Напоминание

АНДРАГОГИКА-технология обучения взрослых


Автор: Ильичёва Екатерина Михайловна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №117
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: АНДРАГОГИКА-технология обучения взрослых
Раздел: среднее профессиональное





Назад




. М. Ильичева

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117

ФСИН РОССИИ

ФИЛИАЛ №2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема: «АНДРАГОГИКА-технология обучения взрослых»

Автор-разработчик:

мастер производственного обучения Ильичева Екатерина Михайловна

Рассмотрено на заседании МК Ф№2 Протокол № 2 от

10.10.2022г. Ответственный за

методическую работу

Самара 2022

Технология обучения взрослых.

АНДРАГОГИКА - наука об обучении взрослых,

обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по

организации процесса обучения.

Технология обучения взрослых - это система научно-

обоснованных андрагогическими принципами обучения

действий взрослых обучающихся и обучающих,

осуществление которых с высокой степенью

гарантированности приводит к достижению поставленных

целей обучении.

Структурно технология обучения взрослых представляет

собой систему операций, технических действий и функций,

реализуемых взрослыми обучающимся и обучающими на

каждом этапе процесса обучения.

В андрагогической модели обучения ведущая роль в

организации процесса обучения принадлежит обучающемуся.

Взрослый обучающийся - активный элемент, один из

равноправных субъектов процесса обучения.

Известный американский ученый-андрагог М.Ш Ноулз

выделяет шесть «сверхцелей» для эффективности обучения

взрослых:

Приобретение знаний (обобщение опыта, интериоризация,

овладение информацией);

Достижение понимания, уяснения (обобщение и

применение информации на практике);

Приобретение умений (возможность новых практических

действий);

Приобретение качеств (возникновение новых

эмоциональных черт);

Приобретение ценностей (восприятие и приоритетное

ранжирование убеждений);

Удовлетворение интересов (удовлетворение стремления к

новым видам деятельности).

Андрагогические принципы обучении.

1.

Приоритет самостоятельного обучения.

( Самостоятельная организация процесса обучения).

2.

Принцип совместной деятельности.

( Совместная деятельность обучающегося с

обучающим).

3.

Принцип опоры на опыт обучающегося.

( Опора на жизненный опыт - бытовой, социальный,

профессиональный).

4.

Индивидуализация обучения.

(Учет уровня подготовки, психофизиологических,

когнитивных особенностей обучающегося).

5.

Системность обучения.

( Соответствие целей, содержания, форм, методов,

средств обучения и оценивание результатов).

6.

Контекстность обучения.

( Ориентировано на совершенствование личности

обучающегося).

7.Принцип актуализации результатов

обучения.

(Применение на практике полученных ЗУ Нов).

8.

Принцип элективности обучения.

( Свобода выбора целей, содержания обучения).

9.Принцип развития образовательных

потребностей.

( Формирование потребности в самообразовании).

10. Принцип осознанности обучения.

( Осмысление обучающимися всех параметров

процесса обучения).

Группы методов.

1.Методы организации и самоорганизации

учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические (отражающие

перцептивный аспект структуры познания);

Индуктивный и дедуктивный (логический аспект);

Объяснительно-репродуктивный и информационно-

поисковый (гностический аспект);

Управления и самоуправления учебнопознавательной

деятельностью (кибернетический аспект).

2.

Методы стимулирования и мотивации:

Формирования (самоформирования) познавательных

интересов;

Формирования (самоформирования) долга и

ответственности в учении.

3 .Методы контроля и самоконтроля

эффективности обучения:

Устный;

Письменный;

Лабораторный;

Программированного и непрограммированного

контроля (самоконтроля);

Машинного и безмашинного контроля

(самоконтроля).

Андрагогическая модель обучения.

Социально-

психологические

установки

Характер установки

Деятельность и роль

обучающегося

Деятельность и роль

обучающего

Характер организации

процесса обучения

Самосознание

Стремление к

самостоятельности,

независимости,

самоуправлению

Самостоятельный

поиск

информации;

определение

параметров

обучения

Оказание помощи в

обучении и поиске

информации

Самостоятельное

определение

параметров обучения и

поиск ЗУНков

Наличие объема

жизненного опыта

(социального,

профессионального)

Использование опыта

в качестве источника

обучения

Оказание помощи в

использовании опыта в

процессе обучения

Индивидуализация,

конкретизация

процесса обучения

Готовность к

обучению

(мотивация) и цель

Высокая мотивация,

жизненно важная

проблема

Ведущая роль в

формировании

мотивации, цель

обучения

Оказание помощи в

выявлении

потребностей и

определении целей

Индивидуализация

обучения, с

сохранением общих

целей

Использование

полученных

Немедленное, в целях

решения важной

проблемы.

Приобретение

ЗУНков, для решения

проблемы

Оказание

помощи

в

отборе

содержания

обучения

Обучение по

междисциплинар - ным

модулям

Участие в

Активное

Активное участие на

всех этапах обучения

Организация

совместной

деятельности

Совместная

деятельность

Технические действия обучающего и обучающегося.

Андрагогическая модель обучения.

Обучающий

Обучающийся

Проведение диагностических тестов, анкет,

собеседований; наблюдение

Выполнение диагностических операций и

овладение технологией самодиагностики

Совместное создание индивидуальной

программы обучения (учебного плана, учебного

контракта)

Совместное создание индивидуальной

программы обучения (учебного плана, учебного

контракта)

Реализация мер, обеспечивающих физические,

научно-методические и психологические

условия успешного обучения

Выполнение условий, необходимых для

создания благоприятной психологической

атмосферы обучения

Диагностический опрос; мониторинг

реализации процесса обучения; использование

адекватных целей обучения и учет

особенностей обучающихся

Поиск и использование различных источников,

средств, форм и методов обучения

Использование различных критериев, форм,

методов, процедур оценивания достижений в

обучении и самого процесса обучения

Использование различных критериев, форм,

методов, процедур оценивания достижений в

обучении и самого процесса обучения

Внесение необходимых изменений в те

компоненты процесса обучения, которые

оказались не эффективными

Выработка рекомендаций по коррекции

процесса обучения; участие в процессе внесения

изменений в программу обучения



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!