Особенности личностно-ориентированного образовательного процесса
Автор: Гордеева Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС№18 г.Челябинск" Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Статья Тема: Особенности личностно-ориентированного образовательного процесса Раздел: дошкольное образование
Особенности личностно-ориентированного образовательного процесса.
1.Цели и возможности личностно-ориентированного обучения.
2.Особенности личностно-ориентированного образовательного процесса.
3.Список используемой литературы.
1.Личностно-ориентированный образовательный процесс-это такое обучение,
в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка.
Именно личность ребенка является тем субъектом на который и направлен
процесс обучения.
Целью личностно-ориентированного образовательного процесса является
развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и
непохожести на других детей. Процесс обучения должен строиться таким
образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера
ребенка, его личные убеждения. Именно на таких факторах и строится
внутренний мир ребенка.
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы механизмы
обучения полностью совпадали с естественными для ребенка механизмами
познания окружающего мира. В основе личностно-ориентированного
образовательного процесса должно лежать сотрудничество, между ребенком
и педагогом, а также полная свобода выбора ребенка.
Воспитатель должен строить процесс обучения таким образом, чтобы на
первый план выдвигались именно интересы и потребности ребенка. И только
со строгим учетом всех особенностей ребенка, педагог может определить
основополагающую направленность именно своей деятельности. Этот
момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном
порядке. В другом случае о личностно-ориентированном обучении даже быть
не может – оно не возможно априори.
Также очень важно при личностно-ориентированном образовательном
процессе оценивать не только конечный результат, но и сам процесс
достижения этого результата. Педагог должен помнить о том, что все дети
изначально обладают различными способностями и уровнем знаний и все
дети очень разные. Поэтому одну и ту же информацию, данную педагогом,
разные дети усваивают по- разному, кто-то в большей, кто-то в меньшей
степени. И такой как, например субъективный опыт, дети также имеют самый
различный. А у нас речь идет о таком образовательном процессе, как
личностно-ориентированное обучение, педагог должен ориентироваться
именно на субъективный опыт и способности каждого конкретного ребенка.
2. Как известно, процесс развития личности ребенка и его обучения
начинаются сразу же после его рождения. Именно заложенные в этом
возрасте качества целиком и полностью определяют дальнейший характер не
только ребенка, но и того взрослого человека, которым он станет.
Воспитатель должен помнить, что личностно-ориентированное образование
основано на равноправии. То есть учитель, и ученик являются абсолютно
равноправными субъектами процесса обучения. Воспитатель в первую
очередь является именно равноправным партнером ребенка, который всегда
может дать нужный совет и должным образом скоординирует процесс
обучения. И только потом воспитатель может быть лидером и примером для
подражания ребенку. На малышей ни в коем случае нельзя оказывать хоть
какое-либо психологическое давление. Так например, ни в коем случае не
стоит заставлять делать ребенка то, чего он не хочет. Если кроха наотрез
отказывается рисовать, а хочет лепить из пластилина – вряд ли у него
получится хороший рисунок. А вот поделка из пластилина может выйти
просто замечательной. Именно в этом и заключается личностно-
ориентированное обучение дошкольников. Во главу процесса обучения
должны ставиться интересы и потребности ребенка.
Личностно-ориентированное обучение в первую очередь базируется на
основе личностного опыта ребенка. Именно поэтому педагог должен знать
уровень способностей ребенка. То есть - это учет личностного опыта ребенка.
Также важно развитие навыков познания. Не стоит забывать о том, что хоть
природа и наделила при рождении каждого ребенка естественными навыками
познания, их необходимо постоянно развивать и поддерживать. Ведь бывает
так, что одного ребенка научили пользоваться ложкой, а другого нет. Задача
взрослых, поддерживать в ребенке стремление к познанию нового для него, а
так же всячески развивать их.
Логика построения материала для малышей должна быть особенной. В
первую очередь она должна согласовываться, и учитывать особенности
восприятия информации ребенком. И только после этого, в том случае, если
это не противоречит интересам самого ребенка, может учитываться интерес
воспитателя и особенности дошкольной программы.
Еще одна важная особенность личностно-ориентированного обучения - это
творческое развитие ребенка. В первую очередь ребенок сам должен
заинтересоваться творчеством и попробовать себя во всех областях. Очень
вероятно, что подобным образом ребенку удастся найти себя в будущем.
Крайне важно правильно и эффективно организовать учебный процесс таким
образом, чтобы все дети получили индивидуальный подход и внимание.
Именно поэтому от педагога требуется высокий уровень профессионализма и
специальная подготовка, без которой личностно-ориентированное обучение
просто невозможно.
Главное помнить, что любой ребенок нуждается в безграничной любви его
родителей, их поддержке и понимании в любой ситуации. Это поможет
ребенку вырасти хорошим, а главное счастливым человеком!
3. Список используемой литературы:
1.Бабунова Т.М Дошкольная педагогика.
2.Козлова С.А,. Козлова Т.А Дошкольная педагогика.
3.Якиманская И.С Технология личностно-ориентированного образования.
4.Концепция дошкольного воспитания.М-1989.
5.Смирнова Е.О Педагогические системы и программы дошкольного
воспитания.