Автор: Левченко Анна Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ №8
Населённый пункт: г. Батайск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные методы в логопедической работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные методы в логопедической работе с детьми
Хорошо развитая речь ребёнка является важным условием успешного обучения в школе. На
сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей имеется обширный
практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию
ребёнка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во – первых,
помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во – вторых, опосредованный, к
которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии, это: логопедический
массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок
терапию и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Японская методика пальцевого массажа. Во всех дошкольных учреждениях Японии,
начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что каждого пальца положительно влияет
на определённый орган. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с
мозгом: работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах); предотвращает
развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при
обслуживании докучливых клиентов).
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений. Фитотерапию использовали
вавилоняне еще в XI в. до н.э. Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения
при различных речевых аномалиях.
Аромотерапия.
Исследования
ученых
показали,
что
запахи
способны
управлять
работоспособностью и настроением человека.
В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения
производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и
растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и
искусственные звуки.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
• музыкопсихотерапия — решает задачи нормализации психоэмоционального
состояния. Может проходить в различных формах:
1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что
«снилось»?);
2) музыкально-образная медитация;
Интегративная
музыкотерапия
—
интеграция
физиологии,
рефлексотерапии
и
музыкознания — синтез музыкального и зрительного восприятия:
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии —
создание положительного эмоционального фона реабилитации:
Хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и
цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции
вегетативной нервной системы и эндокринных желез.
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50
различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и
деятельность мозга.
Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ).
В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в
заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основа¬на на идентификации с образом
любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Применение
данных
методов
коррекции
нельзя
рассматривать
изолированными,
самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания
благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге,
улучшает эффективность
коррекционного воздействия.