Напоминание

Приобщение детей к русской национальной культуре


Автор: Мельникова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №19 с.Октябрьского
Населённый пункт: с.Октябрьское , Ипатовский район ,Ставропольский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Приобщение детей к русской национальной культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ставни открываются появляется сказательница.

Я родилась в такие времена,

Где миром правил труд и доброта,

Где ремесло ценилось во сто крат,

И рукодельем занимался: стар и мал.

Где за столом огромным вся семья,

И ссор больших не знали никогда,

Где робость матушки, и силушка отца,

Всегда считалось силой мудреца.

Откравайте ворота,

Добро пожаловать сюда!

Научу Вас ремеслу, сохранить его хочу,

Всей семьею приходите

Круг гончарный запустите,

Кукол делать из тряпицы, будете вы мастерицы,

Мастерская моя ждет, мастерить душа зовет.

Покажу как в старину, обучали ремеслу,

Бабушки и дедушки вели со мной беседушки.

За работой пели, научить успели,

И вам про это расскажу, чем я очень дорожу.

Труд в почете был всегда, славилась трудом семья.

Будет интерес един, где семья ты не один.

Игры вместе посидели- это праздник_ не безделки.

Строить, вышивать, плести, всем работушку найти

Здраствуйте уважаемые коллеги!

Меня зовут Мельникова Ольга Васильевна, я воспитатель Октябрьского детского сада

№19.

Любовь к родному краю, знание его культуры основа духовной культуры всего общества.

Приобщать детей к культуре стоит с самого раннего детства, когда ребенок стоит на

пороге открытий окружающего мира, как отметил академик Лихачев : « Культура как

растение: у нее не только ветви, но и корни черезвычайно важно, чтобы рост начинался

именно с корней». А корни как известно это малая родина, ее история культура, быт ,

уклад традиции. Поэтому в воспитательно- образовательном процессе не маловажную

роль отводиться: «Приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры».

Многие выдающие педагоги придают большое значение приобщению детей к истокам

русской народной культуры подчеркивают ее роль в развитии и воспитании детей

Вот и я поставила перед собой не простую задачу: заинтересовать детей, привить им

любовь ко всему ценном, что оставил наш народ, суметь сберечь самое ценное из

культурных достижений. С возращением к нам национальной памяти- больше хочется

знать о русской культуре, обычиях и традициях о том как жили наши прядки, во что

одевались, как трудились и отмечали праздники.

В нашем дошкольном учреждении , реализуется образовательная программа

дошкольного образования « Детство», которая обеспечивает охрану и укрепления здоровя

детей целостное развитие дошкольников в соответствии с возрасными и

индивидуальными особенностями.

Прежде чем учить детей, училась сама . Изучила парцианальную программу О.Л.

Князевой, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «

которая является вариативной частью образовательной программы «Детство». Данная

программа предлагает новые орентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей

нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. В ней говорится: «Родная

культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,

порождающим личность.

Я также изучила следующую литературу:

М.Ф Литвинова «Русские народные подвижные игры»

М.Ю Новицкая «Наследие»

Методическое пособие « Знакомим детей с русским народным творчеством».

Мой стаж педагогической работы 24 года. Учитывая все это, я своим опытом работы

стараюсь внести вклад в образовательную деятельность детского сада.

Я составила алгоритм работы( модель работы):

Цель моей работы: Формирование у дошкольников патриотических чувств и развития

духовности через приобщение детей к русской народной культуре.

Для достижения данной цели определила следующие задачи: (которые вы видете на

слайде)

-Познакомить детей с русским народным фольклором

-Познакомить детей с жизнью и бытом русского народа с их праздниками и обычаями

-Познакомить детей с русским народным прикладным искусством.

-Развивать музыкальные способности детей, выразительность речи, артистичность.

-Воспитывать чувство красоты, любознательность, интерес к русскому народному

творчеству.

Перед тем как преступить к планированию работы, мною было проведено анкетирование

родителей. Оно показало:

49 % родителей с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни

по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не

прослеживается дальше второго поколения.

25% родителей имеется представления о народных праздниках, они знают свою

родословную, интересуются прошлым своей семьи.

26% родителей считают, что не способны рассказать детям о русской культуре на

доступном дошкольном языке.

88% родителей не против проводимой в детском саду работы с детьми, так как считают,

что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной

деятельности и подготовке к школе.

12% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области,

потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более

насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской

традиционной культуры необходимо объяснить родителям.

Проводя первичную диагностику с детьми выявляю, что дети далеки от народной

культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с

подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие

результаты объясняются следующими причинами:

- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся

компьютерным играм;

- изменение современного социокультурного пространства;

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с

компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её

проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим

потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми

приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Диагностику проводила на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков

прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева

Методы которые были использованны для диагностики детей:

- наблюдение за детьми;

- индивидуальные беседы;

- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;

- игровые тестовые задания, дидактические игры;

- вопросы поискового характера;

- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);

- рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;

- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);

Я, ясно себе представляла что работа по теме: «Приобщение детей к русской народной

культуре» будет успешной только тогда, когда в этом участвуют все: педагоги, дети

родители.

Участвуя в методической работе в ДОУ проводила консультации с педагогами по

развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов

воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры; анкетирование;

принимала участие в организации и проведении русских народных праздников.

Важным условием направленным на успех данной работы являеется общая

дображелательная атмосфера в группе, увлеченность родителей. Совместное участие в

творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым

содержанием.

Я провела консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль

игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в

«уголке для родителей». За последние годы подготовила для родителей: рекомендации по

знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми;

информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с

картотекой русских народных игр.

На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома,

раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи

при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала

родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок,

драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в

мероприятиях, проводимых в детском саду.

В своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы общения, выстроенные по

разным темам направленных на установления неформальных контактов с родителями.

Семейный досуг « Вечер русской старины построила так, чтоб семью объединила

длительная предварительная работа. Такие праздники помогают родителям и детям

понять друг друга стать ближе, воспитывают любовь к семье семейному очагу. Родители

приходят в детский сад не только для того , чтобы увидеть народный празник, но и

поучаствовать в нем. Народный праздник у нас не концерт и не смотрины и это не

выдуманный сценарий , где все спланировано до мельчайших реплик.

Продуктом нашего труда с родителями стал мини музей «Русская изба». Мы воссоздали

обстановку русской хаты. В нашем музее есть чудо, сохранивший старинные бытовые

предметы : прялка, ухват, горшки, чугунки, молька – колыбелька и конечно же одежда:

сарафан и кокошник, узорчатый платок, косоворотка, лапти и фуражка.

Дети с удовольсьвием приходят в избу на посиделки и просто послушать русскую

народную сказку, покачать колыбельку. Окружающие предметы пробуждают душу

ребенка, воспитывает чуство красоты и любознательность. Это помогает детям понять что

они являются частью русского народа.

Воспитанники знакомились с предметами русского быта, народно-прикладного

исскуства , ремеслами с обычаями и традициями. С огромным интересом дети

рассматривали деревянную посуду. Так ка русский мир едва ли не полностью был

полностью лишен металических изделий.

С восторгом примеряли лапти, они были огромными, но настоящими. Дошколята узнал,

и какие были дома наших предков, изготовленные без единого гвоздя.

На занятиях по ознакомлению с исскуством, которые я проводила в музее «Русская

изба». Дети познакомились с культурными традициями,обычаями ,песнями и

особенностями русскогокостюма,Девочки с интересом раасматривали и примеряли

сарафаны,кокошники,а мальчики :косоворотку и фуражки,любуясь красотой русской

одежды. Я показала кукол-пеленашек и рассказала о каждой из них. Затем я провела

мастер-класс по рукоделию тряпичной куклы-пеленашки.

Обогащения знаний дошкольников по жизни наших предков, возраждение традиций

русской культуры, я осуществляла через проведения народных календарных праздников.

В нашем детском саду стало традицией славить осень, проходит выставка осенних

детских поделок, встречать Новый год,так в январе мы окунулись в атмосферу праздника

Святочного рождества и чудесных Рождественских сказок.

И я совместно с педагогами познакомила детей с традициями обрядами и народными

играми святочных торжеств.

Дети под звуки народных музыкальных инструментов, ряженными колядовали по

улицам села , заходя из одного двора к другому желали добра, богатства,здоровья и

достатка хозяевам. Святочные вечера жители селения ходили в гости к друзьям. Желали

счастья, достатка в семье и приносили в дар козули.

Наши ребята с родителями смогли вернуться в очень и очень далёкие века, сделали

своими руками казули- магический талисман оберег благополучия, семейного счастья

защиты домашнего очага. И конечно получили невероятные эмоции. Рождественские

святки стали одни из самых долгожданных праздников для детворы.

А в марте дружная семья моей группы в последний день Масленичной недели с

энтузиазмом включились в праздник. «Масленицу встречаем - зиму провожаем!»

Старинная народная забава. Взятие снежного городка с участием педагогов, детей и

родителей получило новое воплощение с традиционным разрушением возведенной

крепости. Так же стало традицией сжигать масленицу, после чего дети кушают блины,

которые сделали вместе с родителями и угощают всех в детском саду.

Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок

родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и традициями. С душевной теплотой в

русской избе дети помогали украшать вышитыми рушниками иконы в красном углу к

Светлой пасхе. Большенство моих воспитанников принимает участие в пасхальной

службе сельского храма и праздничных мероприятиях при храме.

В тесном сотрудничестве с сельской библиотекой с храмом Иоанна Предтечи, Домом

Культуры , коллектив педагогов,детей и родителей,активно учавствовали в различных

конкурсах , способствовавших сохранению развитию и популяризации традиционной

народной культуры.

Особой любовью у детей пользуются сказки. Подготовила тетрализованное выступление

детей в средней группе по мотивам русской народной сказки «Танюшкина яблоня», в

старшей» «Гуси- лебеди» мини спектакль, «Коза дереза.

Особое внимание уделяла расширению активного словаря детей с учетом того, что разные

внешние похожие предметы имеют разные названия (изба- хата), (чугунок – кринка).

Ребята задавали много вопросов: Что это такое?,Для чего это нужно, А чем еще

пользовались? Как жили люди раньше? Чем занимались? Я с детьми проводила беседы .,

рассказывала детям о том где селились наши предки, какие и из чего строили дома., чем

занимались наши пробабушки и продедушки, как появились ремесленики и их ремесла и о

том , что наш народ всегда славиться гостеприимством и трудолюбием. Давала детям

знания о том, что жили на Руси очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли их

русичами. Жили с русичами богатыри. Они славились необычной силой, об их подвигах

слогаются сказки, былины. Итогом стало занятие в подготовительной группе на тему Все

ремесла хороши».

Ознакомление детей с народными декоративными промыслами увлекают детей

национальным изобразительным исскуством На Занятии по рисованию и лепке

знакомила детей с народными промыслами. И не сомненно детям полюбились глиняные

свистульки, матрешки- символ большой семьи на Руси, игрушка- качалка. Также была

проведена выставка мастериц нашего села по истине получилос богатой. Дети с

гордостью приносили работы своих пробабушек, салфетки вязанные крючком, вышитые

гладью скатерти, наволочки рушники и картины вышитые крестиком.

Любовь к Родине, родному краю составляет основу духовной культуры общества. Для

того чтобы ребенок знал свои корни, прошлое села где он живет, гордился причастностью

своего народа, нужно интересно и разнообразно организовывать познавательную

деятельность дошкольников.

Я с уверенностью могу сказать, что в своих детей я заложила основы патриотических

чувств любовь к родине, знание культурного богатства русского народа.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!