Авторы: Князева Наталья Кузьминична, Щекланова Жанна Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ Девицкого детского сада "Улыбка"
Населённый пункт: с.Девица, Семилукского района, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Пословицы и поговорки как средство развития словаря детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из задач развития речи дошкольников является развитие словаря.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарём, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться
в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и
общему
развитию
ребенка.
И
напротив,
богатство словаря
является
признаком
хорошо
развитой
речи
и
показателем
высокого
уровня
умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важных
факторов
подготовки
к
школьному
обучению.
Дети,
не
владеющие
достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в
обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают
арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой,
активнее в умственной работе на уроках.
Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их
уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с
ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с
окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом
познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов
на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили
сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими
словами, особенности употребления в речи.
В современной методике большое значение придается развитию умений
выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять
многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над
лексическими
средствами
выразительности
(антонимы,
синонимы,
метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием
диалогической и монологической речи.
Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для
запоминания, что усиливает их значение как педагогических средств.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание
облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой
весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и
распространения
мудрости,
опыта
познавательной
деятельности,
моделирующей воспитание и его результат - поведение.
Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с
древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной
стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают
воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о
средствах,
методах
воспитательного
влияния,
соответствующих
представлениям народа, дают характерологические оценки личности -
положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели
формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и
перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными
обязанностями - педагогическими и т.д.
Дошкольники
испытывают
затруднения
в
понимании
и
интерпретировании значения пословиц и поговорок. Ребенка дошкольного
возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать,
понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по
содержанию,
доступные
ему
выражения
из
народно-разговорной
фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и
поговорки.
Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания,
которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на
седьмом небе и т.п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь
выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или
при соответствующем объяснении, например, вот тебе и раз, капля в море,
мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и
т.п.
Ритмическая и синтаксическая четкость пословиц и поговорок, их
композиция, различные стилистические фигуры (антонимы, омонимы,
синонимы, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы) представляют
богатый языковой материал для изучения на самых различных этапах
обучения.
Все это позволяет использовать пословицы и поговорки для реализации
как воспитательной, так и развивающей и обучающей целей образования.
Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с
жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является
заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся
в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого
развития детей прием - использование пословицы для раскрытия содержания
художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и
углубить понимание идеи данного произведения.
Например, можно использовать следующие пословицы: «Что посеешь,
то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и
рыбку из пруда» (к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи -
век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»);
«Как аукнется, так и откликнется».
Важнейшим условием использования пословиц и поговорок является
уместность, когда есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый
смысл становится для ребенка ясен. Ребенок до.> V жен чувствовать, что это
именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить
свою мысль.
Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные
нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно
высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Таким образом, воспитатель, организуя работу по развитию словаря
дошкольников с использованием пословиц и поговорок, способствует тому,
что дети используют эти малые формы фольклора в своей речи, учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно
окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Для того чтобы пословицы и поговорки способствовали развитию
словаря детей, необходимо соблюдать ряд условий: материал должен быть
понятен детям, то есть необходимо проводить разбор содержания; уместное
использование пословиц и поговорок; применение пословиц и поговорок в
различных
видах
деятельности
и
ситуациях;
стимулировать
детей
использовать пословицы и поговорки - сначала в учебных ситуациях, затем
самостоятельно.
Использование пословиц и поговорок в работе по развитию словаря
детей дошкольного возраста должно стать одним из направлений работы
воспитателей детских садов.
Литература:
1.
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных
форм //Дошкольное воспитание. - 1991. - №9. - С. 16-22.
2.
Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с
детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. - 1983.
- №5. - С. 34-35.