Напоминание

"Пословицы и поговорки как средство развития словаря детей дошкольного возраста"


Авторы: Князева Наталья Кузьминична, Щекланова Жанна Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ Девицкого детского сада "Улыбка"
Населённый пункт: с.Девица, Семилукского района, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Пословицы и поговорки как средство развития словаря детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из задач развития речи дошкольников является развитие словаря.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарём, который

позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться

в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и

общему

развитию

ребенка.

И

напротив,

богатство словаря

является

признаком

хорошо

развитой

речи

и

показателем

высокого

уровня

умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важных

факторов

подготовки

к

школьному

обучению.

Дети,

не

владеющие

достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в

обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают

арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой,

активнее в умственной работе на уроках.

Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их

уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с

ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с

окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом

познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов

на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили

сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими

словами, особенности употребления в речи.

В современной методике большое значение придается развитию умений

выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять

многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над

лексическими

средствами

выразительности

(антонимы,

синонимы,

метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием

диалогической и монологической речи.

Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для

запоминания, что усиливает их значение как педагогических средств.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание

облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой

весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и

распространения

мудрости,

опыта

познавательной

деятельности,

моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с

древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной

стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают

воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о

средствах,

методах

воспитательного

влияния,

соответствующих

представлениям народа, дают характерологические оценки личности -

положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели

формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и

перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными

обязанностями - педагогическими и т.д.

Дошкольники

испытывают

затруднения

в

понимании

и

интерпретировании значения пословиц и поговорок. Ребенка дошкольного

возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать,

понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по

содержанию,

доступные

ему

выражения

из

народно-разговорной

фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и

поговорки.

Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания,

которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на

седьмом небе и т.п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь

выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или

при соответствующем объяснении, например, вот тебе и раз, капля в море,

мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и

т.п.

Ритмическая и синтаксическая четкость пословиц и поговорок, их

композиция, различные стилистические фигуры (антонимы, омонимы,

синонимы, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы) представляют

богатый языковой материал для изучения на самых различных этапах

обучения.

Все это позволяет использовать пословицы и поговорки для реализации

как воспитательной, так и развивающей и обучающей целей образования.

Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с

жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является

заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся

в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого

развития детей прием - использование пословицы для раскрытия содержания

художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и

углубить понимание идеи данного произведения.

Например, можно использовать следующие пословицы: «Что посеешь,

то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и

рыбку из пруда» (к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи -

век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»);

«Как аукнется, так и откликнется».

Важнейшим условием использования пословиц и поговорок является

уместность, когда есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый

смысл становится для ребенка ясен. Ребенок до.> V жен чувствовать, что это

именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить

свою мысль.

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные

нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно

высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Таким образом, воспитатель, организуя работу по развитию словаря

дошкольников с использованием пословиц и поговорок, способствует тому,

что дети используют эти малые формы фольклора в своей речи, учатся ясно,

лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно

окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,

умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Для того чтобы пословицы и поговорки способствовали развитию

словаря детей, необходимо соблюдать ряд условий: материал должен быть

понятен детям, то есть необходимо проводить разбор содержания; уместное

использование пословиц и поговорок; применение пословиц и поговорок в

различных

видах

деятельности

и

ситуациях;

стимулировать

детей

использовать пословицы и поговорки - сначала в учебных ситуациях, затем

самостоятельно.

Использование пословиц и поговорок в работе по развитию словаря

детей дошкольного возраста должно стать одним из направлений работы

воспитателей детских садов.

Литература:

1.

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных

форм //Дошкольное воспитание. - 1991. - №9. - С. 16-22.

2.

Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с

детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. - 1983.

- №5. - С. 34-35.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!