд 3.

В

каждой

группе

оформлены

уголки

народного

искусства.

Они

соответствуют возрасту детей. В любое время в совместной деятельности дети

могут что-то узнать, найти, исследовать.

Слайд 4.

Народное

творчество

проникает

во

все

уголки

нашей

жизни.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, простотой

и

умелым

использованием

материала,

воспитывает

в

детях

чувство

прекрасного.

Народное

искусство

живет

наблюдением

за

окружающей

жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются

детьми. Знакомство детей с изделиями народных мастеров происходит на

специальных занятиях, вне занятий, со всей группой детей, с подгруппами и

индивидуально. Дети сами лепят фигурки барышень, петухов, баранов,

раскрашивают их яркими красками по мотивам народных росписей.

Слайд 5.

В

свободном

помещении

детского

сада

оформлены

мини-музеи:

«Душа моя в узоре вышитом», «Русские народные инструменты», «Короб со

сказками», «Игрушки -забавы», «Волшебный завиток».

Слайд 6.

Знакомство

детей

только

с

устным

народным

творчеством

без

погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное

знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего

народа. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают

большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают

любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы уверены, что ребят

должны

окружать предметы, характерные для

русского народного быта.

Педагоги

с

помощью

родителей

оборудовали

в

свободном

помещении

«Русскую избу», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в

русских сказках: коромысло, горшки, лапти, прялка. Интерьер избы украшают

вышивки народных умельцев. Однако основная задача педагогов не

создание музейной атмосферы а возможность введения детей в особый

самобытный мир.

Слайд 7.

Воспитатели приходят с детьми в избу, читают сказки, знакомят с

русскими пословицами и

поговорками,

песнями,

знакомят

с

убранством

«избы», старинными предметами обихода. Многие дети впервые слышат слова

«ухват», «чугунок», «колыбель»,

«прялка». С

удовольствием отгадывают

загадки о предметах быта. Большой интерес вызывает тема «Из истории

русской кухни». Дети узнают, чем питались наши предки, о самоваре, русском

чаепитии, блинах и колобке. На итоговых занятиях делают аппликации или

раскрашивание.

Слайд 8

В «избе» детей всегда встречает Хозяйка-воспитатель группы. В

будничные дни Хозяйка одета в домашнюю одежду русских крестьянок, а в

праздничные надевает расписной сарафан и кокошник. Внешнему облику

соответствует

и

манера

общения,

и

строй

речи,

богатый

народными

пословицами, прибаутками.

Таким образом, через использование таких малых

фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и

поговорки,

воспитатель

развивает

речь

ребенка,

воспитывает

любовь

к

родному краю и дает первые представления о культуре русского народа

.

Слайд 9.

Знакомим детей с русскими костюмами. Народный костюм не только

часть материальной культуры, – это синтез различных видов декоративного

творчества, который способен донести до нашего времени характерные

особенности нашей местности.

Слайд 10.

Любимец детей в «избе»- Домовёнок Кузя. Он представитель мира

русской

сказки,

носитель

народной

мудрости.

Кузя-

большой

шутник,

весельчак, затевает с детьми разные игры, забавы.

Слайд 11.

На

музыкальных

занятиях

дети

слушают

и

разучивают

русские

народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен:

лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей

приобретаются

в

элементарных

играх,

хороводах,

плясках.

Проводим

начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках,

бубне, балалайке, колокольчиках, трещотках. Знакомим детей с русскими

народными

песнями

в

исполнении

наших

прославленных

исполнителей

народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гармони,

балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают в записи

игру

оркестров

русских

инструментов,

солистов-

инструменталистов,

произведения в исполнении народных хоров. С удовольствием используем с

детьми всех возрастов на занятиях, праздниках, в свободное время подвижные

игры с русской народной песней и хороводы.

Слайд 12.

Народные

праздники

и

традиции

неразрывно

связаны

с

историей

православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в

природе, с трудом предков, играми, в которые играли дети несколько веков

назад. Уже стало традицией в нашем детском саду праздновать Рождество,

провожать

зиму

на

Масленицу,

закликать

Весну.

Рассказываем

детям

о

празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Интересно проходят у

нас Святки. Дети со взрослыми, переодевшись ряженными, ходят по селу,

славят хозяев, желают им доброго здравия и хлебов обильных, а за это

получают

угощения.

В

Храме

Усекновения

главы

Иоанна

Предтечи

с.

Октябрьского детей с радостью встречают прихожане. Таким образом, с

раннего

детства

мы

знакомим

детей

с

Христианскими

традициями

и

обрядами, прививаем уважение к старшему поколению, к Святыням Родины.

Слайд 13.

Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси.

Разучиваем

масленичные

приговоры,

игры,

знакомим

с

приметами

приближения

весны.

Радостно

готовимся

к

встрече

Светлой

Пасхи:

раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, украшаем ими

пасхальное дерево в детском саду, знакомимся с обрядами и традициями.

Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма

и праздничных мероприятиях при храме.

Слайд 14.

На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной

героине этого праздника. Разучиваем хоровод о берёзке, загадки о берёзе, о

лете.

Слайд 15

Приобщение детей к духовно-нравственным истокам осуществляем

посредствам песенного творчества, интересных рассказов об истории малой

Родины и России. Традицией стало проведение патриотических праздников:

«День защитников Отечества», «День России», «9 мая-День Победы». К Дню

Великой

Победы

воспитанниками

были

подготовлены

танцевальные

композиции «Журавли», «Березка». Эти композиции наполнены глубоким

смыслом и особенно трепетно раскрывают тему войны и солдатского подвига.

С 2008 года традицией стало участие наших воспитанников в районных

мероприятиях духовно-нравственной направленности, которые организует

педагог-организатор

детского

дома

творчества.

Были

подготовлены

театрализованные выступления с детьми старшей группы к «Дню Победы», к

Рождественским

образовательным

чтениям,

посвященным

700-летию

Игумена Земли Преподобного Сергея Радонежского «Живи, Русь Святая!».

Все,

что

мы

делаем

повседневно,

наши

традиции,

наши

правила

направляют по пути духовно-нравственного совершенствования и коллектив

в целом и каждую отдельную личность: будь то ребенок, сотрудник или

родитель.

Уважаемые коллеги!

От нас зависит то, каким наш день наступит завтра.

Духовность общества и нравственность людей.

Давайте вместе всей душой и добрым сердцем

Любить и уважать своих детей!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!