Напоминание

«Начальное музыкальное обучение в классе фортепиано (донотный период)».


Автор: Панфилова Инна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Бердяуш, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Начальное музыкальное обучение в классе фортепиано (донотный период)».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» р.п. Бердяуш

Саткинского муниципального района

«Начальное музыкальное обучение в классе фортепиано

(донотный период)».

Методическая разработка

Бердяуш, 2022 г.

Музыке необходимо учить детей в раннем возрасте, независимо от

того, откроется в нём к 4-5 годам музыкальная одарённость или нет.

Музыкальные способности появляются не сразу, а развиваются в процессе

обучения,

и

нельзя

говорить

об

отсутствии

у

ребёнка

каких-либо

способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере.

Способности формируются на протяжении всей жизни человека, но в

их становлении существуют оптимальные периоды. Природа отпускает

человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог

заложить

фундамент

развёртывания

своих

способностей.

Музыканты

вынуждены начинать своё обучение в раннем возрасте, в тот период, когда

формируются двигательные центры. По истечении этого периода развития,

который психологи называют критическим, формирование и развитие

навыков сталкивается с большими трудностями. Но возраст обучающихся на

практике не ограничивается. Среди начинающих заниматься могут быть

дети 4-х, 5-ти летние и дети более старшего возраста.

Именно в возрасте 4-5 лет легче всего приобщить ребёнка к музыке,

чтобы она ему стала близкой и понятной. В 4-5 лет малыш не только

начинает познавать то, что его окружает, но и испытывает желание

подражать, пробовать свои силы во всём, что он воспринял и накопил.

Занятия музыкой полезны не только для эстетического, эмоционального

развития, воспитание вкуса, но и способствуют гармоничному развитию

всех человеческих качеств, организуют внутренний мир, дисциплинируют,

облагораживают, развивают мыслительную деятельность, заполняют досуг

содержательным отдыхом, активизируют человека.

Начальное

музыкальное

обучение

процесс

индивидуальный.

Практически с каждым учеником приходится начинать по-разному. Всё

зависит от возраста, общего и музыкального развития, его восприимчивости

и способностей. Однако до начала обычного обучения игре на фортепиано

каждый ребёнок проходит этап предварительного музыкального развития –

2

«донотный период». У одних детей он длится несколько недель, у других

несколько месяцев. Здесь нет никаких общих правил. Каждый педагог

решает этот вопрос в зависимости одаренности ученика, от того, как быстро

у него накопится запас необходимых музыкальных впечатлений. Первая

встреча с учеником – ответственный момент для педагога. Умение создать

простую, доброжелательную обстановку, сделать так, чтобы ребёнок

почувствовал расположение к себе, привлечь его симпатии – вот, что важно

для первого контакта.

В данной разработке я попыталась обобщить и систематизировать

свой опыт работы с детьми 4-5 лет.

Первые уроки музыки у нас с учениками начинаются с проверки

музыкальных способностей. Сначала проверяем слух. Для этого ребёнок

должен спеть знакомую ему песенку, можно одному или вместе с педагогом

под аккомпанемент фортепиано. Также для проверки слуха играю ему 1 или

2 вместе ноты, и ребёнок должен угадать, сколько звучит нот – дна или две.

Затем ребёнок учится угадывать регистры, сравнивая их с образами

животных:

высокий регистр – птицы,

средний регистр – зайцы, лисы и т.д.,

низкий регистр – медведи, слоны, бегемоты.

Ритм у ребёнка проверяем в движении под музыку: меняем темп или

ритм музыки. Ребёнок должен ходить, бегать под музыку. Хлопаем в

ладоши, повторяя ритм за педагогом.

Первые уроки музыки проходят более успешно, если ребёнка сразу

приобщать к ней, развивать у него способности вслушиваться, сравнивать,

оценивать наиболее яркие и понятные образы. Дети, слушая музыку, учатся

сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях. Поэтому

первые несколько уроков, минут десять, мы обязательно занимается

определением характера музыки. Здесь на помощь приходит «Музыкальный

букварь» Н. Ветлугиной.

Я играю разные песенки, а ребёнок учится

3

определять характер музыки, о чём рассказывает музыка? как рассказывает

музыка?

Дети

особенно

чувствуют

различие

характера

музыки

в

контрастных произведениях, легко сопоставляя весёлую песню «Солнышко»

и печальную – «Дождик», чувствуют различие между беспокойным,

взволнованным настроением, выраженным в «Грозе» и ласковым, нежным в

песне «Мама поёт».

Знакомство с инструментом я начинаю с объяснения, что обозначает

слово «фортепиано». В переводе с итальянского означает «громко – тихо».

Заглядываем

внутрь

фортепиано,

и

я

рассказываю,

как

рождаются

музыкальные звуки.

Буквально с первых уроков необходимо начинать подготовку рук к

первому

прикосновению

к

клавиатуре.

Свобода,

пластичность

и

ритмичность пианистических движений является основой начального

формирования моторики, в которых следует добиваться свободы не только

рук, но и всего корпуса (плеч, шеи). Упражнения по подготовке корпуса

обучающихся к игре на музыкальном инструменте условно можно разделить

на два этапа –

«доинструментальный», то есть вне инструмента, и

«инструментальный»,

связанный

с

конкретными

инструментальными

приемами. Каждый этап имеет свои определенные задачи в формировании

необходимых игровых ощущений и движений. Разделение на этапы дает

возможность

ученику

не

только

четко

осознать

и

почувствовать

взаимодействие всех частей корпуса, но и заложить основы координации

рук. В «доинструментальный» период входит подготовка корпуса ученика к

новым

двигательным

ощущениям,

воспитание

базовых

двигательных

ощущений каждой из рук в отдельности и их координации. На этом этапе в

своей

практике

я

использую

подготовительные,

вспомогательные

гимнастические упражнения, пальчиковые игры и игры на осязание. На

втором, так называемом «инструментальном» этапе постепенно вводятся

упражнения на сочетание различных приемов: legato – staccato, legato – non

legato.

4

Далее приводятся упражнения, используемые в нашей практике на

занятиях с начинающими обучаться игре на фортепиано.

«Восстановление дыхания»

Данное упражнение позволяет почувствовать мышечные группы

спины, расположенные в верхней и нижней ее частях, – зоны плечевого

пояса и поясницы. Данные мышечные группы являются генераторами силы

пианиста,

их

активная

работа

служит

основой

правильного

функционирования и четкого взаимодействия всех частей рук.

Поднимаясь на носки, медленно сделать вдох и одновременно поднять

обе руки вверх. Затем руки стремительно падают вниз (выдох) и болтаются,

как плети. Перед началом упражнения для создания игровой ситуации

сказать ребенку, чтобы он представил, что долго-долго бежал, запыхался и

ему надо восстановить дыхание, педагогу необходимо проследить за тем,

чтобы ребенок полностью освобождал руки на действие «выдох».

«Шалтай-Болтай»

Упражнение

базируется

на

ощущении

веса

руки,

как

единой

целостной системы всех ее частей, при этом возникает взаимодействие двух

крайних точечных зон руки: мышечных групп лопатки и мышечных групп

кисти и пальцев.

Опустить руки свободно вниз, чуть нагнуться вперед. Покачивать их

навстречу друг другу все больше и больше. Разучиваем с детьми

английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

«Шалтай – Болтай сидел на стене. Шалтай – Болтай свалился во

сне.

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая, Шалтая – Болтая,

Болтая – Шалтая собрать».

«Качели»

В этом упражнении происходит ощущение руки как составной части

корпуса, функционирующей за счет силовых действий мышечных групп

5

зоны лопаток, плечевого сустава и плеча. Согласованность действий данных

мышечных групп дает возможность руке совершать самые разнообразные

движения во всех направлениях и плоскостях.

Перед началом упражнения вводим ребенка в игровую ситуацию:

просим представить, что он качается на качелях. Упражнение выполняется

поочередно каждой рукой: опустить руку вдоль туловища и свободными

движениями раскачивать ее вперед-назад, увеличивая амплитуду движения.

Можно также попросить выполнить круговое вращение руки.

«Новая кукла»

Выполняется сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги

стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях. Покачать туловищем с

прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться - кукла

сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают

солдата и мягкого толстенького медвежонка.)

«Заводная кукла» или «Робот».

Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено),

завод кончился, постепенно руки падают, «выключаются» пальцы рук,

кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными

руками.

Упражнения необходимо выполнять с начинающими учениками с

первых занятий примерно в течение всего «доинструментального» периода.

В дальнейшем, по необходимости, если педагог видит, что ребенок перестал

ощущать свободу и вес руки, вполне достаточным будет одного повтора

каждого

из

упражнений,

для

самостоятельной

домашней

работы

необходимо порекомендовать делать эти упражнения ежедневно перед

каждым занятием.

Известно, насколько велика роль мелкой моторики в техническом

развитии обучающихся, а неразвитость координации движений, малая

чувствительность кончиков пальцев не позволяет тонко чувствовать

градации

извлекаемого

звука.

Одним

из

следующих

шагов

в

6

координационно-двигательном

развитии

ребенка

-

использование

пальчиковых игр, которые направлены на развитие мелкой моторики. Они

позволят обучить ребенка сознательному управлению своим мышечно-

двигательным аппаратом.

«Борьба пальцев»

Это упражнение можно делать сидя на стуле. Ребёнок поднимает руки

на уровне грудной клетки, локти отводит в стороны, а пальцы сцепляет на

уровне грудной клетки между собой и тянет в разные стороны, не разжимая

пальцы.

«Погрозить кулачками»

Ребёнок руки сгибает в локтях, держит их перед собой. Пальцы крепко

зажимает в кулачок каждой рукой.

«Колечки»

Упражнение дает осознание направления и движения определенного

пальца и одновременно взаимодействия пальцев между собой.

Правая и левая рука одновременно соединяют в букву «о» большой-

указательный (1-2), большой-средний (1-3), большой-безымянный (1-4),

большой-мизинец (1-5). Педагогу необходимо следить, чтобы пальцы были

круглые, не проламывались в суставах, при этом кончики пальцев

соприкасались подушечками. Внимание к таким деталям в дальнейшем

облегчит педагогу задачу показа ребенку так называемой «постановки»

руки.

Только после того, как ребенок достаточно ловко освоит это задание,

пробовать

исполнять

его

в

определенном

ритмическом

рисунке

с

подтекстовкой:

   

Раз колечко, два колечко,

      

Вот как ве - се - ло иг - рать.

7

Ритм восьмых выполняется каждой парой пальцев по два раза. Таким

образом мы помимо координационных задач решаем проблему воспитания

чувства ритма.

«Встречные колечки»

Данное

упражнение

способствует

максимальной

концентрации

внимания на процессе взаимодействия пальцев между собой.

Игра напоминает предыдущую, только правая рука начинает с

большого - указательного пальцев, а левая рука с большого-мизинца.

Сложность в выполнении этого задания состоит в том, что движения в

соединении пальцев должно происходить одновременно двумя руками, что у

детей не всегда получается. Не следует торопить в этом упражнении ребенка

исполнять с подтекстовкой и в определенном ритмическом рисунке, так как

это задание сложнее предыдущего, не у всех детей оно получается с первого

раза. Можно начинать его выполнять с ровных четвертных длительностей

без подтекстовки, затем переходить к более сложному ритмическому

рисунку, например:

       

На - ши паль - чи - ки у - ме - ют

      

Лов - ко де - лать ко - ле - со.

Как и в предыдущем задании, восьмые исполняются по две каждой

парой пальцев.

«Стук в дверь»

В данном упражнении происходит взаимодействие всех частей руки,

начиная с кончиков пальцев и заканчивая плечевым поясом и лопаткой.

Руки ребенка лежат на коленях, правую руку ребёнок подносит к краю

стола и кончиком каждого пальчика (с 1-го по 5-й) - «стучит в дверь». Тоже

самое проделываем с левой рукой. Нужно следить за тем, чтобы пальцы

были круглые и свод руки не проваливался.

8

Упражнения выполняются сначала сидя за столом, через 2-3 дня - за

инструментом. Необходимо посадить ребенка за стол так же, как за

инструмент.

Одной из важнейших задач детской фортепианной педагогики

является создание выносливого, здорового аппарата ученика, который

позволяет решать различные художественные и технические задачи.

Поэтому педагогу необходимо иметь знания не только в области анатомии и

физиологии, но и иметь представление о целостных природных функциях

руки и о принципах работы всех звеньев руки при выполнении этих

функций. Во время занятий с обучающимися следует внимательно

наблюдать, пытаться понять ощущения ребенка во время выполнения

задания, вовремя исправлять и корректировать их действия. Педагог должен

обладать своего рода эмпатией, не только чувств, но и движений и

ощущений обучающихся. А координационные способности, безусловно,

развиваемы, и скорость и степень их развития во многом зависит от

целенаправленных

педагогических

усилий,

а

также

усилий

самого

обучающегося.

После выполнения упражнений ученику нужно помочь правильно

занять положение у фортепиано. Объясняю ученику, что существуют 3

точки опоры:

1. Ноги – первая точка опоры. Ноги слегка расставлены и упираются

пятками в пол или скамеечку.

2. Сиденье стула – это вторая точка опоры. Нужно объяснить ученику,

что садиться нужно на полстула, на такой высоте, чтобы удобно было

доставать до клавиатуры (на сиденье стула можно положить специальную

подставочку)

3. Пальцы – это третья точка опоры. Спину нужно держать ровно,

локти не прижимать к туловищу, а немного отвести их в сторону. Запястье –

это мост, соединяющий руки с клавиатурой. Оно должно быть на уровне

9

белых клавиш. Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в

клавиши, запястье гибкое упругое.

Наши выдающиеся музыканты-педагоги Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов,

А.Б. Гольденвейзер и др. придавали большое значение свободной посадке за

инструментом: «Основа хорошего звука – полная свобода корпуса, всей

руки от плеча до кончиков пальцев» (Г.Г. Нейгауз); «Работа над звуком

начинается с посадки» (К.Н. Игумнов); «Первоначальные игровые навыки

должны воспитывать у ребёнка ощущение свободы движений… С чего

следует начинать? Начинать лучше всего с отказа от негодного, с

решительной борьбы со всеми влияниями, препятствующими осознанию

единства движения и «свободного тела» (А.Б. Гольденвейзер). Таким

образом, посадка за инструментом – важный момент в обучении.

После того, ка ребёнок правильно сел за инструмент, я им

рассказываю, что руки – это большая семья, а пальцы – это братья. Они все

имеют имена и номера:

Большой палец – 1-ый,

Указательный палец – 2-ой,

Средний палец – 3-ий,

Безымянный палец – 4-ый,

Мизинец – 5-ый.

Живут братья-пальцы все дружно в «домике». Делаем домик: для

этого на крышку пианино ребёнок кладёт руки, слегка сгибая пальцы. При

этом, у каждого пальца (кроме 1-ого) должны быть видны 3 «бугорка».

«Бугорки» - это места сгибания, которые создают «каркас свода» всей кисти.

У 1-ого пальца особенная форма: у него видны только 2 «бугорка», и они

«смотрят» вбок. Пока первые пальцы не играют, они должны находиться в

свободном, «повисшем» состоянии, и, следуя за остальными пальцами,

должны быть всегда «наготове», ждать, когда придёт их время опуститься

на нужную клавишу. Самые верхние «бугорки» у пальцев – это крыша

10

«домика». Объясняю, что крыша у «домика» не должна прогибаться вниз. И

затем ребёнок отдаёт приказы пальцам:

- приказываю подняться 3-ему пальцу!

- приказываю подняться 2-ому пальцу» и т.д.

Проговариваем каждым пальцем разные стишки, например:

1 2 1

Шесть ко – тят

1 3 1

Есть хо – тят.

2 2 3 3 4 4 5

Дай им ка – ши с мо – ло – ком,

2 2 3 3 4 4 5

Пусть ла – ка – ют я – зы – ком,

2 2 3 3 4 4

По – то – му – что кош – ки

5 4 3 2 1 1

Не е – дят из лож – ки.

Следующее упражнение уже выполняем на фортепиано. Упражнение

называется «парашютики»: руки принимают форму «домика», 3-им пальцем

правой руки берём ноту «до» переносим руку сначала вправо по клавиатуре

(поднимаемся), затем влево (спускаемся). Также выполняем левой рукой.

При этом рука опускается на клавиши как «парашютик» мягко, плавно и

свободно по дуге (рисуя в воздухе «радугу»), с клавиши на клавишу. На

следующий урок упражнение «парашютик» выполняем уже на другой

клавише, на ноте «ре» и т.д. за несколько уроков ученик выучит все белые

клавиши.

Первые песенки ребёнок начинает играть, передавая различные шаги

музыки: «шаги медведя», «марша», «бегемота», «качелей». Сначала ребёнок

учиться передавать шаги «марша», я играю «Марш» С. Прокофьева, ребёнок

марширует под марш. Затем добавляем хлопки в ладоши. Объясняю, что

11

дальше нужно передать шаги марша на клавиатуре. Ребёнок играет на ноте

«соль» попеременно каждой рукой в верхней части клавиатуры. Затем

пробуем

передать

шаги

«медведя»

(ноты

«соль-диез»

и

«до-диез»

контроктавы). Следующая пьеса - «Добрый бегемот» (прил. 1) - более

сложная. Ученик передаёт шаги бегемота уже на 4-х клавишах:

«си-бемоль» - «фа» - правая рука,

«ми-бемоль» - «си-бемоль» - левая рука.

Играем пьесу вместе с учеником.

При этом с ребёнком обязательно обговариваем, какие шаги – легкие

или тяжелые, а также они должны быть ровные.

Первые пьесы, которые ребёнок начинает разучивать в «донотный

период», играются «с рук» на чёрных клавишах. Это, например, «Уж как

шла лиса по травке», «Киска» (прил. 1), «А мы просо сеяли», «Котик

мохнатый» (прил.2), «Живём мы на горах» и др.

Для первых шагов начинающего пианиста игра на чёрных клавишах

представляется очень удобной. Чёрные клавиши выделяются цветом и

упорядоченным расположением, а это облегчает ориентацию на клавиатуре.

Поскольку каждая клавиша изолирована от соседних, её легко взять одним

пальцем при собранном положении остальных. Кроме того, чёрная клавиша

сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру

прямыми пальцами.

Использование чёрных клавиш в начальном периоде обучения

необходимо. Ещё Ф. Шопен предложил методику пяти «золотых нот» и

считал наиболее удобным способом организации руки пианиста игру

следующей последовательности: es – fis – gis – ais – h(his). «Шопен ясно даёт

понять, что положение, которое занимает рука на указанных выше 5

клавишах… самое непринуждённое, самое удобное и самое правильное…

Только при последнем расположении руки и пальцев… он рекомендовал

пианистам начинать пальцевые упражнения, причём для того, чтобы

избежать всякого напряжения и зажатости, сперва играть их не legato, а

12

лёгким, мягким staccato, сохраняя полную свободу и гибкость запястья и

кисти.

Затем

переходить

к

лёгкому

portato,

далее

к

markato

(акцентированному legato) и, наконец к настоящему, полноценному legato».

(Я. Мильштейн. Советы Шопена пианистам).

Следующее упражнение «Паровозик» (прил. 2)

более сложное,

основано на методике пяти «золотых нот». Это упражнение учитывает

естественную длину пальцев и различную высоту белых и чёрных клавиш.

Главное в этом упражнении, ощущать лёгкость и свободу рук.

Каждая из пьес, с которыми начинает заниматься ученик, содержит

конкретный образ. Это позволяет поставить перед учеником определённую

исполнительскую задачу. Все пьесы, которые ученик начинает изучать

играются приёмом non legato. Правильный приём игры non legato является

основой для овладения всеми другими штрихами.

При игре non legato рука плавно опускается сверху с опорой на

кончик пальца. Важно найти ощущение лёгкой, активной упругости всей

руки (в запястье, локте, плече). Возникает ассоциация с «пружинкой».

Запястье должно хорошо пружинить при сцеплении кончика пальца с

клавишей.

При игре non legato в соответствии с содержанием пьес возможны

разные извлечения звука – протяжённый звук в «Киске», «Котик мохнатый»,

более короткий и упругий – «Уж как шла лиса» и т.д. Трудность материала

должна

нарастать

постепенно:

увеличивается

количество

звуков,

и

соответственно, занятых пальцев. На пьесах из сборника «Первая встреча с

музыкой» А. Артоболевской – «Вальс собачек», «Прыг-скок», «Живём мы

на горах» вырабатывается свободное погружение веса руки в клавишу с

опорой на 3-ий палец. Такие пьески, как «Казачок», «Дразнилка», на белых

клавишах, помогают перейти к элементам игры legato. Объясняю ребёнку,

что legato – это «переливание» одного звука в другой (из «кувшина» в

«стакан»). Играть legato лучше начинать с 4-3-2-х «длинных пальцев».

Например, пьеса «Дразнилка». Игра legato «из рук в руки» для ребёнка

13

представляется наиболее удобной. Опорный звук берётся сверху, всем весом

руки, с ощущением «пружинки» в запястье (кисть плавно опускается вниз).

Третий звук – лёгкий берётся на снятии руки (кисть поднимается плавно

вверх). При этом пальцы как-бы «переступают» с одной клавиши на другую

активно, без толчка.

Итак,

освоенными

с

помощью

гимнастики,

приёмами

и

упражнениями. А также лёгкими первыми пьесами ребёнок постепенно

вступает в период изучения нотной грамоты. Важно в этот ответственный

период преподносить нотный материал так, чтобы не отпугнуть ребёнка

сложностью, чтобы он воспринял его как интересную игру-задачу.

Список используемой литературы

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва,

1961 г.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Москва, «Советский

композитор», 1987 г.

3. Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. Москва,

«Советский композитор», 1990 г.

4. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград, «Советский

композитор», 1989 г.

5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. Москв, «Музыка», 1986 г.

6. Коновалов А. А. Игры и упражнения для рук и пальчиков. Курган:

Компьютерный набор – кооператив «КВИД», 1998 г.

7. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. Москва, «Музыка», 1967

г.

8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. «Фирма «Издательство

АСТ», 1999г.

14

9. Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений.

(Доинструментальный период). Екатеринбург, 1994.

10. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое

пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.

11.Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. Москва,

«Советский композитор», 1987г.

12. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.

Ленинград. “Музыка”, 1985 г.

15

16



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!