Автор: Ильичёва Екатерина Михайловна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №117
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: АНДРАГОГИКА-технология обучения взрослых
Раздел: среднее профессиональное
. М. Ильичева
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117
ФСИН РОССИИ
ФИЛИАЛ №2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: «АНДРАГОГИКА-технология обучения взрослых»
Автор-разработчик:
мастер производственного обучения Ильичева Екатерина Михайловна
Рассмотрено на заседании МК Ф№2 Протокол № 2 от
10.10.2022г. Ответственный за
методическую работу
Самара 2022
Технология обучения взрослых.
АНДРАГОГИКА - наука об обучении взрослых,
обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по
организации процесса обучения.
Технология обучения взрослых - это система научно-
обоснованных андрагогическими принципами обучения
действий взрослых обучающихся и обучающих,
осуществление которых с высокой степенью
гарантированности приводит к достижению поставленных
целей обучении.
Структурно технология обучения взрослых представляет
собой систему операций, технических действий и функций,
реализуемых взрослыми обучающимся и обучающими на
каждом этапе процесса обучения.
В андрагогической модели обучения ведущая роль в
организации процесса обучения принадлежит обучающемуся.
Взрослый обучающийся - активный элемент, один из
равноправных субъектов процесса обучения.
Известный американский ученый-андрагог М.Ш Ноулз
выделяет шесть «сверхцелей» для эффективности обучения
взрослых:
•
Приобретение знаний (обобщение опыта, интериоризация,
овладение информацией);
•
Достижение понимания, уяснения (обобщение и
применение информации на практике);
•
Приобретение умений (возможность новых практических
действий);
•
Приобретение качеств (возникновение новых
эмоциональных черт);
•
Приобретение ценностей (восприятие и приоритетное
ранжирование убеждений);
•
Удовлетворение интересов (удовлетворение стремления к
новым видам деятельности).
Андрагогические принципы обучении.
1.
Приоритет самостоятельного обучения.
( Самостоятельная организация процесса обучения).
2.
Принцип совместной деятельности.
( Совместная деятельность обучающегося с
обучающим).
3.
Принцип опоры на опыт обучающегося.
( Опора на жизненный опыт - бытовой, социальный,
профессиональный).
4.
Индивидуализация обучения.
(Учет уровня подготовки, психофизиологических,
когнитивных особенностей обучающегося).
5.
Системность обучения.
( Соответствие целей, содержания, форм, методов,
средств обучения и оценивание результатов).
6.
Контекстность обучения.
( Ориентировано на совершенствование личности
обучающегося).
7.Принцип актуализации результатов
обучения.
(Применение на практике полученных ЗУ Нов).
8.
Принцип элективности обучения.
( Свобода выбора целей, содержания обучения).
9.Принцип развития образовательных
потребностей.
( Формирование потребности в самообразовании).
10. Принцип осознанности обучения.
( Осмысление обучающимися всех параметров
процесса обучения).
Группы методов.
1.Методы организации и самоорганизации
учебно-познавательной деятельности:
•
Словесные, наглядные, практические (отражающие
перцептивный аспект структуры познания);
•
Индуктивный и дедуктивный (логический аспект);
•
Объяснительно-репродуктивный и информационно-
поисковый (гностический аспект);
•
Управления и самоуправления учебнопознавательной
деятельностью (кибернетический аспект).
2.
Методы стимулирования и мотивации:
•
Формирования (самоформирования) познавательных
интересов;
•
Формирования (самоформирования) долга и
ответственности в учении.
3 .Методы контроля и самоконтроля
эффективности обучения:
•
Устный;
•
Письменный;
•
Лабораторный;
•
Программированного и непрограммированного
контроля (самоконтроля);
•
Машинного и безмашинного контроля
(самоконтроля).
Андрагогическая модель обучения.
Социально-
психологические
установки
Характер установки
Деятельность и роль
обучающегося
Деятельность и роль
обучающего
Характер организации
процесса обучения
Самосознание
Стремление к
самостоятельности,
независимости,
самоуправлению
Самостоятельный
поиск
информации;
определение
параметров
обучения
Оказание помощи в
обучении и поиске
информации
Самостоятельное
определение
параметров обучения и
поиск ЗУНков
Наличие объема
жизненного опыта
(социального,
профессионального)
Использование опыта
в качестве источника
обучения
Оказание помощи в
использовании опыта в
процессе обучения
Индивидуализация,
конкретизация
процесса обучения
Готовность к
обучению
(мотивация) и цель
Высокая мотивация,
жизненно важная
проблема
Ведущая роль в
формировании
мотивации, цель
обучения
Оказание помощи в
выявлении
потребностей и
определении целей
Индивидуализация
обучения, с
сохранением общих
целей
Использование
полученных
Немедленное, в целях
решения важной
проблемы.
Приобретение
ЗУНков, для решения
проблемы
Оказание
помощи
в
отборе
содержания
обучения
Обучение по
междисциплинар - ным
модулям
Участие в
Активное
Активное участие на
всех этапах обучения
Организация
совместной
деятельности
Совместная
деятельность
Технические действия обучающего и обучающегося.
Андрагогическая модель обучения.
Обучающий
Обучающийся
Проведение диагностических тестов, анкет,
собеседований; наблюдение
Выполнение диагностических операций и
овладение технологией самодиагностики
Совместное создание индивидуальной
программы обучения (учебного плана, учебного
контракта)
Совместное создание индивидуальной
программы обучения (учебного плана, учебного
контракта)
Реализация мер, обеспечивающих физические,
научно-методические и психологические
условия успешного обучения
Выполнение условий, необходимых для
создания благоприятной психологической
атмосферы обучения
Диагностический опрос; мониторинг
реализации процесса обучения; использование
адекватных целей обучения и учет
особенностей обучающихся
Поиск и использование различных источников,
средств, форм и методов обучения
Использование различных критериев, форм,
методов, процедур оценивания достижений в
обучении и самого процесса обучения
Использование различных критериев, форм,
методов, процедур оценивания достижений в
обучении и самого процесса обучения
Внесение необходимых изменений в те
компоненты процесса обучения, которые
оказались не эффективными
Выработка рекомендаций по коррекции
процесса обучения; участие в процессе внесения
изменений в программу обучения